2. Методология истории экономических учений
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности. Методологически история экономических учений опирается на совокупность прогрессивных методов экономического анализа. ИЭУ использует следующие методы:
Исторический метод. Последовательный, придерживается хронологического порядка рассматривать появления экономических теорий, их развитие, изменение. Развитие осуществляется через формирование научных школ. Предметной единицей ИЭУ являлись научные школы: 1. Меркантилистская (до 18 в., Англия) 2. Школа физиократов (конец 18 в., Франция) 3. Классическая (Адам Смит, 18 в.) 4. Историческая (сер. 19 в.) 5. Марксистская (2 пол. 19 в.) 6. Австрийская (70 г. 19 в.) 7. Кембриджская и американская (конец 19 начало 20 в.) 8. Институциональная (нач.20 в.) 9.Неолиберальная (нач. 20 в. ) 10. Кейнсианская (нач. 20 в.).
ИЭУ изучает не только формирование научных школ, но и этапы развития экономической науки. ИЭУ - это теория соревнования школ. Каждая школа дает варианты ответов. Исторический подход позволяет “вписывать” экономические теории в контекст экономической жизни, выявлять обусловленность экономических теорий, осуществлять их проверку временем. Исторический подход должен присутствовать при оценке теорий и их авторов: важно рассматривать любые идеи с позиции того времени, когда эти идеи зародились, важно отмечать то новое, что появилось в данных теориях по сравнению с предшествующими. Логический метод. Каждая школа изучается с точки зрения основных положений. Логический метод предполагает отбор имен основных представителей школ, что позволяет проследить логику формирования основных положений экономических теорий, принципов познания. Познание логики развития экономической мысли позволяет обеспечить понимание обусловленности экономических теорий, их взаимодействия, диалектического развития. ИЭУ обеспечивает “связь времён”, преемственность экономических знаний, позволяет убедиться в “жизнеспособности” тех или иных теорий, отслеживая их рождение, становление, проверку временем. В этом случае экономическая теория предстаёт не как набор готовых истин, верных на все времена, а как живая, развивающаяся система знаний, где всё обусловлено не только исторически, но и взаимным влиянием элементов данной системы (т.е. системы экономических знаний), а также всеми другими элементами глобальной системы - человеческого общества. ИЭУ помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций; позволяет осмыслить относительность экономических знаний.
Критический метод. ИЭУ дает обзор длительных последовательных попыток систематизации знаний об экономических явлениях и формирования на этой основе системы понятий, объясняющих экономическую жизнь. Каждая школа - это веха на данном пути. Как оценивать вклад каждой школы на данном этапе:
а) по собственной мерке - будут высвечиваться достоинства концепции школы;
б) с точки зрения нынешнего знания - каждая школа толкуется как этап заблуждений и ошибок. 2 подхода в оценке школ:
Релятивистский - предполагает рассмотрение каждой школы и ее концепции как более или менее точное отражение тогдашних условий, каждая теория в принципе, оправдана. Релятивисты не классифицируют теории различных периодов в терминах "лучше" или "хуже";
Абсолютистский - следит только за интеллектуальным развитием предмета, которое рассматривается как неуклонный прогресс от ошибки к истине, от менее достоверного к более достоверному, абсолютисты оценивают теорию по количеству рекомендаций и их практическому
применению.
Недостаточность релятивистского подхода связано с тем, что он игнорирует наличие единого предмета у всех школ. Этим предметом является структура и механизм рыночной экономики. Абсолютисты игнорируют принципы формирования знаний, методологию. При анализе и оценке экономических школ должны учитывать ту оценку, которая они дают друг другу, т.е. критический метод предполагает взаимное сравнение школ.
Использование критического метода позволяет выявить две линии во взаимосвязи между школами. 1. Преемственность. 2. Ревизия, отталкивание, неприятие.
Не последнее место в совокупности методов занимает классовый подход. В этом отличие курса ИЭУ от экономической теории, где данный метод может привести к искажению истины (закон стоимости не меняется от точки зрения на него). В курсе же ИЭУ нас интересует не сама истина, а постижение её, которое во многом определяется социальной, классовой принадлежностью автора. Так, одна и та же ситуация начала ХIХ века по разному оценивалась представителями буржуазии, выразителями идей пролетариата, защитниками интересов мелких производителей. Это определило одновременное наличие разных теорий, отражающих одну и ту же реальность. Кроме классовой позиции такая ситуация может быть объяснена и национальной принадлежностью автора теории, его образованностью, личностными характеристиками, различными системами ценностей, различным менталитетом. Всё это многообразие факторов определяет форму экономического учения, всё это чрезвычайно важно и должно быть в зоне внимания исследователя ИЭУ. Наличие разнообразных точек зрения и трактовок позволяет глубже разобраться в ситуации и обеспечивает “объёмное” видение в большей мере соответствующее неодномерной реальности.
- 1. Развитие экономических учений Древнего Востока, Античного мира и средневековья..................................................................................................... 17
- 1.1. Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока...................17
- 1.2. Экономическая мысль античности..............................................................28
- 1.3. Экономическая мысль эпохи средневековья...........................................35
- 2.5.3. Теория народонаселения т. Мальтуса.................................................. 93
- 4.2. Экономико-математическая школа в России и ссср...........................195
- Введение в историю экономических учений предмет истории экономических учении (иэу)
- 2. Методология истории экономических учений
- Периодизация иэу
- 4. Место иэу среди других дисциплин, ее значение
- 1. Развитие экономических учений древнего востока, античного мира и средневековья
- 1.1. Экономическая мысль цивилизаций древнего востока
- 1.1.1. Общая характеристика экономической мысли древнего мира
- 1.1.2. Предпосылки и проблемы экономической мысли древнего востока
- 1.1.3. Древнийц египет
- 1.1.4. Экономическая жизнь древней вавилонии. Кодекс царя хаммурапи
- 1.1.5. Древний китай
- 1.1.6. Древняя индия
- 1.1.7. Древний рим
- 1.2. Экономическая мысль античности.
- 1.2.2. Экономическая мысль древней греции. Ксенофонт и платон
- 1.2.3. Аристотель
- 1.3. Экономическая мысль эпохи средневековья
- 1.3.1. Особенности экономической мысли европейского средневековья
- 1. 3.2. Экономическое учение ибн-хальдуна
- 1.3.3. Экономическая мысль средневековья. Августин. Фома аквинский.
- 1.3.4. Особенности возникновения и становления экономической мысли древней руси. «русская правда», ермолай-еразм
- 2. Систематизация экономических знаний. Первые экономические системы
- 2.1. Исторические и социально-экономические предпосылки меркантилизма
- 2.1.1 Социально-экономические предпосылки возникновения меркантилизма
- 2.1.2. Ранний меркантилизм
- 2.1.3. Поздний меркантилизм
- 2.1.4. Ж.Б. Кольбер
- 2.1.7. Меркантилизм и.Т. Посошкова
- 2.1.8. Идеи меркантилизма в сочинениях в.Н. Татищева
- 2.1.9. Меркантилизм м.В. Ломоносова
- 2.1.10. Экономическая политика петра 1
- 2.2. Классическая политическая экономия
- 2.2.1. Общая характеристика классической политической экономии
- 2.2.2. Этапы эволюции классической политической экономии
- 2.2.3. Экономические взгляды у. Петти
- 2.2.4. Экономические взгляды п. Буагильбера
- 2.3. Экономическая теория физиократов
- 2.3.1. Экономическое учение физиократов. Ф. Кенэ о «чистом продукте»
- 2.3.2. «Экономическая таблица» ф. Кенэ
- 2. 3.3. Экономические воззрения а. Тюрго
- 2.4. Экономическое учение адама смита
- 2.4.1. Адам смит "исследование о природе и причинах богатства народов"
- 2.4.2. Предмет и метод а. Смита
- 2.4.3. Теория разделения труда, обмена и денег а.Смита
- 4.2.4. А. Смит о стоимости и доходах
- 2.4.5. А. Смит о труде, капитале, воспроизводстве
- 2.4.6. «Догма смита»
- 2.5. Давид рикардо, ж.-б. Сэй, т. Мальтус, дж. Милль - представители классической буржуазной политической экономии
- 2.5.1. Экономическое учение д. Рикардо
- Теория стоимости Был приверженцем трудовой теории стоимости.
- Теория ренты
- Теория заработной платы. Труд имеет естественную и рыночную стоимость:
- Теория денег
- 2.5.2. Экономическая мысль начала х1х века во франции. Учение ж.-б. Сэя
- 2.5.3. Теория народонаселения т. Мальтуса
- 2.5.4. «Железный закон заработной платы» т. Мальтуса
- 2.5.5. Экономическое учение дж. Милля
- 2.6. Сисмонди — продолжателть и завершатель классической политической экономии во франции, родоначальник нового направления в экономической науке — экономического романтизма
- 2.6.1. Экономические воззрения с. Сисмонди
- 2.7.1.Экономические воззрения п.-ж. Прудона
- 2.8. Экономические воззрения социалистов-утопистов. Сен-симон ш. Фурье, р. Оуэн.
- 2.8.2. Шарль фурье
- 2.8.3. Роберт оуэн
- 2.9.Марксизм
- 2.9.1. Исторические условия возникновения марксизма
- 2.9.2. Предмет и метод политической экономии к. Маркса
- 2.9.3. «Капитал» карла маркса
- 2.9.4. Карл маркс о товаре и его свойствах. Деньги и их функции
- 2.9.5. Карл маркс о постоянном и переменном капитале, прибавочной стоимости и прибыли
- 2.9.6. Взгляды карла маркса на земельную ренту теория цикличности экономического развития капитализма
- 2.9.7. Учение карла маркса о простом и расширенном воспроизводстве
- 2.10.Историческая школа
- 2.10.1. Возникновение исторической школы. Особенности воззрения фридриха листа на экономическое развитие нации
- 2.10.2. Вклад исторической школы в развитие экономической теории.
- 2.10.3. Методологические особенности исторической школы германии
- 2.10.4. Новая историческая школа
- 2.10.5. Новейшая историческая школа
- 3. Формирование и эволюция современной экономической мысли.
- 3.1 Маржиналистская революция
- 3.1.1. Предшественники маржинализма. Г. Госсен
- 3.1.2. Теория маржинализма. Методологичские принципы маржинализма.
- 3.1.3. Маржиналистская теория ценности и её преимущества
- 3.1.4. Маржиналистская революция, её причины и последствия
- 3.2. Первый этап маржиналистской революции
- 3.2.1 К. Менгер о «хозяйстве робинзона». Теория вменения
- 3.2.2. Концепция к. Менгера об обмене благ
- 3.2.3.. Теория ожидания е. Фон бём-баверка
- 3.2.4. Маржиналистские концепции у. Джевонса
- 3.2.5. Маржинальная концепция л.Вальраса
- 3.2.6. Экономические взгляды фридриха фон визера
- 3.3. Второй этап маржиналистской революциим
- 3.3.1. А. Маршалл об «экономикс»
- 3.3.2. А. Маршалл об издержках производства, влиянии уровня процентной ставки на склонность к накоплению
- 3.3.3. Закон «предельной производительности» дж. Кларка
- 3.3.4. Концепция общего экономического равновесия в. Парето
- 3.3.5. «Оптимум парето»
- 3.4. Кейнсианство
- 3.4.1. Общая характеристика кейнсианства
- 3.4.2.. Предмет и методология политэкономии по дж. Кейнсу
- 3.4.3. Меры государственного регулирования экономики в учении дж. Кейнса
- 3.4.4. Неокейнсианские доктрины
- 3.5. Ордолиберализм
- 3.5.1. Концепция социального рыночного хозяйства. Ордолиберализм
- 3.6. Монетаризм фридмена
- 3.6.1. Чикагская школа
- 3.6.2. Монетаризм м. Фридмена
- 3.7. Институцимонализм и поиск движущих сил общественного развития
- 3.7.1.Институционализм.
- 3.7.2. Экономические взгляды т. Веблена
- 3.7.3. Теория джона коммонса.
- 3.7.4. Концепция «измерения без теории» у. Митчелла
- 3.7.5. Экономические взгляды дж. Гэлбрейта
- 3.8. Йозеф шумпетер - основоположник теории инноваций
- 3.8.1. Синтетическая концепция шумпетера
- 3.9. Теория монополистической конкуренции э. Чемберлина
- 3.9.1. Экономические взгляды чемберлина
- 3.10. Неоклассический
- 3.10.1. Неоклассический синтез п. Самуэльсона, в. Леонтьева, д. Хикса
- 3.10.2. «Экономика» п. Самуэльсона
- 4. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Особенности развития эконосмической науки в россии.
- 4.1. Экономическая мысль россии конца хvш - первой трети хх века
- 4.1.1. Реформаторские идеи д.Н. Радищева
- 4.1.2. Концепция социально-экономических реформ в работах н.Г. Чернышевского
- 4.1.3. Экономическая мысль россии 1861-1917 гг.
- 4.1.4. Д.И. Пихно. А.Н. Маклашевский, в.К. Дмитриев
- 4.1.6. Экономическая мысль в россии предреволюционного и революционного периодов
- 4.1.7. Учение о больших циклах «конъюнктуры» н.Д. Кондратьева
- 4.1.8. Экономическое учение а.В. Чаянова
- 4.2. Экономико-математическая школа в россии и ссср
- 4.2.1. Экономические идеи е.Е. Слуцкого
- 4.2.2. Экономические взгляды л.В. Канторовича и в.В. Новожилова
- 4.2.3. Экономические взгляды г.А. Фельдмана
- 4.3. Современная российская экономическая мысль
- 4.3.1. Экономические взгляды с. Глазьева
- План Глазьева
- Общие рекомендации по изучению курса
- Литература
- Примерные темы рефератов
- 44. Теория народонаселения т. Мальтуса
- Реферат на тему:
- Литература