logo
Региональная экономика и управление (Лапин, Шаг

8.3. Факторы размещения производительных сил

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и территориально-производственных комплексов.

Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы:

В размещении отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, а также в процессе формирования районных пропорций необходимо учитывать совокупность всех групп факторов, но в то же время следует выделять факторы, особо влияющие как на размещение производства отдельных отраслей, так и на формирование территориальных пропорций.

Рассмотрение каждого фактора сопровождается анализом его воздействия на процесс размещения производительных сил, рост городов, решение социальных, национальных и других проблем. Однако изолированное рассмотрение роли отдельных факторов размещения не дает общей картины, так как необходим одновременный учет влияния (зачастую противоречивого) всей суммы факторов размещения. Это означает необходимость учета всех условий, при соблюдении которых может быть реализован критерий эффективности.

Факторы размещения, связанные с территориальными различиями в природных ресурсах и условиях, играют важную роль. К их числу, в первую очередь, относятся природные ресурсы — топливно-энергетические, минерально-сырьевые, земельные, лесные и водные.

Экономические районы по уровню территориальных затрат на топливо делятся на три группы. В первую группу входят Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы. Ко второй группе относятся районы со средним уровнем затрат: Поволжский, Уральский, Дальневосточный, Северный и Северо-Кавказский. К третьей группе, где самые высокие издержки по топливу, следует отнести Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный районы и Калининградскую обл. Если принять затраты на топливо в первой группе за единицу, то во второй они составляют 2—2,5, а в третьей — 3—5.

Однако существует значительная группа минерально-сырьевых ресурсов повсеместного распространения, например многие виды ресурсов для производства строительных материалов. Даже в тех случаях, когда затраты на их добычу имеют некоторую порайонную дифференциацию, она оказывается значительно меньшей, чем величина межрайонных транспортных издержек на их перевозку.

Другая группа факторов размещения, связанных с территориальными различиями в природной среде, именуется природно-климатическими условиями. К ним относятся климат, почвы, рельеф местности, характер грунтов и др. Эти факторы оказывают большое воздействие, на экономику строительства и специализацию сельского хозяйства, стоимость жизнеобеспечения населения, а также на технологические характеристики производства.

Рельеф местности, характер грунтов, площади для промышленного и гражданского строительства различаются чрезвычайно большим разнообразием внутри экономических районов по отдельным пунктам размещения.

Неблагоприятные климатические условия вызывают заметное удорожание всех видов строительно-монтажных работ и повышение уровня заработной платы (величины текущих издержек в производственной и непроизводственной инфраструктурах).

Научная обоснованность влияния климатических условий на экономическую деятельность и уровень жизни по районам относятся к числу исключительно важных, но далеко не решенных проблем экономики размещения производительных сил. Созданная нормативная база, отражающая влияние на стоимость строительства территориальных различий в ценах на строительные материалы, уровня заработной платы, климатических и сейсмических условий, не отвечает современным требованиям.

Водные ресурсы при современном уровне развития производительных сил — исключительно важный фактор не только для водоемких отраслей промышленности (химическая, электроэнергетика, (черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная), но также и для сельского хозяйства, развития городов.

В настоящее время в водном хозяйстве до сих пор не решена такая важная проблема, как экономическая оценка водных ресурсов. Даже размер ограничений на использование водных ресурсов, устанавливаемый по их физическому наличию в районах, промышленных узлах, промышленных пунктах, также еще не вполне определен. Это связано, во-первых, с тем, что водные ресурсы характеризуются пространственной подвижностью, и, во-вторых, окончательно потребляются лишь в размере так называемых безвозвратных потерь, а не в соответствии с показателями водозабора по потребителям.

Фактически водохозяйственный баланс отражает лишь соотношение водозабора и суммарного стока. Это соотношение показывает уровень водообеспеченности при условии, что все потребители сконцентрированы в одном пункте, который одновременно является точкой, характеризуемой суммарным годовым стоком данной территории.

Правильный учет водооборота существенно изменяет показатели водохозяйственного баланса. При этом могут быть получены различные показатели в зависимости от принятой степени очистки стоков. Даже учет только естественной очистки воды в соответствии с фактической гидрографической сетью и размещением конкретных потребителей приведет к получению уточненных результатов. Количество водных ресурсов, как правило, не выступает в качестве ограничения для развития в целом по району. Однако есть исключения из этого правила - южная часть Урала, Тульская область, Калмыкия, отдельные регионы - Северо-Кавказского и Центрально-черноземного районов.

Группа экономических факторов размещения производительных сил оказывает большое влияние на территориальное разделение труда. Под этими факторами понимается территориальная дифференциация количественных и качественных характеристик живого и овеществленного труда, которые в современных условиях зачастую оказывают даже большее влияние на принятие решений относительно размещения производительных сил, чем природные ресурсы и условия.

К экономическим факторам размещения в первую очередь относят существующий производственный аппарат, инфраструктуру, а также агломерационный эффект, отражающий результирующее влияние различных экономических факторов при их высокой территориальной концентрации, а также иногда население и трудовые ресурсы.

Производственный аппарат оказывает огромное влияние на размещение производительных сил, прежде всего, благодаря экономической эффективности реконструкции и расширения действующих предприятий.

В понятие «производственный аппарат» включается не только основное производство, но и базы строительной индустрии, специализированные ремонтные предприятия, складское хозяйство, межотраслевые производства и др. Воздействие существующих строительных баз на принятие решений о размещении промышленных предприятий иногда является определяющим. Зачастую оно оказывается весьма важным и при проведении межрайонных сопоставлений.

Практически не исследована роль вспомогательных производств. В связи с этим вызывает большой интерес классификация вспомогательных и межотраслевых производств итальянского экономиста Э. Тоско. Он делит их на следующие четыре группы:

Расчеты Э. Тоско по издержкам показали, что отсутствие вспомогательных и межотраслевых производств (в радиусе до 100 км) повышает издержки более чем на 10%, а их наличие снижает текущие расходы на 5% от общей суммы.

Инфраструктура (здания, сооружения, жилой фонд, внутригородской транспорт, дороги, мосты инженерные сети, ТЭЦ и др., непроизводственная сфера) обеспечивает функционирование основного производства на данной территории, но не входит в состав промышленных предприятий.

Территориальные различия в инфраструктуре отчетливо проявляются на внутрирайонном уровне, но очень незначительно — на межрайонном.

Пространство или взаимное расположение в пространстве всех экономических и природных условий играет особую роль в качестве фактора размещения. Пространство преодолевается с помощью транспорта и воздействует на размещение производительных сил через соответствующий уровень транспортных издержек.

При размещении всех отраслей хозяйства транспортный фактор, как элемент производственной инфраструктуры, имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации хозяйства всей страны. При планировании размещения предприятий стоит задача транспортного строительства, задача ликвидации или сокращения дальних нерациональных перевозок. Транспорт обеспечивает не только освоение новых территорий на севере и востоке страны, но и обеспечивает потребность западных районов в топливе и сырье. Несмотря на огромное значение транспортного фактора в рациональном и планомерном размещении производительных сил, еще велики встречные и чрезмерно дальние перевозки грузов, продукции лесозаготовок, металла, полуфабрикатов и часто громоздких малотранспортабельных изделий других отраслей промышленности.

Эффективность транспорта повышается в результате электрификации железных дорог, развития систем трубопроводов и дальних высоковольтных линий электропередач.

Высокая территориальная концентрация ряда экономических факторов размещения и определенная их комбинация создают агломерационный эффект, который в современных условиях играет решающую роль при размещении отраслей обрабатывающей промышленности.

Это связано с тем обстоятельством, что экономические факторы размещения носят в большинстве межотраслевой характер, отличаются малой пространственной подвижностью и исключительно высокой стоимостью и длительными сроками создания. Межотраслевой характер части производственного аппарата и почти всей инфраструктуры обеспечивает возможность существенного снижения затрат этих факторов на единицу производственной и непроизводственной видов деятельности в случае их высокой пространственной концентрации.

Не менее важны для возникновения агломерационного эффекта взаимный обмен квалифицированными кадрами, а также большая возможность поступления их; из различных учебных заведении, использование научно-технических достижений, культурного наследия.

В условиях территориальной концентрации различных промышленных предприятии происходит сокращение транспортных затрат на поставку сырья, полуфабрикатов, и готовой продукции.

Иная ситуация складывается, когда концентрация промышленности осуществляется на базе добычи и использования природных ресурсов. В этом случае возникает технологическая и экономическая необходимость пространственной концентрации различных технологический стадий производства, которая приводит к созданию промышленных комплексов. К таким комплексам можно отнести нефтехимические, электрохимические, черной и цветной металлургии, лесоперерабатывающие и др.

Следовательно, агломерационный эффект и технологическое комбинирование относятся к экономическим факторам размещения, более того, являются основной формой их влияния на размещение промышленности.

Большое влияние на рациональное размещение производительных сил оказывают демографические факторы или факторы населения и трудовых ресурсов.

Под фактором населения и трудовых ресурсов понимается не только территориальная дифференциация численности населения и трудовых ресурсов, но и различия в квалификации управленческих, инженерно-технических и рабочих кадров, уровень развития общей и профессиональной культуры, науки, национально-психологические особенности населения и др.

Уровень межрайонной подвижности населения в России относительно невысок, причем регулирование миграционных потоков оказывается весьма сложным. Межрайонная подвижность населения в нашей стране за период 1981-1990 гг. составила 3%, а внутрирайонная — 27%. За период 1991-1995 гг. она увеличилась соответственно до 5 и 28% за счет миграций из северных регионов, где условия жизни резко ухудшились. В отдельных регионах (Татарстан, Башкирия, Калмыкия и Северный Кавказ) существуют специфические условия, существенно снижающие интенсивность внутрирайонных миграционных процессов. Это скорее исключение, чем правило.

Качественная характеристика населения и трудовых ресурсов, их территориальная дифференциация зависят, в первую очередь, от внутрирайонных факторов, в особенности от размеров городских поселений и структуры их хозяйства.

При размещении отдельных предприятий и отраслей хозяйства необходимо учитывать как уже сложившуюся в данном месте демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а также будущий прирост самого производства. При размещении строительства новых хозяйственных объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда.

Современная демографическая ситуация характеризуется большой неравномерностью расселения. В большей степени плотно заселены районы европейской части страны: Центральный, Северо-Западный, Северный Кавказ. Вместе с тем районы Сибири и Дальнего Востока, Севера имеют очень низкую плотность населения. Поэтому при строительстве новых крупных производств на востоке и севере страны необходимо привлечь в эти районы трудовые ресурсы из многонаселенных европейских районов страны, создать для них благоприятную социальную инфраструктуру с тем, чтобы закрепить эти кадры во вновь осваиваемых районах с экстремальными условиями.

В связи с ростом производства в восточных районах страны и острым дефицитом в них трудовых ресурсов, особенно высококвалифицированных кадров, ставятся задачи всемерной интенсификации производства, ускорения подготовки квалифицированных кадров и привлечения на новые стройки трудовых ресурсов из европейских районов страны.

Большое значение имеет трудовой фактор и в перспективном развитии сельского хозяйства, где ощущается значительный недостаток в трудовых ресурсах. Только решение важнейших социальных проблем на селе, частная собственность на землю, сближение уровней жизни города и деревни, всемерное развитие жилищного строительства и других инфраструктурных отраслей даст возможность закрепить кадры, особенно молодежи, на селе.

Важной стороной кадровой политики, влияющей на развитие и размещение производства, является фактор заработной платы, особенно для районов Севера, восточных районов, т. е. районов трудодефицитных с экстремальными условиями, слабозаселенных.

Важным экономическим фактором размещения производства является научно-технический прогресс (НТП), представляющий непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства. Непрерывность НТП зависит в значительной степени от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства материалов, законы природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих реализовать научные достижения в новую технику и технологию.

В условиях замедления темпов роста трудовых, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов возрастает значение научно-технического прогресса в совершенствовании территориального разделения общественного труда, экономическом развитии отдельных регионов и страны в целом.

Большую роль научно-технический прогресс играет в рациональном размещении производства и производительных сил в целом. Изменяется специализация сложившихся регионов, начинается хозяйственное освоение новых территорий со сложными климатическими условиями.

Особую роль при размещении производительных сил на современном этапе экономического развития играет группа экологических факторов, так как она непосредственно связана с бережным использованием природных ресурсов и обеспечением необходимых жизненных условий для населения.

Напряженная экологическая ситуация сложилась в России за последние 20 лет. Несмотря на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, связанное главным образом со спадом промышленного производства, продолжается интенсивное загрязнение окружающей среды. Сильное загрязнение водоемов, превышающее допустимые нормы в 100 и более раз, наблюдается в Свердловской, Пермской, Челябинской, Оренбургской, Мурманской, Кемеровской и Калининградской областях. Только 15% горожан проживает на территории с уровнем загрязнения атмосферы, который отвечает гигиеническим требованиям.

Природные воды подвергаются антропогенному загрязнению в результате сброса в открытые водоисточники и закачивания под землю загрязненных бытовых, промышленных и сельскохозяйственных стоков. Сброс сточных вод составляет по России 71 куб. км, из них 27 куб. км отнесены к категории загрязненных вод (без очистки и недостаточно очищенные). Объем нормативно очищенных стоков равняется 3 куб. км, что составляет 9% от объема .сточных вод, подлежащих очистке.

В результате сброса сточных вод в поверхностные воды ежегодно поступает 3,2 млн т органических веществ, 1,6 млн т взвешенных веществ и 20,2 млн т химических элементов и их соединений, Наиболее распространенными загрязняющими веществами в водоисточниках являются нефтепродукты, фенолы, соединения меди, цинка, лигнин, анилин, формальдегиды и др.

Нерациональное использование минеральных удобрений и средств борьбы с сорняками и вредителями сельскохозяйственных культур приводит к загрязнению сельскохозяйственных угодий и окружающих их природных комплексов. Ежегодное применение пестицидов в сельском хозяйстве за период 1980—1991 гг. равнялось 150 тыс. т. В настоящее время оно сократилось до 20—30 тыс. т. Загрязнение сельхозугодий пестицидами представляет опасность, так как при их высоком содержании в почвах они могут попасть в пищевые продукты и с ними — в организм человека.

В городах, где размещены предприятия цветной металлургии, и вокруг них максимальное содержание в почвах токсических веществ первого класса превышает в 10 раз допустимые нормы. К числу таких городов относятся Белово, Дальнегорск, Новокузнецк, Новосибирск, Ревда, Свирск, Медногорск и Владикавказ.

Современное состояние природной среды в России характеризуется как кризисное, одной из основных причин этого является несоответствие между масштабами и направленностью биогеохимических циклов в биосфере Земли и социально-экономического развития, а также несовпадение экономических и экологических целей.

Устранение этой диспропорции потребует в ближайшие годы изменения экологической политики государства и корректировки целевых установок экономического развития. Эти задачи невозможно решать без создания современной системы управления природопользованием, которая должна адекватно реагировать на изменение качества окружающей среды.

Система управления природопользованием, должна обеспечить решение экологических проблем за счет сочетания всех ее уровней: глобального, национального, регионального и местного. Региональная система управления природопользованием при подчиненности национальным интересам, которые создают условия ее функционирования, имеет свои целевые установки, к числу которых относятся оптимизация природопользования, определение лимитов изъятия природных ресурсов, определение параметров предельно допустимых экологических нагрузок на природные экосистемы, улучшение показателей здоровья населения, корректировка концепции социально-экономического развития с учетом экологических приоритетов.

В условиях перехода к рыночным отношениям в России центр тяжести в решении экологических проблем смещен на региональный уровень. В связи с этим формирование региональной системы управления природопользованием, определение основных ее элементов, разработка и развитие регулирования природоохранных процессов является актуальной задачей. Особое значение в переходный период имеют разработка и умелое использование экономических методов регулирования качества окружающей среды.