logo
шпора фин

14. Текущее финансовое планирование на предприятии. Состав и значение годового финансового плана

Целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.

Задачами планирования являются: определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования; установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами; выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования; увеличение прибыли за счет экономного использования финансовых ресурсов предприятия; осуществление контроля за использованием и расходованием денежных средств и другие.

Важным моментом финансового планирования является его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования является определение его центров доходов (подразделения, которые приносят максимальную прибыль) и центров расходов (подразделения, являющиеся малорентабельными или вообще некоммерческими, но играющими важную роль в общем производственном процессе).

Различают три вида финансового планирования:

1. долгосрочное (перспективное) - планирование на несколько лет вперед с разбивкой по годам;

2. краткосрочное (текущее) – планирование на год с разбивкой по кварталам, месяцам;

3. оперативное – планирование на квартал с разбивкой на более короткий период (месяц, декаду, неделю, день).

Распространенной формой текущего планирования является годовой финансовый план предприятия, который выполняет роль инструмента планирования и инструмента контроля деятельности фирмы.

Годовой финансовый план представляет собой бюджет компании на год. В практике финансового менеджмента различают несколько видов бюджетов: общий, оперативный, финансовый, денежных средств.

Общий бюджет характеризует прогнозы компании в отношении объема реализованной продукции и других финансовых операций на предстоящий период.

Общий бюджет обычно подразделяют на два – операционный и финансовый.

Операционный бюджет включает следующие виды бюджетов: бюджет реализации, бюджет производства, бюджет прямых затрат на материалы, бюджет прямых затрат на труд, бюджет производственных накладных расходов, прогнозный отчет о прибыли.

Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.

Основными составляющими общего бюджета являются прогнозный баланс, прогнозный отчет о прибыли и бюджет денежных средств.

Бюджет денежных средств позволяет финансовому менеджеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за определенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне и избегать избытка или дефицита денежных средств. Бюджет денежных средств, как правило, состоит из разделов:

- составление прогноза реализации;

- определение расчетного уровня объема производства;

- расчет производственной себестоимости и операционных расходов;

- расчет потока денежных средств и других финансовых показателей;

- составление форм отчетности.

15. Методы планирования и прогнозирования прибыли предприятия.

Управление процессом формирования прибыли всегда начинается с планирования финансовых поступлений в расчетном периоде. Оно осуществляется финансовыми службами предприятия на основе анализа следующей информации:

- расчетных потребностей предприятия в финансовых ресурсах для обеспечения процесса расширенного воспроизводства как суммы затрат по всем направлениям деятельности;

- фактически имеющейся загрузки производственных мощностей как суммы выручки по уже сформированному портфелю заказов;

- результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать поступление новых заказов в течение планового периода.

Планирование прибыли — составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия в первую очередь, прибыль от реализации продукции.

В РФ в настоящее время существует несколько основных методов: Наиболее известны: 1) Метод прямого счета (для тех предприятий, у которых небольшая номенклатура выпускаемой продукции и есть возможность составить сметы затрат по изделиям, и по изделиям рассчитать прибыль). 2) Аналитический метод, (применяется с определенными ограничениями) - подразделяется исходя из уровня базовой рентабельности и исходя из издержек на рубль произведенной или реализованной продукции; на основе показателя базовой рентабельности. 3) Совмещенный (1+2 метод). При планировании прибыли необходимо по показателю базовой рентабельности учесть инфляционное влияние. 4) Метод, основанный на использовании порога рентабельности; 5) Метод, основанный на использовании производственного (операционного) рычага; 6) Нормативный метод (для мелких предприятий, производящих 1-2 наименования продукции, когда предприятие может устанавливать конкретные нормативы по расходованию средств, т.е. применять систему бюджетирования, т.е. когда метод прямого счета совмещен с нормами затрат). 7) Экономико-математические методы на крупных предприятиях (вводятся 15 и более показателей, влияющих на прибыль, определяется их влияние на величину прибыли и определяется суммарное влияние этих факторов).

Наиболее часто применяем – метод прямого счета.

Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объема продаж) по каждой номенклатурной продукции последовательно умножают на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет объем планируемой прибыли.

По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.

П=В-З=П1т2

Где, З – полн. себестоимость реализованной продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров (работ, услуг), а также коммерческие, управленческие расходы.; П1, П2 – соответствующая прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планируемого года. Пт - прибыль товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре и плановой калькуляции по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль в переходящих остатках готовой продукции обычно рассчитывают по всей их совокупности; поскольку эти остатки учитываются по условно-производственной себестоимости, то прибыль по ним исчисляют как разницу между суммой входных и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие и управленческие расходы условно относят на выпускаемую товарную продукцию. Прибыль переходящих остатков также можно исчислять исходя из производственной ссебестоимости и уровня рентабельности продукции. Объем и состав остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец года зависит от учетной политики предприятия.

Если выручка определяется по оплате, то в остатки готовой продукции включают: 1) готовую продукцию и товары для перепродажи на складе; 2) товары отгруженные, но не оплаченные заказчиком, в т. ч. товары, находящиеся на ответственном хранении. Если учетная политика предприятия определяет момент реализации продукции по ее отгрузке, то остатки нереализованной готовой продук представляют собой готовую продукцию и товары для перепродажи на складе.

К существенным недостаткам данного метода планирования прибыли следует отнести: 1) Не учитывается уменьшение полной себестоимости продукции за счет экономии удельных постоянных расходов при увеличении объемов производства; 2) Не учитывается в расчете прибыли действие фактора отнесения затрат на производство к фактическому периоду их осуществления.

Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу для проверки правильности. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. рублей товарной продукции. С учетом затрат на 1 тыс. рублей товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Рассчитывают по формуле:

Прибыль = Т × (1000-З) / 1000

Т – товарная продукция в ценах реализации предприятия, З – затраты в рублях в расчете на 1 тыс. рублей товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.

Для определения общей суммы валовой прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции. Аналитический метод применяется при укрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес плана.

К аналитическому методу также относят планирование прибыли на основе базовой рентабельности (разновидность аналитического метода планирования прибыли). Базовая рентабельность – это отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год. В целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен, даже если оно произошло в конце года. Кроме того из нее исключают часть приходящуюся на продукцию, которую в плановом году снимают с производства.

При помощи показателя базовой рентабельности исключают прибыль предприятия по сравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от продаж в планируемом году.

К методам планирования прибыли, позволяющим устранить указанные недостатки, относится метод воздействия операционного рычага и метод определения запаса финансовой прочности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага.