Местоположение города и краткая историческая справка
Расположение. Город Тында расположен на севере Амурской области в долине Тынды и Геткана (бассейн Зеи), на высоте более 500 метров над уровнем моря. Административный центр Тындинского района, город областного подчинения. Расстояние до областного центра – 881 км. Расстояние от Тынды до Москвы на железнодорожном транспорте около 6,7 тыс. км, по воздуху — около 5,1 тыс. км. Площадь города – 132,12 кв. км. Тында - самый северный молодой город Амурской области. Численность постоянного населения согласно предварительной информации по переписи населения в 2010 году составила 35 574 человека. Город является крупным транспортным узлом на северо-западе Амурской области, на котором пересекаются линии Тайшет - Ургал и Бамовская - Беркакит.
Климат. Климат города – резко континентальный, с чертами муссонного. Среднегодовая температура воздуха – 6,8о, минимальная температура - 51о, максимальная + 34о, годовая амплитуда температуры 85о, относительная влажность 74%.
Сумма осадков за год составляет 540 мм, общая продолжительность солнечного сияния около 1700 – 1900 часов в году. Продолжительность зимнего периода около 190 дней.
Самый холодный месяц – январь, средняя температура – 31,6о, самый теплый месяц июль – средняя температура + 16,4о. Зима малоснежная, сумма осадков за зимний период 45 мм.
Город Тында находится в зоне повышенной сейсмичности.
История. Первое упоминание о существовании населенного пункта Тында относится к 1917 г. До революции и в первые годы после окончания гражданской войны и интервенции он являлся перевалочной базой золотоискателей. В связи с открытием богатых россыпных месторождений золота на реке Алдан в 1926 г. начинается строительство Амуро-Якутской автодороги. Центром строительства стал пункт Джелтулак. В 1928 г. дорога достигла Тынды и строительство продолжалось дальше на север. Поселение возникло как рабочий поселок Тындинский для обслуживания Амуро-Якутской автодороги.
В 1937 г. было завершено строительство железнодорожной линии БАМ-Тында и открыто рабочее движение. В 1940 г. в Тынду пришел пассажирский поезд. В 1942 г., в период строительства Волжской рокады под Сталинградом, были использованы рельсы и металлоконструкции, снятые с некоторых дальневосточных линий, в том числе с дороги БАМ-Тында.
В 1974 г., с началом строительства Байкало-Амурской магистрали Тында оказалась в центре всенародной стройки, расположенная на пересечении «малого» и «большого» БАМа и имеющая выход к Транссибирской магистрали, сразу была признана «столицей» БАМа. 14 ноября 1975 г. поселок Тындинский переименован в город Тынду. До развертывания работ на строительстве Центрального участка магистрали население поселка составляло 3,8 тысячи человек.
За годы строительства БАМа (1975-1984 гг.) население Тынды выросло в 5,5 раза. Тында при проектировании Байкало-Амурской магистрали предусматривался как крупный железнодорожный узел с мощной инфраструктурой. Предполагалось, что жители города, не занятые на обслуживании железной дороги, члены семей железнодорожников, будут заняты в социальной или экономической сфере города или работать вахтовым методом на предприятиях области по освоению прилегающей к БАМу зоны. В этом городе стыкуются западный и восточный участки БАМа, здесь начинается дорога на Нерюнгри и Томмот, которая в ближайшем будущем будет проложена до Якутска. К тому же в Тынде расположена самая большая станция на БАМе.
По состоянию на 1 января 2012 года численность населения города составляет 35418 человек. В последние годы наблюдается отток населения из города.
В 1997 г. БАМ утратила свой самостоятельный статус и реорганизована в Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги. Основной отраслью экономики города является железнодорожный транспорт. Внешние транспортные связи: федеральная автомобильная дорога М-56 Лена на Невер и Якутск, Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги, функционирует аэропорт, осуществляющий отправку пассажиров, грузов и почты.
За годы существования города введено 763 тыс. кв. метров жилья – 505 домов. В основном это 9-этажные дома, вдвое меньшее количество 5-этажных и четыре 16-этажных дома и др. Улучшались условия жизни горожан. В середине 70-х открылись Дома народного творчества «Юность», «Олимпийский», в середине 80-х Дворец Культуры «Железнодорожников». Наряду с этим в 1976 г. открыт Музей истории БАМа. В фондах музея хранится более 32 тысяч экспонатов. Сегодня научные сотрудники музея заняты расширением природных, геологических и этнографических коллекций музея. В 1993 г. создан Дом народного творчества «Русь», в 2006 г. преобразован в Городской Дворец культуры «Русь». В 1996 г. открылся Драматический театр. Его постановки рассчитаны на любую аудиторию - как на взрослых так на детей и подростков - и вызывают глубокие симпатии у зрителей. В городе расположены 3 памятника истории и культуры, состоящие на государственном учете. Осуществляют свою деятельность музыкальная и художественная школы. В городе имеются бассейн, крытый хоккейный корт, горнолыжный спуск Усть-Коралл, стадион с трибунами. Свою деятельность осуществляют четыре спортивные школы.
Быстрыми темпами в городе развиваются современные виды связи – цифровая, мобильная (компании «МТС», «Мегафон», «Билайн»), «Интернет». В городе около 30 тыс. населения пользуются мобильной связью.
- Комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильного муниципального образования
- 1. Паспорт комплексного инвестиционного плана модернизации монопрофильного города тында
- 2. Введение
- Местоположение города и краткая историческая справка
- 3. Анализ социально-экономического положения моногорода и результат диагностики его состояния
- 3.1. Анализ демографической ситуации, трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения моногорода
- 3.1.2. Рынок труда
- Показатели численности населения в трудоспособном возрасте
- 3.2. Анализ финансово-экономического положения и технологических связей градообразующих предприятий. Выявление критических рисков
- 3.2.1. Общая информация о градообразующих предприятиях
- Основные показатели деятельности градообразующего предприятия за 2007-2011 гг.
- 3.2.2. Общие риски градообразующего предприятия
- 3.3. Малое и среднее предпринимательство, промышленность города. Характеристика экономического состояния и диагностика платежеспособного спроса на работы (услуги) этого сектора.
- Сфера потребительского рынка
- Торговля
- Бытовое обслуживание населения
- Общественное питание
- Производство местных товаропроизводителей Промышленное производство
- Производство хлеба и хлебобулочных изделий
- Производство кондитерских изделий
- Производство кулинарной продукции
- 3.3.2. Состояние и развитие малого и среднего предпринимательства в г. Тында
- 3.4.1. Управление муниципальной собственностью
- 3.4.2. Жилищно-коммунальная инфраструктура
- 3.4.3. Социальная инфраструктура
- Финансирование системы здравоохранения города, (тыс. Руб.)
- Основные показатели муниципальной системы образования города
- Численность педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений, чел.
- Финансирование муниципальной системы образования
- 3.4.4. Транспортная и инженерная инфраструктура
- 3.4.5. Экология
- 3.5. Анализ состояния бюджетной системы муниципального образования город Тында, в том числе доходной базы, выявление критических рисков для исполнения бюджетных обязательств
- 3.5.1. Анализ доходов и расходов бюджета муниципального образования города Тында за 2009-2011 гг.
- 4. Выбор целей и разработка сценариев будущего развития моногорода
- Расчет рисков устойчивого развития моногорода
- Перечень рисков моногорода Тында
- 4.2. Постановка целей и задач комплексного инвестиционного плана модернизации монопрофильного муниципального образования город Тында
- 4.3. Возможные сценарии реализации целей проекта, согласование со стратегией развития Амурской области
- 4.4. Мероприятия по минимизации рисков
- 4.5. Основные обеспечивающие мероприятия комплексного освоения территории
- 4.6. Характеристика причин негативных тенденций изменения показателей в градостроительной сфере деятельности
- 4.7. Перечень принятых и планируемых мер и объем ресурсов, предполагаемых к выделению, для достижения запланированных на последующие годы показателей в градостроительной сфере деятельности
- 5. Система мероприятий по реализации кип модернизации монопрофильного мунципального образования город тында
- 5. 1. Программа инвестиционных проектов модернизации экономики моногорода Тында
- 5.1.1. Приоритетные инвестиционные проекты модернизации экономики моногорода Тында
- 5.1.2 Проекты по развитию (модернизации) экономики моногорода Тында
- 5.1.4. Основные проекты моногорода в сфере жилищного строительства.
- 5.1.5. Основные проекты моногорода в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и экологии.
- 5.2. Муниципальные долгосрочные целевые программы
- 5.3. Обеспечение занятости населения
- Обучение и повышение квалификации населения
- 5.3.2. Услуги по поиску работы
- 5.3.3. Субсидии на оплату труда и найму новых сотрудников.
- 5.3.4. Переподготовка, временная занятость для молодежи
- 6. Система управления кип
- 6.1. Система управления и специальные органы для реализации плана
- 6.2. Структура управления и контроля реализации комплексного инвестиционного плана моногорода Тында
- 6.3. Объемы и источники финансирования проектов
- 6.4. Система мониторинга комплексного инвестиционного плана города Тынды
- 6.5. Перечень мероприятий, на которых представлялся и обсуждался проект комплексного инвестиционного плана города Тында
- 7. Ожидаемые результаты, предполагаемые эффекты от реализации кип модернизации монопрофильного муниципального образования город тында
- 7.1. Реализация комплексного инвестиционного плана по этапам
- Разработка, утверждение, подписание необходимых документов и организация финансирования проектов модернизации предприятий моногорода Тынды;
- 7.2 Краткосрочные результаты
- 7.3. Среднесрочные и долгосрочные результаты
- 8. Оценка эффективности реализации кип моногорода тында
- 8.1. Методика мониторинга и оценки эффективности реализации
- 8.2. Оценка эффективности реализации кип за 2010 – 2011 годы
- 9. Приложения
- Целевые показатели кип модернизации моногорода Тында на период 2007 – 2015 годы
- Источники финансирования проектов и программ кип
- План-график реализации мероприятий кип
- План-график реализации мероприятий кип
- Долгосрочные муниципальные целевые программы муниципального образования город Тында
- Паспорта инвестиционных проектов
- 9.6.1. «Производство и розлив кваса живого брожения, розлив минеральной воды»
- 9.6.2. «Реконструкция аэропортового комплекса в г. Тынде»
- 9.6.3. «Строительство детского сада на 240 мест в мкр. Таежный»
- 9.6.4. «Строительство дома быта в мкр. Таежный»
- 9.6.5. «Строительство многофункционального центра зимних видов спорта в городе Тында»
- 9.6.6. «Создание Центра сердечно-сосудистой патологии в г. Тынде»
- 9.6.7. «Строительство мусороперерабатывающего комплекса по инновационной технологии переработки твердых бытовых отходов»
- 9.6.8. «Строительство водовода от водозабора «Средний Шахтаум» до нагорных резервуаров г. Тында»
- 9.6.9. «Реконструкция очистных сооружений с увеличением дополнительной мощности 3,5 тыс. М3 в сутки»
- 9.6.10. «Реконструкция котельного комплекса квтк- 100»
- 9.6.11. «Реконструкция автомобильной дороги м56-Лена км 165-172 Амурская область»