logo
уч

3.6.1. Чикагская школа

Чикагская или монетарная школа, в основе которой лежала моне­тарная концепция, возникла в качестве альтернати­вы кейнсианству. Особую популярность она приоб­рела во второй половине 70-х и начале 80-х гг. про­шлого столетия. В этот период в экономике США и других развитых странах обнаружились негативные явления - рост потребительских цен (особенно бо­лезненным оказался взрыв цен на топливо и сырье), рост безработицы, падение производства. Это явле­ние получило название стагфляции (стагнация плюс инфляция), и для борьбы с ней меры, вытекающие из теории Кейнса, оказались недостаточными. Даже экономическая политика государства была не в со­стоянии решить задачу «магического треугольника» (темпы, занятость, устойчивость цен).

В этих условиях внимание экономистов привлекли ранее сформулированные рекомендации монетаристов (чикагской школы). Эти рекомендации основы­вались на следующих положениях:

1. Рыночная экономика является сама по себе достаточно устойчивой и не требует (как полагал Кейнс) корректирующего воздействия государства. Отсюда даже возник лозунг: «Назад к Смиту!». Рынок обладает свойством амортизировать шоковые импульсы, являющиеся результатом внешнего вмешательства самостоятельно.

2. Самым важным инструментом воздействия государства на экономику является денежная политика. Между темпами роста денежной массы и динамикой валового национального продукта существует корреляционная зависимость. Отсюда следует, что регулирование динамики денежной массы можно рассматривать как средство воздействия на темпы роста ва­лового национального продукта.

3. При регулировании экономики следует ориенти­ровать ее развитие на решение долгосрочных задач. Денежная политика государства должна быть нацеле­на не на текущие или краткосрочные изменения, а преследовать долговременные цели.