logo
Экономическая теория

1. Конкуренция и ее методы

Конкуренция — общественная форма взаимодействия субъек­тов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивиду­альных экономических интересов.

Состязательность за экономическое процветание является од­ним из важнейших законов рыночного хозяйства. Содержание закона конкуренции раскрывается как соперничество произво­дителей за достижение лучших условий производства. Это обес­печивает необходимый механизм экономического прогресса, ко­торый заложен в сущности законов рыночного хозяйства.

Достижение лучших условий производства обеспечивается при состязании как за доступ к экономически ограниченным факто­рам производства, так и при реализации готовых товаров и ус­луг. Поэтому конкуренция — это борьба среди продавцов, среди покупателей, а также между покупателями и продавцами.

Основным средством конкуренции является цена. Ценовая конкуренция — это борьба между производителями за получе­ние дополнительной прибыли посредством уменьшения издер­жек производства и, соответственно, снижения цен на продук­цию без изменения ее ассортимента и качества.

Однако развитие товарного производства обусловило измене­ние методов конкуренции. На смену конкуренции цен пришла неценовая конкуренция. Конкурентные преимущества на современном рынке обеспечиваются не столько умением удержать высокие цены, сколько поддержанием достаточного уровня спроса на нее. Достигается это различными методами. Основные среди них — новизна и качество товара, его высокие технологические характеристики; создание товаров заменителей (товаров-субсти­тутов); качественное и доступное послепродажное техническое обслуживание; реклама и др.