2. Бюджетно-налоговая политика и совокупный спрос.
Правительство имеет возможность воздействовать на экономическую ситуацию посредством не только денежно-кредитной, но и бюджетно-налоговой политики. Под бюджетно-налоговой политикой понимаются решения, принимаемые правительством относительно общего уровня государственных закупок или налогов.
Изменения в государственных закупках. Когда правительство изменяет государственные закупки товаров и услуг, оно непосредственно воздействует на кривую совокупного спроса. Предположим, к примеру, что Министерство обороны размещает заказ на 20 млрд. рублей на новые истребители. Компания, получившая государственный заказ, увеличивает производство. Увеличение спроса на продукцию компании отражается в увеличении совокупного спроса на товары и услуги, и кривая совокупного спроса перемещается вправо.
Оказывается, что кривая совокупного спроса сместится вправо не на 20 млрд. рублей. Существуют два эффекта, которые делают величину сдвига совокупного спроса отличной от изменений в государственных закупках: эффект мультипликатора и эффект вытеснения.
Эффект мультипликатора. Когда правительство принимает решение о новом заказе на 20 млрд. рублей, непосредственный эффект повышения объема спроса - рост занятости и прибыли исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и прибыль владельцев фирмы, возрастут расходы на потребительские товары. Государственные закупки увеличивают спрос на продукцию фирм, выпускающих предметы потребления. Поскольку каждый рубль, израсходованный правительством, повышает совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на рубль, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультипликатора в отношении совокупного спроса.
Однако на этом действие эффекта мультипликатора не заканчивается. Поскольку потребительские расходы возрастают, фирмы-производители нанимают большее количество работников, и их прибыль возрастает. Высокие заработки и прибыли обусловливают увеличение потребительских расходов и т. д. Таким образом, более высокий спрос ведет к возрастанию доходов, что, в свою очередь, ведет к еще более значительному спросу. Суммарный эффект в отношении количества товаров и услуг, на которое предъявляется спрос, окажется намного больше первоначального эффекта, вызванного непосредственным увеличением государственных закупок.
Эффект мультипликатора: увеличение правительственных закупок на 20 млрд. рублей первоначально перемещает кривую совокупного спроса вправо ровно на 20 млрд. рублей. Но когда потребители реагируют на этот сдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещается еще дальше.
Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции потребительских расходов на повышение уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороны инвестиций.
Например, самолетостроительная фирма могла бы в ответ на повышенный спрос на самолеты принять решение о покупке большего количества оборудования или строительстве еще одного завода. В таком случае повышение спроса со стороны правительства способствует возрастанию потребности в инвестиционных товарах. Такая положительная обратная связь между спросом и инвестициями называется инвестиционным акселератором.
Вычисление мультипликатора государственных закупок.
Предельная склонность к потреблению (МРС) - та часть дополнительного дохода, которую домашнее хозяйство направляет на потребление, а не на сбережения.
Пример:
Предположим, что предельная склонность к потреблению равна 3/4. Это означает, что из каждого заработанного рубля домашнее хозяйство сберегает 25 копеек и расходует 75 копеек.
Чтобы измерить суммарный эффект, оказываемый на совокупный спрос увеличением государственных закупок, мы проанализируем отдельные этапы процесса, который начинается, когда правительство принимает решение о финансировании закупок (20 млрд. рублей). На эту же сумму возрастают доходы (заработки и прибыли). Увеличение доходов, в свою очередь, ведет к повышению потребительских расходов на МРС Ч 20. Следовательно, на эту сумму (15 млрд. рублей) возрастают доходы рабочих и владельцев фирм-производителей потребительских товаров. Второе увеличение доходов означает новое повышение потребительских расходов на МРС Ч (МРС Ч 20). Эти приращения доходов вследствие обратной связи продолжаются и далее.
Чтобы найти суммарный эффект правительственных расходов в отношении спроса на товары и услуги, мы складываем все приращения:
Изменение государственных закупок = 20 млрд.
Первое изменение потребления = МРС Ч 20 млрд.
Второе изменение = MPC Ч MPC Ч 20 млрд. = MPC2 Ч 20 млрд.
Общее изменение спроса = (1 + МРС + МРС2 + ...) Ч 20 млрд.
Здесь «...» означает бесконечное число слагаемых. Используя формулу суммы членов геометрической прогрессии, получим:
Мультипликатор = 1 + МРС + МРС2 + МРС3 + .... = 1/(1 - МРС).
Данный мультипликатор дает нам значение дополнительного спроса на товары и услуги, порождаемого каждым дополнительным рублем государственных закупок.
Например, если МРС = 3/4, мультипликатор государственных закупок равен 1/(1 - 3/4), то есть равняется 4. В этом случае 20 млрд. рублей государственных закупок увеличивают совокупный спрос на 80 млрд. рублей.
Эффект вытеснения. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием бюджетно-налоговой политики может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных закупок, увеличение совокупного спроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться эффектом, действующим в противоположном направлении. Увеличение государственных закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное бюджетной экспансией, называется эффектом вытеснения.
Изменения налогообложения. Другой важный инструмент бюджетно-налоговой политики - изменение уровня налогообложения. Когда правительство сокращает налоги, реальные доходы домашних хозяйств увеличиваются, часть прироста расходуется на приобретение потребительских товаров. В результате кривая совокупного спроса сдвигается вправо. Увеличение налогов ведет к снижению расходов домохозяйств и смещению кривой совокупного спроса влево.
Величина изменения совокупного спроса, возникающего вследствие изменения уровня налогообложения, также зависит от эффектов мультипликатора и вытеснения. Когда правительство снижает налоги, заработная плата и прибыли растут, что стимулирует увеличение потребительских расходов (эффект мультипликатора). В то же время рост доходов означает повышение спроса на деньги и, соответственно, процентных ставок. Высокие процентные ставки удорожают заимствования, что ведет к снижению инвестиционных расходов (эффект вытеснения). В зависимости от соотношения эффекта мультипликатора и эффекта вытеснения смещение совокупного спроса может быть большим или меньшим, чем вызвавшее его изменение в налогообложении.
Еще одна важная детерминанта величины изменения совокупного спроса, вызываемого введением новых налогов, - представления домашних хозяйств об устойчивости изменений в налогообложении.
Пример: Предположим, что правительство объявляет о сокращении подоходного налога. Принимая решение об использовании дополнительных доходов, домашние хозяйства должны представлять, являются ли они долгосрочными. В этом случае сокращение налогов оказывает существенное воздействие на совокупный спрос. Напротив, если домашние хозяйства оценивают изменения в налогообложении как временные, их расходы возрастут несущественно. В этом случае влияние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. Предмет и история экономической науки. Лекция 1.1 Тема: Экономическая теория как наука. Предмет, метод, функции экономической теории.
- Основные методы исследования экономической теории.
- Лекция 2.1 Тема: История развития экономической теории.
- Меркантилизм
- Физиократы
- Классическая школа политэкономики.
- Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)
- Маржинализм
- Неоклассическая школа
- Кейнсианство
- Экономическая школа Институционализма
- Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)
- Раздел II. Общие проблемы экономической теории. Лекция 1.2 Тема: Воспроизводство и его основные функции.
- Лекция 2.2 Тема: Экономические системы, их основные типы.
- Основные типы экономической системы.
- Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм).
- Современная рыночная экономика (современный капитализм).
- Административно-командная система (акс).
- Смешанная экономика.
- Традиционная система.
- Лекция 2.3 Тема: Проблема производственных возможностей и эффективности экономики.
- 5. Экономическая эффективность затрат.
- Лекция 2.4 Тема: Собственность как основа производственных отношений.
- Раздел III. Микроэкономика. Лекция 3.1 Тема: Теория поведения потребителей.
- Лекция 3.2 Тема: Конкуренция: сущность, виды, формы.
- Совершенная конкуренция.
- Несовершенная конкуренция.
- Монополистическая конкуренция.
- Лекция 3.3 Тема: Теория спроса и предложения. Равновесная цена.
- 1. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса.
- 2. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения.
- 3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
- Лекция 3.4 Тема: Рынки ресурсов.
- Лекция 3.5 Тема: Рынок труда и его структура.
- Раздел IV. Макроэкономика. Лекция 4.1 Тема: Макроэкономика как составная часть экономической науки.
- Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов и явлений, имеет ряд особенностей.
- Лекция 4.2 Тема: Рыночные механизмы макроэкономического равновесия.
- Лекция 4.3 Тема: Цикличность развития рыночной экономики.
- 1) Внешние (экстернальная теория):
- 2) Внутренние (интернальная теория):
- Раздел V. Механизм макроэкономического регулирования. Лекция 5.1 Тема: Финансовый рынок как регулятор экономики.
- Рынок ценных бумаг (фондовый рынок).
- Рынок банковских кредитов.
- Лекция 5.2 Тема: Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.
- 1. Денежно-кредитная политика и совокупный спрос.
- 2. Бюджетно-налоговая политика и совокупный спрос.
- Стабилизация экономики.
- Лекция 5.3 Тема: Рыночный механизм формирования доходов. Проблемы социальной политики государства.
- Лекция 5.4 Тема: Мировой рынок и международная торговля.