logo
Уч

Резервы роста прибыли и рентабельности

Резервы увеличения массы прибыли определяются при разработке бизнес-плана предприятия на очередной плановый период. Источником информации служат данные анализа прибыли: тенденции в изменении состава и суммы прибыли; уровень влияния отдельных факторов в целом по предприятию и по отдельным изделиям на изменение прибыли в отчетном периоде; распределение чистой прибыли после налогообложения.

Как было показано в анализе прибыли основными факторами, влияющими на величину суммы прибыли являются: изменение объема реализации продукции; изменение структуры реализованной продукции (работ, услуг) в натуральном выражении, изменение себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), изменение цен реализованной продукции (работ, услуг). Воздействие этих показателей, чаще всего, взаимосвязано.

В решении подобных взаимосвязанных задач, относимых к задачам «Издержки – Объем – прибыль» (Costs – Volume – Profit» или сокращенно CVP) и «Заемный капитал – Прибыль» используют показатели операционного (ореrаting vеrage) и финансового рычагов (finanсialvеrageleverage в дословном переводе – рычаг) которые позволяют выявить как измениться прибыль при изменении объема реализации с учетом изменения структуры переменных и постоянных издержек (операционный рычаг); использования для этого заемных средств (финансовый рычаг). Использование понятия «рычага», например, в операционном анализе более наглядно потому, что изменение объема реализации воздействует на изменение прибыли как рычаг. Если его величина достаточно высока, то малейшее изменение объема и соответствующего ему поступления выручки может привести к значительным изменениям в ожидаемой к получению прибыли, т.е. напоминает действие рычага. Операционный (производственный) левередж– это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Для оценки воздействия операционного рычага используется понятие «сила операционного рычага» (degree of ореrаtingvеrage (DOL)). Рассчитывать силу воздействия операционного рычага можно используя различные формулы (11.9), (11.10) в зависимости от используемой информации [8]:

(11.9)

, (11.10)

Формулы (11.9) и (11.10) одинаковы. В числителе показано изменение прибыли за анализируемый период в процентах ( - валовая маржа), а в знаменателе изменение – объем реализации продукции от обычных видов деятельности (Q), тоже в процентах, которое рассчитывается по натуральным или стоимостным значениям. Можно также воспользоваться и следующей формулой (11.11) [20]:

, (11.11)

где P – цена продукции;

V – переменные издержки реализованной продукции;

F – постоянные издержки;

= (Выручка от реализации – Переменные издержки) / (Выручка от реализации – Переменные издержки – Постоянные издержки). Разница между выручкой от реализации и переменными издержками соответствует валовой марже – .

Сведения для расчета легко найти в приложениях к балансу предприятия. При оценке величины операционного рычага эти данные лучше всего брать на начало и конец анализируемого периода. Предположим, что величина операционного рычага = 5. Это означает, что при сложившейся на предприятии структуре основных средств, структуре переменных и постоянных издержек, снижение объема продаж на 1% приведет к снижению поступления прибыли на 5 %. Колебание в объемах продаж, в силу высокой неопределенности в каждом текущем периоде факторов воздействующих на них, и, последующего влияния на объем текущего производства, могут быть достаточно значительными. Если случится так, что объем продаж снизится на 10% (а это не такой уже и редкий случай в деятельности предприятий), то при = 5 снижение прибыли составит 50%, и, наоборот, при увеличении объем продаж на 10% при = 5 увеличение прибыли составит 50% (имеется в виду прибыль отчетного периода (до выплаты процентов и налогов – EVIT).

Механизм действия операционного рычага основывается на непропорциональности изменения величины постоянных издержек и величины объема производства. Подлежащие покрытию постоянные издержки зависят от размеров амортизационных отчислений, налогов, включаемых в себестоимость, затрат на коммунальные платежи, расходов на управление и т.п., и при снижении объема производства их величина, практически, остается постоянной (конечно, в достаточно короткий период, так как в долгосрочном периоде все издержки переменные). Снижение объема продаж предопределяет снижение поступления выручки и, соответственно, валовой маржи, что при сложившейся величине постоянных издержек уменьшает массу прибыли (прибыль равна разнице между валовой маржой и постоянными издержками и снижение поступления выручки увеличивает долю постоянных издержек в себестоимости). Если же предприятие планирует за счет инвестиций, например, осуществить модернизацию производства, иные действия, повышающие объемы используемых внеоборотных активов, оно тем самым увеличивает постоянные издержки за счет роста амортизационных отчислений (кроме всего прочего, в период их освоения почти всегда снижается объем производства), или приняло метод начисления амортизации, увеличивающий отчисления в амортизационный фонд, что также приводит к увеличению постоянных издержек, то все это влияет на снижение прибыли. Зависимость между изменением выручки, и соответствующим изменением прибыли и отражается при помощи операционного рычага.

В анализе соотношения между издержками, объемом производства и прибылью, ключевыми переменными являются объем выпуска, цена единицы продукции, величина переменных и постоянных затрат. В этом соотношении, описывающем соотношение переменных и постоянных издержек и прибыли, при определенном объеме выпуска продукции предпочтительно выполнять анализ безубыточности (brеаkvеп- апа1уsis). Предприятие терпит убытки до тех пор, пока объем про­даж (и производства) не достигнет некоторой величины – точки безубыточности (на рис. эта точка указана стрелкой). Ниже этой точки производство убыточно. В этой же точке доход предприятия равен издержкам. Выше этой точки она получает прибыль.

СПРАВКА. На практике существует множество точек безубыточности, что объясняется несовершенством рын­ков. С ростом объема производства и продаж предприятие может быть вынуждена умень­шать цену продажи, а возможна ситуация, когда с ростом объемов увеличиваются це­ны факторов производства (сырье и материалы, труд, капитал), например, из-за необ­ходимости оплачивать сверхурочную работу. Эта нелинейность или цены, или функ­ции издержек либо их обеих объясняет существование нелинейных графиков безубы­точности. Линейность кривой продаж означает, что рынок сбыта про­дукции предприятия совершенен. Линейность кривой суммарных издержек говорит о том, что цены материальных и трудовых ресурсов постоянны, и такова же природа эконо­мии на масштабах производства. Если условия соблюдаются, то мы имеем линейный безу­быточности (рис. 11.1).

Но если условия другие, то линейный ана­лиз дает только приблизительное описание условий безубыточной деятельности ком­пании. Так экономия на масштабах производства может быть изменчивой (не строго линейной). При таких условиях по мере наращивания объема выпуска продукции и ее продаж, затраты на единицу продукции вначале снижаются. Но это продолжается до тех пор, пока они не достигнут определенного уровня, а затем, если не снижать цену реализации, происходит насыщение рынка и начинается их рост. Нелинейное представление кривых перемен­ных издержек и дохода может быть точнее, чем линейное.