4.1 Основные направления региональной политики государства
Региональная политика государства это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами (регионами), а также районов между собой.
В современной науке между собой конкурируют несколько подходов к пониманию региональной политики:
реляционистский;
структурно-функциональный;
деятельностный.
В рамках реляционистского подхода региональная политика представляется как многообразный мир социальных отношений и коммуникативных связей между людьми по поводу власти и управления крупным территориальным социумом. В рамках структурно-функционального подхода региональная политика трактуется как подсистема (сфера жизни) регионального сообщества, выполняющая функции воспроизводства и производства обязательных для данного сообщества норм жизнедеятельности и обеспечивающая реализацию общезначимых для него целей. В рамках деятельностного подхода региональная политика рассматривается как деятельность органов государственной власти по управлению регионом.
В связи с реализацией различных подходов в центре внимания оказывается, с одной стороны, территориальное устройство Российской Федерации, отражающее политическую жизнь в региональном разрезе, субъектами которой выступают органы государственной власти. С другой - территориальное устройство российского общества, отражающее региональную общественную жизнь, субъектами отношений которой являются социальные, в том числе этнические общности. При этом важно подчеркнуть, что территориальные социальные общности являются объектом воздействия со стороны органов государственной власти, а также могут сами выступать субъектами региональной политики.
Региональная политика как деятельность органов государственной власти по управлению региональными сообществами имеет два аспекта - экзогенный и эндогенный. Экзогенный аспект (внешний по происхождению) представлен региональной политикой, которая осуществляется центральными органами государственной власти с учетом интересов развития регионов. Этот аспект региональной политики представляет собой целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности деятельности отдельных регионов. Эндогенный аспект (внутренний по происхождению) - это региональная политика, проводимая местными органами государственной власти самостоятельно с учетом общегосударственных интересов. Это - целевые действия местных органов государственной власти, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния населения, обеспечение его безопасности, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды, развитие экономической и социальной инфраструктуры.
Экзогенный и эндогенный аспекты региональной политики представляют собой не разрозненные части, а единое целое, определяющее стратегию государственного развития и призванное управлять экономической, социальной, политической и духовной жизнью региона, координировать его взаимоотношения с центром, способствовать эффективному развитию региональных отношений.
Рассматривая региональную политику как деятельность органов государственной власти по управлению региональным сообществом, надо подчеркнуть, что основными составляющими этого управления является территориальная интеграция, ресурсная мобилизация и регуляция всех общественных отношений в регионе.
Поскольку в реализации региональной политики в настоящее время участвуют многоуровневые системы государственного управления, то возникает вопрос о принципах отношения между различными уровнями государственной власти. Основой этого отношения является вопрос об их единстве и разделении (по вертикали).
Единство государственной власти рассматривается в двух ракурсах: организационно-правовом и социально-политическом. В демократических странах организационно-правовое единство государственной власти выражается в существовании единой системы ее органов, которые действуют согласованно, на основе общих принципов. Социально-политическое единство государственной власти в этих странах проявляется в первую очередь в суверенитете народа, который провозглашается единственной властвующей социальной общностью. Социально-политический аспект единства государственной власти состоит в том, что ее институты проводят одинаковую внутреннюю и внешнюю политику. Однако в демократических государствах социально-политическое единство государственной власти в плане осуществления ее институтами единой внутренней и внешней политики зачастую нарушается. При этом возникающие принципиальные разногласия между органами государственной власти, проводящими эту политику, преодолеваются самыми различными способами, вплоть до их роспуска.
Основой отношений между различными уровнями государственной власти является также вопрос об их разделении по вертикали. Речь при этом идет прежде всего о распределении между ними компетенции, то есть круга полномочий и ответственности, а также о гарантиях их деятельности. Критерием формирования компетенции каждого уровня власти является наибольшая их эффективность в процессе решения управленческих задач. При этом отношения между различными уровнями государственной власти строятся на основе принципа субсидиарности, заключающегося в том, что более высокий уровень власти может вмешиваться в действия более низкого лишь в той мере, в какой последний проявил свою неспособность к эффективному управлению.
Вмешательство вышестоящих уровней государственной власти в деятельность нижестоящих допускается только при наличии определенных условий, при которых такое воздействие может считаться законным и целесообразным. Таким образом, вмешательство более высокого уровня власти в дела более низкого уровня является обязательным и осуществляется только с целью оказания необходимой помощи более низкому уровню власти в решении его задач.
Прямое применение принципа субсидиарности предполагает необходимость учета его практических последствий относительно распределения полномочий. Даже если представляется сложным выработать детальную схему распределения полномочий, применение этого принципа означает, что необходимо предпринять все усилия для того, чтобы законодательно определить перечень полномочии, переданных каждому уровню, сопроводив их простыми правилами взаимодействия между уровнями государственной власти. Поэтому субсидиарность подразумевает гибкий подход, предоставляющий большие возможности для обеспечения участия региональных властей в определении объема их полномочий.
Органы государственной власти в регионах не всегда могут претендовать на то, чтобы исполнять одинаковые полномочия, поскольку существует асимметрия в их политико-правовом и экономическом статусах. Эффективность работы многоуровневой структуры управления, построенной на принципе субсидиарности, зависит от соблюдения справедливого баланса между делегированными и собственными полномочиями регионов, делегированными полномочиями и ресурсами, необходимыми для их осуществления.
В 1996 г. Указом Президента РФ были утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации», в которых под региональной политикой понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Объективными предпосылками региональной политики в Российской Федерации выступает структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом, культурном и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает органы государственной власти принимать любые государственные решения с учетом интересов и особенностей конкретных регионов. Каждый субъект Российской Федерации имеет свой уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, производственную специализацию. Поэтому направления региональной политики не могут быть стандартными для всех регионов, их необходимо координировать, исходя из особенностей регионов.
Региональная политика охватывает все сферы жизнедеятельности регионального социума, но среди компонентов региональной политики выделяются в первую очередь:
социальные, направленные на социальную защиту и поддержку населения, развитие и поддержание в соответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры;
экономические, связанные с повышением эффективности регионального производства с учетом природно-ресурсного его потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитием и поддержкой малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулированием инвестиционной активности и др.
В целом региональная политика в современной России направлена на развитие рыночных отношений во всех заинтересованных регионах, создание для этого необходимых условий, развитие перспективных производств и предпринимательских способностей граждан. Региональная политика призвана также преодолевать различные диспропорции в социально-экономическом развитии регионов.
- Региональная экономика и управление
- 195251 Г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
- 1. Регион как субъект хозяйствования и управления
- 1.1. Региональная экономика как наука
- 1.2. Понятие региона
- 1.3. Регион как социально-экономическая система (рсэс)
- 2. Основные задачи региональной экономики и управления
- 2.1 Цели функционирования региональной экономики
- 2.2 Принципы и задачи региональной экономики и управления
- 2.2.1. Принципы региональной экономики
- 2.2.2.Основные задачи региональной экономики и управления
- 3. Региональная структура управления
- 3.1. Система региональных органов государственной власти и принципы их организации
- 3.2. Основные модели регионального управления
- 3.3. Формы и методы государственного регулирования экономикой региона
- 4 Региональная политика государства.
- 4.1 Основные направления региональной политики государства
- 4.2. Роль и содержание региональной политики
- 4.3. Региональный аспект национальной безопасности
- 4.4. Методы проведения региональной политики и формирования рыночных структур в регионах
- 5. Природно-ресурсный потенциал России
- 5.1. Основные подходы к оценке природных ресурсов
- 5.2. Земельные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.3. Минеральные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.4. Минеральные топливно-энергетические ресурсы
- 5.5. Рудные минерально-сырьевые ресурсы
- 5.6.Нерудные минерально-сырьевые ресурсы
- 5.7. Биологические ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.8. Водные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 6. Региональная бюджетно-налоговая система
- 6.1. Региональные финансы – составная часть финансовой системы России
- 6.2. Региональные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти
- 6.3. Налоговые и другие доходы региональных бюджетов
- 6.4. Неналоговые и другие доходы региональных и местных бюджетов
- 6.5. Основы региональной финансовой политики
- 7. Территориальная организация общества
- 7.1. Население и трудовые ресурсы регионов
- 7.2. Региональный рынок труда
- 7.3. Особенности региональной политики государства в области занятости и рынка труда
- 8. Закономерности, принципы и факторы размещение производительных сил.
- 8.1. Закономерности размещения производительных сил
- 8.2. Основные принципы размещения производительных сил
- 8.3. Факторы размещения производительных сил
- 9. Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства
- 9.1. Общенаучные методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства:
- 9.1.1. Исторические методы
- 9.1.2. Системный анализ
- 9.1.3. Метод систематизации
- 9.2. Специально-научные методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства
- 9.2.1. Балансовый метод
- 9.2.2. Программно-целевой метод
- 9.2.3. Методы экономико-математического моделирования
- 9.2.4. Метод экономико-географического исследования
- 9.2.5. Картографический метод
- 9.2.6. Метод таксонирования
- 9.2.7. Методы социологических исследований.
- 10. Региональные особенности хозяйства
- 10.1. Региональная структура экономики
- 10.2. Экономическое районирование как метод территориальной организации хозяйства
- 10.3. Основные экономические районы России
- 11. Свободные экономические зоны
- 11.1. Типы специальных экономических зон
- 11.2. Требования к созданию свободных экономических зон
- 11.3. Развивающиеся свободные экономические зоны России
- Свободная экономическая зона «Находка»
- Свободная экономическая зона «Сахалин»
- Зона свободного предпринимательства «Санкт-Петербург»
- Свободная экономическая зона «Выборг»
- Свободная экономическая зона «Садко»
- Свободная экономическая зона «Технополис Зеленоград»
- Свободная экономическая зона «Янтарь»
- 12. Отраслевая структура размещения экономики
- 12.1. Отраслевая структура как составная часть единого хозяйственного комплекса страны.
- 12.2. Территориальная структура хозяйства
- 12.3. Промышленность России, формы ее территориальной организации
- 13. Сущность специализации и комплексного развития
- 13.1. Формирование территориальных пропорций размещения производительных сил
- 13.2. Основные подходы к стратегии экономического развития регионов
- 13.3. Региональные комплексные программы развития
- 14. Методы определения отраслей рыночной специализации регионов
- 14.1. Анализ природных и хозяйственных условий и ресурсов регионов.
- 14.2. Количественные методы определения уровней специализации регионов
- 15. Экономическая эффективность производства
- 15.1. Эффективность развития и размещения производства
- 15.2. Методология оценки экономической эффективности территориального комплекса
- 15.3. Общая народнохозяйственная эффективность районного комплекса
- 16. Межрегиональные связи
- 16.1. Формы межрегиональных связей
- 16.2. Международные связи регионов
- 16.3. Внутриэкономические связи регионов
- Заключение
- Список использованных источников
- Факультет комплексной безопасности
- Региональная экономика и управление
- Нп «Стратегия будущего»