4.3. Региональный аспект национальной безопасности
Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике везде привел к временным социально-экономическим потрясениям из-за разной способности адаптации регионов к рыночным условиям. Особенно уязвимы оказались три группы регионов:
с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или резко потерявших спрос на свою продукцию;
удаленные от основных экономических центров; их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов (они в ряде случаев выросли в 5 - 10 тыс. раз);
получавшие ранее из федерального бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их.
В то же время ряд регионов, располагавших рыночной инфраструктурой и особенно банковским капиталом (Москва), достаточно быстро оправились от шока. Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большая часть территории России в настоящее время - это проблемные регионы. Основные типы проблемных регионов - слаборазвитые, депрессивные, экологически опасные, приграничные.
К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднего российского уровня. В эту категорию входят более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тыва, республики Северного Кавказа), ряд областей Европейской части. Более 80% населения этих субъектов находятся ниже официальной черты бедности. Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокая безработица. В эту группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.
К экологически опасным относятся регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская обл., Поволжье, Урал, Кузбасс, побережье поднимающегося Каспийского моря). В отдельную группу, принимая во внимание новую геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, :так как здесь, помимо попыток поднять экономику, необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям даже уклада жизни.
Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.
Основные вариации определяются примерно следующими моделями поведения региональных властей:
1) формирование рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва и др.);
2) ориентация на усиление экспорта, используя различия в мировых и внутренних ценах и льготы во внешнеэкономической деятельности;
3) завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы, субсидии и т. п.);
4) сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль над ценами, нормированное распределение товаров, запрет на их вывоз и т. д.).
В России наблюдаются признаки дезинтеграции - это усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная ситуация в процессе дезинтеграции - выпадение региона из экономической системы (и государства), его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены до настоящего времени (Приморье, Чечня, Татарстан и др.). Однако политическая опасность распада ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты надо поддерживать государству, в чем и отразится один из аспектов его региональной политики.
Огромные различия российских регионов по всем предпосылкам развития и федеративное устройство страны обрекают на неудачу унифицированные подходы к проведению реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции.
Суть регионализации - учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направлений реформ на региональный уровень (например, реформа в коммунальном секторе); разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития.
Пространственная интеграция экономики России включает ряд специальных мероприятий, в том числе:
стабилизацию интегрирующих систем (магистральный транспорт, связь, энергетическая и водные системы);
совершенствование механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов Российской Федерации;
проведение единой внешнеэкономической политики, т.е. создание для всех регионов единых условий для выхода на внешние рынки.
Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, противоречивы. Не исключено вырождение регионализации в региональный сепаратизм, но и чрезмерная централизация управления нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего, чем в централизованном государстве.
Включение задач, форм, методов региональной политики в программы экономических реформ усиливает в них такие принципы как долгосрочность (так как основные задачи региональной политики требуют для своей реализации длительного временного этапа), активное государственное регулирование, социальная приоритетность. К этому следует добавить, что региональная политика, которая может осуществляться только во взаимодействии многих ее участников, способствует сплочению нации.
Главная цель региональной политики - создание условий для вхождения в рынок всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.
Цель региональной политики включает систему подцелей, состоящую из трех групп:
социальные - формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфрастуктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов;
экономические - территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности, присущие каждому региону России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных, хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях;
экологические - содействие восстановлению эколого-экономического равновесия в легко ранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капиталов к участию в реализации природоохранных мероприятий.
Стратегические задачи региональной политики зависят от решения следующих проблем:
рационального сочетания принципов формирования нового, экономического механизма федеративных отношений и направлений совершенствования хозяйственного механизма в условиях рыночной экономики;
разработки вариантов и сценариев выхода России и ее регионов из кризиса с максимальным использованием имеющихся благоприятных предпосылок и проведением постепенной переспециализации в условиях рынка;
выбора региональных приоритетов экономического и социального развития, которые должны учитываться при проведении селективной, финансовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики России;
реализации крупнейших региональных программ с участием частных инвесторов;
внедрения системы государственного и рыночного регулирования и стимулирования территориального развития на базе различных форм собственности, включая негосударственный сектор экономики.
Естественно предположить, что в результате резкого изменения политического и социального укладов страны стратегические задачи не могут быть реализованы в течение короткого временного этапа. Практика реформирования российского общества служит наглядным подтверждением этого тезиса. Происходит постоянная апробация различных методов достижения конечных (и даже промежуточных) целей, их трансформация, а в ряде случаев и их переориентация. Это наглядно просматривается и на примере отношения государства к развитию промышленности (от полного отказа до возвращения к контролю за ее развитием и регулированию структурной перестройкой и к постоянному изменению во взаимоотношениях федерального центра с субъектами Федерации.
В первые годы экономических реформ, в период надежд на регулирующие возможности «стихийного» рынка, практически не уделялось внимание экономической и техногенной безопасности страны, которые зависят как от внутренней, так и внешней политики государства и в значительной степени определяют степень национальной безопасности.
Национальная безопасность - это способность государства обеспечивать адекватное реагирование в условиях постоянного дестабилизирующего воздействия военных, экономических, политических, информационных, демографических и психологических факторов. Для этого должны реализоваться меры, направленные как на ликвидацию угроз и опасностей, так и на защиту интересов отдельного человека и государства в целом.
Региональный аспект национальной безопасности находится в зависимости от изменения целей, задач и методов (или средств) государственной региональной политики. В государственной политике по обеспечению национальной безопасности должны быть отражены роль и место каждого региона в достижении общегосударственных интересов. В свою очередь региональные особенности предопределяют всю совокупность угроз и опасностей, которые влияют не только на безопасность данного региона, но и страны в целом.
Место регионального блока в системе понятия «национальная безопасность» определяется той же зависимостью, что и «государственная региональная политика» в системе общероссийской политики.
Особое значение для изучения представляет экономическая безопасность и важнейшая ее составляющая - региональный аспект экономической безопасности. Экономическая безопасность характеризуется возможностью национальной экономики России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как субъекта, так и федерации в целом.
Региональный аспект экономической безопасности зависит и от внутренних факторов и предельно допустимых величин, нарушение которых приводит к региональным кризисным ситуациям.
Изменение социально-экономического положения в регионах, связанное с превышением допустимых (предельных или пороговых) значений, определяющих нарушение нормального или стабильного состояния, рассматривается как региональная кризисная ситуация.
Региональная кризисная ситуация - это такое изменений состояния экономики регионов, предотвращение которого требует вмешательства федеральных законодательных и исполнительных органов власти и использования чрезвычайных методов государственного экономического регулирования территориального развития.
Основными видами кризисных ситуаций в регионах являются:
изменения в демографической ситуации, приводящие к сокращению численности населения, ухудшению генофонда страны и ее регионов;
превышение рациональных норм техногенной нагрузки территории при размещении объектов, приводящее к ухудшению экосистемы региона;
падение производства в отраслях специализации региона более чем на 50—60%;
рост безработицы, превышающий величину 15% от численности экономически активного населения;
изменение профиля региона, приводящее к необходимости массовой переквалификации кадров;
появление в густонаселенных регионах беженцев, переселенцев и иностранных рабочих, приводящее к межнациональной и социальной напряженности;
высокая и постоянно растущая степень зависимости промышленного комплекса (более чем на 50%) от межрегиональных и внешнеэкономический связей;
низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая ситуацию в регионе и усложняющая отношения с федеральным центром (к примеру, дотации превышают 30% финансовых средств региона);
низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая возможность дальнейшего развития.
По показателям спада производства кризисными являются 9 субъектов Федерации (Чеченская, Ингушская республики, Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Адыгея, Чувашия, Читинская и Ивановская области), а предкризисными - 31 субъект (Владимирская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Кировская, Воронежская, Пензенская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Омская, Камчатская, Сахалинская, Калининградская области, Ставропольский, Алтайский и Хабаровский края, республики Мордовия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Удмуртия, Алтай и ряд национальных округов).
По финансовому состоянию к кризисным можно отнести 19 субъектов Федерации: Республики Дагестан, Северная Осетия, Алтай, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Тыва, Адыгея, Мордовия, Марий Эл, Калмыкия; Пензенскую, Астраханскую, Тамбовскую, Ивановскую, Псковскую, Курскую, Брянскую, Орловскую области и Алтайский край, к предкризисным - 16: Курганскую, Кировскую, Тульскую, Владимирскую, Воронежскую, Ростовскую, Смоленскую, Читинскую, Саратовскую, Калужскую, Новгородскую, Оренбургскую и Тверскую области, Ставропольский край, Республики Чувашия и Бурятия. Всего - 35 субъектов Федерации.
По показателям, характеризующим демографическую ситуацию, к кризисным территориям относятся 5, а к предкризисным - 12 субъектов Федерации; по уровню жизни соответственно 5 и 19, по уровню безработицы - 12 и 17 субъектов Федерации.
Характерно, что значительное число субъектов Федерации попадает в число кризисных и предкризисных по любой классификации.
Последствия региональных кризисных ситуаций, которые должны находится в, сфере постоянного мониторинга государственной региональной политики, представляются следующими:
резкое повышение смертности над рождаемостью, вызывающее быстрое старение населения в регионе;
сокращение численности коренного населения, приводящее к утрате национальных традиций;
увеличение техногенной нагрузки на территорию со всеми вытекающими из этого последствиями;
падение производства, приводящее к росту безработицы, банкротству предприятий, снижению потенциальных источников финансирования региональных бюджетов, ограничивающее возможности формирования потребительского рынка, создающее условия для перенасыщения рынка некачественной импортной продукцией в ущерб отечественным производителям;
рост безработицы, создающий условия для возникновения кризисной ситуации на рынке труда в регионах, где создание новых рабочих мест отстает от темпов роста безработицы;
неустойчивое функционирование экономики региона, чрезмерная зависимость от ввоза и экспорта продукции и сырья как следствие невыполнения договорных обязательств;
увеличивающиеся объемы неплатежей и недоборы отчислений от налогов, приводящие к росту дефицита федерального бюджета и превышению предельно допустимой величины.
В сложившейся ситуации, когда большая часть субъектов Федерации не в состоянии выйти из кризиса собственными средствами, значимость разработки и последовательного осуществления региональной политики становится одним из решающих моментов сохранения целостности, экономической и политической независимости государства, его национальной безопасности.
- Региональная экономика и управление
- 195251 Г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
- 1. Регион как субъект хозяйствования и управления
- 1.1. Региональная экономика как наука
- 1.2. Понятие региона
- 1.3. Регион как социально-экономическая система (рсэс)
- 2. Основные задачи региональной экономики и управления
- 2.1 Цели функционирования региональной экономики
- 2.2 Принципы и задачи региональной экономики и управления
- 2.2.1. Принципы региональной экономики
- 2.2.2.Основные задачи региональной экономики и управления
- 3. Региональная структура управления
- 3.1. Система региональных органов государственной власти и принципы их организации
- 3.2. Основные модели регионального управления
- 3.3. Формы и методы государственного регулирования экономикой региона
- 4 Региональная политика государства.
- 4.1 Основные направления региональной политики государства
- 4.2. Роль и содержание региональной политики
- 4.3. Региональный аспект национальной безопасности
- 4.4. Методы проведения региональной политики и формирования рыночных структур в регионах
- 5. Природно-ресурсный потенциал России
- 5.1. Основные подходы к оценке природных ресурсов
- 5.2. Земельные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.3. Минеральные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.4. Минеральные топливно-энергетические ресурсы
- 5.5. Рудные минерально-сырьевые ресурсы
- 5.6.Нерудные минерально-сырьевые ресурсы
- 5.7. Биологические ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.8. Водные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 6. Региональная бюджетно-налоговая система
- 6.1. Региональные финансы – составная часть финансовой системы России
- 6.2. Региональные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти
- 6.3. Налоговые и другие доходы региональных бюджетов
- 6.4. Неналоговые и другие доходы региональных и местных бюджетов
- 6.5. Основы региональной финансовой политики
- 7. Территориальная организация общества
- 7.1. Население и трудовые ресурсы регионов
- 7.2. Региональный рынок труда
- 7.3. Особенности региональной политики государства в области занятости и рынка труда
- 8. Закономерности, принципы и факторы размещение производительных сил.
- 8.1. Закономерности размещения производительных сил
- 8.2. Основные принципы размещения производительных сил
- 8.3. Факторы размещения производительных сил
- 9. Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства
- 9.1. Общенаучные методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства:
- 9.1.1. Исторические методы
- 9.1.2. Системный анализ
- 9.1.3. Метод систематизации
- 9.2. Специально-научные методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства
- 9.2.1. Балансовый метод
- 9.2.2. Программно-целевой метод
- 9.2.3. Методы экономико-математического моделирования
- 9.2.4. Метод экономико-географического исследования
- 9.2.5. Картографический метод
- 9.2.6. Метод таксонирования
- 9.2.7. Методы социологических исследований.
- 10. Региональные особенности хозяйства
- 10.1. Региональная структура экономики
- 10.2. Экономическое районирование как метод территориальной организации хозяйства
- 10.3. Основные экономические районы России
- 11. Свободные экономические зоны
- 11.1. Типы специальных экономических зон
- 11.2. Требования к созданию свободных экономических зон
- 11.3. Развивающиеся свободные экономические зоны России
- Свободная экономическая зона «Находка»
- Свободная экономическая зона «Сахалин»
- Зона свободного предпринимательства «Санкт-Петербург»
- Свободная экономическая зона «Выборг»
- Свободная экономическая зона «Садко»
- Свободная экономическая зона «Технополис Зеленоград»
- Свободная экономическая зона «Янтарь»
- 12. Отраслевая структура размещения экономики
- 12.1. Отраслевая структура как составная часть единого хозяйственного комплекса страны.
- 12.2. Территориальная структура хозяйства
- 12.3. Промышленность России, формы ее территориальной организации
- 13. Сущность специализации и комплексного развития
- 13.1. Формирование территориальных пропорций размещения производительных сил
- 13.2. Основные подходы к стратегии экономического развития регионов
- 13.3. Региональные комплексные программы развития
- 14. Методы определения отраслей рыночной специализации регионов
- 14.1. Анализ природных и хозяйственных условий и ресурсов регионов.
- 14.2. Количественные методы определения уровней специализации регионов
- 15. Экономическая эффективность производства
- 15.1. Эффективность развития и размещения производства
- 15.2. Методология оценки экономической эффективности территориального комплекса
- 15.3. Общая народнохозяйственная эффективность районного комплекса
- 16. Межрегиональные связи
- 16.1. Формы межрегиональных связей
- 16.2. Международные связи регионов
- 16.3. Внутриэкономические связи регионов
- Заключение
- Список использованных источников
- Факультет комплексной безопасности
- Региональная экономика и управление
- Нп «Стратегия будущего»