logo
Экономика инновационные подходы -

Выпускники общеобразовательных школ

Более активно на рынке труда действуют молодые люди 22-29 лет, уже имеющие определенный опыт работы по какой-либо специальности и желающие (не желающие) продолжить трудовую деятельность по этой же специальности. Каждая возрастная группа существенно отличается от другой по характеру предъявляемых требований при выборе сферы деятельности.

За пределами республики пользуются спросом специалисты строительных профессий, но их обучение существенно осложнено проблемой прохождения практики.

На основе опроса самих учащихся и их родителей определены новые перспективные специальности: продавец - владелец частного магазина, швея - владелец частного ателье, коммерсант оптовой и розничной торговли, хозяйка усадьбы, секретарь-референт со знанием английского языка, радиотелемеханик, столяр. Значительные сложности с открытием новых специальностей заключаются в отсутствии средств на приобретение учебно-производственного оборудования. По этой же причине возникают серьезные проблемы самого существования этой системы образования. Ее финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые зачастую поступают с большой задержкой и не в полном объеме.

Так, например, поступившие целевым назначением на питание учащихся денежные средства были полностью сняты на погашение долга за коммунальные услуги. Если учесть, что стипендия учащихся до сих пор очень мала, то проблема их содержания и обучения в системе профессиональных училищ стоит очень остро. Коэффициент выбытия из профессионально-технических училищ по различным причинам за последние 3 года составляет в среднем 0,12. Среднее профессиональное образование на базе 27 техникумов по 80 специальностям получают 19624 человека. В 1995 г. начаты прием и подготовка студентов по 7 новым специальностям, сориентированным на рыночный спрос и перспективу развития экономики республики. Это специальности по национальному прикладному искусству (вышивание, резьба по дереву, плетение и проч.); по геологии и разведке полезных ископаемых; по ремонту и обслуживанию радиоаппаратуры; по переподготовке мастеров начального профессионального обучения.

Следует отметить увеличение удельного веса обучающихся по направлениям: экономика и право, транспорт и связь, снижение по направлениям: сельское хозяйство, здравоохранение, искусство. Удельный вес зачисленных в средние специальные учебные заведения после окончания средней школы составляет в среднем 60%, окончивших неполную среднюю школу - 32, окончивших ПТУ - 8. Средний коэффициент выбытия за последние 3 года по этому уровню образования составляет 0,2.

Как уже отмечалось, наибольшей популярностью пользуются специальности экономико-правового направления и наблюдается дальнейший спад популярности инженерных специальностей и специальностей сельского и рыбного хозяйства. Судя по профориентации школьников, учащихся ПТУ и средних специальных заведений эта тенденция на ближайшие три года в основном сохранится.

Естественно, что общее состояние рынка труда в условиях развивающейся безработицы не может не сказаться и на состоянии рынка спроса молодежи на рабочие места. Если в 1991-1993 гг. доля учащихся, ушедших из общеобразовательных школ после 9 класса, составляла в среднем 40%, то с 1994 г. наблюдается тенденция дальнейшего обучения в 10 и 11-м классах.

Среди учащихся 9-11-х классов пользуется популярностью дополнительное более глубокое изучение предметов, позволяющее получить начальную профессиональную подготовку в стенах школы. Так, на ближайшие 2-3 года следует ожидать повышенного интереса к углубленной подготовке по таким направлениям, как основы прикладной экономики, машинопись и делопроизводство, оператор ЭВМ, основы швейного производства, и некоторым другим. Однако согласно опросу, только около 20% учащихся, прошедших такую подготовку, находят дальнейшее реальное применение полученным дополнительным знаниям. Из-за недостаточной конкурентоспособности молодых людей на рынке труда, отсутствия законодательных актов, защищающих эту категорию населения, удельный вес неработающей молодежи не имеет пока тенденции к снижению.

Современное состояние рынка труда, безусловно, в первую очередь сказывается на наименее защищенных слоях населения, к каким относится молодежь, особенно та ее часть, которая впервые вышла на рынок труда. Молодые люди, в силу специфики возраста и образования, проявляют зачастую чрезмерную активность, стремясь не столько адаптироваться к внешней среде, сколько воздействовать на нее, исходя из собственных представлений об окружающем, о добре и зле, из собственной самооценки, требований и ожиданий, которые формируются в их сознании к моменту выхода в самостоятельную трудовую жизнь.

Необходимо учреждение специального фонда поддержки профессионального образования молодежи, создаваемого за счет части средств, направляемых в фонд поддержки образовательных учреждений, в фонд борьбы с преступностью, перечисляемых предприятиями в бюджет в виде налогов на прибыль, фонд занятости, профсоюзного бюджета, а также добровольных отчислений юридических и физических лиц и других источников. Для эффективного использования средств этого фонда важна четкая профессиональная ориентация в соответствии с требованиями рынка труда.

Профессиональная ориентация является важным элементом программы занятости молодежи. По данным ФСЗ России, в профориентационных услугах нуждаются 130 тысяч молодых жителей Чувашии. В этом вопросе следует выделить несколько важных направлений. Прежде всего необходима исчерпывающая и доступная информация о рынке труда, содержащая сведения о вакантных местах, квалификационных требованиях, заработной плате, условиях труда, условиях приема на работу и пр. Должно быть предусмотрено регулярное широкое ее тиражирование в средствах массовой информации, что, безусловно, требует больших затрат, но является необходимым для создания условий наиболее полной профессиональной ориентированности молодежи. По оценке социологов, около 90% молодых людей абсолютно не ориентируются в потребностях и состоянии рынка труда.

Профессиональная ориентация должна носить, несомненно, долговременный характер. Между предприятиями и СЗ должен заключаться договор, в соответствии с которым, с одной стороны, предприятия, учитывая перспективу своего развития, обязаны сообщать СЗ сведения о потребности в работниках определенных профессий и квалификации с последующим их трудоустройством, а с другой - СЗ обязана подготовить соответствующих работников или предложить их из числа состоящих на учебе безработных для работы на этом предприятии. Для заинтересованности предприятий в заключении договора с СЗ необходимо в законодательном порядке предусмотреть систему налоговых льгот (например, частичное или полное снятие ограничений на фонд оплаты труда таких предприятий). Такая мера необходима, так как в настоящее время только 30% предприятий сообщают в СЗ сведения о вакансиях на рабочие места. В связи с этим отсутствует полная картина о состоянии рынка труда в республике.

В настоящее время профориентационная работа ведется в основном со школьниками. Что касается работы со взрослым населением, в том числе с выпускниками средних специальных учебных заведений и вузов, демобилизованными из рядов ВС, то она находится явно не на удовлетворительном уровне. Сказываются недостаточная подготовленность кадров профконсультантов и отсутствие профессионально составленных методических разработок.

Важным является создание разветвленной инфраструктуры по профориентации и психологической поддержке населения, в том числе создание модельного центра, основными задачами которого в соответствии с "Положением ФСЗ о модельном центре" являются научно-методическое и информационное обеспечение профориентации, профессионального консультирования и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения, включая молодежь как наиболее уязвимую категорию.

Профориентационная работа должна проводиться с обязательным включением в структуру СЗ групп психологической поддержки. В силу психологических особенностей молодые люди более оптимистичны, чем люди старшего поколения, легче адаптируются к перестройке экономических и социальных условий в обществе, гораздо чаще готовы рисковать с целью получения высокого заработка, пусть и без дальнейших гарантий; у них достаточно высока потенциальная трудовая мобильность. Однако из-за низкого уровня трудовой мотивации ("труд - лишь источник средств к существованию") и из-за стремления найти работу с высоким заработком именно эта категория граждан чаще всего оказывается в числе безработных. Особенно это касается лиц, впервые появляющихся на рынке труда с целью отыскания для себя "первого рабочего места".

Социологические исследования показывают, что почти 90% выпускников средних школ собираются продолжить образование, однако менее 50% из них уверены в правильности выбора профессии, немногим более 6% высказывают сомнения по поводу своих способностей и только 5% психологически готовы идти работать. В результате многие молодые люди оказываются не подготовленными к действительности и после "рухнувших надежд" не могут найти свою нишу на рынке труда. В этом и могут помочь молодым людям психологи-профессионалы.

Создание координационного совета по профориентационной работе с молодежью, в состав которого войдут работники СЗ, министерств народного образования, промышленности, сельского хозяйства, труда и занятости, представители банковских структур, промышленных предприятий, предприниматели, должно способствовать наиболее полному и обоснованному соотнесению спроса и предложения на рынке труда. Работа по профориентации должна носить целенаправленный, систематический характер, для этого необходимо объединение финансовых, организационных, научных и методических усилий, министерств, СЗ, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, городских и районных администраций.

Единый центр профориентации, выполняющий роль методического центра, позволит координировать работу районных, профессионально-консультационных отделений (пунктов), проводить обучение консультантов этих отделений с применением специальных методик для работы с молодежью.

Студенты-старшекурсники, будущие педагоги, психологи, могут помочь в работе по профориентации, тестированию молодежи, и эта работа может засчитываться как производственная практика. Недостаток информации о состоянии и потребностях рынка труда, зачастую поверхностная профориентационная работа не позволяют молодым людям верно сориентироваться в выборе будущей профессии. Например, на уровне начального профессионального образования большой популярностью пользуются специальности барменов, поваров, продавцов, портных. Но трудоустроиться людям, не имеющим опыта работы, практически невозможно. В последнее время явно наблюдается перенасыщение рынка трудовых ресурсов специалистами экономического профиля, инженерных специальностей. Ситуацию может смягчить переподготовка по специальностям, пользующимся спросом. Профессиональное обучение, подготовка и переподготовка незанятой молодежи в целях повышения трудового потенциала и конкурентоспособности на рынке рабочей силы являются важным направлением в формировании рынка труда. Профессиональное обучение должно способствовать тому, чтобы молодой человек, пришедший на рынок труда, уже имел определенный багаж теоретических знаний и некоторые профессиональные навыки по избранной специальности. Лицам же, считающимся в силу ограниченных умственных возможностей неспособными к высококвалифицированному и интеллектуальному труду, необходимо обеспечить условия получения элементарных профессиональных навыков, позволяющих им найти свое место в обществе и открывающих дальнейшую жизненную перспективу. Эта работа должна проводиться в несколько этапов и по различным направлениям.

В системе среднего образовательного комплекса целесообразно возродить положительно зарекомендовавшие себя в прошлом учебно-производственные комбинаты (УПК), дающие начальные профессиональные навыки по определенной специальности. Учащимся, успешно сдавшим квалификационные экзамены по избранной специальности, должен выдаваться соответствующий документ. Финансирование УПК может осуществляться из нескольких источников: за счет базовых предприятий, для которых готовятся соответствующие кадры; за счет сборов на нужды образовательных учреждений из бюджетов различных уровней и пр.

Прежде всего необходимо создать сеть образовательных учреждений, работающих по договору со службой занятости: государственные образовательные учреждения (СЗ Чувашии уже имеет определенный опыт работы с учебными заведениями республики, преподаватели которых по договорам, заключенным с СЗ, проводят занятия с группами учащихся, сформированными СЗ); учебные подразделения предприятий с возможностью последующего трудоустройства молодых людей на этих предприятиях (по договорам); частные и коммерческие образовательные учреждения, получившие лицензии.

При этом в законодательном порядке необходимо предусмотреть ответственность образовательных учреждений за качество подготовки специалистов. Учебные и социально-деловые центры службы занятости для поддержки молодых людей, желающих организовать собственное дело, не только помогут адаптироваться к рыночным условиям, но и будут способствовать поиску инвесторов, осуществляющих обучение, консультирование по вопросам правового, экономического характера, оказывающих бухгалтерскую, юридическую помощь, проводящих экспертизы проектов, бизнес-планов; здесь же может проводиться стажировка начинающего предпринимателя и т.д.

Организация выездных (мобильных) учебных центров в сельскую местность, если нет возможности создания учебных центров на местах, приблизит места обучения к месту жительства. Это немаловажная проблема, которая связана, в первую очередь, с тем, что из-за финансовых трудностей молодые люди зачастую не могут позволить себе обучаться вдали от дома. Выездные центры, несомненно, будут способствовать привлечению большего числа безработных молодых людей, желающих получить дополнительные профессиональные навыки и знания. Проблема профессионального обучения сельской молодежи связана с национальными особенностями экономического развития Чувашии на современном этапе. Остро стоит вопрос подготовки специалистов для развития хмелеводства, грибоводства, рыбного хозяйства, национальных ремесел. Одной из форм организации профобучения молодежи в сельской местности могут быть учебные сельскохозяйственные производственные комбинаты, в которых учеба будет сочетаться с производственной деятельностью.

Важным элементом профессионального обучения является организация опережающего обучения лиц, не являющихся еще безработными. Так, например, старшекурсникам высших и средних специальных учебных заведений можно предложить параллельное дополнительное обучение по экономическим (бухучет, маркетинг, менеджмент, налогообложение и др.), юридическим, художественным, культурно-просветительским и прочим дисциплинам, дающее право на получение второго диплома, удостоверения о получении ими определенных теоретических знаний по выбранной специальности (например, инженер-экономист, зоотехник-менеджер). Эта работа должна проводиться на базе учебных заведений и координироваться Республиканской СЗ и созданным координационным советом. Организация профобразования может быть эффективной только при четком формировании службой занятости социального заказа для системы профессионального обучения, основанного на потребностях рынка труда.

Профессиональное обучение в зависимости от характера предполагаемой деятельности и от уровня подготовленности молодого человека может длиться от 2 недель до 1 года, соответственно и затраты на обучение различны. Однако нельзя не понять, что затраты, связанные с профессиональным обучением, не может осилить лишь Фонд занятости, эту ношу со Службой занятости должны разделить местная администрация, банки, предприятия, предприниматели и сами обучающиеся.

С отменой обязательного распределения выпускников учебных заведений молодой специалист оказывается совершенно беззащитным перед угрозой безработицы. Предприятия не заинтересованы в сотрудниках без стажа и опыта работы. Именно для поддержки молодых специалистов и предлагается проведение "молодежной практики", суть которой заключается во временном (сроком на 6 месяцев) трудоустройстве молодых специалистов по договорам с предприятиями, учреждениями, организациями. Молодой специалист-практикант принимается на работу на основании 6-месячного договора-контракта, о чем делается запись в его трудовой книжке. За время практики выплачивается заработная плата за счет средств Фонда занятости. На предприятии составляется индивидуальный план молодого специалиста на период практики (при невыполнении его контракт может быть прерван). "Молодежная практика" дает возможность молодым специалистам приобрести профессиональные знания и опыт работы по избранной специальности (что, безусловно, повысит их конкурентоспособность на рынке труда), возможность получения постоянного места работы на предприятии после завершения практики или даже досрочно. По заявкам на участие в "молодежной практике" формируется банк данных. При появлении соответствующей вакансии молодой человек направляется на практику.

Критерием отбора предприятий должны быть экономическая стабильность, перспективность развития, наличие условий для проведения полноценного теоретического и практического обучения, согласие после окончания практики принять практикантов на постоянную работу. Например, в таком эксперименте могут принять участие будущие педагоги, работая в школах учителями-ассистентами, воспитателями групп продленного дня, центров детского и юношеского творчества. Здесь решается сразу несколько задач. Помимо прохождения собственной практики молодой человек выполняет большую социальную работу - занятость несовершеннолетних активной, полезной деятельностью. В "молодежную практику" могут вовлекаться и выпускники общеобразовательных школ.

Затраты на подобные мероприятия высоки, но за относительно короткий период трудовой адаптации молодой специалист может стать вполне конкурентоспособным, отвечающим требованиям предприятия специалистом (а не потенциальным иждивенцем). Для координации этой работы должны быть объединены усилия и финансы Фонда занятости, Министерства образования, профсоюзов, городской и районных администраций, общественных организаций, в том числе студенческих объединений, молодежной биржи труда.

Молодежные кооперативы должны преимущественно создаваться на льготных условиях из числа выпускников и старшекурсников высших и средних специальных учебных заведений, которые могли бы выполнять работы по договорам с предприятиями и отдельными гражданами. Например, оказание медицинских услуг, услуг педагогического характера (репетиторство, работа в детских секциях, кружках, уход за детьми), социальное обслуживание, ремонт бытовой техники и техники производственного назначения и прочие услуги. Создание таких кооперативов, помимо организации дополнительных рабочих мест, помогло бы молодым специалистам в какой-то степени не только сохранить, но и приобрести дополнительные навыки полученной ими специальности.

Создание специализированной молодежной биржи труда было бы полезным в организации занятости молодежи. Ее задачи: информация о вакансиях, подбор временных рабочих мест, организация "молодежной практики", проведение ярмарок-вакансий, организация клубов занятости и пр., т.е. приведение в равновесие рынка труда. Инициативу в создании такой биржи прежде всего должна проявить сама учащаяся молодежь. Несомненно, это найдет поддержку службы занятости, Министерства образования, городских и районных администраций, предпринимателей, банковских структур, предприятий, которые вполне могут быть учредителями этих бирж.

На ярмарках-вакансиях рабочих и учебных мест работодатели могли бы предлагать вакантные рабочие и учебные места. Здесь же могут быть организованы экспресс-консультации специалистов по профориентации, психологов, юристов, сразу оформлены заявки на подготовку нужных специалистов, могут заключаться договоры о взаимовыгодной профориентационной работе.

Создание временных и общественных работ должно предусматривать временную занятость молодых людей всех возрастных групп и уровней профессиональной подготовленности. Например, для учащихся общеобразовательных школ могут создаваться временные рабочие места по договорам с предприятиями и организациями на время каникул или на базе школьных мастерских, где ребята смогут не только заработать какую-то сумму, но и получать определенный багаж знаний и навыков по конкретному виду деятельности.

Учащиеся профессиональных училищ также имеют возможность временно трудоустраиваться: работать либо в учебных мастерских, либо по месту прохождения практики. На период каникул договоры могут быть заключены с ЖКХ, с близлежащими сельскими и лесными хозяйствами, с Министерством культуры и так далее. Финансирование в размере минимальной заработной платы может быть поделено поровну между Фондом занятости и работодателем.

Целесообразно сочетать создание временных рабочих мест с временным прохождением производственной (преддипломной) практики. Возможно широкое привлечение молодежи к работе по социальному обслуживанию одиноких престарелых граждан и инвалидов с оплатой их труда по договору за счет средств Фонда занятости и Министерства социальной политики. Эта акция, несомненно, будет иметь положительный эффект: во-первых, для повышения уровня социальной поддержки инвалидов и престарелых, во-вторых, материальной поддержки молодежи; в-третьих, она носит воспитательный характер.

Временные общественные работы не требуют выплат пособий при увольнении, при этом не предусматриваются социальные льготы временным работникам (в отличие от постоянных). Организация вторичной занятости удобна при формировании новых рабочих коллективов, для желающих работать в свободное от основной работы или учебы время, для совместителей, а вновь создаваемые организационно-производственные структуры получают возможность тщательного отбора кадров и подготовки их к работе в конкретных производствах. Организация вторичной занятости помогает в обеспечении условий для самостоятельной занятости, удовлетворении потребностей быстро растущего частного сектора экономики, сферы предпринимательства. К решению этой проблемы должны привлекаться структуры СЗ (координационные, психологические, профориентационные центры), молодежные организации (в том числе молодежная биржа труда), так как при открытии собственного дела люди обычно испытывают не только финансовые и материальные трудности, но и трудности организационного характера. Безусловно, для организации самозанятости молодежи, не имеющей даже стартового капитала, должна быть разработана система субсидирования и льготирования, финансовой поддержки.

Необходимо создание учебно-производственных центров (комбинатов) на базе начального профессионального образования, в которых учащиеся под руководством преподавателей - мастеров смогут производить продукцию (работы, услуги) для населения с последующей их реализацией. В этих учебных центрах могли бы работать и выпускники ПТУ в течение 6 месяцев после окончания учебы. При создании учебно-производственных центров, комбинатов как в городской, так и в сельской местности необходимо в законодательном порядке предусмотреть некоторые финансовые льготы таких производств. Так как совершенно ясно, что продукция (работа, услуги) учащихся будет реализоваться по ценам гораздо ниже рыночных, поддержание финансовой базы УПК (УПЦ) является достаточно сложной проблемой. Нельзя рассматривать учебные производства как обычные производства или предпринимательские структуры. В качестве финансовых льгот могут быть предложены льготное налогообложение, льготная арендная плата за производственные площади, льготная плата за коммунальные услуги и пр.

Квотирование рабочих мест - установление минимального количества рабочих мест на данном предприятии для приема на работу молодежи, особо нуждающейся в социальной защите. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создать заново или выделить из имеющихся необходимое количество рабочих мест для трудоустройства. Решение этого вопроса должно носить законодательный характер (например, в настоящее время квота для инвалидов - 3% среднесписочной численности работников с учетом принятых инвалидов), так как очевидно, что рост безработицы среди молодежи будет иметь самые негативные социальные последствия: взлет преступности, наркомания и пр., к тому же страна не настолько богата, чтобы впустую тратить деньги, направленные на образование и, соответственно, подготовку специалиста. А невостребованность полученных знаний, не подкрепленных навыками профессиональной практики, через два-три года приведет к их утрате, практически безвозвратно будут потеряны и многие миллионы рублей, потраченные на образование, а народное хозяйство недополучит необходимых грамотных специалистов.

Финансовая поддержка создания новых и сохранения существующих рабочих мест определяется характером субсидирования: а) прямое государственное субсидирование - выплата определенных сумм предприятиям, принявшим на работу молодых людей из числа официально зарегистрированных безработных, однако такая мера может оказаться слишком тяжелой для государственного бюджета. Но если она все-таки выбрана, субсидии целесообразнее выделять не в виде кредитов предприятию, а в виде пособий и других аналогичных выплат; б) косвенное субсидирование связано с предоставлением предприятию определенных финансовых льгот. Например, льготное налогообложение части прибыли, направленной на создание новых рабочих мест для молодежи, или снижение отчислений в фонд борьбы с преступностью, так как занятость молодых людей полезным производительным трудом, различными формами обучения есть не что иное, как существенный вклад в дело борьбы с преступностью; могут быть предусмотрены и другие формы субсидий.

Возможность выхода на пенсию людей в предпенсионном возрасте должна способствовать трудоустройству работоспособной молодежи. Служба занятости может взять на себя частичное или полное финансирование этой акции, выплачивая лицам, досрочно вышедшим на пенсию, определенную сумму при условии, что на вакантные места будут приняты молодые люди, зарегистрированные в СЗ. В этом случае СЗ вместо пособий по безработице выплачивает пенсию до момента официального выхода людей на пенсию по возрасту. Предприятия могут, в свою очередь, выплачивать лицам, добровольно вышедшим на досрочную пенсию, единовременные пособия или доплачивать определенную сумму к пенсии, выплачиваемой СЗ.

В целях стимулирования участия предприятий в финансировании мероприятий, смягчающих напряженность на рынке труда молодежи, целесообразно в законодательном порядке предусмотреть, например, уменьшение налогооблагаемой базы этих предприятий при исчислении налога на прибыль на сумму, направленную на финансирование этих мероприятий.

Уровень жизни. В России усиливается разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными регионами (табл. 18).

Таблица 18