Монополистическая конкуренция.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов. Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.
Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.
Олигополия представляет собой тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. В качестве определяющих особенностей олигополистического рынка следует указать такие, как: ограниченное количество фирм, значительная концентрация производства у отдельных фирм, ограниченный доступ в отрасль, стратегическое поведение фирм.
Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая монополия), так и дифференцированным (дифференцированная олигополия) продуктом. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у них значительной рыночной власти и убывающей кривой спроса на продукцию каждой отдельной фирмы. Однако их особенность состоит не только в том, что в условиях олигополистического взаимодействия (реагирования на действия друг друга) фирмы сталкиваются не столько с реакцией потребителя, но и с реакцией своих конкурентов. Поэтому при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.
Термин « монополия » в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.
Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей, речь о которых пойдёт позже.
В экономической литературе даётся следующая классификация монополий:
1. С учетом охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций:
а) Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);
б) Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов).
2. В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий:
а) Естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.).
б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)
Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
1. Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм; Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
2. Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;
3. Применяют более крупный капитал;
4. «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.
Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Трест - монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Раздел I. Предмет и история экономической науки. Лекция 1.1 Тема: Экономическая теория как наука. Предмет, метод, функции экономической теории.
- Основные методы исследования экономической теории.
- Лекция 2.1 Тема: История развития экономической теории.
- Меркантилизм
- Физиократы
- Классическая школа политэкономики.
- Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)
- Маржинализм
- Неоклассическая школа
- Кейнсианство
- Экономическая школа Институционализма
- Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)
- Раздел II. Общие проблемы экономической теории. Лекция 1.2 Тема: Воспроизводство и его основные функции.
- Лекция 2.2 Тема: Экономические системы, их основные типы.
- Основные типы экономической системы.
- Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм).
- Современная рыночная экономика (современный капитализм).
- Административно-командная система (акс).
- Смешанная экономика.
- Традиционная система.
- Лекция 2.3 Тема: Проблема производственных возможностей и эффективности экономики.
- 5. Экономическая эффективность затрат.
- Лекция 2.4 Тема: Собственность как основа производственных отношений.
- Раздел III. Микроэкономика. Лекция 3.1 Тема: Теория поведения потребителей.
- Лекция 3.2 Тема: Конкуренция: сущность, виды, формы.
- Совершенная конкуренция.
- Несовершенная конкуренция.
- Монополистическая конкуренция.
- Лекция 3.3 Тема: Теория спроса и предложения. Равновесная цена.
- 1. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса.
- 2. Предложение и факторы, на него влияющие. Закон предложения.
- 3. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
- Лекция 3.4 Тема: Рынки ресурсов.
- Лекция 3.5 Тема: Рынок труда и его структура.
- Раздел IV. Макроэкономика. Лекция 4.1 Тема: Макроэкономика как составная часть экономической науки.
- Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов и явлений, имеет ряд особенностей.
- Лекция 4.2 Тема: Рыночные механизмы макроэкономического равновесия.
- Лекция 4.3 Тема: Цикличность развития рыночной экономики.
- 1) Внешние (экстернальная теория):
- 2) Внутренние (интернальная теория):
- Раздел V. Механизм макроэкономического регулирования. Лекция 5.1 Тема: Финансовый рынок как регулятор экономики.
- Рынок ценных бумаг (фондовый рынок).
- Рынок банковских кредитов.
- Лекция 5.2 Тема: Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.
- 1. Денежно-кредитная политика и совокупный спрос.
- 2. Бюджетно-налоговая политика и совокупный спрос.
- Стабилизация экономики.
- Лекция 5.3 Тема: Рыночный механизм формирования доходов. Проблемы социальной политики государства.
- Лекция 5.4 Тема: Мировой рынок и международная торговля.