logo
Региональная экономика и управление (Лапин, Шаг

16.2. Международные связи регионов

Международное сотрудничество - совокупность мер и механизмов, нацеленных на поэтапную интеграцию региона в систему международного разделения труда и мирового сообщества на основе реализации эффективных форм партнерства в интернациональном масштабе и активного продвижения имиджа региона во внешнем мире.

Общей целью участия региона в международном сотрудничестве является повышение уровня конкурентоспособности региона и входящих в его состав городов и укрепление его позиций в национальных и интернациональных масштабах на основе использования многообразных потенциалов партнерства с зарубежными странами, регионами, организациями, предприятиями, гражданами.

Задачи, решаемые на основе участия регионов в международном сотрудничестве:

а) Общие задачи:

– равноправное, наравне с другими уровнями власти, участие в управлении делами общества, в том числе на уровне страны и в международных масштабах;

– самостоятельное определение долгосрочной стратегии развития и выбор средств ее реализации;

– более свободное формирование и расходование регионального бюджета в соответствии с функциями и компетенциями уровня управления;

– активное вовлечение населения в процессы управления и решения сложных социально-экономических проблем развития территории;

– внедрение новых технологий и методов решения конкретных проблем регионального развития.

б) Конкретные задачи:

– политическое представительство интересов развития регионов на мировом уровне;

– реализация стратегии развития региона в части внешнеэкономической деятельности;

– расширение базы местных ресурсов за счет привлечения зарубежных средств к реализации совместных проектов;

– международный обмен опытом и инновациями в сферах социально-экономического развития регионального и муниципального управления;

– укрепление демократических основ общества, содействие человеческим, культурным, молодежным и т.п. международным обменам;

– обеспечение вхождения приграничных территорий в более крупные системы приграничных мегарегионов.

Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне региона осуществляется в соответствии с законодательством России и с учетом разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти. Эти полномочия определяются юридическими документами:

– федеральным договором;

– двусторонними договорами между РФ и субъектами РФ;

– федеральными конституционными законами, и федеральными законами.

Общий алгоритм разработки региональной политики международного сотрудничества:

– разработка концепции развития международного сотрудничества региона с учетом существующей в РФ нормативно-правовой базы, геополитического положения, ресурсных потенциалов и исторически сложившейся роли региона в международном разделении труда, в макрорегионе, по отношению к зарубежным партнерам, в Европе и мире;

– определение целей и конкретизация задач региональной политики международного сотрудничества с учетом документов стратегического видения (стратегии, концепции, стратегического плана) будущего региона и предпочтений гражданского общества;

– выбор актуальных для достижения поставленных целей и решения намеченных задач направлений сотрудничества и разработка конкретных программ, проектов, мероприятий, реализация которых будет обеспечивать достижение целей региональной политики международного сотрудничества;

– реализация программ, проектов и мероприятий, оценка их эффективности, мониторинг и корректировка концепции на основе осуществления обратной связи.

Направления и формы процесса международного сотрудничества регионов:

а) Первое направление — совместное представительство интересов региональных органов власти на всемирном и европейском уровнях:

– активное формирование вклада регионов в разработку основных направлений мировой политики;

– участие представителей регионов в работе международных конгрессов, симпозиумов, совещаний региональных властей;

– реализация международных проектов в сфере регионального управления;

– получение финансовой поддержки из средств ЕС и других международных фондов на решение острых социально-экономических проблем развития регионов и входящих в их состав городов.

б) Второе направление — прямое двустороннее сотрудничество регионов разных стран:

– побратимство и партнерство;

– обмен опытом решения социальных проблем и проблем организации коммунального хозяйства на конференциях, семинарах, встречах;

– обмен визитами руководителей регионов и городов, а также представителей различных групп населения: студентов, школьников, женщин и т.д.;

– обмены в области культуры и спорта, например, обмен визитами творческих коллективов, фестивалями, экспозициями музеев и т.п.;

– обмен стажерами из числа руководителей и сотрудников администраций регионов.

в) Третье направление — научно-техническое сотрудничество:

– проведение международных выставок важнейших достижений науки и техники, на которых предприятия всех отраслей региональной экономики могут обмениваться передовыми научно-техническими открытиями и завязывать контакты с зарубежными фирмами;

– пользование международными банками данных, информационные обмены между регионами и их коммунальными службами, проведение виртуальных конференций и дискуссий в режиме on-line;

– обучение и стажировки сотрудников технических служб региональных администраций за рубежом с целью ознакомления с передовыми прогрессивными методами решения общих проблем;

– безвозмездная научно-техническая помощь в рамках партнерских связей и контактов.

г) Четвертое направление — совместная социально-экономическая деятельность:

– создание совместных предприятий;

– привлечение зарубежных фирм и инвесторов;

– сотрудничество торгово-промышленных палат;

– приграничная торговля;

– выполнение совместных самостоятельных (вне рамок членства в международных организациях) проектов в сфере создания дополнительных рабочих мест, охраны окружающей среды, строительства в приграничных зонах и т.д.

д) Пятое направление — сотрудничество в сетях и Интернет-партнерство — осуществляется посредством участия региональных и муниципальных властей в работе международных союзов и ассоциаций, как на основе прямого членства, так и опосредованно — через национальные ассоциации регионов и городов.

Направления, по которым осуществляется конкуренция регионов:

– сохранение и привлечение населения, особенно в трудоспособном возрасте и высококвалифицированного;

– размещение и сохранение предприятий, привлечение новых фирм, особенно формирующих наукоемкие современные кластеры, имеющих устойчивый сбыт своей продукции, работающих на принципах благожелательного отношения к окружающей среде;

– привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, в коммунальную инфраструктуру, в жилье и социальный комплекс;

– осуществление и развитие транспортно-транзитных функций;

– усиление торговой специализации региона и крупных городов в его составе;

– развитие системы профессионального образования и здравоохранения как отраслей специализации, особенно университетов, медицинских центров и клиник;

– привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации, кино- и телестудий и т.д.;

– привлечение туристических потоков всех типов;

– проведение в регионе крупных культурных, политических, научных, спортивных и других событий и мероприятий, на которые приезжает много людей, которые усиливают позитивный имидж региона, его городов;

– приращение регионального культурного и исторического потенциала, который повышает привлекательность региона и для жителей, и для приезжих;

– размещение в регионе административных и общественных учреждений, органов, фондов государственного, международного, мирового значения.