13.3. Региональные комплексные программы развития
К настоящему времени в России уже накоплен значительный опыт разработки разноуровневых региональных программ. Несмотря на различия в ведомственной и территориальной принадлежности их разработка должна проводиться на единой методологической основе, а различия в методических подходах к их составлению должны сводиться к учету специфики особенностей развития соответствующих хозяйственных комплексов и территорий.
Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых, эффективных методов воздействия на экономику. К числу таких методов относится программно-целевое прогнозирование, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.
Разработка региональных программ - это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических уровней.
Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку, и комплексные.
Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России». В ее составе практически по всем регионам разрабатываются соответствующие программы - «Здравоохранение в регионе», в которых определяются потребности в финансовых ресурсах по источникам финансирования, материальных ресурсах, кадрах и т. д. Сумма финансовых ресурсов по источникам финансирования и других ресурсов по региональным программам составляет общую потребность в них в целом по федеральной целевой программе. В комплексные программы социально-экономического развития регионов включаются все узкоспециализированные программы, среди которых значительный удельный вес занимают программы социальной ориентации (здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и т. д.). Комплексные программы по соответствующему региону позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов и определить приоритетность их решения по срокам.
Региональные программы классифицируются по нескольким признакам (территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др.) Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т. д.
Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности - областной; по функциональной ориентации - экологической; по масштабности проблемы - узкоспециализированной; по продолжительности - среднесрочной и т. д.
Вместе с тем изучение практики программирования на местах свидетельствует о недостатках в использовании этой формы хозяйствования. Отмечаются перенос способов общегосударственного программирования на региональный уровень, бессистемность в разработке и принятии территориальных программ. Не устранены попытки осуществления чрезмерно большого количества одновременно реализуемых не увязанных между собой мелких и частных программ. Программы не проходят объективную экспертизу, содержат завышенные потребности в финансовых и материально-технических ресурсах. Не проводятся расчеты потребности во всех видах обеспечивающих средств и эффективности их использования. Проекты часто формируются без учета ресурсного потенциала регионов и реальных возможностей государственной поддержки. Неправильно устанавливаются сроки завершения программ и отдельных мероприятий. Не созданы организационно-управленческие и нормативно-законодательные основы регионального программирования. Разработка региональных программ осуществляется в условиях острого дефицита информации и невозможности учета всех объективных факторов на стадии проектирования. Не организована статистика по выполнению программ.
Совершенствование программирования предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с изменением методологии и технологии управления, преобразованием организационных структур, разработкой определенной системы стимулов и экономических нормативов с учетом требований рынка. Устанавливаются общий порядок и правила разработки и реализации региональных (республиканских, краевых, областных, городских и т. д.) программ.
Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекают из общегосударственных и территориальных интересов. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства - это в том случае, когда та или иная проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона. Используются также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.).
Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России. Программы одного региона согласовываются с системой аналогичных и связанных программ приграничных территорий. Механизм реализации программ вписывается в комплекс хозяйственно-рыночных отношений региона и систему общероссийского рынка. Основные задачи региональных программ:
выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;
формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
охрана окружающей среды;
преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.
Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона представляют перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.
Рассмотрим пример такой программы.
Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона. Содержится описание социально-экономической ситуации и ее последствий для региона и выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды. Описываются наличие в регионе различных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, топливно-энергетических, минеральных, сырьевых и т.д.), их количественное состояние, возможности использования для внутрирегиональных целей и вывоза за пределы региона, рассматриваются экологическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. В этом разделе характеризуются сложившаяся ситуация, состояние рынка труда в регионе, выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона. Выполненные в предыдущих (1 - 3) разделах анализ социально-экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития региона на расчетную перспективу.
Главным содержанием концепции должны быть принципиальное (вариантное) определение направлений наиболее рационального использования крупных и эффективных ресурсов, оценка на этой основе сравнительной экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.
Раздел 5. Основные целевые подпрограммы (на примере Калининградской области). В разделе выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признакам.
Основные подпрограммы для Калининградской области:
5.1. Транспортный комплекс.
5.2. Рыбопромышленный комплекс.
5.3. Лесопромышленный комплекс.
5.4. Агропромышленный комплекс.
5.5. Машиностроительный комплекс.
5.6. Курортно-рекреационный комплекс.
5.7. Топливно-энергетический комплекс.
5.8. Социальный комплекс.
5.9. Строительный комплекс.
5.10. Основные направления решения экономических проблем.
В каждой из этих подпрограмм определяются цели и задачи, описываются конечные результаты, которые должны быть достигнуты на основе сосредоточения ориентированных в пространстве и во времени этапов ее выполнения. Каждое программное мероприятие оценивается соответствующими количественными и качественными показателями.
Раздел 6. Механизм осуществления программы. В разделе излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Механизм определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Разрабатывается прогнозная модель программы.
Раздел 7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых - по источникам поступления; материальных - по видам продукции; природных условий и ресурсов - по климатическим условиям, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим и минерально-сырьевым ресурсам; трудовых ресурсов - по профессионально-квалификационным группам; информационных - по видам; временных - по срокам). Из общего объема ресурсов выделяется та их часть, которая поступает из собственных источников.
Раздел 8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы. Даются обоснования по организации сотрудничества региона, выполняющего программы, с сопредельными территориями России, зарубежными государствами.
Раздел 9. Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы.
Раздел 10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.
Разделы программы содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируются в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, а последующая - по более продолжительным срокам.
Каждое программное задание и программа в целом оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых используются следующие:
• показатели целевой программы;
• показатели эффективности конечных результатов, где оцениваются экономические, социальные, научно-технические, экологические и другие эффекты, в полной мере отражающие полезность (ожидаемую, полученную) осуществления программы, эффективность обслуживания ею соответствующих пользователей. Различают показатели прямого эффекта (результат от реализации программы); перераспределенного эффекта (воздействие программы на сопряженные сферы деятельности; полного эффекта (сумма прямого и перераспределенного эффекта). Показатели эффекта программы могут быть как абсолютными, так и сравнительными (исчисляются как прирост по сравнению с началом осуществления программы). Для характеристики конечных результатов могут быть использованы также показатели, отражающие отношение эффекта к затратам;
• специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы;
• показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);
• параметры и оценки клиентных групп, характеризующие пользователей программы;
• показатели ресурсных (финансовых, материально-технических, природных, трудовых, информационных, временных) затрат, необходимых для выполнения заданий программы. Оцениваются прямые затраты (связанные с компенсацией негативных последствий программы) и общие (сумма прямых и сопряженных затрат за вычетом доходов, полученных по программе).
Помимо названных выше показателей разрабатываются формулировки программных мероприятий и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые для эффективного управления программой.
Процесс отбора территориальных проблем, подлежащих решению на программной основе, является многоэтапным. Выделяются три основные этапа:
• отбор региональных проблем, требующих решения;
• обоснование возможности решения проблем программным методом;
• независимая экспертная оценка целесообразности решения проблем программным методом.
Отбор проблем включает в себя следующие процедуры:
• комплексное изучение принятой концепции и прогнозов функционирования экономики региона;
• анализ складывающейся социально-экономической ситуации (экономический потенциал, внутренние и внешние тенденции развития, динамика товарного рынка, движение основных фондов производства, конъюнктура межрегиональных связей и внешней торговли, уровень удовлетворения производственных, научных, социальных потребностей и др.);
• определение узких мест в хозяйстве региона, порождающих проблемные ситуации (фиксация неудовлетворенности какой-либо потребности, разрыв между желаемым и достигнутым уровнями развития и др.);
• выделение и описание проблем, требующих неотложного решения;
• структурный, качественный анализ выделенных проблем (выявление соподчиненности и взаимосвязей выделенных проблем;
• рассмотрение проблем, подлежащих решению в увязке с совокупностью уже решаемых региональных проблем.
Обоснование возможности решения проблем программным методом выключает:
• разработку рекомендаций об объективной возможности решения проблем программно-целевым методом (выявление наличия у проблем программных признаков - конечность во времени реализации, локализуемость проблемного объекта, неразрешимость проблемы в заданные сроки на основе других методов и форм управления и др.);
• анализ преимуществ и недостатков использования программного метода для устранения выявленных проблемных ситуаций применительно к условиям региона;
• обобщение и систематизация накопленного в регионе опыта применения программного метода;
• оценка возможности использования программного подхода в регионе в условиях рыночных отношений.
Экспертная оценка целесообразности решения проблем программным методом содержит следующие процедуры:
предварительная ресурсная оценка каждой из предлагаемых к решению проблем (потребность в финансовых, материальных, земельных, трудовых, информационных и временных ресурсах);
определение ресурсных возможностей региона и сопоставление их с потребностями для решения проблем;
расчет полезной результативности решения каждой из проблем, конкретизация конечных результатов;
определение экономической эффективности реализации проблем программным методом;
ранжирование проблем для программирования по значимости и приоритетности, формирование каталога проблем;
принятие решения о разработке конкретных программ.
Технология разработки региональных целевых комплексных программ включает в себя следующие основные этапы:
- формирование перечня одновременно реализуемых программ и принятие решения об их разработке. Перечень составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой списка территориальных проблем, подлежащих решению на программной основе. Формируется банк целевых программ территории. Рекомендуется не принимать к единовременной реализации избыточное количество программ, превышающее ресурсные возможности, реализуемые текущими мерами. Предлагается на этапе формирования перечня программ затратить больше усилий и средств для обоснования целесообразности их разработки, установления оптимальных параметров, увязки с другими потребностями региона, а также с образом жизни и обычаями людей. Не проработанные решения, как показывает опыт, влекут за собой неоправданные, невозместимые потери;
- определение органа программно-целевого управления, ответственного за формирование и реализацию программы. Определяется функциональный «Заказчик» программы и «Исполнитель» программы. Взаимоотношения между «Заказчиком» и «Исполнителем» программ регламентируются на основе заключаемых контрактов на разработку конкретной программы;
- определение головного разработчика проекта программы и соисполнителей. Выбор головного разработчика (как правило, научно-исследовательская проектная организация, специально созданная комиссия, рабочая группа) целесообразно проводить на конкурсной основе по согласованию с «Заказчиком» и ответственным «Исполнителем». В качестве головного разработчика могут быть как местная организация (всех форм собственности), так и специализированные организации других регионов или творческие коллективы, составленные из представителей разных ведомств и имеющих соответствующий опыт решения поставленных в программе проблем. В конкурсе допускается участие организаций государственного (ведомственного) подчинения. Головной разработчик осуществляет организационное и научно-методическое руководство деятельностью всех соисполнителей, ответственных за подготовку отдельных программ; формирует проект территориальной программы в сводном виде и представляет его заказчику. Соисполнители подбираются с учетом их статуса и полномочий, а также наличия квалифицированных кадров и опыта аналогичных работ. Взаимоотношения головного разработчика и соиcполнителей также регламентируются контрактами с «Исполнителем» программы;
- разработка технического задания на проектирование программы. На основе утвержденного перечня программ организация-заказчик подготавливает и выдает головному разработчику исходное задание на формирование региональной программы, которое должно содержать:
• развернутую формулировку главной цели, основных подцелей и задач программы с количественно определенными конечными показателями;
• примерный состав программы в рамках региона;
• ориентировочный состав предприятий (организаций), участвующих в реализации программы;
• ориентировочную потребность в материально-технических, топливно-энергетических, земельных, трудовых ресурсах и прочих видах ресурсов;
• объем предполагаемых затрат на разработку программы с указанием источников и порядка финансирования;
• указания по организации разработки, согласованию и рассмотрению программы и др.
Головной разработчик, руководствуясь исходным заданием, подготавливает и согласовывает с «Заказчиком»:
• общую схему программы и организационный план ее составления;
• координационный план, в котором всем соисполнителям определяются содержание, порядок и сроки завершения работ по проектированию, объемы и источники их финансирования;
• необходимые методические материалы, формы и показатели для соисполнителей;
- проектирование программы. Проектирование осуществляется на стадии планово-бюджетных расчетов и начинается с детального анализа исходного состояния проблемы и прогноза, экономических и других последствий. На основе предпрограммных проработок (схемы развития и размещения производительных сил районов, схемы формирования территориально-производственных комплексов, научно-исследовательские и проектно-изыскательские разработки и др.) осуществляется изучение состояния проблем, форм и способов ее решения, производится отбор исходной информации, необходимой для проведения последующих оценок и расчетов.
Стержнем анализа выступает изучение ретроспективы состояния проблемы. Привлекаются динамические ряды показателей, характеризующих, например, уровни удовлетворения потребностей в программном продукте (продуктах) за предшествующие годы; затраченные ресурсы на покрытие этих потребностей, отставание от нормативного уровня, состояние производительных сил, выявление устойчивых тенденций в изменении этих показателей и характеристик. Строится аналитическая картина состояния проблемы. Анализ призван сравнить состояние аналогичных проблем в других регионах. Устанавливаются возможности заимствования опыта, целесообразного привлечения специалистов, программно-проектных материалов, связанных с осуществлением аналогичных Программ. При необходимости проводится экологический анализ и оценка последствий выполнения программы.
Учитываются последние и краткосрочные прогнозируемые достижения научно-технического прогресса. В краткосрочных программах отражаются факторы нестабильности экономики (кризис, инфляция).
Уточняются и детализируются конечные цели программы. Для обеспечения достижения конечных целей формируется комплекс подцелей. Обеспечивается сопоставимость целей и подцелей по масштабу и значению. Уточнение целей осуществляется экспертно.
Цели и подцели программы строятся и развертываются в соответствии с сутью программной проблемы. Рекомендуется прорабатывать иерархическую структуру целей и задач программы с тем, чтобы построить дерево целей. Иначе говоря, композиция целей программы включает главную цель, ее развертку в подцели первого и второго уровней и целевые задачи, обеспечивающие достижение подцелей. При этом совокупность целей и задач строится сверху вниз по правилам дезагрегации и снизу вверх по правилам агрегации.
Построение целей и целевых задач проводится как с применением расчетных процедур, так и неформализованных, чисто экспертных оценок.
Предлагаются способы достижения целевых показателей с учетом ресурсных (материально-технических, земельных, трудовых, финансовых) требований. Приводятся расчеты потребностей во всех видах ресурсов, устанавливаются способы их покрытия. Осуществляются вариантные расчеты, отличающиеся путями, средствами, сроками и другими параметрами достижения поставленной цели. Проводятся расчеты по обоснованию наиболее эффективных путей и средств достижения поставленных целей исходя из минимизации затрат. Оцениваются экологические последствия программных решений. В конечном итоге рекомендуется вариант, отобранный по большинству критериев.
Если явные предпочтения вариантов отсутствуют, то результаты альтернативного прогнозирования учитываются для более детального последующего рассмотрения проекта. При этом обеспечивается максимальное участие всех сторон, заинтересованных в решении проблемы или способных провести независимую экспертизу проекта.
Производится оценка конечных экономических и социальных результатов, эффективности программы в целом. Обосновываются предложения по составу исполнителей и их полномочий, программным заданиям и срокам исполнения. Учитываются требования действующего законодательства, регламентирующего новые экономические отношения.
Устанавливаются способы координации работ с российскими учреждениями и организациями на базе специальных двухсторонних и многосторонних соглашений. Составляются планы реализации проекта, сетевые графики работ.
Разработку разделов проекта программы следует проводить последовательно-параллельным способом. Это означает, что разработка каждого последующего раздела начинается до завершения разработки предыдущего, при этом в содержании предшествующих разделов вносятся коррективы, вытекающие из необходимости его согласования с последующими разделами. Не исключены и итеративные (повторяющиеся) циклы, если оказывается, что ресурсные потребности намного превышают средства, выделяемые или привлекаемые для выполнения программы, и надо кардинально менять целевую установку, осуществляя возврат к исходной точке разработки программы. Соблюдается цепочка: цели - пути и способы достижения целей - целереализующие мероприятия - потребные ресурсы, средства и источники их получения.
Расчетно обоснованная программа вместе с мероприятиями по организационо-плановому сопровождению, которое включает механизм управления программами на различных этапах ее реализации, системой мер и ответственности разработчиков по отдельным этапам и др., представляется заказчику в виде детальных, научно обоснованных, взаимоувязанных и сбалансированных технико-экономических расчетов.
Региональная программа сопровождается пакетом расчетных форм дающих полное представление о характере документа, целях и задачах, расчетных параметрах программы, ее ресурсных и финансовых потребностях. К программе прилагается паспорт инвестиционных проектов, рекомендуемых к реализации, который, в принципе, является кратким изложением основных расчетных данных бизнес-плана.
Набор инвестиционных проектов (банк данных), выявленных в процессе разработки программ и отранжированный по степени значимости с позиций интересов государства и конкретного региона) а также по возможным срокам их сооружения, является результирующим показателем разработки программы. Проекты, имеющие федеральное и межрайонное значение и ориентированные на государственную финансовую поддержку, проходят дополнительную апробацию (экспертизу) в Минтопэнерго и Минэкономики России. Проекты местного значения (ТЭЦ, котельные, распределительные сети), финансирование которых намечается за счет средств региона, кредитов, иностранного и частного капиталов, утверждается, как правило, местными органами власти.
Каждая программа стандартно оформляется. На титульном листе указываются соответствующая краевая, областная, городская администрация; дата выпуска. На листе согласования указываются утверждающая инстанция и организации, согласование с которыми необходимо.
Государство будет воздействовать на региональное развитие и размещение производительных сил разнообразными административными и (главным образом) экономическими методами.
Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития станут осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.
Число федеральных региональных программ должно быть невелико; они разрабатываются и финансируются только для регионов с особо сложными (критическими) социально-экономическими и экологическими проблемами, например по зоне Севера.
Принципиальное значение имеет увязка процессов разработки и принятия программ с формированием и проведением бюджетной политики. Необходима инвентаризация всех уже начатых на территории России программ с пересмотром приоритетов, сроков, источников их ресурсного обеспечения.
Необходимо отметить, что наиболее крупномасштабные комплексные программы как документы должны проходить рассмотрение и утверждаться в высших законодательных органах. В условиях рыночных отношений управление государственными региональными программами не должно ограничиваться существующими органами исполнительной власти. В этих целях могут утверждаться на договорных началах специальные государственные, частные, смешанные независимые компании, консорциумы, агентства со специальными полномочиями и ответственностью.
- Региональная экономика и управление
- 195251 Г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
- 1. Регион как субъект хозяйствования и управления
- 1.1. Региональная экономика как наука
- 1.2. Понятие региона
- 1.3. Регион как социально-экономическая система (рсэс)
- 2. Основные задачи региональной экономики и управления
- 2.1 Цели функционирования региональной экономики
- 2.2 Принципы и задачи региональной экономики и управления
- 2.2.1. Принципы региональной экономики
- 2.2.2.Основные задачи региональной экономики и управления
- 3. Региональная структура управления
- 3.1. Система региональных органов государственной власти и принципы их организации
- 3.2. Основные модели регионального управления
- 3.3. Формы и методы государственного регулирования экономикой региона
- 4 Региональная политика государства.
- 4.1 Основные направления региональной политики государства
- 4.2. Роль и содержание региональной политики
- 4.3. Региональный аспект национальной безопасности
- 4.4. Методы проведения региональной политики и формирования рыночных структур в регионах
- 5. Природно-ресурсный потенциал России
- 5.1. Основные подходы к оценке природных ресурсов
- 5.2. Земельные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.3. Минеральные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.4. Минеральные топливно-энергетические ресурсы
- 5.5. Рудные минерально-сырьевые ресурсы
- 5.6.Нерудные минерально-сырьевые ресурсы
- 5.7. Биологические ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.8. Водные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 6. Региональная бюджетно-налоговая система
- 6.1. Региональные финансы – составная часть финансовой системы России
- 6.2. Региональные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти
- 6.3. Налоговые и другие доходы региональных бюджетов
- 6.4. Неналоговые и другие доходы региональных и местных бюджетов
- 6.5. Основы региональной финансовой политики
- 7. Территориальная организация общества
- 7.1. Население и трудовые ресурсы регионов
- 7.2. Региональный рынок труда
- 7.3. Особенности региональной политики государства в области занятости и рынка труда
- 8. Закономерности, принципы и факторы размещение производительных сил.
- 8.1. Закономерности размещения производительных сил
- 8.2. Основные принципы размещения производительных сил
- 8.3. Факторы размещения производительных сил
- 9. Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства
- 9.1. Общенаучные методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства:
- 9.1.1. Исторические методы
- 9.1.2. Системный анализ
- 9.1.3. Метод систематизации
- 9.2. Специально-научные методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства
- 9.2.1. Балансовый метод
- 9.2.2. Программно-целевой метод
- 9.2.3. Методы экономико-математического моделирования
- 9.2.4. Метод экономико-географического исследования
- 9.2.5. Картографический метод
- 9.2.6. Метод таксонирования
- 9.2.7. Методы социологических исследований.
- 10. Региональные особенности хозяйства
- 10.1. Региональная структура экономики
- 10.2. Экономическое районирование как метод территориальной организации хозяйства
- 10.3. Основные экономические районы России
- 11. Свободные экономические зоны
- 11.1. Типы специальных экономических зон
- 11.2. Требования к созданию свободных экономических зон
- 11.3. Развивающиеся свободные экономические зоны России
- Свободная экономическая зона «Находка»
- Свободная экономическая зона «Сахалин»
- Зона свободного предпринимательства «Санкт-Петербург»
- Свободная экономическая зона «Выборг»
- Свободная экономическая зона «Садко»
- Свободная экономическая зона «Технополис Зеленоград»
- Свободная экономическая зона «Янтарь»
- 12. Отраслевая структура размещения экономики
- 12.1. Отраслевая структура как составная часть единого хозяйственного комплекса страны.
- 12.2. Территориальная структура хозяйства
- 12.3. Промышленность России, формы ее территориальной организации
- 13. Сущность специализации и комплексного развития
- 13.1. Формирование территориальных пропорций размещения производительных сил
- 13.2. Основные подходы к стратегии экономического развития регионов
- 13.3. Региональные комплексные программы развития
- 14. Методы определения отраслей рыночной специализации регионов
- 14.1. Анализ природных и хозяйственных условий и ресурсов регионов.
- 14.2. Количественные методы определения уровней специализации регионов
- 15. Экономическая эффективность производства
- 15.1. Эффективность развития и размещения производства
- 15.2. Методология оценки экономической эффективности территориального комплекса
- 15.3. Общая народнохозяйственная эффективность районного комплекса
- 16. Межрегиональные связи
- 16.1. Формы межрегиональных связей
- 16.2. Международные связи регионов
- 16.3. Внутриэкономические связи регионов
- Заключение
- Список использованных источников
- Факультет комплексной безопасности
- Региональная экономика и управление
- Нп «Стратегия будущего»