47.Типы, причины, основные направления международной трудовой миграции.
: Процесс перемещения трудоспособного населения из одной страны в другую для трудоустройства на более выгодных условиях называется международной трудовой миграцией.
Причины:Самые распространенные - это экономические причины, например поиск работы, повышение доходов, уровня жизни. Кроме экономических, существует и масса других причин: политические, религиозные, расовые, национальные, семейные. Все последние причины можно объединить в одну группу - неэкономические причины.
К экономическим причинам относятся:
- различный уровень экономического развития стран, что влечет за собой и различную оплату труда рабочей силы. Естественно, что рабочая сила перемещается из стран с более низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем жизни, т. е. с более высоким уровнем ВВП на душу населения;
- наличие безработицы на национальном рынке труда. Существование безработицы в некоторых странах становится важным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, поэтому всегда рост безработицы внутри страны заставляет людей искать работу за пределами ее национальных границ;
- зарубежная деятельность транснациональных корпораций. Функционирование тнкпредполагает перемещение части рабочих к рабочим местам, расположенным за границей в зарубежных филиалах транснациональных корпораций.
К неэкономическим причинам относят политические, религиозные, экологические, политические, расовые, национальные, семейные. Каждая из неэкономических причин способна привести к крупным межстрановым перемещениям рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и международная трудовая миграция, возникшая по экономическим причинам.
Международная трудовая миграция включает два встречных потока: эмиграцию и иммиграцию.
Эмиграция (экспорт рабочей силы) - выезд трудоспособного населения из данной страны за границу.
Иммиграция (импорт рабочей силы) - это въезд трудоспособного населения в страну из-за границы.
Для оценки масштабов международной трудовой миграции используются следующие статистические показатели:
- масштабы выбытий; масштабы прибытий; сальдо миграции (чистая миграция) - разница между числом прибытий в страну и числом выбытий из страны за определенный период; валовая миграция (общая миграция) - сумма числа прибытий и выбытий в стране за определенный период.
Международная трудовая миграция осуществляется по следующим основным направлениям.
1. Из развивающихся стран в развитые. В индустриально развитых странах более высокий уровень жизни, чем в развивающихся странах. А это одна из основных причин международной трудовой миграции. В развитых странах, как и в любых других странах, есть непрестижные с точки зрения местного населения рабочие места, без которых, однако, невозможен нормальный производственный процесс. Эти места, как правило, и занимает иностранная рабочая сила.
2. Между развитыми странами. Международная трудовая миграция, существующая в рамках промышленно развитых стран, обусловлена в большей степени неэкономическими причинами, чем экономическими. В этом случае международная миграция рабочей силы происходит, например, из-за возможности обеспечить профессиональный рост, сделать карьеру, занять место в престижной фирме в другой стране.
3. Из развитых стран в развивающиеся. В этом случае квалифицированные специалисты едут на работу в развивающиеся страны по приглашению правительства или отдельных фирм.
4. Между развивающимися странами. В подобном варианте основной причиной международной трудовой миграции становится повышение уровня жизни.
48.Государственное регулирование трудовой миграции. Социально-экономические последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов.
. Международная трудовая миграция оказывает положительное и отрицательное влияние на социально-экономическое развитие стран - экспортеров и стран - импортеров рабочей силы.
Положительные последствия международной трудовой миграции для стран, экспортирующих рабочую силу:
- улучшается ситуация на национальном рынке труда в связи с тем, что отток рабочих в другие страны снижает конкуренцию за рабочие места на национальном рынке труда, уменьшает безработицу и ослабляет социальную напряженность в стране;
- снижается нагрузка на государственный бюджет за счет сокращения трансфертных платежей (пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и др.) и экономии средств для обучения рабочей силы новым профессиональным навыкам;
- увеличиваются поступления валюты в страну в связи с тем, что иммигранты осуществляют денежные переводы родственникам в страну, которую они временно покинули. А это приводит к увеличению доходов семей, росту их потребительских расходов и росту совокупного спроса, что является стимулом для развития производства в отдающей стране;
- по окончании трудового контракта из-за границы в страну возвращаются более квалифицированные рабочие, которые могут способствовать росту ВНП в стране.
Отрицательные последствия международной трудовой миграции для стран, экспортирующих рабочую силу:
- сокращаются возможности увеличения валового внутреннего продукта;
- увеличиваются затраты общества на подготовку кадров, так как страна вынуждена готовить замену уехавшим специалистам и квалифицированным рабочим, осуществляя инвестиции в образование и профессиональную подготовку;
- снижаются налоговые поступления в бюджет в связи с оттоком части рабочей силы, которая уехала работать в другую страну.
Положительные последствия международной трудовой миграции для стран, импортирующих рабочую силу:
- повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой оплатой труда иностранной рабочей силы;
- увеличивается совокупный спрос на внутреннем рынке страны за счет иностранных рабочих, что создает дополнительные стимулы для развития производства в принимающей стране;
- увеличиваются налоговые поступления в бюджет за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше, а государственные расходы на их образование и профессиональную подготовку не требуются;
- появляются дополнительные возможности снять социальную напряженность в обществе. Так как иностранные работники не учитываются в социальных программах, появляется возможность более полно решать проблемы национальных кадров. При угрозе возникновения безработицы в первую очередь увольняются иностранцы, что смягчает напряженность в обществе.
Отрицательные последствия международной трудовой миграции для стран, импортирующих рабочую силу:
- ухудшается ситуация на национальном рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и снижением заработной платы;
- усиливаются социальная напряженность, межнациональная неприязнь в принимающей стране, в частности при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники.
Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений.
Страны-реципиенты (принимающие) применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:
1. профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);
2. возрастной ценз;
3. состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);
4. социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также состоящих в рядах реакционных партий);
5. квотирование (законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий, при этом страны устанавливают квоты на въезд иностранцев из определенных стран – Азии, Африки).
Экономическое регулирование трудовой миграции включает: уплату иммигрантом пошлины за трудоустройство;первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;ограничение времени пребывания иностранных рабочих в данной стране.
В странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя. В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников – мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции и гражданстве от 1996 г. Въезд в страну различных категорий иммигрантов лимитируется определенными квотами.
- Предмет, задачи дисциплины «Мировая экономика».
- 2 Этап. С начала 20 века (1914 г) – до 1945 г. – кризис мировой экономики.
- 4 Этап. Период с конца 80-х гг. 20 века по настоящее время – этап глобализации мировой экономики.
- 3. Развитые страны: основные признаки и позиции в мировой экономике.
- 7. Экономический и экспортный потенциал страны: основные показатели.
- 8. Уровень экономического развития страны: основные показатели.
- 9. Сущность, цели, предпосылки международной экономической интеграции.
- 3 Форма – таможенный союз государств
- Вопрос 10 про россию выбрать.
- 14.Ямайская валютная система.
- 15.Обменный курс валюты. Факторы, определяющие курсы валют в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 16.Паритет покупательной способности, факторы, его определяющие. Курс валюты по паритету покупательной способности.
- 18.Международный банк реконструкции и развития: цели деятельности, условия кредитования, отношения с Россией.
- 19.Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Международное агентство по гарантированию инвестиций: цели их деятельности, условия кредитования и отношения с Россией.
- 20.Европейский союз – высшая форма экономической интеграции. Современные проблемы ес.
- 23.Технологические теории международной торговли: теория технологического разрыва (м.Познер и др.); теория цикла жизни продукта (р.Вернон. Г.Киндлебергер, л.Уэлс).
- 28.Структура импорта товаров и услуг в Россию.
- 29.Перспективные направления участия России на мировых рынках продукции, технологий и услуг.
- 32.Роль транснациональных корпораций развитых стран и России в мировой экономике.
- 33.Неоклассические теории межстранового перемещения капиталов.
- 34.Концепции международного движения капиталов Дж. М. Кейнса и представителей неокейнсианского направления.
- 35.Модель интернализации (л.Бакли, м.Кэссон, а.Рагмен).
- 41.«Бегство» капитала из России: масштабы, способы и направления нелегального вывоза.
- 42.Организационно-правовые формы привлечения иностранного капитала в Россию.
- 43.Отраслевая и территориальная структура иностранных инвестиций в России.
- 44.Инвестиционный климат страны. Проблемы и пути улучшения инвестиционного климата в России.
- 45.Россия – правопреемница долга и активов бывшего ссср: отношения с кредиторами и дебиторами (должниками).
- 46.Новый долг России: причины образования, основные кредиторы, источники погашения.
- 47.Типы, причины, основные направления международной трудовой миграции.
- 49.Причины, масштабы и основные направления трудовой эмиграции из России.
- 50.Масштабы, структура трудовой иммиграции в Россию и ее регулирование государством.
- 52.Тарифные методы и инструменты торговой политики государства.
- 54.Лицензирование и скрытые методы государственного регулирования международной торговли.