2.10.5. Новейшая историческая школа
Основные лидеры новейшей исторической школой (первую треть XX в). – Венер Зомбарт (1863 – 1941), Макс Вебер (1864-1920), А. Шпитхоф. Крайности в применении исторического метода характерны для работ Вернера Зомбарта. За долгую жизнь Зомбарт прошел путь от марксизма до фашизма. В работе "Герои и торговцы" (1915 г.) Зомбарт нации торговцев (англичан) противопоставляет нацию героев (немцев) и обосновывает право последних с помощью военной силы завоевывать себе то, что через развитие торговли и промышленности приобрели первые. В работе "Немецкий социализм" (1934 г.) Зомбарт формулирует социальный идеал для Германии в виде государственного социализма, который у него равнозначен плановому, или организованному капитализму. Основные элементы этой модели – корпоративное государство, осуществляющее планирование национальной экономики, жесткая централизация управления, строгая иерархия и сословное деление – были восприняты германским фашизмом и стали частью его социально-экономической политики.
Макс Вебер в 1919-20 гг. прочитал в Мюнхенском университете курс лекций, которые были изданы в виде книги "История хозяйства" (1923), где концепция идеальных типов хозяйства используется для сопоставления идеальной конструкции с реальностью. Сравнивая идеальную модель с действительным процессом экономического развития, Вебер отслеживает степень отклонения реальной системы от идеала. Это – метод исследования исторического развития народов, сопоставления национальной практики и общетеоретической модели.
Вебер показал значение религиозных норм, этики поведения для формирования товарно-капиталистических отношений. В работе Протестантская этика и дух капитализма он выявляет влияние религии на экономику. Протестантская религия способствовала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предприимчивости, оборотливости, способности к риску. Именно из числа протестантов формировался класс предпринимателей – собственников и организаторов производства. В результате сложилась рационалистическая форма капитализма.
Историческая школа за редким исключением не внесла заметного вклада в развитие экономической науки в современном ее понимании, но, тем не менее, она сделала многое для определения круга проблем, решение которых эта наука призвана найти. В конце Х I Х в. экономическая наука разделилась на теоретическую (позитивную) и практическую (нормативную) части. Первая изучает, что происходит в экономике, вторая – что надо сделать для достижения некоторых целей. Период формирования основ теоретической части экономической науки совпал с периодом возникновения и развития исторической школы, которая задала направление развития прикладной части именно тогда, когда теоретическая часть отстранилась от обсуждения практических задач. Таким образом, с точки зрения эволюции экономической науки оба течения оказались взаимосвязанными и взаимодополняющими.
Линия, прочерченная германской исторической школой, нашла своеобразное продолжение в американской экономической мысли конца
Х I Х – первой трети ХХ в. – институционализме .
Контрольные вопросы к разделу 2.
1. Когда происходит разложение феодальных отношений и возникает капиталистического производства в ряде стран в форме мануфактуры.
2. В каком году Христофор Колумб, в поисках морского пути в Индию, открывает берега Америки и тем самым кладет начало эпохе великих географических открытий.
3. Что представалял собой меркантилизм.
4. Что является истинным богатством по мнению меркантилитов.
5. Дайте сравнительная характеристика идей раннего и позднего меркантилизма.
6. Кто является наиболее известными последователями меркантилизма в Англии и во Франции.
7. В чем заключается политика Ж.Б. Кольбера. С чего начал Кольбер осуществление своей политики.
8. Дайте характеристику политику Ж. Кольбера во Франции.
9.В чем заключается отличие русского меркантилизма от западноевропейского. Назовите эти отличие.
10 В чем заключаются экономические взгляды Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащекина (ок. 1605-1680), и чьи интересы он выражает.
11. Меркантилизм Иван Тихоновича Посошкова (1652-1726), его книга "О скудости и богатстве". Какие пути ликвидации бедности, превращения страны в могущественное государство он предлагает. В чем видел Посошков рост богатства России.
12.Что является главным источником богатства по мнению Василия Никитича Татищева (1686-1750), крупного государственного деятеля России.
13. Что необходимо делать, по мнению Михаила Васильевича Ломоносова (1711- 1765), для обеспечения экономической независимости и политической самостоятельности России.
14. Какую экономическую политику проводил Петр 1 , какие особенности по сравнению с кольбертизмом она имеет. Какую задачу ставил перед собой Петр 1.
15. На чем базируется концепция экономического либерализма.
16. К чему сводилась суть политической экономии с начала XVII в. после выхода в свет «Трактата политической экономии» французского экономиста, представителя меркантелизма Антуан де Монкретьена(1575-1611) , который первым употребил термин "политическая экономия" (1615).
17. Кто впервые употребил термин классическая политэкономия, на чем она основана, какой её основной принцип и что является предметом изучения классической политической экономии.
18. Какие основные этапы класстической политической экономии.
19. В каой сфере создается богатство общества по мнению У. Петти.
20. Что можно отнести к научным заслугам П. Буагильбера.
21. Чьи интересы выражала французская школа политэкономии и английская школа политэкономии.
22. Кто является основателем школы физиократов, назовите центральные идеи этой школы.
23. На какие классы делил общество Ф. Кенэ.
24. Какие основнын идеи А Тюрго.
25. Какое основное произведение написал А. Смит и в каком году.
26. Предмет изучения А. Смита. Что является сущностью и природой богатства по А. Смиту.
27. Какая концепция занимает центральное место в методологии исследования А. Смита. Что такое "невидимая рука".
28. Что является результатом разделения труда по А. Смиту.
29. Чем определяется стоимость по А. Смиту. Понятие капитала в трактовке А. Смита. Какие три важные обязанности остаются государству по А. Смиту.
30. К чему сводил стоимость общественного продукта при рассмотрении воспроизводства А. Смит. Какое теоретическое положение К. Маркс назвал "Догмой Смита".
31. Какие ключевые моменты экономической теории Давида Рикардо.
32. В чем заключается закон рынков Ж.-Б. Сэя.
33. В чем заключается теория народонаселения Т. Мальтуса.
34. В чем заключается специфика взглядов Дж. С. Милля, как он определял богатство, что такое капитала в соответствии со взглядами Милля.
35. Чьи интересы защищал Прудон.
36. Что такое социализм. Какая основная цель социалистов-утопистов.
37. Каковы исторические условия возникновения марксизма.
38. Что такое марксизм. Из каких взимосязанных частей состоит это учение.
39. Из каких источников берет начало методология К. Маркса.
40. Что является конечной целью сочинения Карла Маркса "Капитал".
41. Что является предметом изучения политической экономии согласно учения К Маркса.
42. Кто издал " 2 и 3 тома "Капитала".
43. Каким двумя функциями обладает товар по К. Марксу.
44. Что понимает под капиталом, прибавочной стоимостью и нормой эксплуатации К. Маркс.
45. Какие основные идеи 1, 2. 3. и 4 томов "Капитала"
46. Что такое историческая школа.
47. Какие 5 стадий проходит нация в своем развитии по Фридриху Листу.
Какую идею Лист протиповоставляет идее свободной торговли (фритредерству).
48. Каковы особенности подхода представителей немецкой исторической школы. От каких неэкономических факторов зависит экономика страны. Новые элементы методологии исторической школы. На какие три этапа принято разбивать развитие исторической школы.
49. Какова заслуга Густава фон Шмоллера перед экономической наукой. Кто является представителями новейшей исторической школы.
- 1. Развитие экономических учений Древнего Востока, Античного мира и средневековья..................................................................................................... 17
- 1.1. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока...................17
- 1.2. Экономическая мысль античности..............................................................28
- 1.3. Экономическая мысль эпохи средневековья...........................................35
- 2.5.3. Теория народонаселения т. Мальтуса.................................................. 93
- 4.2. Экономико-математическая школа в России и ссср...........................195
- Введение в историю экономических учений предмет истории экономических учении (иэу)
- 2. Методология истории экономических учений
- Периодизация иэу
- 4. Место иэу среди других дисциплин, ее значение
- 1. Развитие экономических учений древнего востока, античного мира и средневековья
- 1.1. Экономическая мысль цивилизаций древнего востока
- 1.1.1. Общая характеристика экономической мысли древнего мира
- 1.1.2. Предпосылки и проблемы экономической мысли древнего востока
- 1.1.3. Древнийц египет
- 1.1.4. Экономическая жизнь древней вавилонии. Кодекс царя хаммурапи
- 1.1.5. Древний китай
- 1.1.6. Древняя индия
- 1.1.7. Древний рим
- 1.2. Экономическая мысль античности.
- 1.2.2. Экономическая мысль древней греции. Ксенофонт и платон
- 1.2.3. Аристотель
- 1.3. Экономическая мысль эпохи средневековья
- 1.3.1. Особенности экономической мысли европейского средневековья
- 1. 3.2. Экономическое учение ибн-хальдуна
- 1.3.3. Экономическая мысль средневековья. Августин. Фома аквинский.
- 1.3.4. Особенности возникновения и становления экономической мысли древней руси. «русская правда», ермолай-еразм
- 2. Систематизация экономических знаний. Первые экономические системы
- 2.1. Исторические и социально-экономические предпосылки меркантилизма
- 2.1.1 Социально-экономические предпосылки возникновения меркантилизма
- 2.1.2. Ранний меркантилизм
- 2.1.3. Поздний меркантилизм
- 2.1.4. Ж.Б. Кольбер
- 2.1.7. Меркантилизм и.Т. Посошкова
- 2.1.8. Идеи меркантилизма в сочинениях в.Н. Татищева
- 2.1.9. Меркантилизм м.В. Ломоносова
- 2.1.10. Экономическая политика петра 1
- 2.2. Классическая политическая экономия
- 2.2.1. Общая характеристика классической политической экономии
- 2.2.2. Этапы эволюции классической политической экономии
- 2.2.3. Экономические взгляды у. Петти
- 2.2.4. Экономические взгляды п. Буагильбера
- 2.3. Экономическая теория физиократов
- 2.3.1. Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ о «чистом продукте»
- 2.3.2. «Экономическая таблица» ф. Кенэ
- 2. 3.3. Экономические воззрения а. Тюрго
- 2.4. Экономическое учение адама смита
- 2.4.1. Адам смит "исследование о природе и причинах богатства народов"
- 2.4.2. Предмет и метод а. Смита
- 2.4.3. Теория разделения труда, обмена и денег а.Смита
- 4.2.4. А. Смит о стоимости и доходах
- 2.4.5. А. Смит о труде, капитале, воспроизводстве
- 2.4.6. «Догма смита»
- 2.5. Давид рикардо, ж.-б. Сэй, т. Мальтус, дж. Милль - представители классической буржуазной политической экономии
- 2.5.1. Экономическое учение д. Рикардо
- Теория стоимости Был приверженцем трудовой теории стоимости.
- Теория ренты
- Теория заработной платы. Труд имеет естественную и рыночную стоимость:
- Теория денег
- 2.5.2. Экономическая мысль начала х1х века во франции. Учение ж.-б. Сэя
- 2.5.3. Теория народонаселения т. Мальтуса
- 2.5.4. «Железный закон заработной платы» т. Мальтуса
- 2.5.5. Экономическое учение дж. Милля
- 2.6. Сисмонди — продолжателть и завершатель классической политической экономии во франции, родоначальник нового направления в экономической науке — экономического романтизма
- 2.6.1. Экономические воззрения с. Сисмонди
- 2.7.1.Экономические воззрения п.-ж. Прудона
- 2.8. Экономические воззрения социалистов-утопистов. Сен-симон ш. Фурье, р. Оуэн.
- 2.8.2. Шарль фурье
- 2.8.3. Роберт оуэн
- 2.9.Марксизм
- 2.9.1. Исторические условия возникновения марксизма
- 2.9.2. Предмет и метод политической экономии к. Маркса
- 2.9.3. «Капитал» карла маркса
- 2.9.4. Карл маркс о товаре и его свойствах. Деньги и их функции
- 2.9.5. Карл маркс о постоянном и переменном капитале, прибавочной стоимости и прибыли
- 2.9.6. Взгляды карла маркса на земельную ренту теория цикличности экономического развития капитализма
- 2.9.7. Учение карла маркса о простом и расширенном воспроизводстве
- 2.10.Историческая школа
- 2.10.1. Возникновение исторической школы. Особенности воззрения фридриха листа на экономическое развитие нации
- 2.10.2. Вклад исторической школы в развитие экономической теории.
- 2.10.3. Методологические особенности исторической школы германии
- 2.10.4. Новая историческая школа
- 2.10.5. Новейшая историческая школа
- 3. Формирование и эволюция современной экономической мысли.
- 3.1 Маржиналистская революция
- 3.1.1. Предшественники маржинализма. Г. Госсен
- 3.1.2. Теория маржинализма. Методологичские принципы маржинализма.
- 3.1.3. Маржиналистская теория ценности и её преимущества
- 3.1.4. Маржиналистская революция, её причины и последствия
- 3.2. Первый этап маржиналистской революции
- 3.2.1 К. Менгер о «хозяйстве робинзона». Теория вменения
- 3.2.2. Концепция к. Менгера об обмене благ
- 3.2.3.. Теория ожидания е. Фон бём-баверка
- 3.2.4. Маржиналистские концепции у. Джевонса
- 3.2.5. Маржинальная концепция л.Вальраса
- 3.2.6. Экономические взгляды фридриха фон визера
- 3.3. Второй этап маржиналистской революциим
- 3.3.1. А. Маршалл об «экономикс»
- 3.3.2. А. Маршалл об издержках производства, влиянии уровня процентной ставки на склонность к накоплению
- 3.3.3. Закон «предельной производительности» дж. Кларка
- 3.3.4. Концепция общего экономического равновесия в. Парето
- 3.3.5. «Оптимум парето»
- 3.4. Кейнсианство
- 3.4.1. Общая характеристика кейнсианства
- 3.4.2.. Предмет и методология политэкономии по дж. Кейнсу
- 3.4.3. Меры государственного регулирования экономики в учении дж. Кейнса
- 3.4.4. Неокейнсианские доктрины
- 3.5. Ордолиберализм
- 3.5.1. Концепция социального рыночного хозяйства. Ордолиберализм
- 3.6. Монетаризм фридмена
- 3.6.1. Чикагская школа
- 3.6.2. Монетаризм м. Фридмена
- 3.7. Институцимонализм и поиск движущих сил общественного развития
- 3.7.1.Институционализм.
- 3.7.2. Экономические взгляды т. Веблена
- 3.7.3. Теория джона коммонса.
- 3.7.4. Концепция «измерения без теории» у. Митчелла
- 3.7.5. Экономические взгляды дж. Гэлбрейта
- 3.8. Йозеф шумпетер - основоположник теории инноваций
- 3.8.1. Синтетическая концепция шумпетера
- 3.9. Теория монополистической конкуренции э. Чемберлина
- 3.9.1. Экономические взгляды чемберлина
- 3.10. Неоклассический
- 3.10.1. Неоклассический синтез п. Самуэльсона, в. Леонтьева, д. Хикса
- 3.10.2. «Экономика» п. Самуэльсона
- 4. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Особенности развития эконосмической науки в россии.
- 4.1. Экономическая мысль россии конца хvш - первой трети хх века
- 4.1.1. Реформаторские идеи д.Н. Радищева
- 4.1.2. Концепция социально-экономических реформ в работах н.Г. Чернышевского
- 4.1.3. Экономическая мысль россии 1861-1917 гг.
- 4.1.4. Д.И. Пихно. А.Н. Маклашевский, в.К. Дмитриев
- 4.1.6. Экономическая мысль в россии предреволюционного и революционного периодов
- 4.1.7. Учение о больших циклах «конъюнктуры» н.Д. Кондратьева
- 4.1.8. Экономическое учение а.В. Чаянова
- 4.2. Экономико-математическая школа в россии и ссср
- 4.2.1. Экономические идеи е.Е. Слуцкого
- 4.2.2. Экономические взгляды л.В. Канторовича и в.В. Новожилова
- 4.2.3. Экономические взгляды г.А. Фельдмана
- 4.3. Современная российская экономическая мысль
- 4.3.1. Экономические взгляды с. Глазьева
- План Глазьева
- Общие рекомендации по изучению курса
- Литература
- Примерные темы рефератов
- 44. Теория народонаселения т. Мальтуса
- Реферат на тему:
- Литература