Совершенная конкуренция.
Модель совершенной или чистой конкуренции характеризуется присутствием на рынке большой группы продавцов, противостоящей большой группе покупателей, причем ни одна из этих групп не обладает достаточной силой, чтобы повлиять на цены. Товары имеют четко определенные характеристики, полностью взаимозаменяемы и продаются по ценам, которые определяются только соотношением между спросом и предложением. Продавцы на таком рынке не обладают никакой рыночной силой, и их поведение не зависит от действий других продавцов. Итак, ключевые условия этого рынка таковы:
1) производимые товары примерно одинаковы, т. е. нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их явного превосходства по свойствам или качеству над продукцией других фирм;
2) товары на рынок предлагают многие фирмы, и объемы их поставок не очень различаются. В этом случае каждая из фирм оказывает достаточно слабое влияние на общее рыночное предложение и не может существенно изменить ситуацию на рынке в свою пользу;
3) затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты;
4) транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, т. е. нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта);
5) вход на рынок и выход из него не связаны с большими трудностями. Например, пассажирский авиалайнер не изготовить в домашней мастерской: для этого надо сначала возвести большое и достаточно дорогое предприятие. Следовательно, рынок таких самолетов не может быть рынком совершенной конкуренции (не так много предпринимателей сумеют собрать сумму, достаточную для создания подобного предприятия, и войти в рынок). Значит, нарушится второе из перечисленных выше условий;
6) продавцы и покупатели обладают всей необходимой информацией о поступающих на рынок товарах, их ценах и прибыльности продаж. При соблюдении этого условия (называемого обычно информационной прозрачностью рынка) продавцы вынуждены продавать товары по цене равновесия, и не могут требовать выше нее. Причина проста: все покупатели знают о ценах, которые просят за те же товары другие фирмы, и немедленно начнут покупать у них, решившей продавать дороже равновесной цены.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. Предмет и история экономической науки. Лекция 1.1 Тема: Экономическая теория как наука. Предмет, метод, функции экономической теории.
- Основные методы исследования экономической теории.
- Лекция 2.1 Тема: История развития экономической теории.
- Меркантилизм
- Физиократы
- Классическая школа политэкономики.
- Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)
- Маржинализм
- Неоклассическая школа
- Кейнсианство
- Экономическая школа Институционализма
- Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)
- Раздел II. Общие проблемы экономической теории. Лекция 1.2 Тема: Воспроизводство и его основные функции.
- Лекция 2.2 Тема: Экономические системы, их основные типы.
- Основные типы экономической системы.
- Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм).
- Современная рыночная экономика (современный капитализм).
- Административно-командная система (акс).
- Смешанная экономика.
- Традиционная система.
- Лекция 2.3 Тема: Проблема производственных возможностей и эффективности экономики.
- 5. Экономическая эффективность затрат.
- Лекция 2.4 Тема: Собственность как основа производственных отношений.
- Раздел III. Микроэкономика. Лекция 3.1 Тема: Теория поведения потребителей.
- Лекция 3.2 Тема: Конкуренция: сущность, виды, формы.
- Совершенная конкуренция.
- Несовершенная конкуренция.
- Монополистическая конкуренция.
- Лекция 3.3 Тема: Теория спроса и предложения. Равновесная цена.
- 1. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса.
- 2. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения.
- 3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
- Лекция 3.4 Тема: Рынки ресурсов.
- Лекция 3.5 Тема: Рынок труда и его структура.
- Раздел IV. Макроэкономика. Лекция 4.1 Тема: Макроэкономика как составная часть экономической науки.
- Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов и явлений, имеет ряд особенностей.
- Лекция 4.2 Тема: Рыночные механизмы макроэкономического равновесия.
- Лекция 4.3 Тема: Цикличность развития рыночной экономики.
- 1) Внешние (экстернальная теория):
- 2) Внутренние (интернальная теория):
- Раздел V. Механизм макроэкономического регулирования. Лекция 5.1 Тема: Финансовый рынок как регулятор экономики.
- Рынок ценных бумаг (фондовый рынок).
- Рынок банковских кредитов.
- Лекция 5.2 Тема: Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.
- 1. Денежно-кредитная политика и совокупный спрос.
- 2. Бюджетно-налоговая политика и совокупный спрос.
- Стабилизация экономики.
- Лекция 5.3 Тема: Рыночный механизм формирования доходов. Проблемы социальной политики государства.
- Лекция 5.4 Тема: Мировой рынок и международная торговля.