2. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения.
Предложение - это количество товаров, представленных на рынке в определенный момент времени по определенной цене, т.е. совокупность товаров, которую желают и способны продать производители.
Предложение, так же как и спрос, бывает индивидуальным и совокупным.
Индивидуальное предложение - это предложение конкретного производителя или предложение конкретного товара на данном рынке.
Совокупное предложение - это общий объем предложения на все товары и услуги в какой-либо стране.
Надо разграничивать понятия «предложение» и «величина предложения». Величина предложения - это максимальное количество какого-либо товара или услуги, которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене на определенном рынке и в определенное время.
Факторы, влияющие на величину предложения, можно разделить на две большие группы:
-
внешние факторы, влияние которых не зависит от деятельности производителей товаров и услуг:
-
социально-экономические: платежеспособность потребителей; уровень процентных ставок по вкладам; демографическая ситуация и т.д.;
-
культурные и этнические;
-
политические: экономическая политика государства, уровень инфляции, государственные дотации и заказы в той или иной отрасли производства и т.д.;
-
конкуренция - в частности, выход на рынок новых фирм или выпуск новых товаров;
-
цена товара, сложившаяся на рынке.
-
внутренние факторы, влияние которых может контролироваться непосредственно производителями товаров и услуг:
-
объективность маркетингового анализа прогноза спроса на продукцию предприятия;
-
уровень конкурентоспособности продукции;
-
уровень организации процесса сбыта и продвижения продукции на рынок;
-
ценовая политика предприятия;
-
величина издержек производства.
Объем предложения у каждого конкретного производителя обычно меняется в зависимости от цены товара, складывающейся на рынке. Зависимость предложения от цены товара нашла отражение в законе предложения.
Закон предложения заключается в том, что при прочих равных условиях с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены предложение сокращается.
Таким образом, предложение находится в прямой зависимости от изменения цены. Если на рынке складывается низкая цена, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе предприятия до роста цены, а если цена будет высокой, то они предложат рынку большой объем товара, так как, во-первых, продавцы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, а во-вторых, в данную отрасль (с тенденцией к повышению цены) устремятся другие производители. В краткосрочном периоде за повышением цены не всегда следует увеличение предложения, так как для внедрения резервов для увеличения производства {имеющееся оборудование, численность работников) и перелива капитала из других отраслей требуется время. Но в долгосрочном периоде за повышением цены всегда следует увеличение предложения.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. Предмет и история экономической науки. Лекция 1.1 Тема: Экономическая теория как наука. Предмет, метод, функции экономической теории.
- Основные методы исследования экономической теории.
- Лекция 2.1 Тема: История развития экономической теории.
- Меркантилизм
- Физиократы
- Классическая школа политэкономики.
- Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)
- Маржинализм
- Неоклассическая школа
- Кейнсианство
- Экономическая школа Институционализма
- Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)
- Раздел II. Общие проблемы экономической теории. Лекция 1.2 Тема: Воспроизводство и его основные функции.
- Лекция 2.2 Тема: Экономические системы, их основные типы.
- Основные типы экономической системы.
- Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм).
- Современная рыночная экономика (современный капитализм).
- Административно-командная система (акс).
- Смешанная экономика.
- Традиционная система.
- Лекция 2.3 Тема: Проблема производственных возможностей и эффективности экономики.
- 5. Экономическая эффективность затрат.
- Лекция 2.4 Тема: Собственность как основа производственных отношений.
- Раздел III. Микроэкономика. Лекция 3.1 Тема: Теория поведения потребителей.
- Лекция 3.2 Тема: Конкуренция: сущность, виды, формы.
- Совершенная конкуренция.
- Несовершенная конкуренция.
- Монополистическая конкуренция.
- Лекция 3.3 Тема: Теория спроса и предложения. Равновесная цена.
- 1. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса.
- 2. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения.
- 3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
- Лекция 3.4 Тема: Рынки ресурсов.
- Лекция 3.5 Тема: Рынок труда и его структура.
- Раздел IV. Макроэкономика. Лекция 4.1 Тема: Макроэкономика как составная часть экономической науки.
- Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов и явлений, имеет ряд особенностей.
- Лекция 4.2 Тема: Рыночные механизмы макроэкономического равновесия.
- Лекция 4.3 Тема: Цикличность развития рыночной экономики.
- 1) Внешние (экстернальная теория):
- 2) Внутренние (интернальная теория):
- Раздел V. Механизм макроэкономического регулирования. Лекция 5.1 Тема: Финансовый рынок как регулятор экономики.
- Рынок ценных бумаг (фондовый рынок).
- Рынок банковских кредитов.
- Лекция 5.2 Тема: Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.
- 1. Денежно-кредитная политика и совокупный спрос.
- 2. Бюджетно-налоговая политика и совокупный спрос.
- Стабилизация экономики.
- Лекция 5.3 Тема: Рыночный механизм формирования доходов. Проблемы социальной политики государства.
- Лекция 5.4 Тема: Мировой рынок и международная торговля.