logo
уч

2.5.3. Теория народонаселения т. Мальтуса

Томас Роберт Мальтус (1766-1834). английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле.

Жизнь и деятельность Мальтуса относится к эпохе, когда в Англии происходил промышленный переворот. Массовое разорение мелких производителей, образование резервной армии труда, рост пауперизма вызывали протест обездоленных, нашедших свое выражение в радикальных идеях Годвина и других социалистов-утопистов, которые объявили частную собственность главной причиной нищеты и угнетения масс. Горячий отклик в стране нашла Французская буржуазная революция. Господствующие классы нуждались в идеологической защите существующих порядков. Их апологетом стал Мальтус.

Мальтус родился в состоятельной дворянской семье. Отец учёного, Дэниел Мальтус, был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо (с обоими он был лично знаком). В 1784 году Томас поступил в Джизус-колледж Оксфордского университета, где изучал математикуриторикулатынь и греческий язык. После окончания колледжа некоторое время был в нем членом совета и адъюнкт-профессором. В 1788 году он был посвящён в духовный сан англиканской церкви, что в те времена не требовало даже формальной веры в Бога. В 1796 он стал священником в городке Олбери (Суррей), в Англии тех лет это означало всего лишь государственную должность со скромной зарплатой и не особо обременительными обязанностями. С 1805 года Т. Мальтус руководил кафедрой современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, там же исполняя обязанности священника. К основным его работам следует отнести "Опыт о законе народонаселения" (1798), "Исследование о природе и возрастании земельной ренты" (1815), "Начала политической экономии" (1820). Мальтус рьяно отстаивал в них привилегии лендлордов, но там, где интересы землевладельца и капиталиста, совпадали, были направлены против рабочих. Мальтус пытался обелить господствующие классы, снять с них ответственность за нищету и страдания масс и представить как утопию всякое стремление к усовершенствованию существующего общественного строя. Этой цели и призван был служить памфлет Мальтуса "Опыт о законе народонаселения". Мальтус утверждал, что бедность есть результат действия природных факторов: во-первых убывающего плодородия земли, а , во-вторых, слишком быстрого прироста населения. Он обосновал тезис о том, что бедность явля­ется не результатом плохого правления, неправиль­ного распределения богатства и т.д., а следствием объективной причины - действия вечного естест­венного закона, согласно которому производство продуктов питания растет в арифметической пропор­ции, а население - в геометрической (удваиваясь каждые двадцать пять лет). Недостаточный рост про­изводства продуктов питания Т. Мальтус связывал с действием «закона убывающего плодородия». В результате этого закона перманентно обнаружива­ется разрыв между потребностями общества в продуктах питания. Иными словами, все бедствия не­обеспеченного населения, нищета вытекают из ес­тественных законов природы и не могут быть устранены на основе реализации тех или иных проектов переустройства общества. Т. Мальтус считал, что человечество стоит перед альтернативой: либо оно противопоставит инстинкту продолжения рода, естественному для всех животных, добровольное воздержание (добровольное самоограничение), либо рост численности населения будет сдерживаться губительными последствиями бедности - эпидемия­ми, болезнями, войнами, недоеданием, увеличени­ем смертности. Выход из создавшегося положения Т. Мальтус видел в одном - сокращении роста чис­ленности населения. Идея Мальтуса подсказала Ч. Дарвину идею естественного отбора в животном мире. Однако применительно к человеческому обще­ству она, естественно, была оценена общественно­стью как антигуманная.

Разрешение противоречия между слишком быст­рым увеличением численности населения и медленным ростом производства продуктов питания Т. Мальтус видел в сокращении рождаемости на ос­нове либо соблюдения людьми нравственных прин­ципов, добровольного самоограничения, либо огра­ничительных мер со стороны государства.

Оценивая теорию народонаселения Т.Мальтуса, следует обратить внимание на то, что, во-первых, как показывает исторический опыт, с повышением мате­риального и культурного уровня народов рождае­мость снижается без введения каких-либо ограничи­тельных мер или нравственных запросов и, во-вто­рых, технический прогресс в производстве продуктов питания позволяет значительно повысить темпы их роста.

Однако наиболее широкую известность ему принесла книга — "Опыт о законе народонаселения» (1798), где им был сфор­мулирован и обоснован указанный закон. Книга была выпущена анонимно и вызвала «неисчислимые нападки» научной общественности. Через пять лет он выпустил второе издание своей книги, которое, по словам А. Маршалла, было построено «на таком боль­шом количестве фактов и на столь тщательном их подборе, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки».