14. Текущее финансовое планирование на предприятии. Состав и значение годового финансового плана
Целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.
Задачами планирования являются: определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования; установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами; выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования; увеличение прибыли за счет экономного использования финансовых ресурсов предприятия; осуществление контроля за использованием и расходованием денежных средств и другие.
Важным моментом финансового планирования является его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования является определение его центров доходов (подразделения, которые приносят максимальную прибыль) и центров расходов (подразделения, являющиеся малорентабельными или вообще некоммерческими, но играющими важную роль в общем производственном процессе).
Различают три вида финансового планирования:
1. долгосрочное (перспективное) - планирование на несколько лет вперед с разбивкой по годам;
2. краткосрочное (текущее) – планирование на год с разбивкой по кварталам, месяцам;
3. оперативное – планирование на квартал с разбивкой на более короткий период (месяц, декаду, неделю, день).
Распространенной формой текущего планирования является годовой финансовый план предприятия, который выполняет роль инструмента планирования и инструмента контроля деятельности фирмы.
Годовой финансовый план представляет собой бюджет компании на год. В практике финансового менеджмента различают несколько видов бюджетов: общий, оперативный, финансовый, денежных средств.
Общий бюджет характеризует прогнозы компании в отношении объема реализованной продукции и других финансовых операций на предстоящий период.
Общий бюджет обычно подразделяют на два – операционный и финансовый.
Операционный бюджет включает следующие виды бюджетов: бюджет реализации, бюджет производства, бюджет прямых затрат на материалы, бюджет прямых затрат на труд, бюджет производственных накладных расходов, прогнозный отчет о прибыли.
Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.
Основными составляющими общего бюджета являются прогнозный баланс, прогнозный отчет о прибыли и бюджет денежных средств.
Бюджет денежных средств позволяет финансовому менеджеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за определенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне и избегать избытка или дефицита денежных средств. Бюджет денежных средств, как правило, состоит из разделов:
- составление прогноза реализации;
- определение расчетного уровня объема производства;
- расчет производственной себестоимости и операционных расходов;
- расчет потока денежных средств и других финансовых показателей;
- составление форм отчетности.
15. Методы планирования и прогнозирования прибыли предприятия.
Управление процессом формирования прибыли всегда начинается с планирования финансовых поступлений в расчетном периоде. Оно осуществляется финансовыми службами предприятия на основе анализа следующей информации:
- расчетных потребностей предприятия в финансовых ресурсах для обеспечения процесса расширенного воспроизводства как суммы затрат по всем направлениям деятельности;
- фактически имеющейся загрузки производственных мощностей как суммы выручки по уже сформированному портфелю заказов;
- результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать поступление новых заказов в течение планового периода.
Планирование прибыли — составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия в первую очередь, прибыль от реализации продукции.
В РФ в настоящее время существует несколько основных методов: Наиболее известны: 1) Метод прямого счета (для тех предприятий, у которых небольшая номенклатура выпускаемой продукции и есть возможность составить сметы затрат по изделиям, и по изделиям рассчитать прибыль). 2) Аналитический метод, (применяется с определенными ограничениями) - подразделяется исходя из уровня базовой рентабельности и исходя из издержек на рубль произведенной или реализованной продукции; на основе показателя базовой рентабельности. 3) Совмещенный (1+2 метод). При планировании прибыли необходимо по показателю базовой рентабельности учесть инфляционное влияние. 4) Метод, основанный на использовании порога рентабельности; 5) Метод, основанный на использовании производственного (операционного) рычага; 6) Нормативный метод (для мелких предприятий, производящих 1-2 наименования продукции, когда предприятие может устанавливать конкретные нормативы по расходованию средств, т.е. применять систему бюджетирования, т.е. когда метод прямого счета совмещен с нормами затрат). 7) Экономико-математические методы на крупных предприятиях (вводятся 15 и более показателей, влияющих на прибыль, определяется их влияние на величину прибыли и определяется суммарное влияние этих факторов).
Наиболее часто применяем – метод прямого счета.
Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объема продаж) по каждой номенклатурной продукции последовательно умножают на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет объем планируемой прибыли.
По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.
П=В-З=П1+Пт-П2
Где, З – полн. себестоимость реализованной продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров (работ, услуг), а также коммерческие, управленческие расходы.; П1, П2 – соответствующая прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планируемого года. Пт - прибыль товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре и плановой калькуляции по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.
Прибыль в переходящих остатках готовой продукции обычно рассчитывают по всей их совокупности; поскольку эти остатки учитываются по условно-производственной себестоимости, то прибыль по ним исчисляют как разницу между суммой входных и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие и управленческие расходы условно относят на выпускаемую товарную продукцию. Прибыль переходящих остатков также можно исчислять исходя из производственной ссебестоимости и уровня рентабельности продукции. Объем и состав остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец года зависит от учетной политики предприятия.
Если выручка определяется по оплате, то в остатки готовой продукции включают: 1) готовую продукцию и товары для перепродажи на складе; 2) товары отгруженные, но не оплаченные заказчиком, в т. ч. товары, находящиеся на ответственном хранении. Если учетная политика предприятия определяет момент реализации продукции по ее отгрузке, то остатки нереализованной готовой продук представляют собой готовую продукцию и товары для перепродажи на складе.
К существенным недостаткам данного метода планирования прибыли следует отнести: 1) Не учитывается уменьшение полной себестоимости продукции за счет экономии удельных постоянных расходов при увеличении объемов производства; 2) Не учитывается в расчете прибыли действие фактора отнесения затрат на производство к фактическому периоду их осуществления.
Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу для проверки правильности. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. рублей товарной продукции. С учетом затрат на 1 тыс. рублей товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Рассчитывают по формуле:
Прибыль = Т × (1000-З) / 1000
Т – товарная продукция в ценах реализации предприятия, З – затраты в рублях в расчете на 1 тыс. рублей товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.
Для определения общей суммы валовой прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции. Аналитический метод применяется при укрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес плана.
К аналитическому методу также относят планирование прибыли на основе базовой рентабельности (разновидность аналитического метода планирования прибыли). Базовая рентабельность – это отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год. В целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен, даже если оно произошло в конце года. Кроме того из нее исключают часть приходящуюся на продукцию, которую в плановом году снимают с производства.
При помощи показателя базовой рентабельности исключают прибыль предприятия по сравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от продаж в планируемом году.
К методам планирования прибыли, позволяющим устранить указанные недостатки, относится метод воздействия операционного рычага и метод определения запаса финансовой прочности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага.
- Классификация расходов и денежных затрат предприятия.
- 2. Экономическое содержание основного капитала. Состав, методы оценки.
- 4. Особенности организации финансов акционерных обществ.
- 5. Влияние учетной политики на формирование финансовых показателей
- 7. Особенности организации финансов сельского хозяйства.
- 8. Система показателей, характеризующих рентабельность предприятия.
- 9. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции предприятия (анализ точки безубыточности).
- 10. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Состав балансовой прибыли.
- 11. Порядок формирования, распределения и использования чистой прибыли.
- 13. Роль финансового рынка, финансовые институты, их функции.
- 14. Текущее финансовое планирование на предприятии. Состав и значение годового финансового плана
- 16. Платежный календарь предприятия. Значение и содержание.
- 17. Определение потребности предприятия в оборотных средствах. Источники формирования оборотных средств.
- Нормирование незавершенного производства - заключается в определении необходимых средств для текущего финансирования процесса производства. Объем незавершенного производства зависит от:
- 18. Финансы предприятия в системе финансовой инфраструктуры России, взаимоотношения с различными звеньями этой системы.
- 19. Особенности организации финансов в сфере товарного обращения
- 20. Смета затрат на производство и реализацию продукции. Характеристика ее основных показателей.
- 21. Безналичный денежный оборот и основы его организации. Формы безналичных расчетов.
- 22. Формы и виды инфляции. Влияние инфляции на денежное обращение.
- 23. Методы начисления банковского процента. Виды (уровни) банковского процента
- 24. Сущность и основные формы международного кредита.
- Становление и развитие банковской системы России. Понятие двухуровневой банковской системы.