logo search
уч

3.10.2. «Экономика» п. Самуэльсона

В 1948 г. в Нью-Йорке из печати вышел учебник «Экономика: Вводный курс» («Economics: An Introductory Analysis»), автором которого был молодой и уже широко известный экономист Пол Энтони Самуэльсон. Это событие удивило профессуру и обрадовало студентов. Сам П.Самуэльсон заметил, что «в те дни не предполагалось, что подающий надежды ученый будет писать учебники, тем более для начинающих. Этим занимались только профессиональные графоманы». В 1998 году увидело свет 16-е издание «Экономики», которым П. Самуэльсон и его соавтор (начиная с 12-го издания) Вильям Нордхаус отметили 50-летие, золотой юбилей самого распространенного в мире учебника экономики, переведенного на 20 языков, юбилейное издание которого теперь есть и на русском языке.

      Per aspera: путь к золотому юбилею. 15 мая 1948 г. профессору и заведующему кафедры экономики Массачусетского Технологического института (МТИ) Полу Самуэльсону исполнилось 33 года; учебник «Экономика» был уже сдан в печать. К этому моменту П. Самуэльсон сделал блестящую карьеру. Ученик Ф. Найта, Дж. Винера, Г. Саймонса, П. Саму­эльсон был вундеркиндом, поражавшим и сокурсников и представителей стипендиальных советов. Сразу по получении степени магистра в 1936 г. он был принят младшим научным сотрудником в Гарвардский университет. В 1941 г. Самуэльсон защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете, где вместе с присуждением докторской степени ему вручили высшую степень отличия университета ― медаль Дэвида Уэллса. Диссертация Самуэльсона легла в основу его первой фундаментальной работы «Основы экономического анализа», за которую он в 1947 г. был удостоен первой медали Джона Б. Кларка Американской экономической ассоциации, а в 1970 г. стал первым американцем, лауреатом Нобелевской премии по экономике. Однако мировую известность П. Самуэльсон приобрел благодаря своему «вечному ребенку» — учебнику «Экономика».

      «Что подтолкнуло меня к написанию этого учебника? — задается вопросом П. Самуэльсон. — Вернемся в 1945 год. Германия и Япония потерпели сокрушительное поражение, американские университеты были просто переполнены студентами, вернувшимися с фронтов второй мировой войны… Новое поколение студентов нуждалось в объяснении происшедших событий. Но в то время, как помнят преподаватели моего поколения, наиболее популярные учебники по экономике были уже устаревшими. Поэтому было не удивительно, что начинающие студенты скучали. (Нередко я замечал у своих студентов отсутствующий взгляд.) В 1948 году, когда впервые была опубликована эта книга, термина «макроэкономика», обозначающего науку об уровне безработицы и цен, а также об темпах инфляции и роста реального валового национального продукта, не было даже в словаре! Но даже если бы я не рассмотрел проблему производственных возможностей на известном примере пушки-масло во вводном курсе по микроэкономике, это сделал бы кто-нибудь другой. Время революционных изменений вводного курса по экономике уже пришло» .

Книгу ожидал большой успех, ее взяли на вооружение и в больших, и в маленьких колледжах и США и Европы. Постоянно издавались дополнительные тиражи. Сегодня обоснованно можно говорить, что «Экономика» П. Саму­эльсона составляет значительный этап становления экономики и как науки, и как учебной дисциплины.

Чему же нас научила история экономики ХХ века? «История, по крайней мере экономическая история, научила мир определенным базовым экономическим принципам, изучавшимся и проверявшимся в самых жесточайших условиях. Абсолютно свободная рыночная экономика не смогла обеспечить все человечество относительно равными возможностями и доходами. Стремление к постоянному повышению уровня жизни своих сограждан привело к тому, что практически во всех современных демократических странах сформировалась так называемая смешанная экономика, не имеющая ничего общего ни со свободным рыночным механизмом, ни с утопией Робина Гуда. Увы, только усвоив поистине прописные истины экономики, люди смогут понять и решить, где должна проходить золотая середина между эгоизмом личной инициативы и регулирующими, стабилизирующими и распределяющими функциями государства. Как и когда-то, нас сегодня тревожат проблемы экономического роста, стабильности и распределения доходов. Устраивают ли нас нынешние темпы экономического роста? Контролирует ли государство инфляцию и безработицу? Справедливо ли распределяются среди населения плоды экономического роста? Главным же среди всех этих вопросов является вечный вопрос о том, как нам воспользоваться своими ресурсами для улучшения жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Пол Самуэльсон в учебнике «Экономика» указывал на самые ранние экономические доктрины. Их, по его мнению, можно найти «в произведениях Аристотеля, в Библии и в неписаной народной культуре каждого народа, позднее в произведениях таких средневеко­вых схоластов, как Фома Аквинский». Но, говоря об истоках экономической науки, можно также сослать­ся и на древнегреческих философов, которые были старше Аристотели (384-322 гг. до н.э.) и суме­ли внести определенный вклад в становление эко­номической науки, — на Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (428-347 гг. до н.э.). Каждый из них оставил свой след в «предыстории» экономиче­ской науки, политической экономии.

В связи с упоминанием П. Самуэльсоном Библии, нужно отметить, что и Старый, и Новый Заветы (это отмечает и П. Самуэльсон) осуждали ростовщичест­во, ссудный процент, формулировали определенные правила хозяйственной жизни общества. В конце средневековья, когда начали образовы­ваться национальные государства, на арене эконо­мической мысли появились меркантилисты. Упоминая о меркантилистах, П. Самуэльсон писал, что они проложили путь выступившему против них Адаму Смиту, важное место в истории экономической науки занимают физиократы (во главе с Ф. Кенэ), которые незадолго до революции 1789 г. придавали большое значение земле, рассматривая ее как единственный источник чистого продукта.

Началом современной экономической науки П. Са­муэльсон считает книгу А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»(1776). Его Самуэльсон­ называет «пророком свободной конкуренции» и пишет, что этот автор разглядел в мире экономики естественный саморегулирующийся порядок точно так же, как сделал это в физическом «подлунном мире» Исаак Ньютон (1649-1727).

Все, сделанное в области экономической науки до А. Смита,

П. Самуэльсон относит к «предыстории экономической науки». Учение

А. Смита Самуэль­сон оценивает как выражение интересов нарождаю­щейся буржуазии: «...нарождающемуся классу бур­жуазии необходим был глашатай ее интересов. Смит снабдил ее идеологией, которая служила целям этого класса». Характеризуя дальнейшее развитие эконо­мической науки, П. Самуэльсон пишет: «Не далее как столетие назад древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к посткейнсианской магист­ральной экономике. Другое направление вышло из Марксова «Капитала» (1867,1885, 1894) и его заново открытых более ранних работ по экономике».

Говоря о взглядах П. Самуэльсона на историю эко­номической науки, нельзя не упомянуть о том, что он выделял в ней (со ссылкой на Й. Шумпетера) роль Вальраса. По словам Шумпетера: "Из всех великих экономистов Вальрас, конечно же, был величайшим, поскольку он открыл всеобщее равновесие».

Контрольные вопросы к разделу 3

1. Какая главная задача экономической науки в соответствии с теорией Госсена. Первый и второй законы Госсена.

2. Что положено в основу маржинализма.Методологические принципы маржинализма. На что должна опираться цена в соответствии с теорией цннности маржиналистов, а на что опирается цена в соответствии с классическим подходом.

3. Что из себя представляют первый и второй этапы маржинальной революции.

4. К какой иллюстрации прибегал К. Менгер при иллюстрации своей теории., в чем заключается концепции Менгера об обмене благ.

5. Что объясняет "Теория ожидания" Бем-Баверка. Центральная идея этой теории.

6. Какая главная проблема экономической науки по У. Джевонсу.

7. Когда пришла известность к Вальрасу. В какой книге он предложил модель общего экономического равновесия на базе теории спроса и предложения.

8. Какое понятие ввел в экономическую науку В. Парето. Какой случай предложил считать оптимальными Парето.

9. Какие понятия ввел Фридрих фон Визер. Что такое альтернативные издержки.

10. Чему уделяла главное внимание классическая политическая экономия. Что выдвинула в центр исследований неоклассическая школа.

11. Как назвается главный труд Маршалла, в каком году написан.

12. Для чего Маршалл изменил название науки. Чем занимается наука "экономикс". Что включает метод А. Маршалла. К чему ведет сокращение процентной ставки и повышение процентной ставки.

13. Объясните закон (концепцию) предельной производительности Кларка.

14. Какую работу написал Джон Мейнард Кейнс, в каком году. Что является предметом изучения у Кейнса.

15. К каким выводам пришел Кейнс, анализируя капиталистическое хозяйство, механизм его функционирования. Каким наиболее значительными пороками обладает капиталистическое общество. Какой главный вывод делает Кейнс.

По каким главным направлениям должно осуществляться государственное вмешательство.Что означает "Кейнсианская революция".

16. Какие проблемы выдвинулись на первый план после второй мировой войны.

Кто является представителями неокейнсинства. Какие теории разработали неокейнсианцы.

17. Какой характер имела Модель Кейнса, в рамках какого периода она рассматривала все экономические процессы. Чем дополнили неокейнсинцы концецию мультипликатора Кейнса. Что такое мультипликатор. Что такое акселератор.

18. Чему отводится главная роль в концепции американских неокейнсианцев. Какие методы регулирования экономики предложили неокейнсинцы. Какова общая схема воздействия государства на экономику по мнению неокейнсианцев.

19. Кем было положено начало либерализма как напавления в экономической науке, что признает неолиберализм, когда он возник. За какой школой закрепилось название ордолиберализм, кто стал основателем данного направления. Особенности ордолиберализма. Что становится настоятельным требование времени по мнению В. Ойкена, во что превращается социальный вопрос.

20. Кто такой Шумпетер, годы его жизни, какие работы он написал, в каком году. Кто находится в центре исследования у Шумпетера. К чему стремиться предприниматель. Благодаря кому осуществляется технический прогресс по мнению Шумпетера. На чем основан циклический характер развития экономики. Сколько видов колебаний (волн) выделял Шумпетер.

21. Какая концепция лежит в основе Чикагской или монетарной школы. Когда эта школа приобрела особую популярность. Каковы рекомендации монетаристов (чикагской школы).

22. Когда пришла известность к Мильтону Фридмену, какие его основные работы. Что представляет собой капитализм по мнению М. Фридмена. Идеологом какой части буржуазии он выступает. Какова роль денежного фактора в формировании величины национального дохода по мнению М. Фридмена. На кого была возложена главная вина монетаристами за события "великой депрессии" 1929-1933 годов. В каких странах были опробованы рецепты монетаристов, к каким результатам это привело.

23. Какой учебник написал Самуэльсон, в каком году, как он называется.

24. Когда появилось новое направление экономической мысли "неоклассический синтез", что оно из себя представляет. Какие двен идеи служат объединяющей основой неоклассического синтеза. Смысл теории выявленных предпочтений Самуэльсона. Какие методы воздействия на экономику в зависимостит от конкретной обстановки могут использоваться по мнению Самуэльсона.

25. Когда появился институционализм, с чьим именем он связан, кто является основоположником институционализма. Годы жизни Т. Веблена. Основные работы Т. Веблена. От какого слова происходит название направления "институционализм".

26. Что понимают под институтом Веблен и его сторонники. Какой предмет анализа институционалистов. Чем определяется поведение человека и под воздействием чего находится. Что является важной характерной особенностью институционализма. Какое произведение Веблена является одним из самых резких выступлений против капитализма. Чему препятствует жажда наживы, на что направлена политика цен путем создания нехватки товаров. На основании характеристики капиталистического общества Т. Веблен делает вывод о необходимости чего.

27. Какие три направления в развитии институционализма выделяют. Что является предметом политической экономии по мнению Веблена, кого поставил он в центр своих исследований. Что сказывается на поведении человека. Что определяет непосредственно цели, подчиняющие себе поведение людей. Что лежит в основе современных теорий стадийности экономического роста и индустриальной цивилизации, какие два основополагающих положения неоклассическогй школы поставил под соменение Веблен. Чему подвергаются потребности в рыночной экономике. Какие решения принимают потребители в рыночной экономике. Что характеризует рыночную экономику по мнению Т. Веблена. Что занимает центральное место в учениях Веблена. Что лежит в основе вебленовской концепции индустриальной системы. Что Веблен понимает под сферой материального производства, что понмает под бизнесом. Кем представлена индустрия. На что ориентированы представители бизнеса. Волнует ли их производство. В чем заключается дихотомия между индустрией и бизнесом. На каких проблемах при описании своего социального идеала делал акцент Веблен и почему.

28. Какое направление институционализма возглавил Джон Комманс, годы его жизни, основные работы.Чем занимался Комманс. В сфере методологии утвержал превосхолство чего над чем. Какая основная идея его произведений. Проблема стоимости у Комманса. Когда возникает "разумная стоимость".

29. Уэсли Клэр Митчелл , годы жизни, основные работы, чему посвятил свою жизнь Митчелл. Как отклик на что рассматривал он экономическую теорию. Чем занимался Митчелл. Какое направление создано Митчеллом в институционализме.

30. Годы жизни Дж.Гэлбрейта, основные работы. Какие идеи Веблена развиты американским экономистом и социологом Гэлбрейтом. Какая книга его наиболее известна. Какое понятие стоит в центре концепции Гелбрейта. Что является целью техноструктуры по мнению Гелбрейта. К какому выводу о необходимости чего приходит Гелбрейт на основании анализа "вредных" сторон господства технократии. Какая идея о необходимости чего характерна для всех направлений институционализма.. Какое мнение критиковал Гелбрейт. Во что верил Гелбрейт. Когда и вместе с кем Гелбрейт создал "Римский клуб".

31. Что объясняет теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина. Годы его жизни. какие понятия ввел Чемберлин. Что такое монополитсическая конкуренция. Приведите пример, когда дифференциация товаров основана на наделении товара такими свойствами, которые являются несущественными и даже мнимыми.