logo
Уч

Суммарные издержки

Если проанализировать график на рис. 11.2, то видим, что предприятие имеет прибыль на отрезке от нижней до верхней границы безубыточности, для которых выручка выше кривой затрат. Точки нижней и максимальной границы характеризуют пороговые значения продажи товаров, и отражают, как минимум, два порога рентабельности. Точка максимума прибыли соответствует максимальному сближению предельной выручки и предельных затрат. После прохождения этой точки и по мере приближения к точке верхней границы безубыточности, совокупные издержки начинают возрастать и постепенно после точки верхней границы безубыточности вновь превышать выручку от реализации продукции. Предприятие начинает терпеть убытки. Точка безубыточности рассчитывается по формуле (11.12) [20]:

, (11.12)

где Qточка безубыточности в рублях;

– постоянные издержки на единицу про­дукции;

— переменные издержки на единицу продукции;

— отпускная цена едини­цы продукции.

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение суммы покрытия (валовой маржи) к прибыли. Но силу воздействия операционного рычага можно рассчитывать только для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Изменяется выручка от реализации, изменяется и сила воздействия операционного рычага. Эффект операционного рычага можно регулировать, если контролировать величину постоянных затрат: чем больше постоянные затраты, тем меньше прибыль, тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот.

СПРАВКА. Следует отличать точку безубыточности и порог рентабельности. Точка безубыточности – это такая выручка от реализации продукции, которая покрывает переменные и прямые постоянные затраты. Порог рентабельности – это такая выручка от реализации продукции, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли, когда сумма покрытия равна сумме постоянных затрат (прямых и косвенных), а прибыль равна нулю. К прямым постоянным затратам относят затраты возникающие на уровне основных подразделений (входят в состав суммы покрытия I) и издержки основных подразделений по группам продуктов (входят в состав суммы покрытия II). Их относят непосредственно на конкретное изделие. К косвенным – издержки вспомогательных подразделений (входят в состав суммы покрытия III), издержки функциональных отделов (входят в состав суммы покрытия IV), издержки всего предприятия (входят в состав суммы покрытия V) – их отнесение на отдельные изделия осуществляется пропорционально доле изделия в выручке (или доле прямых материальных затрат в себестоимости). Расчет сумм покрытия для различных промежуточных уровней позволяет определить, какая продукция выгодна для производства, а какую невыгодно производить, повысить обоснованность использования мощностей отдельных подразделений, определить цены реализации. Расчет порога безубыточности и порога рентабельности служит инструментом в оценке жизненного цикла продукции, позволяет планировать прохождение первого и второго порога безубыточности и, как только сумма покрытия не будет покрывать прямые переменные и прямые постоянные затраты, принимать решение о продолжении или снятии с производства той или ной продукции.

Эффект финансового рычага показывает, приведет ли финансирование инвестиций заемными средствами к такому увеличению прибыли, которое повысит рентабельность собственных средств.

СПРАВКА. Грубо механизм действия этого инструмента как рычага рассмотрим на следующем примере. Предположим, что предприятие достаточно успешно работает и его продукция пользуется спросом. Перед менеджментом предприятия стоит задача увеличения объема выпуска продукции. Для этого необходимы дополнительные производственные мощности (или провести модернизацию, или ввести в действие новые и т.п.). В любом случае предприятию нужны инвестиции. Дальнейшие действия менеджмента рассмотрим по двум направлениям: одно, когда они ориентированы на использование собственного, другое, когда предполагается привлечение заемного капитала. В случае, если предприятие выбрало вариант использования только собственных средств, но их недостаточно, то оно, обычно, создает резервный фонд и постепенно накапливает там ресурсы для финансирования инвестиций. Период времени необходимый для накопления нужной суммы может оказаться достаточно длительным, что в условиях рынка очень часто приводит к тому, что конкуренты, удовлетворяя спрос населения, осваивают не занятую рыночную нишу, и предприятие, к моменту ввода в действие новых мощностей, может потерять рынок сбыта. С подобной проблемой сталкиваются многие предприятия, не оценивающие с этих позиций эффективность использования заемных источников финансирования.

Для того, чтобы не откладывать время выхода на рынок с тем объемов товаров, который позволит удовлетворить спрос и увеличить сумму прибыли, предприятие может воспользоваться заемными средствами для финансирования приобретения или основных, или оборотных (так как аналогичная ситуация возникает при нехватке оборотных средств), или тех и других средств вместе. Своевременное их приобретение, подкрепляемое планами получения регулярного дохода в условиях высокого спроса, обеспечивает возможность существенного увеличения прибыли в плановом периоде. В этой ситуации, полученные заемные средства как рычаг увеличивают возможности предприятия по производству и реализации продукции, а ожидаемый доход обеспечит не только продолжение деятельности в достигнутых объемах, но и позволит существенно увеличить массу прибыли от роста объема реализации.

Эффект рычага возникает только в том случае, если, как это уже указывалось, привлечение заемных средств позволяет увеличить сумму прибыли, обеспечивающую повышение рентабельности собственного капитала. В наличие подобного эффекта и есть смысл привлечения заемных средств. В ситуации, когда предприятие привлекло для финансирования инвестиций заемные ресурсы, а одновременно используемые в производстве собственные средства стали приносить больше дохода, предприятие работает больше на себя, а не только на кредитодателя. Если этого не случиться, то предприятие будет вынуждено выплачивать и проценты, и долг по кредиту не за счет прибыли, а из других фондов. В этом экономический смысл финансового рычага. Таким образом, если привлечение заемных средств не увеличивает сумму прибыли, обеспечивающую повышение рентабельности собственного капитала, то их привлечение экономически нецелесообразно.

Расчет уровня эффекта финансового рычага осуществляется по формуле (11.13), [18]. Рассмотрим пример, когда эффект финансового рычага отсутствует, так как в этом случае предприятию приходится решать, выгодно или нет привлекать заемные средства для увеличения своих доходов.

, (11.13)

где: - экономическая рентабельность предприятия, %;

– средняя расчетная ставка процента по заемным средствам, %;

– величина заемных средств, руб.;

- величина собственных средств, руб.

Экономическая рентабельность – (рентабельность всех активов), рассчитывается как отношение прибыли к сумме активов. Предположим, что на анализируемом предприятии . Средняя расчетная ставка процента по заемным средствам – рассчитывается как отношение фактических финансовых издержек по всем кредитам в исследуемом периоде к общей сумме заемных средств, используемых в этом же периоде. Так, если предприятие по всем полученным кредитам в анализируемом периоде выплатило 34200000 руб., а общая сумма заемных средств составила 180000000 руб., то .

Отношение величины заемных средств к величине собственных называют плечом финансового рычага. В нашем примере примем ЗС = 180000000 руб., а СС = 110000000 руб. Следовательно, плечо финансового рычага =

Составляющую формулы расчета уровня эффекта финансового рычага называют дифференциалом. Чтобы учесть влияние на расчеты показателей, входящих в дифференциал величины налогообложения, его снижают с учетом действующей ставки налога на прибыль – 24%, или (1-0,24). Величина дифференциала показывает выгоду предприятия в привлечении заемных средств. Если разница между и положительна, то это означает, что рентабельность предприятия обеспечивает увеличение суммы прибыли, которой будет полностью достаточно для покрытия платежей по долгам за привлеченные заемные средства и для использования на собственные нужды предприятия. В противном случае, предприятие работает без учета своих долгосрочных интересов, а ограничивается тем, что обеспечивает получение дохода инвестора на данном промежутке времени. Задача обеспечения интересов инвестора всегда основная в работе предприятия, но эта задача только тогда отвечает действительным интересам инвестора, если она рассчитана на длительный период. Рассмотрим, что происходит на предприятии, когда по нашему примеру уровень эффекта финансового рычага отрицательный.

.

Отрицательная величина возникла по причине отрицательного значения дифференциала, так как экономическая рентабельность ниже средней расчетной ставки процента по кредитам, и независимо от величины плеча финансового рычага , привлечение заемных средств не приносит пользы предприятию, т.е. не увеличивают получение прибыли, обеспечивающих повышение рентабельности собственных средств. Плечо рычага характеризует силу действия финансового рычага, которая зависит от возникающего соотношения заемного и собственного капитала в общей структуре капитала. Желательно, чтобы наращивание плеча финансового рычага за счет привлечения заемных средств не было очень значительным, так как в этом случае у предприятия возрастают затраты на «обслуживание кредита», которые увеличивают . Если в этой ситуации не возрастет экономическая рентабельность предприятия ( ), то величина дифференциала снизится, а в условиях высоких ставок процента по кредитам и низкой рентабельности, это может привести к его отрицательным значениям.

СПРАВКА. Расчет эффекта финансового рычага можно производить и по формуле (11.14), которая отражает рост прибыли на одну акцию (последнее возможно только в том случае, если в планируемом периоде ожидается рост прибыли от обычной деятельности, которой будет достаточно для обслуживания долга и увеличения прибыли распределяемой между акционерами).

, (11.14)

где EVIT – прибыль отчетного периода (до выплаты процентов и налогов);

EPS – прибыль на одну акцию.

Так, если в плановом периоде ожидается рост EVIT на 1%, при = 1,6, это означает, что процент прироста прибыли на одну акцию EPS увеличится на 1,6%.

Рассмотрим варианты действий финансового отдела на очередной плановый период, которые направлены на эффективность использования собственного и заемного капитала с целью увеличения прибыли предприятия. Например, в плановом периоде требуется пополнение оборотных средств, шаг необходимый для увеличения объемов производства в целях увеличения прибыли. Собственных средств для этого предприятие не может получить из выручки. В подобной ситуации привлечение средств, которые обязан обеспечить финансовый отдел, становится первостепенной задачей. Действия финансового отдела по снижению издержек на привлечение источников финансирования фиксируются в его мероприятиях при разработке финансового плана. Обычно в финансовом плане разработчики ограничиваются сведениями об источниках капитала, которые, в лучшем случае, отражаются статьями: «поступления от реализации продукции, финансовых вложений (дивидендов, процентов), из бюджета, от учредителей, реализации имущества, или получение кредитов», а обычно в виде «заемных и собственных средств». Эти сведения далеко не всегда подкрепляется соответствующим приложением к плану с мероприятиями, которые подтвердили бы обоснованность источников финансирования пополнения оборотных средств, включенных в план, и что не менее существенно, порядок их распределения и использования, а также и расчетами целесообразности использования того или иного источника финансовых ресурсов. Поэтому в целях снижения постоянных издержек и в целом себестоимости, финансовому отделу можно разработать мероприятия которые: 1) позволяют снизить издержки на привлечение капитала; 2) ускоряют оборачиваемости оборотных средств; 3) повышают эффективность финансов предприятия.

СПРАВКА. Кратко рассмотрим возможные действия финансового отдела, направленные на увеличение оборота оборотных средств. Каждый день сокращения периода оборота оборотных средств позволяет получить беспроцентный «кредит» у себя же. Так, если предприятие сумеет, например, сократить оборачиваемость за счет сокращения запасов готовой продукции на 3 дня, то это означает, что выручка от реализации продукции поступит на 3 дня раньше, когда на предприятии еще будут необходимые для текущего производства оборотные средства, и эти поступившие раньше ресурсы можно будет оперативно использовать или на финансовом рынке (приобрести депозит на 3 дня, активизировать работу с государственными облигациями и т.п.), или произвести иные действия, способствующие притоку капитала.

Ставя цель снижения оборачиваемости оборотных средств, финансовый отдел может запланировать использование, например: а) метода спонтанного финансирования в работе с покупателями продукции. Данный метод целесообразен в том случае, когда выгода от немедленного поступления денежных средств больше, чем от поступления их по условиям платежей, предусмотренных контрактом; б) разработать меры по снижению уровня связанного в запасах капитала и его эффективное использование. Задача финансового отдела, например, совместно с отделом снабжения, при обосновании соответствующих норм запасов рассмотреть такие схемы поставки, которые снизят связывание денег в запасах, находящихся в пути, на складах, и т.д.; с технологическим по нормам запаса в цехах, когда эти запасы снижаются при уменьшении удельных норм расхода из-за внедрения новых технологий; в) для расширения круга покупателей разработать пути эффективного управления дебиторской задолженностью, когда сопоставление дополнительной прибыли, связанной с избранной схемой спонтанного финансирования, с сопутствующими издержками, позволяет увеличить оборачиваемость ресурсов, связанных в реализуемой продукции; г) поставить задачу обеспечения покрытия постоянных издержек только за счет валовой маржи от фактической реализации продукции при сохранении планового уровня прибыли, т.е. научиться планировать и применять силу операционного рычага и т.д.

Для повышения роли финансов предприятия, совершенствования порядка распределения и использования денежных средств, поступивших на расчетный счет, финансовый отдел совместно с бухгалтерией должен провести серьезную работу по установлению дисциплины платежей, когда бухгалтерия осуществляет те или иные платежи только в том случае, если на счетах соответствующего фонда, из которого только и можно осуществить платеж, есть ресурсы. Имеется в виду следующее. Например, при платежах за новую технику бухгалтерия перечисляет средства со счетов фонда развития. Если их там нет, а платеж требуется сделать срочно, они осуществляются с расчетного счета. В конце месяца, при составлении баланса, бухгалтерия приводит в соответствие виды платежей и фонды. Но это происходит в конце месяца, и, практически, подобная политика платежей создает хаос в финансах предприятия, не позволяя управлять ликвидностью, планировать движение денежных средств, и, по сути, во многом теряется смысл финансового плана. Конечно, платежи осуществлять необходимо, но одновременно должна соблюдаться дисциплина платежей, в соответствии с которой начинают эффективно работать финансы предприятия, реализуя свойственные им функции распределения, контроля и стимулирования. Крупные компании в развитых странах уже давно перешли на ежедневное составление укрупненного баланса предприятия, что значительно повышает эффективность управления платежами, ответственность за первоочередное обеспечение непрерывности производственного цикла, и обеспечения текущей и перспективной ликвидности предприятия. Разработка планов по платежам (годовых, квартальных, месячных) позволяет продумать и увязать действия различных подразделений, повысить обоснованность их собственных планов, ответственность за их реализацию, и снизит необходимость поиска внеплановых источников финансирования, что, собственно, и ведет к снижению постоянных расходов.

Рассмотрим действия предприятия по увеличение суммы прибыли за счет снижения затрат на производство продукции. В этих действиях следует выделить две проблемы: одна связанная со стабильностью планирования; вторая с поиском резервов снижения себестоимости. Стабильность в выполнении плана по себестоимости означает повышение конкурентоспособности предприятия, так как: а) менеджмент предприятия имеет преимущество в стабильности информации об использовании и потребности в ресурсах; б) реализация продукции осуществляется в соответствии с планируемыми изменениями цен, обеспечивающих плановую рентабельность и плановую прибыль; в) это отказ от поиска не предусмотренных планом дополнительных источников пополнения оборотных средств, возможность получения запланированной прибыли, и, соответственно, собственных финансовых ресурсов для развития; г) это устойчивая информационная база, позволяющая иметь ориентиры для принятия обоснованных и своевременных решений о проблемах будущего развития и т.п. Отсюда обеспечение стабильности в планировании себестоимости важно не только для подразделений плановой службы, но и для всего менеджмента предприятия, а также конструкторских, технологических, снабженческих подразделений, цехов, как основа для организации ритмичной работы всей системы управления.

СПРАВКА. Вначале уместно остановиться на вопросе о том, как начинаются работы по планированию себестоимости продукции на очередной плановый период. Данный вопрос возникает потому, что иногда отождествляют планирование поиска резервов снижения себестоимости и планирование устранения отклонений факта от плана за предшествующий период, хотя это два отдельных направления на предплановом этапе планирования себестоимости. План по издержкам предприятия состоит из трех разделов, в одном из которых планируется снижение себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов (два других – это калькулирование себестоимости видов продукции и смета затрат на производство). И прежде чем планировать снижение себестоимости, необходимо решить от какой величины снижать: от фактически сложившейся, или от той, которая должна была быть по плану за отчетный период? На практике исходят от фактической величины. Но тогда снижение на очередной период планируется «от достигнутого» более высокого уровня себестоимости. Есть ли в этом экономический смысл: вначале допустить ситуацию, чаще всего вызванную не высоким экономическим обоснованием плана, при которой себестоимость увеличилась, а в следующем периоде планировать ее снижение? Экономически целесообразнее выделить две базовые величины: одна, совпадающая с плановой на конец предшествующего периода, служит базовой величиной для поиска резервов снижения себестоимости за счет влияния на нее технико-экономических факторов. Вторая, фактическая величина на конец периода, является базовой для расчетов по устранению отклонений по результатам анализа, и приведение себестоимости в соответствие с той плановой величиной, которая планировалась в предшествующий период. Подобный подход несколько меняет организацию планирования себестоимости.

Традиционно на предприятии ежегодно, в рамках разработки годового плана снижение издержек, для обоснования принятых в плане заданий разрабатывается план организационно-технических мероприятий, направленных и на снижение себестоимости. В этом плане разрабатываются мероприятия по повышению технического уровня производства, обеспечивающего как совершенствование выпускаемой продукции, так и повышение финансовых результатов деятельности. Расчетами руководит планово-экономическая служба, но, практически, основную часть работ выполняют технические службы. Они разрабатывают предложения, ведут расчеты снижения себестоимости по типовым группам факторов: 1) повышение технического уровня производства; 2) внедрение вычислительной техники; 3) улучшение организации производства и труда; 4) изменение структуры и объема производимой продукции; 5) улучшение использования природных ресурсов и 6) отраслевые и прочие факторы. Работа организуется на основе предварительно выполненного анализ себестоимости за предшествующий период. По результатам анализа планово-экономическая служба должна выдавать задания разработчикам мероприятий, в которых указывается величина снижения и место. На практике эти задания выдаются далеко не всегда, а если и выдаются, то по перечисленным разделам плана оргтехмероприятий. Работая над заданием, разработчики предлагают мероприятия по направлениям своей деятельности, где технико-экономические расчеты по обоснованию целесообразности их использования выполняются на основе сравнения себестоимости продукции до и после внедрения мероприятия. Затем подсчитываются финансовые затраты, необходимые на внедрение мероприятий, и чаще всего их требуется значительно больше, чем те, которыми располагает предприятие. Начинается отбор, в котором неизбежно отдают предпочтение мероприятиям с наибольшим экономическим эффектом (порой, он существенно больше, чем необходимо, но многие руководители относятся к этому без предубеждения, следуя традициям, что «запас беды не чинит». На самом деле, это не эффект, а убыток, так как инвестиции используются экономически не целесообразно, и проведенный анализ себестоимости, задания, которые на его основе должны выдаваться плановой службой частично или полностью теряют смысл). Происходит это не только по перечисленным причинам, но и потому, что сам анализ себестоимости не позволяет найти резервы снижение себестоимости за счет повышения технического уровня производства, внедрение вычислительной техники и других технико-экономических факторов. Этот анализ по своему содержанию предназначен для других целей и направлен на выявления причин отклонений факта от плана. На его основе плановая служба, должна планировать не возможное снижение себестоимости, а приведение ее в соответствие с тем уровнем, который планировался в предшествующем периоде. Подобное приведение «к прошлому» решает не задачи снижения себестоимости, а задачи стабилизации планирования. В связи с этим, предлагается в планировании издержек выполнять два шага, на первом обосновываются действия по повышению стабильности плана, а на втором – планировать снижение, как выполнение целей, и это главное, заложенных в стратегическом плане развития по увеличению прибыли.

Резервы повышения прибыли ( ) за счет снижения себестоимости рассчитываются по формуле (11.15):

, (11.15)

где - объем реализации продукции в плановом периоде.

Резервы ( ) снижения себестоимости от повышения технического уровня производства и других факторов (а они учитывают снижение себестоимости от мероприятий по повышению эффективности использования основных средств, используемого сырья м материалов, сокращения излишней численности персонала, совершенствования организации труда, снижения трудоемкости и повышения производительности труда) рассчитывается на основе суммирования величины снижения затрат по каждому мероприятию плана оргтехмероприятий (11.16):

, (11.16)

где - снижение себестоимости после внедрения отдельных технико-экономических мероприятий;

n – количество мероприятий.

Увеличение прибыли и рентабельности возможно не только за счет резервов снижения полной себестоимости, но и за счет изменения соотношения между ценой на реализуемую продукцию и переменными затратами. Подобное соотношение между ценой на реализуемую продукцию и переменными затратами исследуется при маржинальном анализе (см. лекцию 15). Маржинальный анализ позволяет определить прибыль на базе сумм покрытия, величины, получаемой после вычета переменных издержек продукта из объема реализации. Сумма покрытия состоит из постоянных издержек и прибыли и является промежуточным результатом деятельности предприятия. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Использование маржинального анализа в целях поиска резервов увеличения прибыли и рентабельности связаны с определением более рентабельной в составе выпускаемой предприятием продукции.

Один из способов, позволяющих определить прибыльность отдельных видов продукции, основан на использовании методов «ценового коэффициента». Ценовой коэффициент для каждого вида продукции – это отношение суммы покрытия в единице продукции к цене за единицу продукции, и определяется по формуле (11.17):

Цена реализации за единицу

Переменные затраты на единицу продукции

(11.17)

цена

Реализации за единицу

Чем выше значение ценового коэффициента, тем выше маржинальный доход (прибыль + общехозяйственные расходы) и соответственно выше потенциальная прибыльность данной продукции. Поэтому целесообразно производить изделия, имеющих наибольший ценовой коэффициент. Для нашего примера ценовые коэффициенты по продуктам А, Б, В и Г следующие (табл. 11.5).

Таблица 11.5.

Сведения о ценовых коэффициентах

Показатель

А

Б

В

Г

Цена за единицу

продукции, тыс. руб.

456,0

781,0

685,0

429,0

Переменные затраты

на единицу, тыс. руб.

242,0

479,0

413,0

213,0

Ценовой коэффициент

(Цена-Переменные

затраты)/Цена, %

(456-

-242)/456

= 47,0

(781-

-479)/781

= 39,0

(685-

-413)/685

= 40,0

(429-

-213)/429

= 50,0

Рентабельность продаж, % (табл.2.6)

31,61

5,75

10,68

13,75

Расчет показал, что наибольший потенциал с точки зрения получения прибыли имеет продукт Г, наименьший — изделие Б. Таким образом, наиболее выгодным для предприятия будет увеличение объемов продаж изделия Г, далее А и В, и только по- том — Б. Если же "ценовой коэффициент" по какому-либо продукту имеет отрицательное значение — ситуация крайне неприятная. Отрицательный ценовой коэффициент показывает, что цена реализации продукции не покрывает даже переменных затрат на производство этого вида продукции, и не возможно вести речи о покрытии общепроизводственных расходов и получении прибыли. Каждая продажа такого продукта приносит предприятию убыток, то есть чем больше продаем, тем больше убытков получаем. Для цели увеличения прибыли такой продукт целесообразно снять с производства.

Решение об отказе от производства продукции, для которой цена реализации не покрывает переменных затрат, не является однозначным. Существуют ситуации, в которых предприятие некоторое время может осознанно реализовывать такую продукцию. Например, это возможно при выходе на новые рынки — предприятие осуществляет демпинговую политику, направленную на привлечение покупателей и вытеснение конкурентов. Возможно, предприятие пытается сохранить сложившийся рынок в расчете на дальнейший рост платежеспособности покупателей (понятно, что в большинстве случаев завоевать рынок дороже, чем поддержать его). Возможно, что предприятие вынуждено реализовывать такую продукцию, так как она оплачивается живыми деньгами, а не бартером или взаимозачетами.