logo
уч

1.3.4. Особенности возникновения и становления экономической мысли древней руси. «русская правда», ермолай-еразм

Главной особенностью формирования экономических идей и принципов экономической политики в нашей стране является наличие периода феодализма, который составил временной отрезок длинною почти в 1000 лет.

В то же время процесс становления и развития отечественной экономической науки связан со спецификой социально-экономического развития и экономико-географического положения России. Экономическая мысль Русского государства, как и в других стра­нах, развивалась вместе с развитием общества. Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей, их нравственными понятиями. Поэтому при изучении экономиче­ской мысли Древней Руси следует обратить внимание на летописи, договоры, грамоты князей, церковную литературу.

В каждый период отечественной истории появлялись оригинальные документы, отражающие определенные экономические взгляды. Среди них:

Эти документы отражали идеи справедливости, нормы хозяйственных отношений, принципы укрепления централизованной власти. Важное место среди них занимает "Русская правда" — первый в истории кодекс законов Русского государства. Содержание ее отражало существовав­шие в Киевской Руси в XI-XIII вв. производственные отношения. «Русская Правда»— сборник установлений правды, закона. Это своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения «Правды», свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.

Сохранилось несколько вариантов «Русской Правды» — «краткой» и «пространной», первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. «Правда» складывалась с X по XII в. при Ярославе (978–1054) и его преемниках, детях, внуке – Владимире Мономахе (1053–1125). «Поучение» Мономаха – яркий литературный памятник, наставления и комментарий к Правде. Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Она не признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка («у кого меч острее, тот и берет верх»). Большинство статей Пространной Правды посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений – праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов («...за ссуду меда и жита возмещать надобно с надбавкой»13). Как письменный свод древнерусского права Русская Правда упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп, «верви» (общины). Права собственности, нормы займа, правила взыскания долгов, принципы наследования, право на имущество, определение наказаний за присвоение чужого имущества занимают существенное место в «Краткой Правде».За нарушения имущественных прав и за преступления против личности широко практиковались денежные возмещения.

Русская Правда не только памятник права, но и источник сведений о нормах хозяйственной жизни, экономических отношениях. Из нее мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках Правды есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем. Русская Правда позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой – «княжие люди» (дружина князя); затем идут «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); на нижней ступени – «холопы», за которых отвечает их господин. За нанесение увечья или убийство холопа полагается нести возмещение как за истребление или порчу чужого имущества. Холоп, ударивший свободного, может быть подвергнут побоям, или его хозяин должен уплатить пеню в виде возмещения.

Таким образом, «Русская Правда» — свод юридических норм, экономических понятий; документ, предписывающий правила поведения, установленные законом и обычаем, раскрывающий картину социально-экономических, хозяйственных отношений, экономических идей и представлений древнерусского народа.

Экономическая мысль XII—XV вв. способствовала прогрессу Русского государства, умножению его экономической и политической силы. Но это еще фрагменты, предыстоки, а не система взглядов. Документы, уставы, трактаты содержат отдельные наблюдения, излагают правила ведения хозяйства, выдвигают поучения и советы, в основном, в сочетании и соответствии с религиозными нормами и правилами.

Конец XV — начало XVI в. — один из важных этапов в истории русского народа. В этот период завершается процесс ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованно­го государства. Это способствовало экономическому прогрессу, разви­тию товарно-денежных отношений. Наряду с наследственной соб­ственностью бояр начало расширяться поместье, дворянское земле­владение как вознаграждение за службу. С образованием централи­зованного государства роль поместного дворянства значительно воз­росла.

Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразма. Большая часть его произве­дений посвящена богословской и нравоучительной тематике, но и в них он освещал актуальные социальные вопросы. По своим полити­ческим воззрениям Ермолай-Еразм — противник боярского свое­властия.

Значительное для своего времени произведение Ермолая-Ераз­ма под названием «Правительница» представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени.

Большое место в "Правительнице" занимает вопрос о положе­нии крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение. Стремясь облегчить положение крестьян, он считал не­обходимым освободить их от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на население городов. Повинности землевладельцам крестьяне, по его мнению, должны выполнять только в форме натурального оброка в размере пятой части добываемого ими продукта.

Размер обеспечения землей и крестьянами Еразм ставил в за­висимость от служебных достоинств и выполнения служебного дол­га. Нетрудовое богатство вельмож отвергалось им как несправедли­вое.

В "Правительнице" рассматривался вопрос о создании экономи­ческой основы Русского централизованного государства. Такую ос­нову Еразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения — раздача зем­ли крестьянам и служилым людям — отражала прежде всего инте­ресы новой, прогрессивной для того времени части общества — слу­жилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.

Контрольные вопросы к разделу 1

1. Первоначальное толкование экономики.

2. Назовите особенности экономической мысли Древнего Мира

3. Какие проблем возникали перед обществом со времен древних цивилизаций, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор.

4. Какими аргументами поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными отношениями.

5.Что являетсмя основой экономики Древнего Востока.

6. Какие две возможности превращения человека в раба существовали в Древнем Востоке.

7. Какую роль в экономической истории играло государство с момента его появления.

8. Какие основные проблемы стояли перед ранней экономической мыслью Древнего Востока.

9. Характерные признаки азиатского способа производства.

10. Главная его идея произведения "Речение Ипувера" (Древний Египет, начало XVIII в. до н.э.).

11. Что предусматривали законы Эшнунны в Древней Вавилонии.

12. Что отражал кодекс законов царя Хаммурапи (Древняя Вавилония, 1792-1750 гг. до н.э.). Его основная задача.

13. Столкновение каких двух тенденций в социально-экономической жизни Древнего Китая определяли важнейшую проблематику экономической мысли этого государства.

14. Каковы экономические взгляды Конфуция (Кун Цзы) (551--479 до н.э.) в сборнике «Лунь юй»(«Беседы и суждения»)(6 в. до н.э.).

15. Как описал свой жизненный путь Конфуций.

16. Какую главную задачу выдвигали авторы трактата «Гуань-цзы»(Китай, 4 – 3 векам до н.э).

17. Какие Вы знаете выдающиеся памятником истории экономической мысли древ­ней Индии.

18. О каких экономических проблемах писали в своих произведениях авторы Древнего Рима.

19. Чем природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран.

20. Что стало основной производственной ячейкой в Древней Греции.

21. Сушествование каких трех основных классов предполагала

социальная структура городов-полисов в Древней Греции.

22. Какие два основных хозяйственных типа греческих полисов можно выделить. Какие моменты характеризовали ГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС .

23. Какие три основных этапа прошло рабовладение.

24. В каких условиях формировались экономические взгляды древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

25. Как называл основной труд Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.). Какие проблемы он в нем рассматривает.

26. Проект чего разработал Платон (428-347 гг. до н.э.) и в каких трудах. Какую структуру должно иметь общество в соответствии с проектом.

27. Сторонником чего был Аристотель и проект чего он разрабатывал. На какие пять классов он делил граждан Греции.

28. К чему относил Аристотель хозяйственную деятельность. Что такое экономика и хрематистика по Аристотелю.

29. Дайте характеристику экономической мысли средневековья.

30. Что сле­дует считать важным научным достижением Ибн-Хальдуна (1332-1406). Какие три состояния согласно Ибн-Хальдуну прошло человечество.

31. Экономиические взгляды Августина Блаженный (353-430). На что считал Августин необходимым ориентировать хо­зяйственную деятельность. Опираясь на какое произведение он доказы­вал необходимость заниматься трудом, трудовой деятельностью. Интересам какого класса служило его учение.

32. Каковы экономические взгляды итальянского богослов Фома Аквинский. Что является основой хозяйства, экономической деятельности, отношение Фомы Аквинмкого к крупной торговле. Понятие "справедливая цена" и причины отступления от неё.

33. С чем связан процесс становления и развития отечественной экономической науки. Особенности возникновения и становления экономической мысли Древней Руси.

34. "Русская правда" — первый в истории кодекс законов Русского государства. Что отражало его содержание.

35. Конец XV — начало XVI в. — один из важных этапов в истории русского народа. Процесс чего завершается в этот период.

36. Экономические интересы кого выражал в XVI в. Ермолай - священник Московской дворцовой церкви, который позднее постригся в монахи под именем Еразм.

37. Под каким названием Ермолая-Ераз­ма представил первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. Что в нем изложено.

38. В "Правительнице" рассматривался вопрос о создании экономи­ческой основы Русского централизованного государства. В чем такую ос­нову видел Еразм, в области чего была предложенная им им реформа, чьи инте­ресы отражала реформа и на что была направлена.