Глава 5. Макроэкономическая стабильность и экономический рост
К основным макроэкономическим показателям относятся ВВП (ВНП), ЧНП, НД, общественная производительность труда, показатели уровня жизни, инфляции, безработицы, размеры бюджетного дефицита, учетная ставка процента и т.д.
Макроэкономические показатели позволяют оценить общее состояние экономики страны, измерить объем производства в конкретный период времени, раскрыть факторы функционирования экономики как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе и т.д. Макроэкономические показатели служат также основой для принятия тех или иных политических решений и определения государственной политики.
Валовой национальный продукт (ВНП) определяется как совокупная рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг за конкретный промежуток времени, как правило, за год. Из определения ВНП следует, что данный показатель измеряет рыночную стоимость производства в денежном выражении. Рассматривая ВНП, необходимо выделять конечные и промежуточные продукты. Под конечными продуктами понимаются товары и услуги, покупаемые для конечного пользования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки или переработки, которые относятся к промежуточным продуктам. Подобное разделение обусловлено двойным счетом, который способствует завышению ВНП. Дело в том, что многие продукты проходят через несколько производственных стадий, прежде чем попадают к покупателю.
С целью избежания двойного счета применяют показатель добавленная стоимость, в качестве которого выступает рыночная цена объема продукции, произведенной предприятием, за вычетом стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, приобретенных у поставщиков. Подсчитывая и суммируя добавленные стоимости, созданные всеми фирмами в экономике, определяют ВНП, т.е. рыночную стоимость общего выпуска.
Большое значение для определения реального ВНП имеет исключение из него непроизводительных сделок, которые бывают двух основных видов: чисто финансовые сделки и продажа подержанных товаров. Чисто финансовые сделки, в свою очередь, подразделяются на три основных вида: трансфертные выплаты из государственного бюджета, частные трансфертные платежи, купля-продажа ценных бумаг. В государственные трансфертные платежи включаются выплаты по социальному страхованию, пособия безработным и пенсии ветеранам, те, которые государство предоставляет определенным семьям и иждивенцам. Частные трансфертные платежи - ежемесячные субсидии, получаемые студентами университетов из дома или дары от богатых родственников и т.д. Сделки с ценными бумагами - это купля-продажа акций, облигаций и т.д.
Подсчет ВНП в общем виде можно сделать следующими способами: по конечному продукту, т.е. подсчетом денежной суммы, расходуемой на приобретение продукции; и по добавленной стоимости, т.е. путем сложения заработной платы, рентных платежей, процента и прибыли, созданной в процессе производства. Эти подходы представляют собой разные взгляды на одну и ту же проблему. Отметим, что суммы, затраченные потребителем на приобретение продукта, получены в виде дохода теми, кто участвовал в его производстве.
Таким образом, ВНП можно определить по производству, или, иначе говоря, по расходам, и по поступлениям - по доходам. ВНП есть сумма всех расходов на покупку всего объема произведенной в данном году продукции или сумма всех доходов, полученных от производства всего объема продукции данного года.
В российской системе национальных счетов стадия производства представлена такими показателями, как валовой выпуск, промежуточное потребление и валовой внутренний продукт.
Показатель валового выпуска отражает суммарную стоимость всей произведенной за год продукции, куда включается также и производство товаров и услуг, имеющее как рыночный, так и нерыночный характер. При рассмотрении процессов производства анализируются такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство и прочие виды сферы материального производства. При анализе услуг рассматриваются услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам таких отраслей, как транспорт, торговля, материально-техническое снабжение, жилищно-коммунальное хозяйство, платные услуги культуры и здравоохранения, бытовые услуги, а также услуги банков. Далее в составе нерыночных услуг рассматриваются те из них, которые оказываются как в целом обществу, так и отдельным домохозяйствам и оплачиваются как из государственного бюджета, так и из бюджетов некоммерческих (общественных) организаций.
При определении валового выпуска фактические цены могут быть и основными, и рыночными. Основные - включают в себя субсидии на продукты и импорт, но не включают налоги на них. В основных ценах принято исчислять валовой выпуск в отраслевом разрезе. Соответственно, рыночные цены включают в себя налоги на продукты и импорт и не включают субсидии на них. Рыночные цены применяются при расчетах валового выпуска и валового внутреннего продукта уже на макроэкономическом уровне.
Промежуточное потребление включает в себя стоимость товаров и услуг, которые претерпевают трансформацию или полное потребление в процессе производства за рассматриваемый период времени, например, год. При этом следует учитывать, что в состав промежуточного потребления не включают амортизацию, отражая потребление стоимости основных фондов.
Для определения валовой добавленной стоимости на уровне отраслей из валового выпуска товаров и услуг вычитают промежуточное потребление. При этом в состав валовой добавленной стоимости включается амортизация.
К чистым налогам на продукты и импорт относятся такие налоги, величина которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции, оказанных услуг. Сюда входят: налог на добавленную стоимость, акцизы и налоги на импортируемые товары и услуги. В составе налогов не учитываются соответствующие субсидии, которые представляют из себя текущие некомпенсируемые выплаты из государственного бюджета предприятиям, производящим определенные виды товаров или услуг.
На стадии производства валовой внутренний продукт определяется как сумма валовой добавленной стоимости по отраслям. При этом расчет делается исходя из рыночных цен, включающих в себя чистые налоги на продукты и импорт.
Таблица 3
- Л.П. Кураков, а.Г. Краснов, а.В. Назаров
- Isbn 5-93039-007-х ® Кураков л.П., Краснов а.Г. Назаров а.В., 1998 глава 1. Российская экономика и реформы
- Распределение стран в соответствии с избранной стратегией и результатами рыночной трансформации*
- Глава 2. Социально-экономические функции государства
- Объем и изменение валового внутреннего продукта России*
- Глава 3. Управление в экономических системах
- Глава 4. Основные проблемы прогнозирования в современной экономике
- Глава 5. Макроэкономическая стабильность и экономический рост
- Производство валового внутреннего продукта (в текущих ценах, трлн руб.)
- Динамика изменения основных макроэкономических показателей за
- 1990-1997 Гг. ( в постоянных ценах, в % к 1990 г.)*
- Счет производства
- Счет образования дохода
- Влияние факторов на экономический рост
- Неплатежеспособные предприятия (с долей государственной собственности свыше 25% по состоянию на 20.05.97 г.)
- Альтернативный выбор производственных возможностей
- Глава 6. Государственный бюджет и финансовая система российской федерации
- Глава 7. Налоговая система и фискальная политика
- Глава 8. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
- Основные формы кредитных услуг
- Региональная структура банковской системы на 01.05.97 г.,%
- Глава 9. Проблемы рынка труда в россии
- Занятость по секторам экономики, млн чел.
- Распределение численности занятого населения России по отраслям в 1996 г., %
- Глава 10. Развитие конкурентных начал в российской экономике
- Распределение предприятий (организаций) по отраслям экономики (на 1 января 1998 г., тысяч)
- Число предприятий (организаций) по формам собственности на 1 января 1998 г.
- Глава 11. Инвестиционно-структурная политика в россии
- Глава 12. Региональные аспекты экономического развития
- Выпускники общеобразовательных школ
- Группировка субъектов Российской Федерации по денежным доходам
- Разрыв между группами регионов, раз
- Динамика и структура консолидированного бюджета (млн руб.)
- Глава 13. Прогнозирование региональных экономических систем
- Прогнозные варианты структуры источников инвестирования, %
- Программа региональной маркетинговой деятельности
- Часть 1. Инновационная и маркетинговая среда
- 1. Научно-технические факторы
- 2. Экономические факторы
- 3. Демографические факторы
- 11. Контактные аудитории
- Часть 2. Стратегия региональной маркетинговой деятельности
- Часть 3. Организация службы региональной маркетинговой деятельности
- Часть 2. Ревизия стратегии региональной маркетинговой деятельности
- Часть 3. Ревизия организации службы региональной маркетинговой деятельности
- Часть 4. Ревизия системы региональной маркетинговой деятельности
- Часть 5. Ревизия результативности деятельности региональной маркетинговой службы
- Глава 14. Высшее образование как необходимое звено в реформировании российской экономики
- Глава 15. Международные экономические взаимоотношения
- Мировая торговля и распределение дохода
- 428019, Г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15 сведения об авторах
- Содержание