logo
Экономика(Паничкина) / экономика экзамен

48.Операции банков. Банковская прибыль. Денежный и банковский мультипликатор.

Деятельность банков подчинена получению прибыли. Банковская прибыль получается так: банки уплачивают своим клиентам проценты по вкладам и взимают с них более высокие проценты по ссудам: разница между суммой взимаемых и суммой уплачиваемых банком процентов образует его прибыль. Банковская прибыль имеет собственное название  - маржа.

         Кроме того в банковскую прибыль входят доходы на собственный капитал банка, помещенный в ссуды и инвестиции. Чистая прибыль банка равняется его валовой прибыли за вычетом расходов на ведение банковских операций. Чистая прибыль банка, взятая в отношении к его собственному капиталу, составляет норму банковской прибыли.

         Банковские операции делятся на пассивные и активные. Пассивные - операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы. Активные - посредством которых банк размещает эти ресурсы. Банковские ресурсы это собственный капитал банка и вклады (депозиты ) принимаемые банком от клиентов. Собственный капитал складывается из акционерного первоначального капитала, резервов и накопленной прибыли.

         Депозиты делятся на две группы: срочные (могут быть истребованы у банка по истечении какого либо срока)и до востребования (могут быть из"яты в любое время).

         С другой стороны активные операции составляют ссуды, которые также могут быть срочными (подлежат погашению через определенный срок - месяц,год,три года) и бессрочные (банк может потребовать их возвращения в любой момент).

         Классификация банковских операции по видам показана на рисунке № 1.

         Вексельные операции - это покупка банком векселей  у компаний и выдача ссуд под векселя.

         Подтоварные операции - это ссуды под залог товаров и товарных документов.

         Фондовые операции банков представляют собой операции с ценными бумагами - акциями и облигациями. Они включают :ссуды под ценные бумаги; банковские инвестиции (покупка банком ценных бумаг).

         При лизинге участниками операции являются три стороны: предприятие - производитель оборудования; лизинговая компания (арендодатель) - представляет оборудование в аренду промышленным и торговым фирмам; предприятие получающее и использующее его (арендатор).Формы участия банков в лизинг-кредите: кредитование специализированных компаний на основе заключения договора; кредитование предприятий, сдающих в аренду производственное оборудование.

         Факторинг - взимание платежей и ведение бухгалтерского учета по поручению клиента. Факторские операции активно проводят коммерческие банки, организующие специализированные филиалы или компании.

         Доверительные(трастовые) операции - операции банков по управлению имуществом, выполнению иных услуг в интересах и по поручению клиентов на правах доверенного лица. При их осуществлении банк формально выступает только в качестве агента, получая доход в виде комиссионных. Но эти операции существенно увеличивают влияние крупных банков. По доверенности банк управляет капиталом своих клиентов, вкладывая средства преимущественно в ценные бумаги.

         Итак ведущим принципом работы коммерческих банков является стремление получить  наибольшую прибыль. Но оно ограничивается возможностью понести убытки.  Чем выше ожидаемая прибыль, тем выше риск.  Банк не может избежать риска, он обязан взять его на себя. Банк должен выбрать вид и об"ем риска.  Например, банк выбирает между двумя решениями: выдать конкретную ссуду в 100 млн. рублей определенному клиенту и взять на себя риск невозврата кредита с вероятностью, оцененной банком в  30 %; отказать клиенту в кредите и взять на себя риск упущенной выгоды, который оценивается банком в 29 млн. рублей. Таким образом, риск банка никогда не может быть равен 0. Риск банковской деятельности - это вероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньше запланированной, необходимой. Каждому шансу получить прибыль противостоит возможность понести убытки. Банк должен знать об"ем посильного для него риска, соотносить прибыльность с соображениями безопасности и ликвидности в процессе управления банковским портфелем, т.е. активами и пассивами банка.

Балансовая прибыль – это позитивный финансовый результат деятельности определённой кредитной организации за конкретный период времени. Это основной показатель эффективности банковской работы. Прибыль увеличивает капитал банка, из неё выплачиваются акционерам дивиденды. Чтобы вычислить финансовый результат конкретной кредитной организации, из всех доходов, которые получил банк, вычитаются все расходы, осуществлённые им.

Чистый процентный доход - это разница всех процентных доходов конкретного банка по размещенным ссудам (сюда входят и процентные доходы по вложениям в векселя и облигации) и всех процентных расходов данного банка по привлеченным кредитам, средствам на счетах клиентов, депозитам и выпущенных облигаций и векселей.

Чистый операционный доход – разница операционных доходов и операционных расходов. Операционные доходы складываются из доходов от операций с ценными бумагами, доходов от участия в капитале различных организаций, кроме того, позитивной переоценке средств в иностранной валюте, ценных бумаг и драгоценных металлов, комиссионных вознаграждений, также доходов от того, что сдаётся имущество в аренду, от того, что передаются активы в доверительное управление, от того, что восстанавливаются резервы на возможные потери по ссудам, а также некоторых других доходов финансового учреждения.

Операционные расходы складываются из расходов по деятельностью с приобретенными ценными бумагами и негативной переоценке средств в иностранной валюте, ценных бумаг и драгоценных металлов, комиссионных сборов, также расходов от того, что активы передаются в доверительное управление, отчислений на возможные потери, расходов на амортизацию имущества и содержание персонала, управленческие и организационные расходы (на рекламу, охрану и служебные командировки, аудит, также услуги связи и подготовку кадров).

Чистая прибыль банка - это прибыль после того, как уплачены все налоги.

Денежный мультипликатор

Рассматривая процесс депозитного расширения, мы предположили, что: 1) деньги не покидают банковскую сферу и не оседают в виде наличности, 2) кредитные возможности используются банками полностью и 3) предложение денег определяется только поведением банковского сектора. Однако, изучая предложение денег, следует иметь в виду, что на его величину оказывает влияние поведение домохозяйств и фирм (небанковского сектора), а также важно учесть тот факт, что коммерческие банки могут использовать свои кредитные возможности не полностью, оставляя у себя избыточные резервы, которые они не выдают в кредит. И при таких условиях изменение величины депозитов имеет мультипликативный эффект, однако его величина будет иной. Выведем формулу денежного мультипликатора

Денежная масса (М1) состоит из средств на руках у населения (наличные деньги) и средств на текущих банковских счетах (депозиты): М = С + D

Однако центральный банк, который осуществляет контроль за предложением денег не может непосредственно воздействовать на величину предложения денег, поскольку не он определяет величину депозитов, а может только косвенным образом влиять на их величину через изменение нормы резервных требований. Центральный банк регулирует только величину наличности (поскольку он сам ее пускает в обращение) и величину резервов (поскольку они хранятся на его счетах). Сумма наличности и резервов, контролируемых центральным банком, носит название денежной базы (monetary base) или денег повышенной мощности (high-powered money) и обозначается Н:

Н = С + R

Каким образом центральный банк может контролировать и регулировать денежную массу? Это оказывается возможным через регулирование величины денежной базы, поскольку денежная масса представляет собой произведение величины денежной базы на величину денежного мультипликатора.

Чтобы вывести денежный мультипликатор, введем следующие понятия: 1) норма резервирования rr (reserve ratio), которая равна отношению величины резервов к величине депозитов: rr = R/D или доле депозитов, помещенных банками в резервы. Она определяется экономической политикой банков и регулирующими их деятельность законами; 2) норма депонирования сr (), которая равна отношению наличности к депозитам: сr = С/D. Она характеризует предпочтения населения в распределении денежных средств между наличными деньгами и банковскими депозитами.

Поскольку С = сr х D, а R = rr х D, то можно записать:

М = С + D = сr х D + D = (сr + 1) х D (1)

Н = С + R = сr х D + rr х D = (сr + rr) х D (2)

Величина [(сr + 1)/ (сr + rr)] представляет собой денежный мультипликатор или мультипликатор денежной базы, т.е. коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) денежная масса при увеличении (сокращении) денежной базы на единицу. Как любой мультипликатор, он действует в обе стороны. Если центральный банк хочет увеличить денежную массу, он должен увеличть денежную базу, а если он хочет уменьшить предложение денег, то денежная база должна быть уменьшена.

Заметим, что если предположить, что наличность отсутствует (С=0), и все деньги обращаются только в банковской системе, то из денежного мультипликатора мы получим банковский (депозитный) мультипликатор: multD = 1/ rr. Не случайно банковский мультипликатор часто называют "простым денежным мультипликатором" (simple money multiplier), а денежный мультипликатор - сложным денежным мультипликатором или просто денежным мультипликатором (money multiplier).

Величина денежного мультипликатора зависит от нормы резервирования и нормы депонирования. Чем они выше, т.е. чем больше доля резервов, которую банки не выдают в кредит и чем выше доля наличности, которую хранит население на руках, не вкладывая ее на банковские счета, тем величина мультипликатора меньше. Это можно показать на графике, на котором представлено соотношение денежной базы (Н) и денежной массы (М) через денежный мультипликатор, равный: (сr + 1)/(сr + rr) Очевидно, что тангенс угла наклона равен (cr + rr)/(cr + 1).

При неизменной величине денежной базы Н1 рост нормы депонирования от сr1 до сr2 сокращает величину денежного мультипликатора и увеличивает наклон кривой денежной массы (предложения денег), в результате предложение денег сокращается от М1 до М2. Чтобы при снижении величины мультипликатора денежная масса не изменилась (сохранилась на уровне М1, центральный банк должен увеличить денежную базу до Н2. Итак, рост нормы депонирования уменьшает величину мультипликатора. Аналогично можно показать, что рост нормы резервирования (увеличения банками доли депозитов, хранимых в виде резервов), т.е. чем больше величина избыточных, не выдаваемых в кредит, банковских резервов, тем меньше величина мультипликатора.