logo
Экономика(Паничкина) / экономика экзамен

3. Экономические системы и их модели: традиционная экономика, капитализм свободной конкуренции, командно-административная экономика, смешанная рыночная экономика.

Экономическая система — совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем орга­низационных форм собственности.

  1. рыноч­ные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешан­ная экономика);

  2. нерыночные экономические системы (тради­ционная экономика и административно-командная экономика). Рассмотрим их характерные черты.

Традиционная экономиче­ская система — первичный тип экономической системы. Ее основные черты:

• социально-экономические отношения в обществе опреде­ляются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие блага, как и для кого производить. Они же определяют способ производства;

• экономические роли индивидуумов определяются наслед­ственностью и кастовой принадлежностью;

• технический прогресс проникает в такую экономическую систему с трудом, так как несет угрозу устоявшимся тради­циям и обычаям общественного устройства;

• устойчивое превышение темпов роста населения над тем­пами промышленного производства. Средние показатели естественного прироста населения в развивающихся стра­нах составляют приблизительно 2 % в год, а в наименее развитых странах до 3 %, против 0,7 % в развитых странах;

• многоукладность экономики, когда сосуществуют различ­ные формы производства — от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической;

• активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство на­правляет средства на развитие экономики, оказание соци­альной поддержки беднейшим слоям населениям Значи­тельную роль в жизни общества играют силовые структуры, на которые расходуется средств больше, чем на здравоохра­нение. В таких странах мало врачей, но много солдат, соот­ношение часто достигает 1 : 20.

Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы. Характерные черты административно-командной экономики:

• государственная собственность на экономические ресурсы. Экономические ресурсы являются общенародной или госу­дарственной собственностью и никому конкретно не при­надлежат;

• отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики. Предприятия являются собственностью госу­дарства и осуществляют производство на основе государ­ственных планов. План предусматривает производство ко­личества продукции, достаточного для удовлетворения потребностей;

• коллективное принятие решений. Коллективизм принятия решений реализуется посредством централизованного эко­номического планирования, являющегося основой хозяй­ственного механизма;

• государственный аппарат руководит хозяйственной деятель­ностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнитель­ного материального стимула и базируются на силе государ­ственной власти. Административные средства регулирова­ния подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.

Экономическая система чистого капитализма (капитализм свободное конкуренции) сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в большинстве стран в конце XIX в. Способствует эффективно­му использованию ресурсов, стабильности производства и заня­тости, экономическому росту. Основные черты чистого капита­лизма:

• частная собственность на средства производства. Она является доминирующей в структуре собственности. Матери­альные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов:

• рыночный механизм управления экономикой. Основным координирующим механизмом капиталистической эконо­мики служит рынок, или рыночная система ценообразова­ния. Система рынков и цен играет роль основной органи­зующей силы. Посредством рыночного механизма общест­во выносит решения, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию;

• личный интерес как стимул экономического развития. Ка­ждая экономическая единица стремится делать то, что вы­годнее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм. Владельцы эконо­мических ресурсов в целях личного интереса стремятся по­лучить как можно более высокие цены при их продаже. Потребители, покупая товары или услуги, стремятся при­обрести их по самой низкой цене:

• свобода предпринимательства и свобода выбора. Владель­цы материальных ресурсов и денежного капитала, как про­изводитель, так и потребитель, могут использовать эти ре­сурсы по своему усмотрению. Запретных отраслей и сфер применения не существует;

• наличие множества самостоятельно действующих покупа­телей и продавцов каждого товара и услуги. Отдельные производители или потребители не имеют власти над рын­ком, так как экономическая власть широко рассеяна;

• ограниченная роль государства. Считается, что капитали­стическая экономика — саморегулирующаяся система, по­этому нет необходимости во вмешательстве правительства в функционирование такой экономики. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установ­лением правовой структуры, облегчающей функционирова­ние свободных рынков.

Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регули­рования.

  1. Характерные черты и особенности американской, японской, шведской, итальянской, немецкой моделей смешанной экономики. Российская модель смешанной экономики: особенности, перспективы.

Смешанная экономика – это экономика, функционирующая на базе рыночного механизма и государственного регулирования хозяйства. Такие изменения в роли государства вызваны прежде всего необходимостью развития производственной и социальной инфраструктуры, научно-техническим прогрессом.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР)  на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Германская модель. Характерной чертой немецкой модели смешанной экономики является ее социальная ориентация, отделение социальной политики от экономической. Источником для социальной защиты населения служат не прибыли предприятий, а специальные бюджетные и внебюджетные фонды. Германская модель характеризуется следующими чертами:

Итальянская модель

Смешанная экономика в Италии – это своеобразный вариант западноевропейской модели, который характеризуется:

– обширным государственным сектором,

– высокоразвитым крупным частным бизнесом,

– укладами, оставшимися от раннего капитализма,

– большим удельным весом малого бизнеса,

– развивающимся кооперативным сектором.

Государственный сектор занимает ключевые позиции. Наиболее многочисленной категорией государственных предприятий являются акционерные общества со смешанным капиталом. Либеральные реформы не внесли радикальных изменений положения государственного сектора. Итальянская модель смешанной экономики характеризуется развитой социальной инфраструктурой и высокой степенью социальной защиты.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная — от ад­министративно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальней­шем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные чер­ты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

• на многообразие форм собственности. Особенностью рос­сийского менталитета, с одной стороны, является тяга к ин­дивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С дру­гой стороны — соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собст­венность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

• многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многооб­разие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и госу­дарственного предпринимательства;

• смешанный экономический механизм регулирования эко­номики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни обще­ства. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из сис­темного кризиса и обеспечение устойчивого экономиче­ского роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

• многообразие форм распределения национального про­дукта.

В основе системы распределения должны лежать два прин­ципиально различных, но во многом сходных механизма распре­деления. Один из них основан на рыночных методах, второй — на принципе распределения по труду.