logo search
Экономика инновационные подходы -

Глава 7. Налоговая система и фискальная политика

Налоговая система - важнейший инструмент государственной экономической политики. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

В условиях рыночной экономики налоги выполняют две функции: фискальную и экономическую. С помощью первой образуются государственные денежные фонды и создаются условия для функционирования государства. Начиная с 80-х годов наблюдается процесс перераспределения через действие налогового механизма валового национального дохода, но при этом доля государства остается высокой (43-55%). В США, Японии, Швейцарии, Испании она составляет около 1/3, в Германии, Великобритании, Франции, Италии, Австрии, Голландии - почти 50, в Швеции, Дании, Ирландии - более 50%. Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику и тем предопределяет их экономическую функцию, которая означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Объектами налогообложения являются: доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и др.

Выделяют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуги при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В связи с расширением социальной функции государства большое значение приобретает такой целевой налог, как взносы в фонд социального страхования. В целом соотношение налоговых поступлений в развитых странах примерно таково: 35-38% составляют налоги на доходы и прибыль, 30-33% - косвенные налоги, 22-23% - взносы в фонд социального страхования и около 9-11% - другие налоги. У большинства рыночно-развитых стран (США, Великобритания, Япония, Канада) преобладают прямые налоги.

Налоговые реформы, проведенные в развитых странах рыночной ориентации, характеризовались следующими основными чертами:

- резко снижалась прогрессивность подоходного обложения. Такие меры осуществлены в США, Великобритании, Японии, Италии, Канаде, Бельгии и других странах;

- сократились ставки налога на прибыль предприятий. Снижение обложения прибыли фирм стимулировали накопления и инвестиции;

- расширилась налоговая база путем включения в нее ранее не подлежащих обложению источников дохода, ужесточились налоговые законы в отношении плательщиков, допускающих уклонение от уплаты налогов;

- увеличивалось косвенное обложение, идущее на смену сокращения подоходного налога и налога на прибыль предприятий.

В налоговую систему России включены:

- федеральные налоги;

- региональные налоги;

- местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются федеральными законами о налогах, порядок зачисления которых в бюджеты и внебюджетные фонды регулируется также федеральными законами. Региональными и местными налогами являются налоги, устанавливаемые органами представительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. К федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- налог на прибыль предприятий и организаций;

- подоходный налог с физических лиц;

- платежи за природные ресурсы;

- акцизы на отдельные товары;

- государственная пошлина;

- федеральные лицензионные и региональные сборы;

- налоги, служащие источником образования дорожных фондов;

- таможенные пошлины и сборы.

К региональным налогам отнесены:

- налог на имущество предприятий;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на имущество в порядке наследования и дарения;

- сборы на нужды образовательных учреждений;

- транспортный налог;

- лицензионные и регистрационные сборы;

- налог на владельцев транспортных средств;

- налог на пользователей автомобильных дорог.

В состав местных налогов входят:

- налог на содержание жилищного фонда;

- целевые сборы на содержание милиции, благоустройство;

- местные лицензионные и регистрационные сборы;

- курортные сборы;

- налог на перепродажу автомобилей;

- налог на рекламу.

За неполноту уплаты налога и сокрытие доходов с налогоплательщика взимается штраф в размере сокрытого дохода. Предусмотрены меры ответственности учреждений, банков за нарушение порядка зачисления платежей в бюджет. Налоговые органы имеют право изымать документы у налогоплательщиков, свидетельствующие о сокрытии доходов. Налоговым органам предоставлено право обращать взимание недоимки по налогам и суммы штрафов на счета предприятий их дебиторов и кредиторов и другое имущество недоимщиков. Однако наличие предприятий с разной формой собственности, особенно индивидуально-частных, делает взимание недоимки практически невозможным в связи с установленным Минфином РФ и налоговой службой РФ ограничением - обращать иск на имущество не ранее трех месяцев после предупреждения.

Налоги за природные ресурсы, дорожные фонды, на рекламу включают в себестоимость работ и услуг. А налог на перепродажу автомобилей и дополнительные сборы, не предусмотренные перечнем, уплачивается предприятиями за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль. Суммы штрафных санкций, взысканных в бюджет, относятся на счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Предоставление в 1994 г. субъектам Федерации права вводить собственные налоги имело и свою негативную сторону. Были введены налоги на фонд оплаты труда бюджетных организаций, таможенные сборы на границах субъектов Федерации, на проезд по территории региона, что грубо нарушает единое экономическое пространство России.

В законе предусмотрен порядок предоставления налоговых льгот. Льготы предоставляются: по федеральным налогам и сборам - федеральными законами о налогах и сборах; по региональным налогам и сборам - законодательными актами о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, по местным налогам и сборам - постановлениями выборных органов местного самоуправления.

Льготы существуют в разнообразных формах: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов) и др.

Так, например, не подлежит налогообложению прибыль: религиозных объединений от культовой деятельности; общественных организаций инвалидов и их предприятий в части фактически направленной прибыли на социальные нужды инвалидов. Установлен ряд дополнительных льгот, уменьшающих ставки налога на 50%. Ставка налога на прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет, установлена в размере 13%. Ставка налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Федерации, не должна превышать 25%. Именно эта ставка принимается при исчислении доходной базы регионов.

Этот налог был введен в связи с отменой налога с оборота, налога с продаж. Налог уплачивается на всех стадиях производства и обращения товаров, работ и услуг. Импортируемые продовольственные товары также облагаются налогом на добавленную стоимость. В то же время не взимается налог по товарам, ввозимым в счет предоставленных зарубежных кредитов. Подлежит обложению и доход, временно полученный от других предприятий.

При обороте продукции для облегчения налогообложения применяются фактические рыночные цены на аналогичные виды продукции. Облагаемый оборот предприятий розничной торговли при реализации товаров определяется как разница между ценами их реализации и ценами при расчете с поставщиками. Не подлежат налогообложению: ритуальные услуги и услуги религиозных объединений; доходы специальных лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения.

Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей и уплаченными поставщиком за материалы, работы и услуги, отнесенные на издержки производства реализованной продукции. Сумма превышения уплаченного налога засчитывается в счет предстоящих платежей налога.

Принятый 7 декабря 1991 г. Закон претерпел изменения, особенно в связи с Законом, принятым Государственной Думой 23.12.94. В результате этого значительно расширен контингент граждан, пользующихся льготами при налогообложении. Не подлежат налогообложению пенсии, стипендии, компенсационные выплаты родителям и женам погибших военнослужащих, выплаты в связи со стихийными бедствиями, государственные пособия, включая пособие по безработице, не превышающее размера минимальной оплаты труда.

Не подлежат налогообложению доходы учащихся средних специальных и высших учебных заведений дневной формы обучения в связи с учебно-производственным процессом, за работы на сельскохозяйственном производстве и работы в период каникул по доходам, не превышающим размер десятикратной минимальной оплаты труда в расчете на месяц. Освобождены от налогообложения члены крестьянского (фермерского) хозяйства в течение пяти лет со дня образования по доходам этого хозяйства.

Лица, участвовавшие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и на других объектах, связанных с испытанием ядерного оружия, получившие и перенесшие лучевую болезнь, освобождаются от налогообложения по доходам, не превышающим размер совокупного дохода, облагаемого по минимальной ставке.

Из облагаемого дохода исключается пятикратный размер минимальной оплаты труда за каждый месяц: Героев Советского Союза и России; лиц, награжденных орденами Славы трех степеней; участников Великой Отечественной войны и боевых операций; лиц, находившихся в Ленинграде в годы блокады; инвалидов военных действий и инвалидов с детства, инвалидов I и II групп; инвалидов по трудовому увечью. Налогооблагаемый доход уменьшается на сумму трехкратного минимального размера оплаты труда в расчете на месяц у служащих лиц: граждан, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия; родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранений; родителей опекуна по уходу за инвалидом с детства или инвалида I группы; инвалидов III группы, имеющих на иждивении престарелых родителей. У остальных граждан совокупный доход уменьшается каждый месяц на сумму минимальной месячной оплаты труда. Налогообложение доходов физических лиц от предпринимательской деятельности производится на основании их деклараций, материалов проверок, производимых налоговыми органами, на основании полученных от предприятий и организаций сведений о выплаченных плательщикам доходах.

Минимальная ставка налога составляет 12%.

В целях облегчения работы бухгалтерии предприятий и налоговых органов с доходов граждан не по месту основной работы установлена единая ставка. О суммах разовых выплат бухгалтерия предприятия уведомляет налоговые инспекции по месту расположения предприятия. При получении в год дохода, исчисленного по минимальной ставке налога, декларирования о доходах не требуется. Не подлежит декларированию доход по месту основной работы при отсутствии других заработков.

Акцизы представляют собой вид косвенного налога на предметы массового потребления. Акцизами облагаются спирт, водка, коньяк, вина, пиво, табачные и ювелирные изделия, бензин, легковые автомобили. Плательщиками акцизов являются юридические лица. Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными на всей территории страны в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам с учетом акцизов.

Данным видом налога облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, числящиеся на балансе плательщика. Бюджетные учреждения, предприятия внебюджетных фондов, жилищностроительные, дачно-строительные, гаражно-строительные кооперативы освобождаются от налогообложения. Вновь созданные предприятия в течение первого года работы также освобождаются от уплаты налога. Ставка налога установлена в размере 2% среднегодовой стоимости имущества. Конкретные ставки налога устанавливаются органами представительной власти субъектов Федерации.

Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, сооружения, моторные лодки. От налога освобождаются Герои Советского Союза и Герои России, лица, награжденные орденами Славы трех степеней, инвалиды I и II групп, участники войны, включая афганские события, лица, получившие и перенесшие лучевую болезнь, военнослужащие на период прохождения военной службы. Ставка налога устанавливается в размере 0,1% от инвентарной стоимости строений и сооружений.

В области налогообложения в России накопилось много проблем: сложная налоговая система; число налогов велико; много льгот в налогообложении (около 200); далеко не все плательщики налогов равны с позиций своих налоговых обязательств перед государством; существует много лазеек для скрытия объектов налогообложения. Экономическая ситуация в России такова, что дальнейшее повышение основных налоговых ставок теряет всякий экономический смысл. Сложилась ситуация, когда со 100 руб. выручки от произведенной и реализованной продукции по разным оценкам 70-85 руб. изымается в государственный бюджет в виде различных налогов. Тем самым подрывается база расширенного воспроизводства. Западные экономисты утверждают, что в условиях, когда налоги превышают 50%-ный уровень, у предпринимателей теряются стимулы к ведению бизнеса и они предпочитают переводить свои капиталы в другие страны. Подобная ситуация, к примеру, отмечалась в Швеции в конце 80-х годов. Поэтому в России многие экономисты выступают за снижение налогов. Следовательно, необходимо принять специальный закон, который ограничивал бы сумму всех налоговых отчислений определенной цифрой, например, 50% от выручки или прибыли.

Из числящихся на учете в налоговых органах 2,7 млн юридических лиц лишь 436 тысяч (16%) исправно платят налоги. Сейчас в стране 102 крупнейших неплательщика налогов. Заслушиваются отчеты на правительственной комиссии по оперативным вопросам либо на ВЧК. По каждому недоимщику принято решение и составлен график погашения долгов бюджету. В случае его невыполнения ставится вопрос о смене собственника: проводится реструктуризация долгов с помощью выпуска дополнительных эмиссий акций с передачей контрольного пакета государству либо назначается процедура банкротства. На каждого должника представлены сведения: количество счетов в банках основного предприятия и его дочерних фирм, названия компаний, через счета которых проводятся торговые сделки, доля акций руководителей в дочерних филиалах и компаниях посредников, схема ухода от налога.

Правовая информированность налогоплательщиков крайне слаба, существует многочисленность нормативных документов и частое несоответствие законов и подзаконных актов. Так, уплату только одного налога на добавленную стоимость определяют более 100 документов различных ведомств.

Поэтому не случайно, что в своем ежегодном послании Федеральному Собранию в 1997 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин выделил следующие основные направления реформирования налоговой системы: «кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых допустимо на территории Российской Федерации; выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения числа налоговых льгот; расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от налогов; выравнивание фактического уровня налогообложения заработной платы и других видов доходов (с учетом отчислений во внебюджетные фонды); установление предельных ставок для региональных и местных налогов; снижение ставок штрафов и пеней; кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщика и налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков»* .

* Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1997. С. 51-52.

Изменения налоговой системы предусмотрены Налоговым кодексом: по федеральным налогам и сборам устанавливается конкретный порядок налогообложения; по регионам и местным налогам устанавливаются общие для всех субъектов РФ и органов местного самоуправления принципы налогообложения, в Налоговом кодексе содержится 30 налогов, снижение доли налоговых поступлений в ВВП до 32,4%; вводится новый институт - консолидированная группа налогоплательщиков, т.е. объединение российских предприятий, выступающее в качестве единого налогоплательщика; снимаются ограничения на возможность отнесения на себестоимость тех или иных расходов, связанных с извлечением прибыли; вводится единая ставка налога на доход (прибыль) в размере 35% и др.).

Одной из основных целей правительства является стабилизация экономики. Важным средством достижения данной цели и служит фискальная политика правительства, которая заключается в манипулировании государственным бюджетом - правительственными расходами и налогообложением. К примеру, в США закон Хэмфри - Хоукинса (1978) требует от правительства сформировать концепцию развития экономики на последующие пять лет и выработать программу или план достижения этих целей, в частности, с помощью фискальной политики. В России, к сожалению, с отменой и разрушением плановой системы подобное положение уже не наблюдается.

Выделяют три вида фискальной политики: дискреционная, недискреционная и ориентированная на предложение.

Дискреционная фискальная политика направлена на управление налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. В этой связи можно выделить следующие основные моменты.

В соответствии с кейнсианской теорией увеличение государственных расходов приводит к росту равновесного ЧНП и наоборот. При этом правительственные расходы обладают мультипликационным эффектом. Важно то, что такое увеличение происходит не за счет роста налогов, а за счет усиления бюджетного дефицита. Рост налогов вызывает сокращение ЧНП, обладает мультипликационным эффектом. Суть мультипликатора сбалансированного бюджета в том, что изменения правительственных расходов оказывают более сильное воздействие, чем рост налогов. Следовательно, при равном увеличении как правительственных расходов, так и налогов происходит увеличение ЧНП на величину, равную данному увеличению.

Способы финансирования дефицитов: а) за счет займов у населения и юридических лиц; б) за счет выпуска новых денег. Способы ликвидации дефицитов: а) погашение правительственного долга населению и юридическим лицам; б) изъятие из обращения дополнительных (избыточных) средств.

Следовательно, перед любым правительством в стране с рыночной экономикой стоит проблема выбора - чему отдать предпочтение: правительственным расходам или налогам. При этом "либеральные" экономисты считают, что в период спада необходимо проводить политику роста государственных закупок, а в период роста инфляции - увеличения налогов. "Консервативные" экономисты предлагают следующий механизм: в период спада - сокращение налогов, в период роста инфляции - сокращение государственных расходов.

Недискреционная фискальная политика предполагает наличие встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Например, по мере роста ЧНП, как правило, возрастают налоги. В современных условиях в России мы можем найти элементы как дискреционной, так и недискреционной фискальной политики, но общая тенденция заключается в увеличении налогового бремени на все субъекты экономической системы Российской Федерации.

Следует отметить, что указанные формы фискальной политики рассматривались в чисто теоретическом аспекте. В действительности при принятии и осуществлении определенных мер в этой области требуется учитывать ряд существенных факторов. Проблемы времени: а) лаг в познавании тех или иных явлений; б) административные издержки при принятии тех или иных решений; в) функциональное запаздывание между принятием решения и возникновением эффекта от его воздействия на экономику.

Политические проблемы: а) наличие других (прочих) целей, кроме стабилизации экономики; б) пристрастие к стимулирующим мерам (политические деятели вынуждены учитывать интересы своих избирателей, т.е. возникают проблемы сокращения или увеличения налогов); в) деловой цикл, обусловленный политическими мотивами, вызванными выборами, предвыборными кампаниями и стремлением депутатов быть переизбранными.

Критики дефицитной фискальной политики приводят следующую аргументацию. В перспективе подобная политика ведет к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, что, в свою очередь, влияет на темпы экономического роста и ведет к усилению инфляции. Положительное влияние фискальной политики на экономику страны может обесцениваться вследствие действия ряда факторов в международной экономике (например, спад в России, рост в развитых странах). Одним из аспектов международных экономических отношений является так называемый эффект чистого экспорта. Суть его заключается в том, что вследствие той или иной фискальной политики может меняться курс национальных валют, который, в свою очередь, влияет на объемы экспорта и импорта.

Экономисты, придерживающиеся подхода фискальной политики, ориентированной на предложение, выступают за сокращение налогов как средство, влияющее на совокупное предложение.

Можно выделить следующие концептуальные подходы к бюджету. Ежегодно балансируемый бюджет - сводится с нулевым сальдо (доходы равны расходам). Недостатки: такой бюджет не является экономически нейтральным, так как подобная политика является про-, а не антициклической, как может показаться на первый взгляд. Проиллюстрируем сказанное на следующем примере: экономика сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов, сокращаются налоговые поступления, поэтому чтобы сбалансировать бюджет, правительство должно либо увеличить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо и то, и другое вместе. Как мы знаем, подобные меры способствуют падению совокупного спроса, а не его росту.

Бюджет, балансируемый на циклической основе, должен балансироваться не ежегодно, а в пределах экономического цикла. Например, когда в экономике страны наблюдается промышленный спад, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, сознательно вызывая дефицит. Проблема заключается в том, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть не одинаковыми по глубине и длительности. Очень часто длительный и глубокий спад (дефицит бюджета) сменяется коротким и вялым подъемом.

В соответствии с подходом «функциональные финансы» вопрос о сбалансированности бюджета является второстепенным. Приоритетом выступает обеспечение неинфляционной полной занятости, т.е. балансирование экономики. При этом правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

С проблемой дефицита бюджета тесно связана проблема государственного долга страны.

Государственный, или национальный, долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране.

Долговые обязательства выступают в форме кредитов, государственных займов, векселей и др.

Государственный кредит. Государственный кредит рассматривают в двух аспектах: активном, когда государство является кредитором, и пассивном, когда оно выступает заемщиком. В финансовой практике государственным кредитом считают кредит, предоставляемый государством, если же оно его получает, то такой кредит называется государственным займом, который приводит к образованию государственного долга. Следовательно, государственный долг - это выпущенные, но непогашенные государственные займы с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок.

Движение капитала осуществляется не только внутри страны, но и между государствами. Перемещение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений называется международным кредитом, а внешний долг включается в состав долга государства.

Таким образом, в общегосударственный долг включаются долг центрального правительства (внутренний и внешний), задолженность местных органов власти, государственных предприятий и прочие долги. Основная же доля приходится на долг центрального правительства.

Государственные займы. Государственные займы - это кредитные отношения между государством и физическими или юридическими лицами, в результате которых государство получает определенную сумму денежных средств на установленный срок за оговоренную плату. По праву эмиссии займы делятся на займы, выпускаемые центральным правительством, и займы, выпускаемые местными органами управления. Причем более 2/3 приходится на займы центрального правительства.

По месту размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние. Внутренний заем выпускается в национальной валюте и размещается внутри страны. Внешний заем заключается на иностранном денежном рынке в национальной или иностранной валюте. В середине 80-х годов на долю внутренних займов приходилось в Японии 86%, Италии - 90%, Франции - 92%, Великобритании - 95%. По доходности займы делятся на процентные и лотерейные. Держатели облигаций процентного займа получают равными долями ежегодно твердый доход по установленной процентной ставке. Проценты платятся по купонам, предъявляемым к оплате в обусловленное при выпуске займа время. Держатели облигаций лотерейных займов получают всю сумму дохода в момент погашения облигаций, при этом доход выплачивается только по выигранным облигациям.

По срокам погашения выделяют текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные государственные займы. Текущие займы выпускаются на срок от 3 месяцев до года, краткосрочные - от 1 до 2-3 лет, среднесрочные - от 2-3 до 10 лет, долгосрочные - от 5-10 до 40-50 лет.

Наиболее распространенная форма текущего долга государства - казначейские векселя, выпускаемые сроком на 91 день для покрытия кассового дефицита бюджета. Выпуск и погашение казначейских векселей осуществляют эмиссионные банки.

По методу размещения займы подразделяются на добровольные и принудительные. Принудительные, как правило, выпускаются в военное время. Государственные же займы, кредиты, гарантии - обычно добровольная сделка. Различают облигационные и безоблигационные государственные займы. Внутренние займы, размещаемые на рынке ссудного капитала, как правило, оформляются государственными облигациями. Займы правительства у сберегательных касс и внешние межправительственные займы обычно облигациями не оформляются и называются безоблигационными.

Процесс управления государственным долгом - это действия государства, связанные с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидацией займов, определением курсов ценных бумаг на денежном рынке, установлением ставок процентов по государственному кредиту. Сюда же можно отнести мероприятия государства по погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек. Государство может изменять первоначальные условия займа, и если это касается доходности, то такая процедура называется конверсией. Изменение сроков займа называют консолидацией государственного долга.

Различают следующие методы проведения конверсии: принудительный, при котором кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой; добровольный, когда кредитор имеет право согласиться на новые условия либо получить данную в долг государству сумму обратно; факультативный, дающий возможность согласиться или отказаться от изменения условий займа. Кроме конверсии и консолидации правительство может давать поручение центральным и коммерческим банкам выкупить займы, обращающиеся на рынке ссудного капитала. Своеобразным способом погашения долгов является банкротство, когда государство аннулирует заем или отказывается от уплаты из-за отсутствия средств.

В настоящее время представляет определенную трудность проблема определения государственного долга России в течение длительного периода: распад СССР, инфляция, сложности методологического характера. Однако рост его в абсолютном измерении происходит в последние годы. Размер внешнего долга составляет примерно 130 млрд долл., размер внутреннего долга на начало 1997 г. - 370 трлн руб.

Теоретически правительство не может обанкротиться, так как обладает тремя основными инструментами: рефинансированием (для погашения собственных облигаций государство выпускает новые); налогообложением; созданием денег.

Экономические последствия государственного долга: выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах, требуют повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов; выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж; заимствования правительством на рынке капиталов, для того чтобы рефинансировать долг или заплатить проценты, могут увеличить ставки процента, вытеснить частное инвестиционное финансирование.

В литературе существует точка зрения, что высокий государственный долг не является бременем для подрастающего поколения, объясняется это так: новорожденный появляется на свет уже как бы с государственной долевой облигацией, т.е. представляет собой кредитора, так как основным держателем государственного долга является население страны. Задолженность России другим странам является, безусловно, бременем. Государство может перенести реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущего поколения. Это происходит в том случае, когда уменьшаются основные производственные фонды, иначе говоря, "национальная фабрика". Такое положение может возникнуть потому, что дефицитное финансирование ведет к увеличению ставок процента, а они, в свою очередь, - к спаду инвестиционных расходов. В России в 1996 г. они уменьшились более чем в 2 раза по сравнению с таковыми в 1990 г. Данное обстоятельство дает право говорить о том, что в России имеет место процесс перекладывания государственного долга на плечи подрастающего поколения, что, при прочих равных условиях, приводит к падению уровня жизни.

Есть ли выход из создавшегося положения? Есть, и он зависит от того, на какие цели направляются правительственные расходы. При увеличении расходов потребительского характера государственный долг перекладывается на плечи будущих поколений. В случае, когда правительственные расходы направлены на инвестиционные проекты, происходит укрепление будущего производственного потенциала страны.