logo
Тематический план по экономике

1. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса.

Спрос - это экономическая категория, характеризующая потребность покупателей в определенном товаре, обеспеченную достаточными платежными средствами, позволяющими приобрести этот товар по определенной цене в данный период времени на определенном рынке или в определенной стране.

Различают индивидуальный и совокупный спрос.

Также различают первичный и вторичный спрос.

Кроме того спрос бывает отрицательным, отсутствующим, скрытым (потенциальным), полноценным, чрезмерным, понижающимся (падающим), колеблющимся, иррациональным, ажиотажным (лавинным).

Отрицательный спрос - это спрос, возникающий в тех случаях, когда потребители «недолюбливают» товар и поэтому избегают его приобретения.

Отсутствующий спрос - это спрос на товары, которые не нужны на рынке или устарели.

Скрытый спрос - это спрос, ожидаемый в будущем, спрос потенциальных покупателей. Полноценный спрос - это желаемый спрос, точно соответствующий производственным возможностям и политике предприятия - производителя товара или услуги.

Чрезмерный спрос - это спрос, превышающий возможности предприятия, когда покупатели считают, что предприятие не удовлетворяет их платежеспособные потребности.

Понижающийся спрос - это спрос, имеющий устойчивую тенденцию к снижению, спрос на товары, выходящие из моды или отвечающие потребностям рынка и потребителей.

Колеблющийся спрос - это спрос, который изменяется во времени, т.е. и зависимости от сезона, от месяца или даже дня недели и времени суток.

Иррациональный спрос - спрос, нежелательный с точки зрения морали общества, например спрос на наркотики.

Ажиотажный спрос - это спрос стихийного характера, вызванный, например, дефицитом продукта.

Кроме понятия «спрос» надо также выделять понятие «величина спроса», которое означает максимальное количество услуги или товара, которое потребитель хочет и может купить по данной цене в данный период времени.

На величину спроса оказывает влияние целый ряд факторов:

Поведение спроса подчиняется закону спроса. Как правило, самое существенное влияние на спрос оказывает цена товара или услуги. Между ценой товара и количеством товара, на который предъявлен спрос, существует определенная связь, которая отражается в законе спроса.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на величину спроса, неизменны) количество товара, на который предъявлен спрос, возрастает при снижении цены данного товара, и наоборот. Таким образом, спрос на товары находится в обратной зависимости от цены. В основе закона спроса лежат принципы убывающей предельной полезности, эффекта дохода и эффекта замещения.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4