16.2. Международные связи регионов
Международное сотрудничество - совокупность мер и механизмов, нацеленных на поэтапную интеграцию региона в систему международного разделения труда и мирового сообщества на основе реализации эффективных форм партнерства в интернациональном масштабе и активного продвижения имиджа региона во внешнем мире.
Общей целью участия региона в международном сотрудничестве является повышение уровня конкурентоспособности региона и входящих в его состав городов и укрепление его позиций в национальных и интернациональных масштабах на основе использования многообразных потенциалов партнерства с зарубежными странами, регионами, организациями, предприятиями, гражданами.
Задачи, решаемые на основе участия регионов в международном сотрудничестве:
а) Общие задачи:
– равноправное, наравне с другими уровнями власти, участие в управлении делами общества, в том числе на уровне страны и в международных масштабах;
– самостоятельное определение долгосрочной стратегии развития и выбор средств ее реализации;
– более свободное формирование и расходование регионального бюджета в соответствии с функциями и компетенциями уровня управления;
– активное вовлечение населения в процессы управления и решения сложных социально-экономических проблем развития территории;
– внедрение новых технологий и методов решения конкретных проблем регионального развития.
б) Конкретные задачи:
– политическое представительство интересов развития регионов на мировом уровне;
– реализация стратегии развития региона в части внешнеэкономической деятельности;
– расширение базы местных ресурсов за счет привлечения зарубежных средств к реализации совместных проектов;
– международный обмен опытом и инновациями в сферах социально-экономического развития регионального и муниципального управления;
– укрепление демократических основ общества, содействие человеческим, культурным, молодежным и т.п. международным обменам;
– обеспечение вхождения приграничных территорий в более крупные системы приграничных мегарегионов.
Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне региона осуществляется в соответствии с законодательством России и с учетом разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти. Эти полномочия определяются юридическими документами:
– федеральным договором;
– двусторонними договорами между РФ и субъектами РФ;
– федеральными конституционными законами, и федеральными законами.
Общий алгоритм разработки региональной политики международного сотрудничества:
– разработка концепции развития международного сотрудничества региона с учетом существующей в РФ нормативно-правовой базы, геополитического положения, ресурсных потенциалов и исторически сложившейся роли региона в международном разделении труда, в макрорегионе, по отношению к зарубежным партнерам, в Европе и мире;
– определение целей и конкретизация задач региональной политики международного сотрудничества с учетом документов стратегического видения (стратегии, концепции, стратегического плана) будущего региона и предпочтений гражданского общества;
– выбор актуальных для достижения поставленных целей и решения намеченных задач направлений сотрудничества и разработка конкретных программ, проектов, мероприятий, реализация которых будет обеспечивать достижение целей региональной политики международного сотрудничества;
– реализация программ, проектов и мероприятий, оценка их эффективности, мониторинг и корректировка концепции на основе осуществления обратной связи.
Направления и формы процесса международного сотрудничества регионов:
а) Первое направление — совместное представительство интересов региональных органов власти на всемирном и европейском уровнях:
– активное формирование вклада регионов в разработку основных направлений мировой политики;
– участие представителей регионов в работе международных конгрессов, симпозиумов, совещаний региональных властей;
– реализация международных проектов в сфере регионального управления;
– получение финансовой поддержки из средств ЕС и других международных фондов на решение острых социально-экономических проблем развития регионов и входящих в их состав городов.
б) Второе направление — прямое двустороннее сотрудничество регионов разных стран:
– побратимство и партнерство;
– обмен опытом решения социальных проблем и проблем организации коммунального хозяйства на конференциях, семинарах, встречах;
– обмен визитами руководителей регионов и городов, а также представителей различных групп населения: студентов, школьников, женщин и т.д.;
– обмены в области культуры и спорта, например, обмен визитами творческих коллективов, фестивалями, экспозициями музеев и т.п.;
– обмен стажерами из числа руководителей и сотрудников администраций регионов.
в) Третье направление — научно-техническое сотрудничество:
– проведение международных выставок важнейших достижений науки и техники, на которых предприятия всех отраслей региональной экономики могут обмениваться передовыми научно-техническими открытиями и завязывать контакты с зарубежными фирмами;
– пользование международными банками данных, информационные обмены между регионами и их коммунальными службами, проведение виртуальных конференций и дискуссий в режиме on-line;
– обучение и стажировки сотрудников технических служб региональных администраций за рубежом с целью ознакомления с передовыми прогрессивными методами решения общих проблем;
– безвозмездная научно-техническая помощь в рамках партнерских связей и контактов.
г) Четвертое направление — совместная социально-экономическая деятельность:
– создание совместных предприятий;
– привлечение зарубежных фирм и инвесторов;
– сотрудничество торгово-промышленных палат;
– приграничная торговля;
– выполнение совместных самостоятельных (вне рамок членства в международных организациях) проектов в сфере создания дополнительных рабочих мест, охраны окружающей среды, строительства в приграничных зонах и т.д.
д) Пятое направление — сотрудничество в сетях и Интернет-партнерство — осуществляется посредством участия региональных и муниципальных властей в работе международных союзов и ассоциаций, как на основе прямого членства, так и опосредованно — через национальные ассоциации регионов и городов.
Направления, по которым осуществляется конкуренция регионов:
– сохранение и привлечение населения, особенно в трудоспособном возрасте и высококвалифицированного;
– размещение и сохранение предприятий, привлечение новых фирм, особенно формирующих наукоемкие современные кластеры, имеющих устойчивый сбыт своей продукции, работающих на принципах благожелательного отношения к окружающей среде;
– привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий, в коммунальную инфраструктуру, в жилье и социальный комплекс;
– осуществление и развитие транспортно-транзитных функций;
– усиление торговой специализации региона и крупных городов в его составе;
– развитие системы профессионального образования и здравоохранения как отраслей специализации, особенно университетов, медицинских центров и клиник;
– привлечение и развитие информационных центров, средств массовой информации, кино- и телестудий и т.д.;
– привлечение туристических потоков всех типов;
– проведение в регионе крупных культурных, политических, научных, спортивных и других событий и мероприятий, на которые приезжает много людей, которые усиливают позитивный имидж региона, его городов;
– приращение регионального культурного и исторического потенциала, который повышает привлекательность региона и для жителей, и для приезжих;
– размещение в регионе административных и общественных учреждений, органов, фондов государственного, международного, мирового значения.
- Региональная экономика и управление
- 195251 Г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
- 1. Регион как субъект хозяйствования и управления
- 1.1. Региональная экономика как наука
- 1.2. Понятие региона
- 1.3. Регион как социально-экономическая система (рсэс)
- 2. Основные задачи региональной экономики и управления
- 2.1 Цели функционирования региональной экономики
- 2.2 Принципы и задачи региональной экономики и управления
- 2.2.1. Принципы региональной экономики
- 2.2.2.Основные задачи региональной экономики и управления
- 3. Региональная структура управления
- 3.1. Система региональных органов государственной власти и принципы их организации
- 3.2. Основные модели регионального управления
- 3.3. Формы и методы государственного регулирования экономикой региона
- 4 Региональная политика государства.
- 4.1 Основные направления региональной политики государства
- 4.2. Роль и содержание региональной политики
- 4.3. Региональный аспект национальной безопасности
- 4.4. Методы проведения региональной политики и формирования рыночных структур в регионах
- 5. Природно-ресурсный потенциал России
- 5.1. Основные подходы к оценке природных ресурсов
- 5.2. Земельные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.3. Минеральные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.4. Минеральные топливно-энергетические ресурсы
- 5.5. Рудные минерально-сырьевые ресурсы
- 5.6.Нерудные минерально-сырьевые ресурсы
- 5.7. Биологические ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.8. Водные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 6. Региональная бюджетно-налоговая система
- 6.1. Региональные финансы – составная часть финансовой системы России
- 6.2. Региональные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти
- 6.3. Налоговые и другие доходы региональных бюджетов
- 6.4. Неналоговые и другие доходы региональных и местных бюджетов
- 6.5. Основы региональной финансовой политики
- 7. Территориальная организация общества
- 7.1. Население и трудовые ресурсы регионов
- 7.2. Региональный рынок труда
- 7.3. Особенности региональной политики государства в области занятости и рынка труда
- 8. Закономерности, принципы и факторы размещение производительных сил.
- 8.1. Закономерности размещения производительных сил
- 8.2. Основные принципы размещения производительных сил
- 8.3. Факторы размещения производительных сил
- 9. Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства
- 9.1. Общенаучные методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства:
- 9.1.1. Исторические методы
- 9.1.2. Системный анализ
- 9.1.3. Метод систематизации
- 9.2. Специально-научные методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства
- 9.2.1. Балансовый метод
- 9.2.2. Программно-целевой метод
- 9.2.3. Методы экономико-математического моделирования
- 9.2.4. Метод экономико-географического исследования
- 9.2.5. Картографический метод
- 9.2.6. Метод таксонирования
- 9.2.7. Методы социологических исследований.
- 10. Региональные особенности хозяйства
- 10.1. Региональная структура экономики
- 10.2. Экономическое районирование как метод территориальной организации хозяйства
- 10.3. Основные экономические районы России
- 11. Свободные экономические зоны
- 11.1. Типы специальных экономических зон
- 11.2. Требования к созданию свободных экономических зон
- 11.3. Развивающиеся свободные экономические зоны России
- Свободная экономическая зона «Находка»
- Свободная экономическая зона «Сахалин»
- Зона свободного предпринимательства «Санкт-Петербург»
- Свободная экономическая зона «Выборг»
- Свободная экономическая зона «Садко»
- Свободная экономическая зона «Технополис Зеленоград»
- Свободная экономическая зона «Янтарь»
- 12. Отраслевая структура размещения экономики
- 12.1. Отраслевая структура как составная часть единого хозяйственного комплекса страны.
- 12.2. Территориальная структура хозяйства
- 12.3. Промышленность России, формы ее территориальной организации
- 13. Сущность специализации и комплексного развития
- 13.1. Формирование территориальных пропорций размещения производительных сил
- 13.2. Основные подходы к стратегии экономического развития регионов
- 13.3. Региональные комплексные программы развития
- 14. Методы определения отраслей рыночной специализации регионов
- 14.1. Анализ природных и хозяйственных условий и ресурсов регионов.
- 14.2. Количественные методы определения уровней специализации регионов
- 15. Экономическая эффективность производства
- 15.1. Эффективность развития и размещения производства
- 15.2. Методология оценки экономической эффективности территориального комплекса
- 15.3. Общая народнохозяйственная эффективность районного комплекса
- 16. Межрегиональные связи
- 16.1. Формы межрегиональных связей
- 16.2. Международные связи регионов
- 16.3. Внутриэкономические связи регионов
- Заключение
- Список использованных источников
- Факультет комплексной безопасности
- Региональная экономика и управление
- Нп «Стратегия будущего»