logo
КИПы (2) / 91

Местоположение города и краткая историческая справка

Расположение. Город Тында расположен на севере Амурской области в долине Тынды и Геткана (бассейн Зеи), на высоте более 500 метров над уровнем моря. Административный центр Тындинского района, город областного подчинения. Расстояние до областного центра – 881 км. Расстояние от Тынды до Москвы на железнодорожном транспорте около 6,7 тыс. км, по воздуху — около 5,1 тыс. км. Площадь города – 132,12 кв. км. Тында - самый северный молодой город Амурской области. Численность постоянного населения согласно предварительной информации по переписи населения в 2010 году составила 35 574 человека. Город является крупным транспортным узлом на северо-западе Амурской области, на котором пересекаются линии Тайшет - Ургал и Бамовская - Беркакит.

Климат. Климат города – резко континентальный, с чертами муссонного. Среднегодовая температура воздуха – 6,8о, минимальная температура - 51о, максимальная + 34о, годовая амплитуда температуры 85о, относительная влажность 74%.

Сумма осадков за год составляет 540 мм, общая продолжительность солнечного сияния около 1700 – 1900 часов в году. Продолжительность зимнего периода около 190 дней.

Самый холодный месяц – январь, средняя температура – 31,6о, самый теплый месяц июль – средняя температура + 16,4о. Зима малоснежная, сумма осадков за зимний период 45 мм.

Город Тында находится в зоне повышенной сейсмичности.

История. Первое упоминание о существовании населенного пункта Тында относится к 1917 г. До революции и в первые годы после окончания гражданской войны и интервенции он являлся перевалочной базой золотоискателей. В связи с открытием богатых россыпных месторождений золота на реке Алдан в 1926 г. начинается строительство Амуро-Якутской автодороги. Центром строительства стал пункт Джелтулак. В 1928 г. дорога достигла Тынды и строительство продолжалось дальше на север. Поселение возникло как рабочий поселок Тындинский для обслуживания Амуро-Якутской автодороги.

В 1937 г. было завершено строительство железнодорожной линии БАМ-Тында и открыто рабочее движение. В 1940 г. в Тынду пришел пассажирский поезд. В 1942 г., в период строительства Волжской рокады под Сталинградом, были использованы рельсы и металлоконструкции, снятые с некоторых дальневосточных линий, в том числе с дороги БАМ-Тында.

В 1974 г., с началом строительства Байкало-Амурской магистрали Тында оказалась в центре всенародной стройки, расположенная на пересечении «малого» и «большого» БАМа и имеющая выход к Транссибирской магистрали, сразу была признана «столицей» БАМа. 14 ноября 1975 г. поселок Тындинский переименован в город Тынду. До развертывания работ на строительстве Центрального участка магистрали население поселка составляло 3,8 тысячи человек.

За годы строительства БАМа (1975-1984 гг.) население Тынды выросло в 5,5 раза. Тында при проектировании Байкало-Амурской магистрали предусматривался как крупный железнодорожный узел с мощной инфраструктурой. Предполагалось, что жители города, не занятые на обслуживании железной дороги, члены семей железнодорожников, будут заняты в социальной или экономической сфере города или работать вахтовым методом на предприятиях области по освоению прилегающей к БАМу зоны. В этом городе стыкуются западный и восточный участки БАМа, здесь начинается дорога на Нерюнгри и Томмот, которая в ближайшем будущем будет проложена до Якутска. К тому же в Тынде расположена самая большая станция на БАМе.

По состоянию на 1 января 2012 года численность населения города составляет 35418 человек. В последние годы наблюдается отток населения из города.

В 1997 г. БАМ утратила свой самостоятельный статус и реорганизована в Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги. Основной отраслью экономики города является железнодорожный транспорт. Внешние транспортные связи: федеральная автомобильная дорога М-56 Лена на Невер и Якутск, Тындинское отделение Дальневосточной железной дороги, функционирует аэропорт, осуществляющий отправку пассажиров, грузов и почты.

За годы существования города введено 763 тыс. кв. метров жилья – 505 домов. В основном это 9-этажные дома, вдвое меньшее количество 5-этажных и четыре 16-этажных дома и др. Улучшались условия жизни горожан. В середине 70-х открылись Дома народного творчества «Юность», «Олимпийский», в середине 80-х Дворец Культуры «Железнодорожников». Наряду с этим в 1976 г. открыт Музей истории БАМа. В фондах музея хранится более 32 тысяч экспонатов. Сегодня научные сотрудники музея заняты расширением природных, геологических и этнографических коллекций музея. В 1993 г. создан Дом народного творчества «Русь», в 2006 г. преобразован в Городской Дворец культуры «Русь». В 1996 г. открылся Драматический театр. Его постановки рассчитаны на любую аудиторию - как на взрослых так на детей и подростков - и вызывают глубокие симпатии у зрителей. В городе расположены 3 памятника истории и культуры, состоящие на государственном учете. Осуществляют свою деятельность музыкальная и художественная школы. В городе имеются бассейн, крытый хоккейный корт, горнолыжный спуск Усть-Коралл, стадион с трибунами. Свою деятельность осуществляют четыре спортивные школы.

Быстрыми темпами в городе развиваются современные виды связи – цифровая, мобильная (компании «МТС», «Мегафон», «Билайн»), «Интернет». В городе около 30 тыс. населения пользуются мобильной связью.