1.3. Регион как социально-экономическая система (рсэс)
В определении региона не была раскрыта его структура. Более того, если критически проанализировать сделанную дефиницию, то можно отметить ее расплывчатость и недостаточную строгость. Вместе с тем, практика требует принимать вполне конкретные и ясные решения по отношению к регионам. А для этого необходима ясность относительно объектов и систем, входящих в состав регионов.
Очевидно, что регион представляет собой с точки зрения системного подхода сложную систему. Почему именно систему?
Во-первых, регион является относительно целостным образованием выделенным по некоторому признаку: географическому, экономическому, геополитическому, социальному, административно-политическому.
Во-вторых в составе этого целостного образования можно выделить элементы (составные части, подсистемы): географическую среду; экономику региона (хозяйство), различные сообщества, в которые объединено население. Каждый из элементов в свою очередь может рассматриваться как сложная система. Все элементы системы находятся в многообразных отношениях между собой (экономика - природные ресурсы - население). Процесс взаимоотношений регулируется определенными нормами. Для их реализации существуют соответствующие органы управления. Наконец, целостное образование-регион представляет собой элемент в целостном территориальном образовании более высокого уровня: государства, сообщества государств и т.д. Указанные четыре признака являются достаточными, чтобы регион рассматривать в качестве региональной социально-экономической системы (РСЭС) и применять для изучения его методы системного подхода.
Сделанные замечания позволяют дать следующее определение региональной социально-экономической системы, это:
совокупность географической среды;
хозяйства и населения, находящихся в определенных отношениях для обеспечения собственного развития;
развития сообществ, в которые она входит в пределах установленных квот.
По мнению некоторых специалистов, использование понятия «система» по отношении к региону требует определенной осторожности. Так, даже несомненные связи между элементами территориальных образовании (например, весьма жесткие пространственные связи между природными ресурсами и эксплуатирующими их предприятиями) часто определяются лишь естественной экономической нецелесообразностью или даже невозможностью их расчленения (нельзя, например, территориально отделить месторождение руды и ее добычу). Во многих случаях эти связи, напротив, имеют искусственный, субъективный, случайный характер; подтверждением этого могут служить, например, новейшие искусственные системы расселения в зоне Байкало - Амурской магистрали. Поэтому регион является столь же «целостным», сколько и «конгломератным» территориальным образованием.
Специалисты отмечают при этом то обстоятельство, что по мере перехода от макро- к микрорегиональному уровню воздействие многих системообразующих факторов на «целостность» территориальных образований стремительно убывает. Чем меньше занимаемое ими пространство, тем более открытым (в системном смысле) становятся эти образования в хозяйственном, экологическом и других отношениях. Поэтому некоторые ученые предлагают рассматривать регионы как своеобразные территориальные типы системно-конгломератных структур, для которых «системность» и «целостность» следует преимущественно рассматривать как идеальное состояние.
Таким образом, понятию «регион», используемому в современной научной литературе, присуще свойство полисемии. Его содержание зависит от того, какой конкретный срез жизни в регионе актуализируется той или иной наукой.
При анализе региональной экономики нетрудно установить такой факт: чем больше территориально-производственный потенциал региона, тем шире и масштабнее его воспроизводственные функции. В крупных региональных социально-экономических системах постоянно развиваются различные компоненты производства (отрасли специализации, комплекс отраслей производственной, социальной и институциональной инфраструктуры), совершенствуются системы расселения, стираются некоторые грани в уровне и качестве жизни в городе и селе, развиваются интеграционные связи промышленного и сельскохозяйственного производств, происходят другие сложные социальные процессы и явления, оказывающие существенное влияние на повышение эффективности производства. Связи между сферами производства и потребления приобретают большие масштабы, сложность и динамизм, практическую направленность и неразрывность. Таким образом, взаимосвязанность и взаимообусловленность охватывают буквально все стороны развития региона, что означает переход от изолированных друг от друга промышленных пунктов, промышленных центров, промышленных узлов и более сложных территориально-производственных сочетаний (комплексов) к новой, более развитой, сложной и совершенной форме - к развитию региональных социально-экономических систем.
Формирование и функционирование региональных социально - экономических систем не могут проходить сами по себе, без целесообразного регулирования со стороны руководства - как федерального, так и регионального уровней. Конституционное закрепление за органами местного самоуправления права решать проблемы занятости населения, пенсионного обеспечения, хозяйственно-бытового обслуживания населения, экономической и экологической безопасности дает основание предположить, что в будущем возрастет роль региональных и муниципальных органов власти в регулировании экономики и социальной сферы в крупнейших промышленных и культурных центрах страны, высокоразвитых республиках, областях, краях и других регионах с очерченными административными границами.
В рыночной экономике не снижается, а, наоборот, повышается значимость социальных аспектов, направленных на подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности. Поэтому взаимосвязь и согласованность экономических и социальных сторон регионального развития следует считать важной чертой и непременным правилом управления. В связи с этим системность (комплексность) подхода должна быть реализована как на уровне управления страной, так и на уровне управления регионом.
Реализация системного подхода к управлению развитием региональных социально-экономических систем, особенно на огромных российских просторах - чрезвычайно сложная и трудоемкая задача. Ее решение требует серьезной научной основы, выработки необходимых методологических приемов, проведения экспериментов и исследований в отдельных наиболее крупных и сложных системах. Мы говорим об отдельных, а не обо всех системах только лишь потому, что охват всех региональных систем нашей страны практически нереален, так как во многих регионах отсутствуют научные организации, которые могли бы проводить такие исследования, а без них анализ, синтез и прогноз развития любой системы вообще и такой сложной, как социально-экономическая, в частности, вряд ли возможен. В этой ситуации обычно прибегают к использованию метода «ключей», т.е. выбора типичного объекта, детального его изучения и распространения полученных результатов на другие объекты данного типа.
Региональные социально-экономические системы, функционирующие на огромной территории нашей страны, имеют значительные различия в характере воспроизводства и, как следствие, в подходах к их изучению. Принципиальные их отличия обусловлены неодинаковыми природными условиями и природными ресурсами, природно-ресурсным, социально-демографическим и производственным потенциалом, особенностями структуры производства и расселения. Кроме того, одни региональные социально-экономические системы административно оформлены, а другие нет. Благодаря наличию административного оформления и соответствующего административного (законодательного и исполнительного) аппарата, статистических органов, учреждений институциональной инфраструктуры эти объекты можно считать наиболее подготовленными к всестороннему изучению предпосылок, достигнутого уровня, проблем и направлений дальнейшего социально-экономического развития.
Среди региональных социально-экономических систем России выделяют четыре основных типа:
макрорегиональные (охватывают значительные по территории регионы страны - европейская часть России, азиатская часть России, российский Север и т.п.);
межрегиональные (объединяют несколько регионов - субъектов РФ, которые наиболее интенсивно взаимодействуют между собой, например, регионы Северо-Запада, Центра, Черноземья, Урала и т.д.);
региональные (соответствуют субъектам РФ - республикам, краям, областям, автономной области и автономным округам, городам федерального подчинения);
локальные (территориально-административные части субъектов РФ - города, районы, муниципальные образования).
Первые два типа указанной классификации региональных социально-экономических систем не имеют органов управления, поэтому должны рассматриваться как объекты «поискового» регулирования. Важно отработать проблемы методического обеспечения этой новой формы регулирования регионального развития на примере отдельных систем, где накоплен определенный практический опыт (например, в Ассоциации экономического взаимодействия «Черноземье»), который может быть распространен на другие регионы данного типа.
Термин «устойчивость» широко используется в тех отраслях знаний, которые развивают свой методический аппарат на базе системного подхода. Это понятие прочно вошло в терминологию естественных наук, особенно экологии; его применяют и в региональных социально-экономических исследованиях. Необходимость устойчивого развития - это требование времени.
В общей теории систем под устойчивостью понимается способность системы сохранять движение по намеченной траектории (поддерживать намеченный режим функционирования) несмотря на воздействующие на нее возмущения. Применительно к рассматриваемому объекту региональным социально-экономическим системам можно дать следующее определение. Устойчивость системы - это ее способность оставаться относительно неизменной (сохранять свою структуру и функциональные особенности) в течение определенного временного интервала вопреки внешним и внутренним возмущениям.
Большинство наук в своем поиске не вышло за пределы содержательного понимания категории устойчивости. То же можно сказать и относительно комплекса наук, обеспечивающих теоретико-методологическую базу регионоведения. Объекты его изучения относятся к сложным комплексным образованиям с неоднозначной, инвариантной структурой. В литературе высказаны соображения о возможности оценки степени устойчивости региональных (территориальных) общественных систем как отношения доли структурных и функциональных потерь от негативных воздействий к сохранившейся доле структуры и функций (ВА. Столбов, 1998). В качестве одного из вариантов конкретного подхода к оценке устойчивости функционирования территориальных систем В.А. Столбов предлагает рассматривать вынужденные адаптационные изменения ее социально-экономического потенциала. Масштабы и структура потенциала территории изменяются под воздействием негативных ситуаций, имеющих природный (стихийный), производственный (технологический) или социальный характер. Поэтому и потенциал региона должен иметь социально-экономическое содержание и включать в себя в качестве обязательных компонентов природно-ресурсный, производственный и социальный блоки.
Проблема устойчивости региональных социально-экономических систем возникла как следствие пространственно-временной обусловленности жизнедеятельности людей, континуальности ее простирания и дискретности организации. В основе формирования и функционирования региональных систем находится человек - биологический и социальный индивид, носитель разумной живой деятельности. Любое производство, любая человеческая деятельность не могут существовать в отрыве как от природы, так и от общества - они формируются в сочетании с окружающей природной и социальной средой. Саму возможность человеческой деятельности создают природные условия и природные ресурсы, а природно-ресурсный потенциал территории, как уже говорилось, влияет на уровень и качество жизни людей.
В процессе взаимодействия природной и социальной сред складывается окружающая человека природно-социальная среда. Она не только воздействует на здоровье людей, но и определяет специфику жизнедеятельности, структуру хозяйства региона.
Социально-экономические системы регионов состоят из сочетания сопряженных разноуровневых функционально-структурных подсистем (блоков), объединенных системообразующими отношениями, комплексообразующими связями и общей целью развития (М.Д. Шарыгин 1992). В их составе выделяются следующие подсистемы: демографическая (население), производственная, природная среда, социальная, рекреационная, производственно-инфраструктурная, социально-инфраструктурная, институционально-инфраструктурная, экологическая, духовная среда, ресурсная.
Все эти подсистемы (блоки) в своем развитии подчинены единой цели - удовлетворению материальных и духовных потребностей населения региона при сохранении устойчивости природной среды. Между подсистемами нет непреодолимых рубежей - все они взаимодействуют друг с другом.
Основу региональной социально-экономической системы составляют люди (население, социум), конкретный человек. Деятельность людей протекает в каждой подсистеме, в свою очередь функционирование подсистем направлено на создание условий жизнедеятельности людей. Важнейшим организующим началом всех составляющих рассматриваемой системы является трудовая деятельность людей. Применительно к задачам регионоведения важно подчеркнуть, что жизнедеятельность населения существенно меняется в зависимости от природных и социально-экономических условий регионов страны.
В процессе трудовой деятельности людей формируется производственная подсистема, ее основная функция - создание экономических условий жизни общества. Эта подсистема существует в форме различных производственных компонентов - отраслевых («вертикальных») и территориальных («горизонтальных»), а сочетание этих компонентов (путем специализации и кооперирования, концентрации и комбинирования производства) обеспечивает территориально-производственное комплексообразование, т.е. формирование территориально-производственных комплексов - взаимосвязанного и взаимообусловленного сочетания предприятий на территории региона.
В ходе территориально-производственного комплексообразования складывается региональная система расселения - целостное сочетание городских и сельских поселений. Их объединяющим началом выступает социальная направленность - обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с характером связей производственной подсистемы с природой выделяются природно-ресурсные отрасли, основывающиеся на использовании почвенно-земельных, водных, биологических, минерально-сырьевых ресурсов. В качестве профильных форм их организации выступают соответственно сельскохозяйственные, лесозаготовительные, гидроэнергетические, рыбопромысловые, горнодобывающие и перерабатывающие сырье предприятия. Главная особенность природно-ресурсных отраслей - значительное воздействие на природу. Поэтому особенно важно совершенствовать технологические процессы, нормативно-правовую базу природопользования и охраны окружающей среды.
В табл. 2 представлены в сопоставлении Госкомстатовские и неофициальные экспертные оценки национального богатства России в середине 90-х годов.
Таблица № 2
Оценка национального богатства России (квадрилл. руб.)
Элементы богатства | Официальные оценки | Альтернативные оценки |
Основной капитал | 17,1 | 19,1 |
Материальные оборотные средства | 0,3 | 3,0 |
Домашнее имущество населения | 0,3 | 9,0 |
Лесные ресурсы | - | 300,0 |
Сельскохозяйственные угодья | - | 5,0 |
Минерально-сырьевые ресурсы | 17,7 | - |
ИТОГО: | 1600,0 | 1260,0 |
Источник: Вопросы статистики, 1996, N .10, с. 26; 1997, N .11, с.18
Данные табл.2, скорее всего, следует воспринимать не в некоем абсолютном значении (богатства в конечном итоге не становится больше или меньше в зависимости от того, как его измеряют) - они свидетельствуют, что в официальной статистике имеет место огромная недооценка национального богатства России, которая в плане видения перспектив долгосрочного социально-экономического развития страны также опасна, как и переоценка имеющихся ресурсов и их роли как потенциальных источников роста.
Развитие инфраструктурных подсистем направлено, с одной стороны, на создание условий для успешного функционирования производства, а с другой - на формирование социально-духовной среды жизнедеятельности людей. Соответственно в каждой региональной социально-экономической системе формируется производственная и социальная инфраструктура, предназначенная для создания условий воспроизводства материальных и духовных благ населения.
В состав духовной сферы включаются национальные и культурные Ценности, а также все то, что направлено на поддержание традиций и Навыков населения, форм общения людей, стиля жизни и т.п. Социальные и духовные связи и отношения между людьми служат основной предпосылкой образования территориальных общностей людей, или социумов, складывающихся на различных уровнях - региональном, локальном, поселенческом. В каждом социуме формируются своеобразные отношения людей ко всем производственным и социально-экономическим процессам и явлениям.
Своеобразную функционально-структурную роль в составе региональных социально-экономических систем играет рекреационная подсистема, образующая среду отдыха и восстановления здоровья населения. Она использует природу как обязательное условие размещения объектов культурно-оздоровительной деятельности, туризма, заповедно-природоохранного дела. При этом природа, будучи «адаптированной» к человеку, сохраняется почти в естественном (неизмененном) состоянии.
Таким образом, региональные социально-экономические системы создаются в процессе эволюции пространственно-временных форм территориальной организации общества. Важнейшими целями их формирования являются:
гуманистическое созидательное устремление к улучшению условий жизни людей, сохранению и воспроизводству природной среды;
интеграция с другими региональными социально-экономическими системами страны и интегрирование в мировую экономику;
взаимодействие с экономическими, политическими, технологическими, торгово-распределительными и другими общественными процессами, протекающими как внутри страны, так и за ее пределами;
улучшение взаимосвязи природы и общества на основе совершенствования процессов природопользования, внедрения прогрессивных технологий, выпуска экологически чистой продукции;
создание условий для саморазвития и самоорганизации на основе регионального самоуправления, саморегулирования и самоконтроля.
В качестве главной целевой установки региональных социально-экономических систем выступает методологическая ориентированность ноосферы, понимаемой как реальность и как модельное формирование будущего - земной цивилизации. Системное представление о ноосфере раскрывает большие возможности для познания сущности территориальной организации общества.
- Региональная экономика и управление
- 195251 Г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29
- 1. Регион как субъект хозяйствования и управления
- 1.1. Региональная экономика как наука
- 1.2. Понятие региона
- 1.3. Регион как социально-экономическая система (рсэс)
- 2. Основные задачи региональной экономики и управления
- 2.1 Цели функционирования региональной экономики
- 2.2 Принципы и задачи региональной экономики и управления
- 2.2.1. Принципы региональной экономики
- 2.2.2.Основные задачи региональной экономики и управления
- 3. Региональная структура управления
- 3.1. Система региональных органов государственной власти и принципы их организации
- 3.2. Основные модели регионального управления
- 3.3. Формы и методы государственного регулирования экономикой региона
- 4 Региональная политика государства.
- 4.1 Основные направления региональной политики государства
- 4.2. Роль и содержание региональной политики
- 4.3. Региональный аспект национальной безопасности
- 4.4. Методы проведения региональной политики и формирования рыночных структур в регионах
- 5. Природно-ресурсный потенциал России
- 5.1. Основные подходы к оценке природных ресурсов
- 5.2. Земельные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.3. Минеральные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.4. Минеральные топливно-энергетические ресурсы
- 5.5. Рудные минерально-сырьевые ресурсы
- 5.6.Нерудные минерально-сырьевые ресурсы
- 5.7. Биологические ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 5.8. Водные ресурсы, их экономическая оценка и использование
- 6. Региональная бюджетно-налоговая система
- 6.1. Региональные финансы – составная часть финансовой системы России
- 6.2. Региональные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти
- 6.3. Налоговые и другие доходы региональных бюджетов
- 6.4. Неналоговые и другие доходы региональных и местных бюджетов
- 6.5. Основы региональной финансовой политики
- 7. Территориальная организация общества
- 7.1. Население и трудовые ресурсы регионов
- 7.2. Региональный рынок труда
- 7.3. Особенности региональной политики государства в области занятости и рынка труда
- 8. Закономерности, принципы и факторы размещение производительных сил.
- 8.1. Закономерности размещения производительных сил
- 8.2. Основные принципы размещения производительных сил
- 8.3. Факторы размещения производительных сил
- 9. Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства
- 9.1. Общенаучные методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства:
- 9.1.1. Исторические методы
- 9.1.2. Системный анализ
- 9.1.3. Метод систематизации
- 9.2. Специально-научные методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства
- 9.2.1. Балансовый метод
- 9.2.2. Программно-целевой метод
- 9.2.3. Методы экономико-математического моделирования
- 9.2.4. Метод экономико-географического исследования
- 9.2.5. Картографический метод
- 9.2.6. Метод таксонирования
- 9.2.7. Методы социологических исследований.
- 10. Региональные особенности хозяйства
- 10.1. Региональная структура экономики
- 10.2. Экономическое районирование как метод территориальной организации хозяйства
- 10.3. Основные экономические районы России
- 11. Свободные экономические зоны
- 11.1. Типы специальных экономических зон
- 11.2. Требования к созданию свободных экономических зон
- 11.3. Развивающиеся свободные экономические зоны России
- Свободная экономическая зона «Находка»
- Свободная экономическая зона «Сахалин»
- Зона свободного предпринимательства «Санкт-Петербург»
- Свободная экономическая зона «Выборг»
- Свободная экономическая зона «Садко»
- Свободная экономическая зона «Технополис Зеленоград»
- Свободная экономическая зона «Янтарь»
- 12. Отраслевая структура размещения экономики
- 12.1. Отраслевая структура как составная часть единого хозяйственного комплекса страны.
- 12.2. Территориальная структура хозяйства
- 12.3. Промышленность России, формы ее территориальной организации
- 13. Сущность специализации и комплексного развития
- 13.1. Формирование территориальных пропорций размещения производительных сил
- 13.2. Основные подходы к стратегии экономического развития регионов
- 13.3. Региональные комплексные программы развития
- 14. Методы определения отраслей рыночной специализации регионов
- 14.1. Анализ природных и хозяйственных условий и ресурсов регионов.
- 14.2. Количественные методы определения уровней специализации регионов
- 15. Экономическая эффективность производства
- 15.1. Эффективность развития и размещения производства
- 15.2. Методология оценки экономической эффективности территориального комплекса
- 15.3. Общая народнохозяйственная эффективность районного комплекса
- 16. Межрегиональные связи
- 16.1. Формы межрегиональных связей
- 16.2. Международные связи регионов
- 16.3. Внутриэкономические связи регионов
- Заключение
- Список использованных источников
- Факультет комплексной безопасности
- Региональная экономика и управление
- Нп «Стратегия будущего»