Резервы роста прибыли и рентабельности
Резервы увеличения массы прибыли определяются при разработке бизнес-плана предприятия на очередной плановый период. Источником информации служат данные анализа прибыли: тенденции в изменении состава и суммы прибыли; уровень влияния отдельных факторов в целом по предприятию и по отдельным изделиям на изменение прибыли в отчетном периоде; распределение чистой прибыли после налогообложения.
Как было показано в анализе прибыли основными факторами, влияющими на величину суммы прибыли являются: изменение объема реализации продукции; изменение структуры реализованной продукции (работ, услуг) в натуральном выражении, изменение себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), изменение цен реализованной продукции (работ, услуг). Воздействие этих показателей, чаще всего, взаимосвязано.
В решении подобных взаимосвязанных задач, относимых к задачам «Издержки – Объем – прибыль» (Costs – Volume – Profit» или сокращенно CVP) и «Заемный капитал – Прибыль» используют показатели операционного (ореrаting 1еvеrage) и финансового рычагов (finanсial 1еvеrage – leverage в дословном переводе – рычаг) которые позволяют выявить как измениться прибыль при изменении объема реализации с учетом изменения структуры переменных и постоянных издержек (операционный рычаг); использования для этого заемных средств (финансовый рычаг). Использование понятия «рычага», например, в операционном анализе более наглядно потому, что изменение объема реализации воздействует на изменение прибыли как рычаг. Если его величина достаточно высока, то малейшее изменение объема и соответствующего ему поступления выручки может привести к значительным изменениям в ожидаемой к получению прибыли, т.е. напоминает действие рычага. Операционный (производственный) левередж– это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.
Для оценки воздействия операционного рычага используется понятие «сила операционного рычага» (degree of ореrаting 1еvеrage (DOL)). Рассчитывать силу воздействия операционного рычага можно используя различные формулы (11.9), (11.10) в зависимости от используемой информации [8]:
(11.9)
, (11.10)
Формулы (11.9) и (11.10) одинаковы. В числителе показано изменение прибыли за анализируемый период в процентах ( - валовая маржа), а в знаменателе изменение – объем реализации продукции от обычных видов деятельности (Q), тоже в процентах, которое рассчитывается по натуральным или стоимостным значениям. Можно также воспользоваться и следующей формулой (11.11) [20]:
, (11.11)
где P – цена продукции;
V – переменные издержки реализованной продукции;
F – постоянные издержки;
= (Выручка от реализации – Переменные издержки) / (Выручка от реализации – Переменные издержки – Постоянные издержки). Разница между выручкой от реализации и переменными издержками соответствует валовой марже – .
Сведения для расчета легко найти в приложениях к балансу предприятия. При оценке величины операционного рычага эти данные лучше всего брать на начало и конец анализируемого периода. Предположим, что величина операционного рычага = 5. Это означает, что при сложившейся на предприятии структуре основных средств, структуре переменных и постоянных издержек, снижение объема продаж на 1% приведет к снижению поступления прибыли на 5 %. Колебание в объемах продаж, в силу высокой неопределенности в каждом текущем периоде факторов воздействующих на них, и, последующего влияния на объем текущего производства, могут быть достаточно значительными. Если случится так, что объем продаж снизится на 10% (а это не такой уже и редкий случай в деятельности предприятий), то при = 5 снижение прибыли составит 50%, и, наоборот, при увеличении объем продаж на 10% при = 5 увеличение прибыли составит 50% (имеется в виду прибыль отчетного периода (до выплаты процентов и налогов – EVIT).
Механизм действия операционного рычага основывается на непропорциональности изменения величины постоянных издержек и величины объема производства. Подлежащие покрытию постоянные издержки зависят от размеров амортизационных отчислений, налогов, включаемых в себестоимость, затрат на коммунальные платежи, расходов на управление и т.п., и при снижении объема производства их величина, практически, остается постоянной (конечно, в достаточно короткий период, так как в долгосрочном периоде все издержки переменные). Снижение объема продаж предопределяет снижение поступления выручки и, соответственно, валовой маржи, что при сложившейся величине постоянных издержек уменьшает массу прибыли (прибыль равна разнице между валовой маржой и постоянными издержками и снижение поступления выручки увеличивает долю постоянных издержек в себестоимости). Если же предприятие планирует за счет инвестиций, например, осуществить модернизацию производства, иные действия, повышающие объемы используемых внеоборотных активов, оно тем самым увеличивает постоянные издержки за счет роста амортизационных отчислений (кроме всего прочего, в период их освоения почти всегда снижается объем производства), или приняло метод начисления амортизации, увеличивающий отчисления в амортизационный фонд, что также приводит к увеличению постоянных издержек, то все это влияет на снижение прибыли. Зависимость между изменением выручки, и соответствующим изменением прибыли и отражается при помощи операционного рычага.
В анализе соотношения между издержками, объемом производства и прибылью, ключевыми переменными являются объем выпуска, цена единицы продукции, величина переменных и постоянных затрат. В этом соотношении, описывающем соотношение переменных и постоянных издержек и прибыли, при определенном объеме выпуска продукции предпочтительно выполнять анализ безубыточности (brеаk-еvеп- апа1уsis). Предприятие терпит убытки до тех пор, пока объем продаж (и производства) не достигнет некоторой величины – точки безубыточности (на рис. эта точка указана стрелкой). Ниже этой точки производство убыточно. В этой же точке доход предприятия равен издержкам. Выше этой точки она получает прибыль.
СПРАВКА. На практике существует множество точек безубыточности, что объясняется несовершенством рынков. С ростом объема производства и продаж предприятие может быть вынуждена уменьшать цену продажи, а возможна ситуация, когда с ростом объемов увеличиваются цены факторов производства (сырье и материалы, труд, капитал), например, из-за необходимости оплачивать сверхурочную работу. Эта нелинейность или цены, или функции издержек либо их обеих объясняет существование нелинейных графиков безубыточности. Линейность кривой продаж означает, что рынок сбыта продукции предприятия совершенен. Линейность кривой суммарных издержек говорит о том, что цены материальных и трудовых ресурсов постоянны, и такова же природа экономии на масштабах производства. Если условия соблюдаются, то мы имеем линейный безубыточности (рис. 11.1).
Но если условия другие, то линейный анализ дает только приблизительное описание условий безубыточной деятельности компании. Так экономия на масштабах производства может быть изменчивой (не строго линейной). При таких условиях по мере наращивания объема выпуска продукции и ее продаж, затраты на единицу продукции вначале снижаются. Но это продолжается до тех пор, пока они не достигнут определенного уровня, а затем, если не снижать цену реализации, происходит насыщение рынка и начинается их рост. Нелинейное представление кривых переменных издержек и дохода может быть точнее, чем линейное.
- Часть II
- Содержание Введение
- Тема 6. Анализ производства и реализации продукции Лекция 6. Анализ производства и реализации продукции
- Анализ реализации продукции и выполнения договорных обязательств
- Анализ объема производства продукции
- Анализ выполнения плана по номенклатуре, ассортименту и структуре продукции
- Ассортимент-перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них
- Анализ качества и конкурентоспособности продукции
- Резервы роста объема производства и реализации продукции
- Контрольные вопросы к теме 6
- Тема 7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов Лекция 7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
- Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- Анализ производительности труда
- 1. Анализ влияния использования календарного фонда рабочего времени на уровень производительности труда
- 2. Анализ влияния качества использования рабочего времени на уровень производительности труда
- 3. Анализ влияния структуры, промышленно-производственного персонала на уровень производительности труда
- 4. Анализ влияния изменения производительности труда отдельных групп рабочих на производительность труда
- 5. Анализ влияния структурных сдвигов на производительность труда
- 6. Анализ влияния технического прогресса на производительность труда
- 7. Анализ влияния уровня кооперирования на производительность труда
- Использование фонда заработной платы [5]
- Анализ соотношения темпа роста производительности труда и средней заработной платы работников
- Контрольные вопросы к теме 7
- Анализ обеспеченности предприятия основными средствами
- Анализ эффективности использования основных средств и нематериальных активов, выявление резервов
- Контрольные вопросы к теме 8
- Тема 9. Анализ эффективности использования материальных ресурсов Лекция 9. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов, выявление резервов
- Контрольные вопросы к теме 9
- Тема 10. Анализ себестоимости продукции Лекция 10. Анализ себестоимости продукции
- Общая схема анализа себестоимости продукции (работ, услуг)
- Анализ затрат на рубль продукции
- Анализ сметы затрат на производство и реализацию продукции
- Анализ себестоимости отдельных видов изделий
- Резервы снижения себестоимости продукции
- Методика расчета влияния факторов первой группы на себестоимость продукции.
- Методика расчета влияния второй группы факторов на снижение себестоимости продукции.
- Методика расчета влияния факторов третьей группы.
- Контрольные вопросы к теме 10
- Система показателей для анализа прибыли
- Анализ состава и динамики прибыли за отчетный период
- Факторный анализ прибыли от обычных видов деятельности
- Анализ прибыли от обычной деятельности по отдельным видам продукции
- Резервы роста прибыли и рентабельности
- Суммарные издержки
- Контрольные вопросы к теме 11
- Тема 12. Анализ распределения и использования прибыли Лекция 12. Анализ распределения и использования прибыли
- Анализ формирования чистой прибыли до налогообложения и налогооблагаемой прибыли
- Анализ изменения налогооблагаемой прибыли
- Анализ распределения чистой прибыли после налогообложения
- Контрольные вопросы к теме 12
- Тема 13. Анализ эффективности использования оборотных средств Лекция 13. Анализ эффективности использования оборотных средств
- Система показателей эффективности использования оборотного капитала
- Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
- Контрольные вопросы к теме 13
- Тема 14. Анализ эффективности использования капитала предприятия в целом Лекция 14. Анализ эффективности использования капитала предприятия в целом
- Анализ прибыли в системе директ-костинг
- Факторный анализ прибыли и рентабельности на основе сумм покрытия
- Факторный анализ рентабельности в системе директ-костинг
- Контрольные вопросы к теме 15
- Тема 16. Анализ инвестиционной деятельности Лекция 16. Анализ инвестиционной деятельности
- Оценка эффективности портфеля ценных бумаг
- Анализ эффективности лизинговых операций
- Контрольные вопросы к теме 16
- Тема 17. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования Лекция 17. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования
- Баланс предприятия как источник информации для анализа финансового состояния
- Анализ активов баланса
- Пример анализа активов предприятия
- Контрольные вопросы к теме 17
- Тема 18. Анализ финансовой устойчивости Лекция 18. Анализ финансовой устойчивости
- Оценка платежеспособности предприятия
- Оперативная оценка платежеспособности предприятия
- Оценка финансовой устойчивости
- Оценка кредитоспособности предприятия
- Контрольные вопросы к теме 18
- Тема 19. Особенности анализа и оценки неплатежеспособности субъектов хозяйствования Лекция 19. Особенности анализа и оценки неплатежеспособности субъектов хозяйствования
- Пример анализа и оценки неплатежеспособности промышленного предприятия
- Анализ структуры актива бухгалтерского баланса и его основных разделов
- Значения коэффициентов для анализа финансового состояния организации
- Контрольные вопросы к теме 19
- Контрольные вопросы к теме 20
- Тема 21. Виды и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности Лекция 21. Виды и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности
- Виды анализа хозяйственной деятельности
- Информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности
- Контрольные вопросы к теме 21
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Герасимова Виктория Иосифовна Харевич Григорий Леонидович Анализ хозяйственной деятельности
- Часть II
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.