logo search
Экономическая теория

4. Подходы к периодизации экономических систем и их классификация

Существуют различные подходы к периодизации экономиче­ских систем, среди которых выделяются формационный и цивилизационный.

Формационный подход периодизации развития общества раз­работан в теории марксизма. Он базируется на диалектическом единстве производительных сил и производственных отношений, их органическом единстве, составляющем общественный способ производства. На основе производительных сил складываются производственные отношения, которые должны соответствовать уровню развития производительных сил. Производственные от­ношения, как общественная форма производительных сил, в свою очередь, влияют на производительные силы. От того, каковы по своему социально-экономическому характеру производственные отношения, зависит и само развитие производительных сил. Если трудящиеся заинтересованы в результатах производства, то они будут заинтересованы в развитии самого производства, в его эффективности и ритмичной работе. И напротив, если такого инте­реса нет, то это означает, что производственные отношения сдер­живают развитие производительных сил.

Развитие производительных сил и, соответственно, производ­ственных отношений, приводит к развитию общественного спо­соба производства, а на определенной стадии развития и к одного способа производства другим. Следовательно, их един­ство противоречиво. По марксистской теории общество в своем развитии прошло первобытный способ производства, рабовладельческий, феодальный и ныне находится в условиях капиталисти­ческого способа производства. Но и на этом развитие общества не может остановиться, оно порождает новый, более прогрессив­ный способ производства.

Далее марксизм утверждает, что отношения людей в обще­стве не ограничиваются только производственными отношения­ми. Общественные отношения многогранны, как многогранна и деятельность людей, охватывающая не только производство, но и нематериальную деятельность: духовную, политическую, куль­турную, религиозную, медицинскую, юридическую и т.д.

Складывающиеся при этом общественные отношения пред­ставляются марксизмом в виде надстройки над производствен­ными отношениями, выделяемыми как экономический базис. Надстройка активно влияет на свой базис, может либо способ­ствовать его развитию, либо сдерживать.

В совокупности способ производства и надстройка составляют общественно-экономическую формацию. Исторически общество прошло три общественно-экономические формации и находится в четвертой, в условиях капиталистической общественно-эконо­мической формации (как и общественные способы производства). К. Маркс выделяет пятый способ производства — коммунисти­ческий с ее первой стадией — социализмом, который практиче­ски в России не состоялся.

Как видим, в основу марксистской периодизации истории развития общества положена схема «способов производства», «общественно-экономических формаций». Подобный подход к периодизации развития общества называют формационным, когда экономические явления и в целом развитие общества рассматри­ваются с точки зрения действия определенных законов. Развитие и смена устройства общества рассматривается на основе раз­вития производительных сил, экономических отношений, раз­вития и смены форм собственности, развития и смены социально-экономического характера распределения и присвое­ния произведенных материальных благ, достижений в области культуры, духовной жизни.

Вместе с тем экономисты ныне считают, что «классическое выделение пяти способов производства вызывает сомнение по ряду причин, в том числе и потому, что оно применимо лишь к Запад­ной Европе и не имеет всеобщего значения. Сюда не вписываются азиатский способ производства, цивилизации Китая и Ин­дии... Поэтому рассмотрение процессов мирового развития на уровне формации, способа производства при всей теоретической и исторической значимости такого подхода не может охватить всю сложную гамму происходящих в мире событий».

Цивилизационный подход предполагает характеристику развития общества с позиции общей культуры общества, то есть с позиции общечеловеческих ценностей. При этом обращается внимание на значение человека в обществе, условия его производ­ственной деятельности, уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей. Как видим, речь идет о совокупности элементов материальной и духовной культуры. Это и многое дру­гое в обобщенном виде представляется как цивилизация (с латинского — общественный).

Подобный подход позволяет определить периоды развития общества по уровню развития культуры, или по уровню цивили­зации. Существуют различные определения периодов развития общества, но чаще, исходя из уровня деятельности человека по приспособлению предметов природы для удовлетворения потреб­ностей и форм собственности, выделяются такие периоды, как дикость, когда человек свои личные потребности удовлетворял благодаря собирательству плодов и охотничества, когда не было частной собственности; период варварство, где основой хозяй­ства, является скотоводство, но уже с возникшей частной соб­ственностью; период цивилизации, когда человек занимается земледельческим хозяйством при господстве частной формы собственности. В двух последних периодах общества предстают как производящие материальные блага.

Более конкретно с позиции цивилизации общество выглядит следующим образом: доиндустриальный период хозяйствования, когда господствует ручной труд; индустриальный период, когда господствует машинное производство; постиндустриальный, когда начинает господствовать автоматизированное производство на основе достижений научно-технической революции.

В неоклассической теории выделяются такие экономические системы, как рыночная, командная, смешанная и традиционная.

Рыночная система характеризуется как хозяйство, которое функционирует в условиях господства рыночных отношений. Здесь экономика регулируется только рыночным механизмом, в томчисле законами спроса, предложения, ценообразования и др. Это характерно для условий свободной конкуренции при капитализме.

Командная система, где по существу отрицается рыночный механизм развития экономики, частная собственность. Здесь гос­подствует государственная собственность, централизованное регулирование экономическими процессами. Такие условия, на­пример, в России были созданы волевыми методами, хотя для этого уровня обобществления не было реальных условий. Со временем экономика оказалась в трудных, кризисных условиях.

Смешанная система — характерна для условий совершенной конкуренции, когда стихийное регулирование рынка оказывает­ся недостаточным, когда государство вмешивается в экономику, но главным образом экономическими методами, а не админист­ративными. Прямое влияние государство чаще оказывает в об­разовавшемся государственном секторе хозяйства. В результате в хозяйстве наличествует и рынок и государство.

Традиционная система, где очевидны соблюдения традиций ведения хозяйства, причем в большинстве случаев характерных для замкнутых, натуральных хозяйств с ручным трудом. Все это было характерно для истории развитых стран.

Ныне выделяется в экономической теории и переходная эко­номика. Возникает она в условиях, когда происходит становле­ние нового по своему типу хозяйства, хотя еще сохраняется и прежний тип хозяйства.