logo search
Экономическая теория

5. Налоговая политика

Налоги и их функции реализуются государством посредством налоговой политики. Последняя выступает как комплекс мероприятии органов государственного управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов — правовых норм осуществления налоговых действий, техники при форми­ровании, регулировании, планировании и контроле государствен­ных доходов. Налоговая политика является неотъемлемой час­тью финансовой политики. Экономически обоснованная налого­вая политика призвана оптимизировать движение финансовых средств общества, решать задачи по перераспределению нацио­нального дохода, территориального экономического развития с целью роста благосостояния населения, поддержки социально незащищенных групп общества. Классифицируя налоговую по­литику по степени тяжести налогового бремени, можно выде­лить следующие типы налоговой политики (рис. 71).

Опыт показывает, что политика высоких налогов, характери­зующаяся максимальным изъятием средств в бюджет, таит в себе опасность в разрушении стимулов к росту доходов в экономике, к снижению государственных финансовых ресурсов. Как прави­ло, отечественные и зарубежные ученые отмечают уровень в 50% налоговых изъятий, за которым плательщики налогов утрачива­ют стимулы к росту собственных налогов. На практике финансо­вые системы государств с развитой рыночной экономикой пре­дусматривают достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите и эффективности обществен­ных фондов потребления. При этом, на различных этапах состо­яния экономики — во время подъема или кризиса, основное на­правление воздействия налоговой политики может смещаться в сторону усиления или облегчения налоговых изъятий.

Построив количественную зависимость между прогрессивнос­тью налогообложения и доходами бюджета в виде параболичес­кой кривой (рис. 72), А. Лаффер сделал вывод о том, что сниже­ние налогов благоприятно воздействует на инвестиционную де­ятельность частного сектора. Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступле­ний, затем этот рост немного замедляется и далее идет либо та­кое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое па­дение. Таким образом, когда налоговая ставка достигает опре­деленного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьша­ются доходы, предъявляемые налогообложению, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «тене­вой» сектор экономики (рис. 72).

Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет А. Лаф­фер считал 30% суммы доходов, в границах которой увеличивает­ся сумма доходов бюджета. При 40—50%-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, со­кращаются сбережения населения, что влечет за собой незаинте­ресованность в инвестировании в отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

Одно из противоречий отечественной экономики и налоговой системы заключается в сочетании тяжелого налогового бремени с массовым уклонением от уплаты налогов и существовании зна­чительного теневого сектора. Уменьшение бремени налогообло­жения доходов юридических лиц должно компенсироваться рас­ширением налоговой базы за счет свертывания «теневой эконо­мики». Достижение этого возможно путем реализации следующих мер по реформированию налоговой политики:

снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с це­лью вывода заработной платы из сферы теневых расчетов работодателей и работников;

усиление налоговой нагрузки на экологически вредные про­изводства и виды деятельности.

Осуществление на практике указанных мероприятий позво­лит повысить собираемость налогов, сузить экономическую базу существования теневого сектора, обеспечить бюджетную стабиль­ность.