2.10.4. Новая историческая школа
В 70-х гг. XIX в. возникла новая или молодая историческая школа. Новая экономическая школа сложилась в противовес получившим широкое распространение австрийской школе и марксизму. Эта школа получила название немецкая историческая школа.Главное ее отличие от старой исторической школы состояло в том, что ее сторонники анализировали особенности социально-экономического развития Германии на новом этапе – этапе перехода к монополистическому капитализму и усиления на этой основе националистических и милитаристских тенденций в политике этой страны, роста классовых противоречий и идеологической конфронтации в обществе. Они стремились разработать конструктивные программы "классового мира" и "социального партнерства". Одновременно своей важной задачей эта школа считала теоретическую и идеологическую борьбу с марксизмом.Особенностью новой исторической школы было то, что ее приверженцы 1)включили в предмет своих исследований наряду с экономическими и другие социальные факторы, стремлись объяснить экономические явления в их взаимосвязи с этикой и психологией. При этом этика и психология рассматривались не как факторы, влияющие на экономику, а как равнозначные с ней элементы, определяющие сущность хозяйственной системы. 2) преувеличивали значение (фетишизация) национальных факторов. Ее представители обвиняли классиков в том, что последние в поисках универсальной концепции, пригодной для всех стран и народов, увлеклись абстракциями и обобщениями, недооценивали значение наблюдений и фактов и придали политэкономии космополитический характер.
Лидером и основателем новой исторической школы был Густав фон Шмоллер (1838-1917), экономист, историк, государственный и общественный деятель. . Его основное произведение - "0сновы общего учения о народном хозяйстве". Г. Шмоллер считал, что политическая экономия не должна объяснять лишь учение о рынке и обмене товара, необходимо постараться пояснить хозяйственное поведение, теорию и этику хозяйственной деятельности.
Густав Шмоллер – профессор университета, один из основателей «Союза социальной политики». Он не считал В. Рошера, Б. Гильдебранда, К. Книса представителями исторической школы. Г. Шмоллер, как и К. Маркс, считал, что невозможно примирить буржуазию и пролетариат. По мнению Г. Шмоллера, государство должно защищать низший класс и создать обоюдно выгодные условия для примирения классов, чтобы их вражда не мешала правильному развитию экономики страны.
В своих произведениях Шмоллер отстаивал исторический метод исследования, противопоставлял его методу научной абстракции. Однако, применяя исторический метод, в чем он имел несомненные заслуги, он отрицал единство логического и исторического методов, чем существенно снижал научность своих концепций. Его методу был также свойственен эмпиризм, описательный подход к изучению экономических процессов. Исходя из этого, Шмоллер характеризовал политическую экономию как науку, которая изучает народнохозяйственные явления, определяет и описывает их.
Он считал, что абстрактные догмы не открывают пути для плодотворного развития экономической науки. Однако Шмоллер, как и другие представители новой исторической школы, не отрицали действия и возможности формулирования объективных экономических законов, но они считали, что политэкономия еще не достигла того уровня, чтобы формулировать законы. Для построения в будущем методом индукции экономической теории необходимо накопление фактов и статистических данных.
Шмоллер и другие представители новой исторической школы проявляли глубокий интерес к социальным проблемам. При этом они критически оценивали попытки решения социальных проблем с либеральных или социалистических позиций, считая, что такие попытки носят утопический характер.
Шмоллер сосредоточил внимание на моральных и этических аспектах хозяйственной жизни. Он считал, что важную роль в эволюции общественных институтов играет стремление к обогащению, которое, если его не ограничивать, может привести к разрушению нормального функционирования общества. Ограничивать подобные устремления следует с помощью моральных норм.
Шмоллер не был таким последовательным сторонником исторического метода, как другие представители этого направления. Он признавал, что в экономике имеют место регулярно повторяющиеся явления, что вплотную подводило его к признанию объективных законов, управляющих экономическими процессами..
Важной заслугой Шмоллера перед экономической наукой явилось то, что он одним из первых ученых своего времени поставил вопрос о регулирующей и направляющей роли государства в хозяйственной жизни общества. Государство, по его мнению, это основная сила развития общества, наиболее весомый вещественный капитал. Государство он рассматривал как надклассовую силу, способную обеспечить социальную справедливость.
Шмоллер одним из первых в экономической науке применил "этический принцип". Он доказывал, что хозяйственная жизнь определяется не только естественными и техническими, но и моральными факторами. Он считал, что без крепкой моральности нет рынка, денежного обращения, разделения труда, государства. С позиций этического принципа он объяснял и классовую структуру общества. Моральному фактору Шмоллер уделял большое внимание в решении рабочего вопроса. Лучшим способом его решения, писал он, является моральное воспитание рабочих, что должно привести их к отказу от классовой борьбы и привьет им чувство социальной солидарности с капиталистами.
Одним из видных представителей новой исторической школы, идеологом ее либерально-буржуазного крыла был Луйо Брентано (1844-1931). Наиболее известными его работами являются: "Классическая политическая экономия" и "Этика и народное хозяйство в истории".
Также как и Шмоллер Брентано признавал определяющую роль в экономике этического и правового факторов, был сторонником меновой концепции.Защищая интересы либеральной буржуазии. Брентано пропагандировал идею социального мира и общественного равновесия. Он рекомендовал предпринимателям предоставлять рабочим определенные льготы, используя для этого фабричное законодательство, профсоюзы, потребительскую кооперацию и т.п. Он абсолютизировал роль профсоюзов в системе производственных отношений капитализма, полагал, что их распространение способно ликвидировать капиталистическую эксплуатацию без отмены частной собственности на средства производства.
Отношение Брентано к государственному вмешательству в экономику существенно отличается от той точки зрения по данному вопросу, которой придерживался Шмоллер. Он не верил в положительную силу государства, не признавал его верховенства над личностью, которая благодаря своему интеллекту способна на более глубокие реформы, чем те, которые инициирует государство.
Брентано вошел в историю экономической науки как один из идеологов монополистических объединений-картелей, в которых он увидел важное средство преодоления кризисов и безработицы, стабилизации и оздоровления экономики.
Брентано принадлежала популярная среди реформистов теория высокой заработной платы. Он доказывал, что между прибылью капиталиста и заработной платой рабочего нет противоречий. Капиталисты, как товаропроизводители заинтересованы в расширении рынка, в повышении платежеспособного спроса на товары. А это в значительной мере зависит от уровня заработной платы основной массы трудящихся.Луйо Брентано – активный деятель «Союза социальной политики». Он предложил поднимать зарплату рабочим, давая тем самым повод для улучшения качества и количества производимых товаров.
Среди других представителей новой исторической школы необходимо отметить Карла Бюхера (1847-1930) - автора книги "Подъем национальной экономики". Являясь сторонником меновой концепции Бюхер разработал периодизацию экономической истории человечества, включавшую три вида хозяйств: а/замкнутое домашнее хозяйство-хозяйство без обмена; б/городское хозяйство-производство для непосредственного обмена; в/народное хозяйство -произведенные товары проходят несколько хозяйств. Последний вид хозяйства он отождествлял с капитализмом, существенной чертой которого, по его мнению, является обращение товаров. Решающее значение в развитии народного хозяйства Бюхер отводил денежному капиталу, который пребывает в состоянии непрерывного движения.
Карл Бюхер – автор «Возникновения народного хозяйства» (1893). В этом произведении он предложил схему, по которой развивалось народное хозяйство Европы. Схема очень проста и состоит из трех периодов развития общества:
1) натуральное хозяйство (все товары производили только для личного потребления в своем хозяйстве);
2) начало разделения труда (люди заметили, что некоторые товары они производят быстрее, а некоторые – медленнее, причем гораздо выгоднее поменяться с соседями недостающими товарами);
3) полное разделение труда (люди посчитали, что гораздо выгоднее производить один вид товаров, а остальные выменивать на рынке).
Бюхер предложил и собственную классификацию форм и стадий развития промышленности: первая стадия – домашнее, замкнутое производство; вторая стадия-труд ремесленника, на заказ; третья стадия – труд ремесленника на свободный рынок; четвертая стадия – домашнее производство для скупщика; пятая стадия – крупное фабричное производство.
Теоретическое наследие новой исторической школы, несмотря на ее противоречивый характер, оказало значительное положительное влияние на дальнейшее развитие политической экономии. Заслуга ее представителей состоит в том, что они заложили основы экономической социологии, обосновав единство правовых, социальных и экономических отношений. В учении новой исторической школы находятся истоки социально-институционального направления политической экономии и частично кейнсианского учения.
- 1. Развитие экономических учений Древнего Востока, Античного мира и средневековья..................................................................................................... 17
- 1.1. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока...................17
- 1.2. Экономическая мысль античности..............................................................28
- 1.3. Экономическая мысль эпохи средневековья...........................................35
- 2.5.3. Теория народонаселения т. Мальтуса.................................................. 93
- 4.2. Экономико-математическая школа в России и ссср...........................195
- Введение в историю экономических учений предмет истории экономических учении (иэу)
- 2. Методология истории экономических учений
- Периодизация иэу
- 4. Место иэу среди других дисциплин, ее значение
- 1. Развитие экономических учений древнего востока, античного мира и средневековья
- 1.1. Экономическая мысль цивилизаций древнего востока
- 1.1.1. Общая характеристика экономической мысли древнего мира
- 1.1.2. Предпосылки и проблемы экономической мысли древнего востока
- 1.1.3. Древнийц египет
- 1.1.4. Экономическая жизнь древней вавилонии. Кодекс царя хаммурапи
- 1.1.5. Древний китай
- 1.1.6. Древняя индия
- 1.1.7. Древний рим
- 1.2. Экономическая мысль античности.
- 1.2.2. Экономическая мысль древней греции. Ксенофонт и платон
- 1.2.3. Аристотель
- 1.3. Экономическая мысль эпохи средневековья
- 1.3.1. Особенности экономической мысли европейского средневековья
- 1. 3.2. Экономическое учение ибн-хальдуна
- 1.3.3. Экономическая мысль средневековья. Августин. Фома аквинский.
- 1.3.4. Особенности возникновения и становления экономической мысли древней руси. «русская правда», ермолай-еразм
- 2. Систематизация экономических знаний. Первые экономические системы
- 2.1. Исторические и социально-экономические предпосылки меркантилизма
- 2.1.1 Социально-экономические предпосылки возникновения меркантилизма
- 2.1.2. Ранний меркантилизм
- 2.1.3. Поздний меркантилизм
- 2.1.4. Ж.Б. Кольбер
- 2.1.7. Меркантилизм и.Т. Посошкова
- 2.1.8. Идеи меркантилизма в сочинениях в.Н. Татищева
- 2.1.9. Меркантилизм м.В. Ломоносова
- 2.1.10. Экономическая политика петра 1
- 2.2. Классическая политическая экономия
- 2.2.1. Общая характеристика классической политической экономии
- 2.2.2. Этапы эволюции классической политической экономии
- 2.2.3. Экономические взгляды у. Петти
- 2.2.4. Экономические взгляды п. Буагильбера
- 2.3. Экономическая теория физиократов
- 2.3.1. Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ о «чистом продукте»
- 2.3.2. «Экономическая таблица» ф. Кенэ
- 2. 3.3. Экономические воззрения а. Тюрго
- 2.4. Экономическое учение адама смита
- 2.4.1. Адам смит "исследование о природе и причинах богатства народов"
- 2.4.2. Предмет и метод а. Смита
- 2.4.3. Теория разделения труда, обмена и денег а.Смита
- 4.2.4. А. Смит о стоимости и доходах
- 2.4.5. А. Смит о труде, капитале, воспроизводстве
- 2.4.6. «Догма смита»
- 2.5. Давид рикардо, ж.-б. Сэй, т. Мальтус, дж. Милль - представители классической буржуазной политической экономии
- 2.5.1. Экономическое учение д. Рикардо
- Теория стоимости Был приверженцем трудовой теории стоимости.
- Теория ренты
- Теория заработной платы. Труд имеет естественную и рыночную стоимость:
- Теория денег
- 2.5.2. Экономическая мысль начала х1х века во франции. Учение ж.-б. Сэя
- 2.5.3. Теория народонаселения т. Мальтуса
- 2.5.4. «Железный закон заработной платы» т. Мальтуса
- 2.5.5. Экономическое учение дж. Милля
- 2.6. Сисмонди — продолжателть и завершатель классической политической экономии во франции, родоначальник нового направления в экономической науке — экономического романтизма
- 2.6.1. Экономические воззрения с. Сисмонди
- 2.7.1.Экономические воззрения п.-ж. Прудона
- 2.8. Экономические воззрения социалистов-утопистов. Сен-симон ш. Фурье, р. Оуэн.
- 2.8.2. Шарль фурье
- 2.8.3. Роберт оуэн
- 2.9.Марксизм
- 2.9.1. Исторические условия возникновения марксизма
- 2.9.2. Предмет и метод политической экономии к. Маркса
- 2.9.3. «Капитал» карла маркса
- 2.9.4. Карл маркс о товаре и его свойствах. Деньги и их функции
- 2.9.5. Карл маркс о постоянном и переменном капитале, прибавочной стоимости и прибыли
- 2.9.6. Взгляды карла маркса на земельную ренту теория цикличности экономического развития капитализма
- 2.9.7. Учение карла маркса о простом и расширенном воспроизводстве
- 2.10.Историческая школа
- 2.10.1. Возникновение исторической школы. Особенности воззрения фридриха листа на экономическое развитие нации
- 2.10.2. Вклад исторической школы в развитие экономической теории.
- 2.10.3. Методологические особенности исторической школы германии
- 2.10.4. Новая историческая школа
- 2.10.5. Новейшая историческая школа
- 3. Формирование и эволюция современной экономической мысли.
- 3.1 Маржиналистская революция
- 3.1.1. Предшественники маржинализма. Г. Госсен
- 3.1.2. Теория маржинализма. Методологичские принципы маржинализма.
- 3.1.3. Маржиналистская теория ценности и её преимущества
- 3.1.4. Маржиналистская революция, её причины и последствия
- 3.2. Первый этап маржиналистской революции
- 3.2.1 К. Менгер о «хозяйстве робинзона». Теория вменения
- 3.2.2. Концепция к. Менгера об обмене благ
- 3.2.3.. Теория ожидания е. Фон бём-баверка
- 3.2.4. Маржиналистские концепции у. Джевонса
- 3.2.5. Маржинальная концепция л.Вальраса
- 3.2.6. Экономические взгляды фридриха фон визера
- 3.3. Второй этап маржиналистской революциим
- 3.3.1. А. Маршалл об «экономикс»
- 3.3.2. А. Маршалл об издержках производства, влиянии уровня процентной ставки на склонность к накоплению
- 3.3.3. Закон «предельной производительности» дж. Кларка
- 3.3.4. Концепция общего экономического равновесия в. Парето
- 3.3.5. «Оптимум парето»
- 3.4. Кейнсианство
- 3.4.1. Общая характеристика кейнсианства
- 3.4.2.. Предмет и методология политэкономии по дж. Кейнсу
- 3.4.3. Меры государственного регулирования экономики в учении дж. Кейнса
- 3.4.4. Неокейнсианские доктрины
- 3.5. Ордолиберализм
- 3.5.1. Концепция социального рыночного хозяйства. Ордолиберализм
- 3.6. Монетаризм фридмена
- 3.6.1. Чикагская школа
- 3.6.2. Монетаризм м. Фридмена
- 3.7. Институцимонализм и поиск движущих сил общественного развития
- 3.7.1.Институционализм.
- 3.7.2. Экономические взгляды т. Веблена
- 3.7.3. Теория джона коммонса.
- 3.7.4. Концепция «измерения без теории» у. Митчелла
- 3.7.5. Экономические взгляды дж. Гэлбрейта
- 3.8. Йозеф шумпетер - основоположник теории инноваций
- 3.8.1. Синтетическая концепция шумпетера
- 3.9. Теория монополистической конкуренции э. Чемберлина
- 3.9.1. Экономические взгляды чемберлина
- 3.10. Неоклассический
- 3.10.1. Неоклассический синтез п. Самуэльсона, в. Леонтьева, д. Хикса
- 3.10.2. «Экономика» п. Самуэльсона
- 4. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Особенности развития эконосмической науки в россии.
- 4.1. Экономическая мысль россии конца хvш - первой трети хх века
- 4.1.1. Реформаторские идеи д.Н. Радищева
- 4.1.2. Концепция социально-экономических реформ в работах н.Г. Чернышевского
- 4.1.3. Экономическая мысль россии 1861-1917 гг.
- 4.1.4. Д.И. Пихно. А.Н. Маклашевский, в.К. Дмитриев
- 4.1.6. Экономическая мысль в россии предреволюционного и революционного периодов
- 4.1.7. Учение о больших циклах «конъюнктуры» н.Д. Кондратьева
- 4.1.8. Экономическое учение а.В. Чаянова
- 4.2. Экономико-математическая школа в россии и ссср
- 4.2.1. Экономические идеи е.Е. Слуцкого
- 4.2.2. Экономические взгляды л.В. Канторовича и в.В. Новожилова
- 4.2.3. Экономические взгляды г.А. Фельдмана
- 4.3. Современная российская экономическая мысль
- 4.3.1. Экономические взгляды с. Глазьева
- План Глазьева
- Общие рекомендации по изучению курса
- Литература
- Примерные темы рефератов
- 44. Теория народонаселения т. Мальтуса
- Реферат на тему:
- Литература