1. Трансформация отношений собственности как условие перехода к рыночной экономике
Переход командно-административной экономической системы к рыночной предполагает преобразование основных общественных отношений (или институтов): экономических, политических и социальных. Как известно, основным институтом экономической системы или системообразующими отношениями являются отношения собственности, поэтому стержнем экономических преобразований стала трансформация собственности Трансформацию собственности определяют как процесс замены системообразующих элементов одной хозяйственной системы подобными элементами другой системы.
В любой экономической системе отношения собственности юридически оформлены в права собственности, что создает условия для их корректировки или трансформации. В России в 90-е гг. отношения собственности были трансформированы законодательным путем, то есть значительная часть объектов государственной собственности на факторы производства была передана в частные руки путем приватизации.
Термин «приватизация» (от лат. privatus — частный) появился в 1976 г. в США, но процесс передачи объектов государственной (королевской или царской) собственности в частные руки известен со времен Французской революции, в России — с правления Петра I. Единого определения приватизации в западной литературе нет, её рассматривают как полное или частичное делегирование прав по распоряжению государственным имуществом частным лицам. При этом приватизация отождествляется с разгосударствлением. В российской экономике переходного периода эти два термина получили различный смысл: приватизацией называется переход объектов государственной собственности в частную собственность, а разгосударствлением — сокращение экономической власти государства, превращение его в одного из субъектов рыночной экономики.
Следует отметить, что эти два понятия неразрывно связаны: разгосударствление подразумевает приватизацию, а с утратой значительной части объектов собственности происходит разделение собственности и власти: государство теряет экономическую власть, сохраняя функции правового обеспечения экономики, и становится одним из хозяйствующих субъектов. В понятие «разгосударствление» входят и изменения в деятельности государственных предприятий, которые в рыночной экономике функционируют как самостоятельные субъекты с правом коммерческой деятельности.
Российская приватизация началась в середине 1992 г. и стала одной из масштабнейших перестроек экономической системы в мире. Её началом послужили закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 03.07.91 г. и Постановление Верховного Совета РСФСР № 2980-1 от 11.06.92 г. «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год».
При проведении приватизации были поставлены следующие стратегические цели:
формирование широкого слоя собственников, заинтересованных в развитии производства;
привлечение реальных инвестиций в производство;
качественное повышение эффективности функционирования всего хозяйственного механизма страны;
обеспечение социальной защиты населения и гарантирование права собственности и др.
Законом были определены следующие способы приватизации: купля-продажа предприятий по конкурсу или на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятий, сданных в аренду, после их преобразования в акционерные общества. Сложившаяся в России политическая ситуация требовала, чтобы в результате приватизации каждому гражданину России досталась доля государственной собственности. В связи с отсутствием у населения денег на покупку объектов собственности на первом этапе приватизации в качестве средства платежа использовались приватизационные чеки — ваучеры. Население России получило 146,064 млн. ваучеров. Их можно было использовать следующим образом:
при закрытой подписке на акции своего предприятия (так было использовано почти 26 млн. чеков);
участвовать в чековом аукционе;
купить акции чекового инвестиционного фонда (60 млн. чеков);
продать чек (приблизительно четверть всех ваучеров была продана).
Все российские предприятия были разделены на мелкие (с балансовой стоимостью основных фондов на 01.01.94 г. меньше 20 млн. руб.) и крупные. Мелкие предприятия были проданы на аукционах и конкурсах, крупные — преобразованы в акционерные общества открытого типа (АООТ, позднее — ОАО). Интересы государства при преобразовании предприятий представляло Правительство РФ и специально созданный Государственный Комитет по управлению имуществом. Им было предоставлено право определять условия закрепления в федеральной собственности пакетов акций в 51% и 25,5% или «Золотой акции», предоставляющей особые права (на срок до трех лет право «вето» при принятии собранием акционеров решений).
В ходе российской приватизации были использованы три варианта акционирования, выбор которых осуществлялся трудовым коллективом. По первому варианту трудовому коллективу безвозмездно передавалось 25% привилегированных акций, но на сумму не более 20 минимальных размеров месячной заработной платы на одного работника; 10% обыкновенных акций, но на сумму не более 6 минимальных размеров месячной заработной платы на одного работника, продавалось трудовому коллективу со скидкой 30% от номинальной стоимости и рассрочкой на три года, а 5% акций по номинальной стоимости продавалось руководителям предприятия. Первый вариант был выбран для приватизации предприятий с высокой капитализацией. При его использовании около 60% акций оставалось в распоряжении государства, некоторая часть из них впоследствии была продана на аукционах за приватизационные чеки, другая поступила на свободный фондовый рынок, но в большинстве случаев государство оставило пакет, достаточный для полного контроля над предприятием.
Второй вариант давал трудовым коллективам возможность приобрести по закрытой подписке 51% от уставного капитала по цене, близкой к номиналу, оставшаяся часть акций перешла в распоряжение государства, в том числе для продажи на аукционах. Каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% акций от уставного капитала. Данный вариант приватизации использовался на предприятиях с невысокой капиталоемкостью, так как обеспечивал совпадение интересов трудового коллектива, получающего максимальную, по сравнению с другими вариантами, долю акций, и руководства предприятий, получающего возможность фактически контролировать предприятие.
По третьему варианту предусматривалось создание инициативной группы, заключающей договор на недопущение банкротства предприятия, по окончании которого членам группы предоставлялось право на приобретение 20% обыкновенных акций.
С 1994 г. начался денежный этап приватизации, который продолжается по настоящее время. В 1994 г. было приватизировано 22 тыс. предприятий, в 1995 г. — 10,1 тыс.; в 1996 г. — 5,0 тыс.; в 1997 г. — 3353; в 1998 г. — 2583 предприятия. По данным Госкомстата, в результате ускоренной приватизации в Российской Федерации на 1 января 1999 г. число государственных и муниципальных предприятий составило 11,4% их общего количества, причем в промышленности — всего 5,4%.
Анализ результатов приватизации позволяет сделать следующие выводы:
не был создан широкий круг частных собственников, необходимый для появления хозяйственной мотивации;
отсутствовала четкая правовая база, что повлекло за собой множественные нарушения в ходе приватизационного процесса;
не были отрегулированы отношения между государственной и частной собственностью, что привело к сохранению традиционного для России приоритета государственной собственности;
не существовало запрета на использование для покупки акций заемных средств, неконтролируемость источников заимствования привела к проникновению теневого капитала в производство;
основной упор был сделан на приватизацию только рентабельного производства, в то время как первоочередной задачей было повышение эффективности именно нерентабельных предприятий;
не была проведена объективная оценка приватизируемого имущества, переход прав владения на средства производства осуществлялся по крайне заниженным ценам;
не была разработана научная концепция процесса приватизации, отсутствовала информационная и просветительская поддержка со стороны государства, вследствие чего существовало непонимание большинством субъектов сущности приватизации.
Сразу по окончании приватизации в структуре российской собственности была высока доля инсайдеров (в данном случае — работников предприятия, то есть непосредственных производителей), что объясняется существенными льготами, предоставленными трудовому коллективу. Но трудовые коллективы не смогли объективно оценить происходящие процессы трансформации собственности, организоваться и стать не номинальными, а реальными собственниками. Ускоренно-принудительный характер приватизации обеспечил лишь смену организационно-правовой формы предприятий, практически не повлияв на стимулы предпринимательской или деловой активности. Первичное размещение акций приватизированных предприятий было кратковременным этапом закрепления прав собственности, за ним последовали вторичные операции купли-продажи ценных бумаг, приведшие к обратной концентрации первоначально распыленного в ходе ваучерной приватизации акционерного капитала. В течение пяти лет после ваучерной приватизации трудовые коллективы продали около 40% своих акций. Особенно интенсивно идет продажа на тех предприятиях, где коллективы имели контрольные пакеты. Скупку акций осуществляют внешние инвесторы — аутсайдеры, чему способствует неразвитость фондового рынка как реального механизма перелива капиталов в российской экономике. К 2002 г. доля инсайдеров в акционерном капитале еще преобладает, но под их контролем осталось около 25% промышленных предприятий, а остальные перешли под контроль аутсайдеров, в первую очередь естественных монополий и финансовых структур, зачастую аффилированных с государственными структурами.
Можно утверждать, что в результате приватизации в российской экономике сформировался номенклатурно-корпоративный тип собственности на факторы производства.
Приватизация является очень важным, но лишь элементом в преобразовании экономической системы. Чтобы трансформация собственности привела к формированию подлинно рыночной экономики, необходимо создание рыночной среды, адекватной частной собственности на факторы производства.
- Содержание:
- 2. Основные этапы развития экономической мысли
- 3. Предмет экономической теории
- 4. Метод экономической теории
- 5. Экономические категории и законы
- 6. Экономическая стратегия и экономическая политика
- Глава 2. Общественное производство и экономическая система общества
- 1. Производство и его основные элементы
- 2. Факторы производства. Производительные силы и производственные отношения
- 3. Стадии общественного производства
- 4. Подходы к периодизации экономических систем и их классификация
- 5. Понятие экономической системы общества
- Глава 3. Отношения собственности в экономической системе
- 1. Собственность как экономическая категория. Эволюция взглядов на категорию «собственность»
- 2. Структура отношений собственности, субъекты и объекты собственности. Многообразие форм собственности
- 3. Способы реализации собственности. Экономические интересы. Место и роль собственности в системе общественных отношений
- Раздел іі. Основы рыночной экономики
- Глава 4. Товарное производство
- 1. Формы и типы общественного хозяйства
- 2. Условия возникновения товарного производства и его эволюция
- 3. Благо и товар
- 4. Теории стоимости товара
- 5. Деньги
- 6. Цена
- Глава 5. Рынок
- 1. Определение рынка. Субъекты и объекты рыночных отношений
- 2. Структура и типы рынков
- 3. Инфраструктура рыночной экономики
- 4. Функции рынка. Преимущества, недостатки и особенности современной рыночной экономики
- Глава 6. Спрос и предложение
- 1. Спрос и его функции. Закон спроса и кривая спроса
- 2. Предложение и его функции
- 3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена
- 4. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности
- Глава 7. Конкуренция и монополия
- 1. Конкуренция и ее методы
- 2. Основные формы конкуренции: совершенная и несовершенная
- 3. Экономическая монополия и ее формы
- 4. Антимонопольное регулирование
- Глава 8. Теории потребительского поведения
- 1. Экономическое потребление
- 2. Граница производственных возможностей
- 3. Максимизация полезности. Процесс потребительского выбора
- 4. Потребительский бюджет. Доходы и расходы
- Раздел III. Теория микроэкономики
- Глава 9. Предпринимательство в рыночной экономике
- 1. Эволюция теории предпринимательства в рыночной экономике
- 2. Предпринимательская деятельность в современной экономике
- 3. Особенности предпринимательства в России
- Глава 10. Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений
- 1. Предприятие и его социально-экономические признаки
- 2. Многообразие форм предприятий
- 3. Маркетинг и менеджмент как формы управленческого предпринимательства
- Глава 11. Логистика и маркетинг в экономической теории
- 1. Экономические предпосылки появления и развития теории логистики
- 2. Из истории возникновения логистического направления в экономике
- 3. Концепция и основные задачи логистики
- 4. Сущность и содержание маркетинга
- Определения маркетинга
- 5. Маркетинг как рыночная концепция
- Глава 12. Теория производства и производственная функция
- 1. Теория факторов производства. Основные факторы производства и их классификация
- 2. Производственная функция. Свойства производственной функции
- 3. Изокванты
- 4. Производство с одним переменным фактором
- 5. Замещаемость производственных факторов
- 6. Прямая равных издержек (изокоста)
- 7. Производство с двумя переменными факторами
- Глава 13. Теории издержек производства и прибыли
- 1. Определение издержек производства
- 2. Виды издержек
- Динамика общих и средних издержек в краткосрочном периоде
- 3. Эффект масштаба производства
- 4. Прибыль: сущность, концепции, виды
- Глава 14. Рынки факторов производства
- 1. Рынок труда и заработная плата
- 1. Рынок готовой продукции данной фирмы является конкурентным.
- 2. Фирма обладает монопольной силой на рынке готовой продукции.
- 2. Рынок капитала и инвестиционные решения
- Глава 15. Индивидуальное воспроизводство и движение инвестиционных ресурсов предприятия
- 1. Воспроизводство. Простое и расширенное воспроизводство
- 2. Индивидуальное воспроизводство: кругооборот и оборот производственных фондов (инвестиционных ресурсов предприятия)
- 3. Основные и оборотные фонды, их структура
- 4. Износ, амортизация и восстановление (реновация) основных фондов
- 5. Эффективность использования основных и оборотных фондов
- Глава 16. Экономические отношения в агропромышленном комплексе
- 1. Аграрные отношения и их специфика.
- 2. Сущность и формы земельной ренты. Цена земли
- Законы, регулирующие аренду сельхозугодий
- 3. Сущность и направления аграрной реформы в России
- Структура землепользования в Ростовской области на 01.01.2001 г.
- Раздел IV. Теория макроэкономики
- Глава 17. Национальная экономика и общественное воспроизводство
- 1. Определение национальной экономики
- 2. Понятие общественного воспроизводства и его концепции
- 3. Структура общественного производства. Типы воспроизводства
- 4. Макроэкономические показатели и способы их измерения
- 5. Национальное богатство. Система национальных счетов
- 6. Теневая экономика. Национальная экономическая безопасность
- Глава 18. Теоретические основы формирования региональной экономики
- 1. Региональная экономика и ее место в экономической системе
- 2. Государственное регулирование регионального развития
- Глава 19. Макроэкономическое равновесие
- 1. Понятие макроэкономического равновесия и его составляющие
- 2. Концепции макроэкономического равновесия. Модель ad-as
- 3. Потребление, сбережение в масштабе национальной экономики
- 4. Совокупные инвестиции. Теория мультипликатора и принцип акселератора. Модель is-lm. Теории ожиданий
- Глава 20. Макроэкономическая нестабильность
- 1. Цикличность как форма движения рыночной экономики
- 2. Экономический рост
- 3. Безработица: сущность, причины и формы
- 4. Инфляция и ее последствия. Антиинфляционная политика
- Глава 21. Закономерности денежного обращения
- 1. Понятие денежного обращения
- 2. Законы денежного обращения
- 3. Денежная система и ее элементы
- 4. Структура денежной массы и ее показатели
- Денежная масса в Российской Федерации в 1997—2001 гг.1
- 5. Денежный рынок: спрос и предложение денег
- Глава 22. Финансовые и кредитно-банковские отношения
- 1. Сущность и функции финансов
- 2. Финансовая система государства и её субъекты
- 3. Концепции финансов государства
- 4. Государственный бюджет
- 5. Кредит: принципы, функции, формы
- 6. Банки и современная банковская система
- 7. Государственный долг
- 8. Страховая деятельность
- 9. Рынок ценных бумаг
- Глава 23. Налоги и налоговая система
- 1. Экономическая сущность налогов и их классификация
- 2. Принципы налогообложения
- 3. Субъекты налоговых отношений
- 4. Налоговая система Российской Федерации
- 5. Налоговая политика
- Глава 24. Роль государства в регулировании макроэкономических процессов
- 1. Концепции государственного регулирования рыночной экономики
- 2. Экономические функции государства
- 3. Фискальная политика и ее роль в стабилизации экономики
- 4. Экономическая политика государства
- Глава 25. Смешанная экономика: модель двухсекторного строения
- 1. Общая модель смешанной экономики
- 2. Как преодолевается убыточность общественного сектора?
- 3. Функциональное строение совокупного спроса
- 4. Особенности искусственно-организованного рынка в нерыночном секторе
- Раздел V. Проблемы переходной экономики
- Глава 26. Теория переходной экономики: особенности и тенденции развития
- 1. Причины краха командно-административной экономики. Основные черты и закономерности переходной экономики
- 2. Особенности рыночного реформирования российской экономики
- 3. Зарубежный опыт перехода к рынку
- Глава 27. Трансформация отношений собственности
- 1. Трансформация отношений собственности как условие перехода к рыночной экономике
- 2. Изменение экономических функций государства при переходе к рынку
- Раздел VI. Закономерности развития мирохозяйственных связей
- Глава 28. Мировое хозяйство
- 1. Закономерности возникновения и сущность мирового хозяйства
- 2. Классификация стран
- 3. Теории мирохозяйственных связей
- 4. Структура мирового хозяйства и формы экономических отношений
- 5. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 6. Национальное и межгосударственное регулирование внешнеэкономических связей
- 7. Интеграция России в мировое хозяйство
- Глава 29. Глобализация экономических отношений
- 1. Глобализация экономических отношений как объективная закономерность
- 2. Тенденции и противоречия глобализации экономических процессов
- 3. Содержание и структура глобальных проблем современности
- Раздел VII. Из истории экономических учений
- Глава 30. Зарождение экономической теории и развитие классической политической экономии
- 1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах
- 2. Меркантилизм — первая научная экономическая система
- 3. Возникновение классической школы
- 4. Теоретические основы марксизма
- Глава 31. Эволюция современной экономической мысли
- 1. Маржиналистская революция. Основные положения теории предельной полезности
- 2. Неоклассическое направление экономической мысли
- 3. Институционализм и неоинституционализм
- 4. Кейнсианство
- 5. Неолиберальные концепции
- 6. Монетаризм
- Глава 32. Советская экономическая мысль: достижения, догмы, исторические судьбы
- 1. Советская экономическая мысль 20-х гг.
- 2. Основные направления развития политэкономии социализма
- 3. Постсоветская экономическая мысль
- Глава 33. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли
- 1. Особенности развития экономической мысли в России
- 2. Научный вклад м.И. Туган-Барановского, а.В. Чаянова и н.Д. Кондратьева в экономическую мысль
- 3. Достижения российской экономической теории в исследовании экономико-математических методов