Примеры
Асимметрия информации на рынке страхования. Здесь основой для заключения контракта между продавцом и покупателем является неопределенность. При невозможности деления клиентов на группы по степени риска, страховые компании устанавливают для всех единый размер страхового взноса. В результате клиенты с низкой степенью риска переплачивают за риск. Таким образом, при отсутствии информации о клиентах страхователь осуществляет «ухудшающий отбор». Этой ситуации можно было бы избежать, если бы участники рынка располагали одинаковой информацией о риске. Следствием ухудшающего отбора является неэффективная работа рынка, неэффективное размещение ресурсов, а сам «ухудшающий отбор» является следствием информационной асимметрии. С проблемой «ухудшающего отбора» и информационного неравенства также связан случай так называемого «морального риска». Например, приобретение страховки индивидом может побудить его чаще рисковать. Как результат у страховой компании возрастают расходы, что приводит к увеличению размера страхового взноса для всех, а не только для виновника увеличения расходов, а также к увеличению социальных издержек. Из вышесказанного следует, что рынок страхования в условиях асимметрии информации является неэффективным.
Кредитный рынок. При предоставлении кредита банки занижают процентные ставки относительно равновесного уровня и осуществляют рационирование кредита, требуя его надежного залогового обеспечения. Банкиры прекрасно понимают, что высокие процентные ставки могут отпугнуть в первую очередь серьёзных клиентов, имеющих умеренно рентабельные проекты и не склонных к риску. С другой стороны, аферист может согласиться на любые процентные ставки, лишь бы заполучить кредит. Таким образом, снижается количество рисковых проектов, принимаемых для кредитования, и доля недобросовестных заемщиков.
Рынок ценных бумаг. В случае с ипотечными ценными бумагами проблема асимметрии информации проявляется в том, что их эмитент имеет больше информации, чем инвестор, относительно качества предлагаемых ценных бумаг и стоящих за ними ипотечных кредитов. Отсутствие у инвесторов достаточного объема информации об ипотечных ценных бумагах может привести к тому, что они не решатся покупать ценные бумаги или потребуют повышения доходности по таким бумагам в качестве компенсации за риск. Выпуск ипотечных ценных бумаг последней очереди представляет собой самый рискованный транш, на котором лежит риск неисполнения обязательств по ипотечным кредитам, входящих в состав ипотечного покрытия. Обычному инвестору трудно оценить качество всех ипотечных кредитов, стоящих за ипотечной ценной бумагой. Однако эмитент ценных бумаг может использовать сигналы о наличии высокого качества ипотечного покрытия. В частности, в международной практике инициатор рефинансирования ипотечных кредитов может приобрести весь выпуск последней очереди себе в собственность, показывая тем самым наличие у пула ипотечных кредитов приемлемого качества. Таким образом, эмиссия нескольких выпусков ипотечных ценных бумаг свидетельствует о качестве стоящего за ними ипотечного покрытия. Такой сигнал позволяет без каких-либо расходов со стороны инвесторов разрешить проблему с имеющейся на финансовом рынке асимметрией информации.
Рынок здравоохранения. На рынке медицинских услуг покупка услуг врача рассматривается как плата за его профессиональные знания. Здесь информационная асимметрия связана с тем, что врач и пациент, оплачивающий его услуги, обладают различной информацией. У врача возникает соблазн назначить пациенту более дорогой курс лечения. В этом случае появляется место для возникновения механизма, благодаря которому рынок адаптируется к информационному неравенству. Возникают такие понятия, как профессиональная и предпринимательская этика и нравственные ценности, которые постепенно внедряются в рыночные отношения. Асимметрия информации также проявляется в условиях конкурентной борьбы между лечебными заведениями. Как показали исследования зарубежных стран, недостаток данных может стать причиной негативного влияния конкуренции больниц на качество лечения. Это дает дополнительный аргумент в пользу усиления мер, направленных на повышение прозрачности показателей, обработку информации о деятельности системы, и на дальнейшие более детальные оценки причинно-следственных зависимостей. Асимметрия информации при условии её усиления становится одной из главных проблем в экономике здравоохранения, мешающая выйти на общественно эффективные уровни затрат, объемов, качества медицинской помощи.
Рынок труда. Прежде всего, асимметрия информации проявляется на стадии найма работников. В этот момент работодатель не знает реального качества приобретаемого товара. Однако доступен ряд других характеристик (образование, возраст, пол, национальность, опыт работы), которые рассматриваются как сигнальная информация о качестве рабочей силы, возможностях и способностях работника. Образовательные сигналы являются одними из наиболее важных. Еще один аспект асимметрии информации заключается в том, что многие фирмы завышают уровень заработной платы относительно равновесного, потому что понимают: с одной стороны, высокая зарплата обязывает к более напряженному труду и условиям формирования высокой корпоративной культуры; с другой — она обуславливает более высокие потенциальные потери для работников в случае их увольнения. Исходя из анализа финансовых рынков, можно сделать вывод, что информационная асимметрия более характерна для отдельных отраслей сферы услуг, чем для производства товаров. Здесь защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве продаваемых товаров и услуг. Здесь контролирующую функцию должны выполнять общества потребителей, СМИ, исполнительные органы власти и фирмы.
- 2. Классификация правомочий собственности
- 3. Экономические системы и их модели: традиционная экономика, капитализм свободной конкуренции, командно-административная экономика, смешанная рыночная экономика.
- 5. Этапы развития экономической теории: меркантилизм, физиократы, классическая теория, марксизм, маржинализм, кейнсианство, институционализм, монетаризм.
- 6. Функции экономической теории. Причины возрождения интереса к марксистскому направлению экономической теории. Перспективы экономической науки.
- 7.Экономические категории, принципы, модели, законы. Методы экономической теории: индукция, дедукция, абстрагирование, моделирование, эксперимент и др.
- 13. Теория потребительского поведения. Бюджетная линия и кривая безразличия. Равновесие потребителя.
- 14. Теория предельной полезности. Социальные эффекты потребительского поведения
- 15. Сущность экономических издержек, нормальной и экономической прибыли, их отличие от бухгалтерских издержек и прибыли.
- 16. Издержки производства в краткосрочном периоде: валовые, средние, предельные.
- 17.Издержки производства в долгосрочном периоде. «Эффект масштаба».
- 18. Совокупный, предельный и средний доход фирмы.
- 20. Транзакционные издержки: структура издержек и составные элементы. Пути снижения.
- 22. Производственная функция. Изокоста. Изокванта. Равновесие фирмы.
- 23. Рынок чистой (совершенной) конкуренции: характерные черты. Оптимальный объём производства и прибыль в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 24. Рынок монополистической конкуренции: характерные черты. Оптимизация объёма выпуска и экономическая прибыль. Виды и роль неценовой конкуренции.
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде
- Поведение фирмы в долгосрочном периоде
- 25. Рынок олигополии. Чистая и дифференцированная олигополия. Максимизация прибыли. Модели ценового поведения олигополий.
- 27. Сущность капитала. Основной и оборотный капитал. Реальный и финансовый капитал
- 29 Рынок капитала. Особенности формирования спроса на факторы производства.
- 30 Рынок труда. Заработная плата как цена труда. Дифференциация заработной платы
- 31 Рынок земли. Земельная рента. Цена земли и факторы её определяющие.
- 32.Внешние эффекты. Способы решения проблемы внешних эффектов. Теорема р. Коуза.
- Способы решения проблемы внешних эффектов
- 33.Общественные блага, их особенности и отличия от частных благ.
- 34.Асимметричная информация в экономке и факторы риска.
- Примеры
- Проблемы
- 35.Основные субъекты макроэкономики и их экономическая роль.
- 35. Национальные счета. Ввп и другие макроэкономические показатели.
- 36.Методы расчета ввп: по доходам, по расходам, по добавленной стоимости.
- 37.Дефлятор ввп. Динамика ввп в России (2000-2008гг.). Факторы роста ввп в России. Влияние на динамику ввп мирового финансового кризиса (2008-2009гг.)
- 38.Совокупный спрос и совокупное предложение; факторы их определяющие. Макроэкономическое равновесие: классическая и кейнсианская концепция.
- 39.Потребление, сбережения и инвестиции. Источники инвестиций. Мультипликатор инвестиций.
- 40.Экономические циклы. Виды цикличности. Внутренние и внешние факторы цикличности.. Особенности экономического кризиса в переходной экономике России (1990-2000гг.). Кризис 2008-2009г. И его причины.
- 1.Короткие (краткосрочные).
- 2.Средние (промышленные).
- 4.Длинные.
- 41.Безработица и занятость. Виды безработицы. Уровень безработицы. Закон а. Оукена. Безработица в период мирового финансового кризиса. Социальные последствия безработицы
- 42.Инфляция: сущность, монетарные и немонетарные причины, виды инфляции.
- 43.Показатели инфляции. Уровень инфляции. Номинальная и реальная ставка процента. Особенности инфляции в России, ее динамика, факторы, провоцирующие инфляцию.
- 44.«Провалы рынка» и необходимость государственного регулирования экономики. Экономические функции правительства: методы и механизмы.
- 45.Происхождение, сущность и функции денег. Уравнение обмены Маркса-Фишера. Кредитные деньги и их эволюция. Электронные деньги. Происхождение, сущность, и функции денег.
- 46.Формирование спроса на деньги. Денежные агрегаты и их структура. Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке.
- 47. Денежно-кредитная система. Функции Центрального банка. Коммерческие банки и их функции.
- Структура современной кредитной системы
- 48.Операции банков. Банковская прибыль. Денежный и банковский мультипликатор.
- 49)Кредитно-денежная система
- 48)Операции банков
- 53.Налоговая система. Принципы налогообложения, функции налогов, виды налогов. Кривая Лаффера и ее современная интерпретация. Налоговая реформа в России.
- 51. Государственный бюджет и его структура. Дефицит бюджета и способы его покрытия.
- 50.Сущность финансов, их классификация, функции финансов. Принципы построения финансовых систем.
- 52.Профицит бюджета России: источники, динамика. Стабилизационный фонд и проблемы его использования. Влияние мирового финансового кризиса (2008-2009гг.) на исполнение бюджета в 2009г.
- 54.Дискреционная и автоматическая фискальная политика, её механизмы. Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор.
- 55.Виды доходов в рыночной экономике. Показатели степени неравенства доходов. Причины углубления неравенства доходов в российском обществе, его последствия и проблемы разрешения.
- 49.Денежно-кредитная политика государства. Цель политики. Основные механизмы.
- 56.Социальная политика государства, ее направления и механизмы социальной защиты.
- 57.Экономический рост. Типы экономического роста. Факторы роста. Показатели роста. Экономический рост и развитие.
- 58.Международная торговля, её структура. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли.
- 59. Международное движение капитала.
- 60. Валютный курс и факторы его определяющие. Валютный рынок. Формирование валютного рынка в России, влияние на национальную экономику
- 61. Платёжный баланс страны. Золотовалютные резервы. Динамика золотовалютных резервов в платёжном балансе России.
- 62.Модели системных преобразований командно-административной экономики в смешанную рыночную: опыт стран с переходной экономикой.
- 63.Этапы приватизации в России. Последствия приватизации, перспективы.
- 1.Последствия первого этапа:
- 2.Последствия второго этапа: