3.10.2. «Экономика» п. Самуэльсона
В 1948 г. в Нью-Йорке из печати вышел учебник «Экономика: Вводный курс» («Economics: An Introductory Analysis»), автором которого был молодой и уже широко известный экономист Пол Энтони Самуэльсон. Это событие удивило профессуру и обрадовало студентов. Сам П.Самуэльсон заметил, что «в те дни не предполагалось, что подающий надежды ученый будет писать учебники, тем более для начинающих. Этим занимались только профессиональные графоманы». В 1998 году увидело свет 16-е издание «Экономики», которым П. Самуэльсон и его соавтор (начиная с 12-го издания) Вильям Нордхаус отметили 50-летие, золотой юбилей самого распространенного в мире учебника экономики, переведенного на 20 языков, юбилейное издание которого теперь есть и на русском языке.
Per aspera: путь к золотому юбилею. 15 мая 1948 г. профессору и заведующему кафедры экономики Массачусетского Технологического института (МТИ) Полу Самуэльсону исполнилось 33 года; учебник «Экономика» был уже сдан в печать. К этому моменту П. Самуэльсон сделал блестящую карьеру. Ученик Ф. Найта, Дж. Винера, Г. Саймонса, П. Самуэльсон был вундеркиндом, поражавшим и сокурсников и представителей стипендиальных советов. Сразу по получении степени магистра в 1936 г. он был принят младшим научным сотрудником в Гарвардский университет. В 1941 г. Самуэльсон защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете, где вместе с присуждением докторской степени ему вручили высшую степень отличия университета ― медаль Дэвида Уэллса. Диссертация Самуэльсона легла в основу его первой фундаментальной работы «Основы экономического анализа», за которую он в 1947 г. был удостоен первой медали Джона Б. Кларка Американской экономической ассоциации, а в 1970 г. стал первым американцем, лауреатом Нобелевской премии по экономике. Однако мировую известность П. Самуэльсон приобрел благодаря своему «вечному ребенку» — учебнику «Экономика».
«Что подтолкнуло меня к написанию этого учебника? — задается вопросом П. Самуэльсон. — Вернемся в 1945 год. Германия и Япония потерпели сокрушительное поражение, американские университеты были просто переполнены студентами, вернувшимися с фронтов второй мировой войны… Новое поколение студентов нуждалось в объяснении происшедших событий. Но в то время, как помнят преподаватели моего поколения, наиболее популярные учебники по экономике были уже устаревшими. Поэтому было не удивительно, что начинающие студенты скучали. (Нередко я замечал у своих студентов отсутствующий взгляд.) В 1948 году, когда впервые была опубликована эта книга, термина «макроэкономика», обозначающего науку об уровне безработицы и цен, а также об темпах инфляции и роста реального валового национального продукта, не было даже в словаре! Но даже если бы я не рассмотрел проблему производственных возможностей на известном примере пушки-масло во вводном курсе по микроэкономике, это сделал бы кто-нибудь другой. Время революционных изменений вводного курса по экономике уже пришло» .
Книгу ожидал большой успех, ее взяли на вооружение и в больших, и в маленьких колледжах и США и Европы. Постоянно издавались дополнительные тиражи. Сегодня обоснованно можно говорить, что «Экономика» П. Самуэльсона составляет значительный этап становления экономики и как науки, и как учебной дисциплины.
Чему же нас научила история экономики ХХ века? «История, по крайней мере экономическая история, научила мир определенным базовым экономическим принципам, изучавшимся и проверявшимся в самых жесточайших условиях. Абсолютно свободная рыночная экономика не смогла обеспечить все человечество относительно равными возможностями и доходами. Стремление к постоянному повышению уровня жизни своих сограждан привело к тому, что практически во всех современных демократических странах сформировалась так называемая смешанная экономика, не имеющая ничего общего ни со свободным рыночным механизмом, ни с утопией Робина Гуда. Увы, только усвоив поистине прописные истины экономики, люди смогут понять и решить, где должна проходить золотая середина между эгоизмом личной инициативы и регулирующими, стабилизирующими и распределяющими функциями государства. Как и когда-то, нас сегодня тревожат проблемы экономического роста, стабильности и распределения доходов. Устраивают ли нас нынешние темпы экономического роста? Контролирует ли государство инфляцию и безработицу? Справедливо ли распределяются среди населения плоды экономического роста? Главным же среди всех этих вопросов является вечный вопрос о том, как нам воспользоваться своими ресурсами для улучшения жизни каждого отдельного человека и общества в целом.
Пол Самуэльсон в учебнике «Экономика» указывал на самые ранние экономические доктрины. Их, по его мнению, можно найти «в произведениях Аристотеля, в Библии и в неписаной народной культуре каждого народа, позднее в произведениях таких средневековых схоластов, как Фома Аквинский». Но, говоря об истоках экономической науки, можно также сослаться и на древнегреческих философов, которые были старше Аристотели (384-322 гг. до н.э.) и сумели внести определенный вклад в становление экономической науки, — на Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (428-347 гг. до н.э.). Каждый из них оставил свой след в «предыстории» экономической науки, политической экономии.
В связи с упоминанием П. Самуэльсоном Библии, нужно отметить, что и Старый, и Новый Заветы (это отмечает и П. Самуэльсон) осуждали ростовщичество, ссудный процент, формулировали определенные правила хозяйственной жизни общества. В конце средневековья, когда начали образовываться национальные государства, на арене экономической мысли появились меркантилисты. Упоминая о меркантилистах, П. Самуэльсон писал, что они проложили путь выступившему против них Адаму Смиту, важное место в истории экономической науки занимают физиократы (во главе с Ф. Кенэ), которые незадолго до революции 1789 г. придавали большое значение земле, рассматривая ее как единственный источник чистого продукта.
Началом современной экономической науки П. Самуэльсон считает книгу А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»(1776). Его Самуэльсон называет «пророком свободной конкуренции» и пишет, что этот автор разглядел в мире экономики естественный саморегулирующийся порядок точно так же, как сделал это в физическом «подлунном мире» Исаак Ньютон (1649-1727).
Все, сделанное в области экономической науки до А. Смита,
П. Самуэльсон относит к «предыстории экономической науки». Учение
А. Смита Самуэльсон оценивает как выражение интересов нарождающейся буржуазии: «...нарождающемуся классу буржуазии необходим был глашатай ее интересов. Смит снабдил ее идеологией, которая служила целям этого класса». Характеризуя дальнейшее развитие экономической науки, П. Самуэльсон пишет: «Не далее как столетие назад древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к посткейнсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из Марксова «Капитала» (1867,1885, 1894) и его заново открытых более ранних работ по экономике».
Говоря о взглядах П. Самуэльсона на историю экономической науки, нельзя не упомянуть о том, что он выделял в ней (со ссылкой на Й. Шумпетера) роль Вальраса. По словам Шумпетера: "Из всех великих экономистов Вальрас, конечно же, был величайшим, поскольку он открыл всеобщее равновесие».
Контрольные вопросы к разделу 3
1. Какая главная задача экономической науки в соответствии с теорией Госсена. Первый и второй законы Госсена.
2. Что положено в основу маржинализма.Методологические принципы маржинализма. На что должна опираться цена в соответствии с теорией цннности маржиналистов, а на что опирается цена в соответствии с классическим подходом.
3. Что из себя представляют первый и второй этапы маржинальной революции.
4. К какой иллюстрации прибегал К. Менгер при иллюстрации своей теории., в чем заключается концепции Менгера об обмене благ.
5. Что объясняет "Теория ожидания" Бем-Баверка. Центральная идея этой теории.
6. Какая главная проблема экономической науки по У. Джевонсу.
7. Когда пришла известность к Вальрасу. В какой книге он предложил модель общего экономического равновесия на базе теории спроса и предложения.
8. Какое понятие ввел в экономическую науку В. Парето. Какой случай предложил считать оптимальными Парето.
9. Какие понятия ввел Фридрих фон Визер. Что такое альтернативные издержки.
10. Чему уделяла главное внимание классическая политическая экономия. Что выдвинула в центр исследований неоклассическая школа.
11. Как назвается главный труд Маршалла, в каком году написан.
12. Для чего Маршалл изменил название науки. Чем занимается наука "экономикс". Что включает метод А. Маршалла. К чему ведет сокращение процентной ставки и повышение процентной ставки.
13. Объясните закон (концепцию) предельной производительности Кларка.
14. Какую работу написал Джон Мейнард Кейнс, в каком году. Что является предметом изучения у Кейнса.
15. К каким выводам пришел Кейнс, анализируя капиталистическое хозяйство, механизм его функционирования. Каким наиболее значительными пороками обладает капиталистическое общество. Какой главный вывод делает Кейнс.
По каким главным направлениям должно осуществляться государственное вмешательство.Что означает "Кейнсианская революция".
16. Какие проблемы выдвинулись на первый план после второй мировой войны.
Кто является представителями неокейнсинства. Какие теории разработали неокейнсианцы.
17. Какой характер имела Модель Кейнса, в рамках какого периода она рассматривала все экономические процессы. Чем дополнили неокейнсинцы концецию мультипликатора Кейнса. Что такое мультипликатор. Что такое акселератор.
18. Чему отводится главная роль в концепции американских неокейнсианцев. Какие методы регулирования экономики предложили неокейнсинцы. Какова общая схема воздействия государства на экономику по мнению неокейнсианцев.
19. Кем было положено начало либерализма как напавления в экономической науке, что признает неолиберализм, когда он возник. За какой школой закрепилось название ордолиберализм, кто стал основателем данного направления. Особенности ордолиберализма. Что становится настоятельным требование времени по мнению В. Ойкена, во что превращается социальный вопрос.
20. Кто такой Шумпетер, годы его жизни, какие работы он написал, в каком году. Кто находится в центре исследования у Шумпетера. К чему стремиться предприниматель. Благодаря кому осуществляется технический прогресс по мнению Шумпетера. На чем основан циклический характер развития экономики. Сколько видов колебаний (волн) выделял Шумпетер.
21. Какая концепция лежит в основе Чикагской или монетарной школы. Когда эта школа приобрела особую популярность. Каковы рекомендации монетаристов (чикагской школы).
22. Когда пришла известность к Мильтону Фридмену, какие его основные работы. Что представляет собой капитализм по мнению М. Фридмена. Идеологом какой части буржуазии он выступает. Какова роль денежного фактора в формировании величины национального дохода по мнению М. Фридмена. На кого была возложена главная вина монетаристами за события "великой депрессии" 1929-1933 годов. В каких странах были опробованы рецепты монетаристов, к каким результатам это привело.
23. Какой учебник написал Самуэльсон, в каком году, как он называется.
24. Когда появилось новое направление экономической мысли "неоклассический синтез", что оно из себя представляет. Какие двен идеи служат объединяющей основой неоклассического синтеза. Смысл теории выявленных предпочтений Самуэльсона. Какие методы воздействия на экономику в зависимостит от конкретной обстановки могут использоваться по мнению Самуэльсона.
25. Когда появился институционализм, с чьим именем он связан, кто является основоположником институционализма. Годы жизни Т. Веблена. Основные работы Т. Веблена. От какого слова происходит название направления "институционализм".
26. Что понимают под институтом Веблен и его сторонники. Какой предмет анализа институционалистов. Чем определяется поведение человека и под воздействием чего находится. Что является важной характерной особенностью институционализма. Какое произведение Веблена является одним из самых резких выступлений против капитализма. Чему препятствует жажда наживы, на что направлена политика цен путем создания нехватки товаров. На основании характеристики капиталистического общества Т. Веблен делает вывод о необходимости чего.
27. Какие три направления в развитии институционализма выделяют. Что является предметом политической экономии по мнению Веблена, кого поставил он в центр своих исследований. Что сказывается на поведении человека. Что определяет непосредственно цели, подчиняющие себе поведение людей. Что лежит в основе современных теорий стадийности экономического роста и индустриальной цивилизации, какие два основополагающих положения неоклассическогй школы поставил под соменение Веблен. Чему подвергаются потребности в рыночной экономике. Какие решения принимают потребители в рыночной экономике. Что характеризует рыночную экономику по мнению Т. Веблена. Что занимает центральное место в учениях Веблена. Что лежит в основе вебленовской концепции индустриальной системы. Что Веблен понимает под сферой материального производства, что понмает под бизнесом. Кем представлена индустрия. На что ориентированы представители бизнеса. Волнует ли их производство. В чем заключается дихотомия между индустрией и бизнесом. На каких проблемах при описании своего социального идеала делал акцент Веблен и почему.
28. Какое направление институционализма возглавил Джон Комманс, годы его жизни, основные работы.Чем занимался Комманс. В сфере методологии утвержал превосхолство чего над чем. Какая основная идея его произведений. Проблема стоимости у Комманса. Когда возникает "разумная стоимость".
29. Уэсли Клэр Митчелл , годы жизни, основные работы, чему посвятил свою жизнь Митчелл. Как отклик на что рассматривал он экономическую теорию. Чем занимался Митчелл. Какое направление создано Митчеллом в институционализме.
30. Годы жизни Дж.Гэлбрейта, основные работы. Какие идеи Веблена развиты американским экономистом и социологом Гэлбрейтом. Какая книга его наиболее известна. Какое понятие стоит в центре концепции Гелбрейта. Что является целью техноструктуры по мнению Гелбрейта. К какому выводу о необходимости чего приходит Гелбрейт на основании анализа "вредных" сторон господства технократии. Какая идея о необходимости чего характерна для всех направлений институционализма.. Какое мнение критиковал Гелбрейт. Во что верил Гелбрейт. Когда и вместе с кем Гелбрейт создал "Римский клуб".
31. Что объясняет теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина. Годы его жизни. какие понятия ввел Чемберлин. Что такое монополитсическая конкуренция. Приведите пример, когда дифференциация товаров основана на наделении товара такими свойствами, которые являются несущественными и даже мнимыми.
- 1. Развитие экономических учений Древнего Востока, Античного мира и средневековья..................................................................................................... 17
- 1.1. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока...................17
- 1.2. Экономическая мысль античности..............................................................28
- 1.3. Экономическая мысль эпохи средневековья...........................................35
- 2.5.3. Теория народонаселения т. Мальтуса.................................................. 93
- 4.2. Экономико-математическая школа в России и ссср...........................195
- Введение в историю экономических учений предмет истории экономических учении (иэу)
- 2. Методология истории экономических учений
- Периодизация иэу
- 4. Место иэу среди других дисциплин, ее значение
- 1. Развитие экономических учений древнего востока, античного мира и средневековья
- 1.1. Экономическая мысль цивилизаций древнего востока
- 1.1.1. Общая характеристика экономической мысли древнего мира
- 1.1.2. Предпосылки и проблемы экономической мысли древнего востока
- 1.1.3. Древнийц египет
- 1.1.4. Экономическая жизнь древней вавилонии. Кодекс царя хаммурапи
- 1.1.5. Древний китай
- 1.1.6. Древняя индия
- 1.1.7. Древний рим
- 1.2. Экономическая мысль античности.
- 1.2.2. Экономическая мысль древней греции. Ксенофонт и платон
- 1.2.3. Аристотель
- 1.3. Экономическая мысль эпохи средневековья
- 1.3.1. Особенности экономической мысли европейского средневековья
- 1. 3.2. Экономическое учение ибн-хальдуна
- 1.3.3. Экономическая мысль средневековья. Августин. Фома аквинский.
- 1.3.4. Особенности возникновения и становления экономической мысли древней руси. «русская правда», ермолай-еразм
- 2. Систематизация экономических знаний. Первые экономические системы
- 2.1. Исторические и социально-экономические предпосылки меркантилизма
- 2.1.1 Социально-экономические предпосылки возникновения меркантилизма
- 2.1.2. Ранний меркантилизм
- 2.1.3. Поздний меркантилизм
- 2.1.4. Ж.Б. Кольбер
- 2.1.7. Меркантилизм и.Т. Посошкова
- 2.1.8. Идеи меркантилизма в сочинениях в.Н. Татищева
- 2.1.9. Меркантилизм м.В. Ломоносова
- 2.1.10. Экономическая политика петра 1
- 2.2. Классическая политическая экономия
- 2.2.1. Общая характеристика классической политической экономии
- 2.2.2. Этапы эволюции классической политической экономии
- 2.2.3. Экономические взгляды у. Петти
- 2.2.4. Экономические взгляды п. Буагильбера
- 2.3. Экономическая теория физиократов
- 2.3.1. Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ о «чистом продукте»
- 2.3.2. «Экономическая таблица» ф. Кенэ
- 2. 3.3. Экономические воззрения а. Тюрго
- 2.4. Экономическое учение адама смита
- 2.4.1. Адам смит "исследование о природе и причинах богатства народов"
- 2.4.2. Предмет и метод а. Смита
- 2.4.3. Теория разделения труда, обмена и денег а.Смита
- 4.2.4. А. Смит о стоимости и доходах
- 2.4.5. А. Смит о труде, капитале, воспроизводстве
- 2.4.6. «Догма смита»
- 2.5. Давид рикардо, ж.-б. Сэй, т. Мальтус, дж. Милль - представители классической буржуазной политической экономии
- 2.5.1. Экономическое учение д. Рикардо
- Теория стоимости Был приверженцем трудовой теории стоимости.
- Теория ренты
- Теория заработной платы. Труд имеет естественную и рыночную стоимость:
- Теория денег
- 2.5.2. Экономическая мысль начала х1х века во франции. Учение ж.-б. Сэя
- 2.5.3. Теория народонаселения т. Мальтуса
- 2.5.4. «Железный закон заработной платы» т. Мальтуса
- 2.5.5. Экономическое учение дж. Милля
- 2.6. Сисмонди — продолжателть и завершатель классической политической экономии во франции, родоначальник нового направления в экономической науке — экономического романтизма
- 2.6.1. Экономические воззрения с. Сисмонди
- 2.7.1.Экономические воззрения п.-ж. Прудона
- 2.8. Экономические воззрения социалистов-утопистов. Сен-симон ш. Фурье, р. Оуэн.
- 2.8.2. Шарль фурье
- 2.8.3. Роберт оуэн
- 2.9.Марксизм
- 2.9.1. Исторические условия возникновения марксизма
- 2.9.2. Предмет и метод политической экономии к. Маркса
- 2.9.3. «Капитал» карла маркса
- 2.9.4. Карл маркс о товаре и его свойствах. Деньги и их функции
- 2.9.5. Карл маркс о постоянном и переменном капитале, прибавочной стоимости и прибыли
- 2.9.6. Взгляды карла маркса на земельную ренту теория цикличности экономического развития капитализма
- 2.9.7. Учение карла маркса о простом и расширенном воспроизводстве
- 2.10.Историческая школа
- 2.10.1. Возникновение исторической школы. Особенности воззрения фридриха листа на экономическое развитие нации
- 2.10.2. Вклад исторической школы в развитие экономической теории.
- 2.10.3. Методологические особенности исторической школы германии
- 2.10.4. Новая историческая школа
- 2.10.5. Новейшая историческая школа
- 3. Формирование и эволюция современной экономической мысли.
- 3.1 Маржиналистская революция
- 3.1.1. Предшественники маржинализма. Г. Госсен
- 3.1.2. Теория маржинализма. Методологичские принципы маржинализма.
- 3.1.3. Маржиналистская теория ценности и её преимущества
- 3.1.4. Маржиналистская революция, её причины и последствия
- 3.2. Первый этап маржиналистской революции
- 3.2.1 К. Менгер о «хозяйстве робинзона». Теория вменения
- 3.2.2. Концепция к. Менгера об обмене благ
- 3.2.3.. Теория ожидания е. Фон бём-баверка
- 3.2.4. Маржиналистские концепции у. Джевонса
- 3.2.5. Маржинальная концепция л.Вальраса
- 3.2.6. Экономические взгляды фридриха фон визера
- 3.3. Второй этап маржиналистской революциим
- 3.3.1. А. Маршалл об «экономикс»
- 3.3.2. А. Маршалл об издержках производства, влиянии уровня процентной ставки на склонность к накоплению
- 3.3.3. Закон «предельной производительности» дж. Кларка
- 3.3.4. Концепция общего экономического равновесия в. Парето
- 3.3.5. «Оптимум парето»
- 3.4. Кейнсианство
- 3.4.1. Общая характеристика кейнсианства
- 3.4.2.. Предмет и методология политэкономии по дж. Кейнсу
- 3.4.3. Меры государственного регулирования экономики в учении дж. Кейнса
- 3.4.4. Неокейнсианские доктрины
- 3.5. Ордолиберализм
- 3.5.1. Концепция социального рыночного хозяйства. Ордолиберализм
- 3.6. Монетаризм фридмена
- 3.6.1. Чикагская школа
- 3.6.2. Монетаризм м. Фридмена
- 3.7. Институцимонализм и поиск движущих сил общественного развития
- 3.7.1.Институционализм.
- 3.7.2. Экономические взгляды т. Веблена
- 3.7.3. Теория джона коммонса.
- 3.7.4. Концепция «измерения без теории» у. Митчелла
- 3.7.5. Экономические взгляды дж. Гэлбрейта
- 3.8. Йозеф шумпетер - основоположник теории инноваций
- 3.8.1. Синтетическая концепция шумпетера
- 3.9. Теория монополистической конкуренции э. Чемберлина
- 3.9.1. Экономические взгляды чемберлина
- 3.10. Неоклассический
- 3.10.1. Неоклассический синтез п. Самуэльсона, в. Леонтьева, д. Хикса
- 3.10.2. «Экономика» п. Самуэльсона
- 4. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Особенности развития эконосмической науки в россии.
- 4.1. Экономическая мысль россии конца хvш - первой трети хх века
- 4.1.1. Реформаторские идеи д.Н. Радищева
- 4.1.2. Концепция социально-экономических реформ в работах н.Г. Чернышевского
- 4.1.3. Экономическая мысль россии 1861-1917 гг.
- 4.1.4. Д.И. Пихно. А.Н. Маклашевский, в.К. Дмитриев
- 4.1.6. Экономическая мысль в россии предреволюционного и революционного периодов
- 4.1.7. Учение о больших циклах «конъюнктуры» н.Д. Кондратьева
- 4.1.8. Экономическое учение а.В. Чаянова
- 4.2. Экономико-математическая школа в россии и ссср
- 4.2.1. Экономические идеи е.Е. Слуцкого
- 4.2.2. Экономические взгляды л.В. Канторовича и в.В. Новожилова
- 4.2.3. Экономические взгляды г.А. Фельдмана
- 4.3. Современная российская экономическая мысль
- 4.3.1. Экономические взгляды с. Глазьева
- План Глазьева
- Общие рекомендации по изучению курса
- Литература
- Примерные темы рефератов
- 44. Теория народонаселения т. Мальтуса
- Реферат на тему:
- Литература