logo
Уч

Анализ реализации продукции и выполнения договорных обязательств

Реализацией товаров (работ, услуг) признается передача права собственности на товары, выполнение работ или оказание услуг (в том числе обмен товарами, работами или услугами) на возмездной или безвозмездной основе.

При реализации на возмездной основе происходит смена товарной формы (товаров, работ и услуг) денежной с получением выручки.

Выручкой от реализации товаров (работ, услуг) признается цена товаров, выполненных работ и оказанных услуг, сданных покупателю (получателю, заказчику) на основании соответствующих документов.

Цель анализа объема производства, реализации продукции определяется их содержанием и местом в системе показателей работы предприятия.

В современных условиях объем реализации продукции выступает в качестве одного из важнейших показателей оценки результатов хозяйственной деятельности. Показатели по объему, номенклатуре, качеству производимой и реализуемой продукции, их анализ оказывают решающее влияние на формирование различных разделов бизнес-плана и на оценку его выполнения.

Результатом анализа объема производства, реализации и качества продукции должно быть выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции, улучшение ее качества по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей, эффективном использовании ресурсов и как результат – увеличение прибыли предприятия.

Важно, чтобы в каждом отдельном случае было бы найдено количественное значение резервов, ибо только тогда они могут быть учтены при разработке бизнес-плана.

Анализ объема и качества производимой и реализуемой продукции осуществляется на основе материалов годовых и месячных бухгалтерских отчетов и объяснительных записок к ним, оперативного и статистического учета, отчетов структурных подразделений субъекта хозяйствования.

Реализация продукции является завершающим этапом кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому при анализе уделяется внимание рассмотрению всех данных (факторов), относящихся к реализации продукции.

Анализ реализации продукции включает:

  1. определение уровня выполнения плана по реализации продукции;

  2. выявление и изменение факторов, влияющих на формирование и изменение объема реализации продукции;

  3. оценку выполнения договорных обязательств.

Анализ выполнения плана по реализации продукции осуществляется приемом сравнения (см. табл. 6.1)

Таблица 6.1

Анализ выполнения плана по реализации продукции по предприятиям.

Наименование предприятий

Объем реализации продукции

план, млн. руб.

отчет, млн. руб.

% выполнения

№1

13470

13528

100,4

№2

38440

38962

101,3

Оценка влияния факторов, определяющих объем реализации осуществляется посредством использования балансового приема.

Р=Т+(П12)+(Т12), (6.1)

где Р – объем реализации продукции;

Т – выпуск товарной продукции;

П1 и П2 – остатки продукции соответственно на начало и конец анализируемого периода;

Т1 и Т2 – остатки отгруженных потребителям, но не оплаченных ими товаров на начало и конец анализируемого периода.

Пользуясь приведенной формулой (1.1), проверим правиль-ность составления плана реализации продукции на предприятии №1.

Таблица 6.2

Факторный анализ формирования объема реализации продукции

Показатели

План

Отчет

Отклонение +-

1. Приход продукции

1.1 Остатки товаров на складе на начало года

370

370

-

1.2. Остатки товаров отгруженные

740

740

-

1.3. Выпуск годовой продукции

13310

13541

+231

Итого приход:

14420

14651

+231

2. Расход продукции

2.1. Остатки товаров на складе на конец года

245

535

+290

2.2. Остаток товаров отгруженных на конец года

705

580

-125

2.3. Реализация товарной продукции

13470

13528

+58

2.4. Списание негодной продукции в убыток

-

8

+8

Итого расход:

14420

14651

+231

Из данных табл.6.2 следует, что остатки готовой отгруженной, но не оплаченной покупателями продукции и на складе на начало отчетного года составили 1110 (370+740) млн. руб., а нормативный остаток готовой продукции – 245 млн. руб. В этих условиях для реализации оставалось 14175 млн. руб. (1110+13310-245). План же реализации был утвержден в сумме 13470 млн. руб., или на 705 млн. руб. меньше. Следует учесть, что в сумму 1110 млн. руб. вошли товары отгруженные (740 млн. руб.), тогда как в запасы на конец года (245 млн. руб.) вошли только готовые изделия на складе (нормируемые запасы). Следовательно, предприятие должно было к концу года иметь товаров отгруженных всего на 705 тыс. руб., или сократить их остатки на 35 млн. руб. Таким образом, предприятию планировалось иметь в общих товарных ресурсах товаров отгруженных и неоплаченных на сумму 705 млн. руб., что, конечно, привело к уменьшению плана реализации продукции.

План реализации продукции предприятие выполнило на 100,4%. Проанализируем, за счет каких факторов он перевыполнен. Из приведенных данных табл.1.2 видно, что предприятие перевыполнило план реализации на 58 млн. руб. за счет сверхпланового выпуска товарной продукции. Готовой товарной продукции предприятие дало больше плана на 231 млн. руб., но реализовало из этой сверхплановой продукции только на 58 млн. руб., т.е. только ¼ её. Остальная сверхплановая продукция осела на складе предприятия. Товарные складские запасы готовой продукции превысили плановые задания на 290 млн. руб., т.е. более, чем в 2 раза. Остатки товаров отгруженных по сравнению с планом уменьшились на 125 млн. руб. Это говорит о том, что покупатели своевременно получали и оплачивали поставляемую предприятием продукцию. На 8 млн. руб. предприятие списало негодной продукции в убыток. Таким образом, предприятие имело возможность увеличить общий объем реализации минимум на 300 млн. руб., но эти возможности не были использованы.

При дальнейшем анализе следует выяснить структуру реализации продукции и её влияние на сумму выручки.

В условиях рынка должно быть постоянное обновление ассортимента реализуемого продукта. Одна из важных задач предприятия состоит в том, чтобы регулярно отслеживать изменения потребностей, делать соответствующие прогнозы и предлагать рынку новый ассортимент изделий, изучать реакции потребителей на эти изделия, закладывать новшества в производство.

Важным показателем реализации продукции служит также темп сбыта, определяемый путем соотношения среднедневного выпуска и среднедневного сбыта товарной продукции за один и тот же период. За год такое соотношение может исчисляться по удельному весу декадных выпусков в общем выпуске реализации продукции.

При изучении реализации по срокам поставки продукции необходимо время фактической отгрузки сопоставлять с договорными сроками. В этих случаях требуется учесть время пробега (провоза) грузов. Еще более важен анализ сроков реализации при массовом регулярном сбыте продукции постоянному покупателю.

Целесообразно также систематически анализировать реализацию продукции по направлению её поставки: в торговую сеть для реализации населению, строительным, промышленным организациям своего министерства или в другие регионы, для выполнения государственных заказов и т.д.

На показатели реализации влияет качество изготовляемой продукции, соответствие ее запросам и потребностям потребителя (покупателя или заказчика). Поэтому в ходе анализа реализации следует изучить, имелись ли случаи отказа от поставляемой продукции, были ли возвраты ее поставщику без оплаты. Если поставщик выпускает некачественную продукцию низких сортов, с дефектами и не удовлетворяющую запросы покупателей, ему (поставщику)нередко приходится продавать такую продукцию по более низкой цене, а иногда уценивать ее. В результате количество реализованной продукции в натуральном исчислении может соответствовать плану, а сумма выручки быть меньше планового задания.

Чтобы выяснить, как предприятие выполнило план и свои обязательства по сортности реализованной продукции, можно применить такой метод расчета: вначале определить среднюю цену единицы реализованных изделий при плановой структуре, затем умножить на эту цену фактически реализованное количество изделий. Полученную сумму надо сравнить с фактической выручкой от реализации этих изделий, а потом определить влияние отклонений от плана по сортности реализованной продукции на величину выручки. После этого, если фактическую выручку отнесли к фактическому количеству реализованной продукции, умноженному на среднюю плановую цену единицы изделий, можно определить степень выполнения предприятием обязательств по сортности реализованной продукции.

Приведем условный пример такого расчета.

Таблица 6.3

Анализ степени выполнения предприятием обязательств по сортности продукции

Сорт продукции

Оптовая цена за единицу

(в тыс. руб.)

По плану реализации

Фактически реализовано

Количество (в шт.)

Выручка (в млн. руб.)

Количество (в шт.)

Выручка (в млн. руб.)

I

50

6000

300

6100

305

II

40

1500

60

2000

80

III

35

1000

35

1200

42

Итого:

х

8500

395

9300

427

По плану средняя цена одного изделия данного вида продукции составила 46,17 тыс. руб. (395,000:8500). Если бы предприятие выдержало в фактической реализации плановую структуру продукции, то выручка составила бы 432,2 млн. руб. (46,47 тыс. руб. х 9300), тогда как в действительности она была 427 млн. руб. Следовательно, предприятие лишилось 5,2 млн. руб. (432,2-427) из-за нарушения сортности реализованной продукции. Свои обязательства перед поставщиками предприятие выполнило на 98,8% (427:432,2). Подобный анализ можно производить не только в целом по предприятию-поставщику, но и по отношению к каждому покупателю продукции.

Для оперативного (повседневного) анализа реализации следует иметь график отгрузки по дням (неделям) и путем сопоставления фактической отгрузки продукции как в целом, так и по отдельным покупателям выявлять отклонения от намеченных планом объема направления и структуры отгруженной продукции в данный период, а также изучать причины этих отклонений.

В итоге анализа реализации необходимо определить коли- чество продукции, которое может быть направлено на увеличение объема реализации как в целом, так и по отдельным покупателям (заказчикам) в следующем за анализируемом периоде.

Так, из анализа выполнения предприятием плана реализации целесообразно выяснить имело ли предприятие излишние запасы готовой продукции, которые необходимо быстрее реализовать и тем самым увеличить сбыт изделий в текущем году. В выводах по анализу реализации, кроме того, следует указать и ряд других мероприятий, имеющих целью улучшение структуры, темпов, направления реализуемой в текущем году (квартале, месяце) продукции, усиление плановой и договорной дисциплины, обеспечение выполнения поставок и более полное изучение запросов и потребностей покупателей продукции.

Анализ реализации продукции непосредственно связан с анализом выполнения договорных обязательств.

Оценка выполнения плана по договорным обязательствам определяется по формуле:

(6.2), где

– процент выполнения плана по договорным обязательствам, %

– плановый объем продукции для заключения договоров;

– недопоставка продукции по договорам;

Оценка выполнения договорных обязательств производится нарастающим итогом с начала в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При оперативном анализе (внутри года или квартала) выполнение договоров поставки продукции следует учитывать ближайшие перспективы выполнения договорных обязательств. С этой целью помимо фактических поставок по договорам необходимо учитывать реальные возможности по выпуску продукции (наличие на складе готовых изделий, имеющиеся заделы, подготовка к запуску в производство) и в общей сумме сопоставлять с обязательствами по договорам на соответствующий период. Причины невыполнения договорных обязательств целесообразно подразделять на зависящие от предприятия (несоответствие объема выпуска продукции объему поставок, неудовлетворительная ритмичность производства и др.) и не зависящие от предприятия (срыв поставок материальных ресурсов, сбои в транспортном обеспечении и т.д.).