logo search
2011 - P

3. Механизм реализации региональной экономической политики

Важным практическим инструментом реализации государственной региональной экономической политики является четкое законодательное распределение полномочий, ответственности и финансово-экономической базы между разными уровнями управления: общегосударственным, региональным и местным.

ТЕМА 3

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ УКРАИНЫ

План

1. ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ. ДИСПРОПОРЦИИ МЕЖДУ УРОВНЯМИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ.

2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ.

3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ УКРАИНЫ.

Украина – одна из крупнейших стран Европы. Как независимое государство на карте мира она появилась 24 августа 1991 г. По ряду показателей Украина может быть сравнима с ведущими странами мира (табл. 3.1).

Таблица 3.1.

Основные показатели, характеризующие Украину в сравнении с некоторыми другими странами мира (2004 г.)

Страна

Площадь,

тыс. км2

Население, млн. чел.

Плотность, чел. на 1 км2

ВВП,

Долл.

ВВП на одного жителя, тыс. долл. (по ППС)

Франция

552

59,9

109

1,7 трлн.

7 место

29,3

20 место

Республика Корея

99

48

49

993 млрд.

14 место

20,4

43 место

Испания

506

41,3

82

1,4 трлн.

11 место

25,1

29 место

Бельгия

33

10

30

323 млрд.

27 место

31,4

14 место

Беларусь

208

10

50

68 млрд.

62 место

6,9

99 место

Украина

603,7

48

80

303 млрд.

29 место

6,3

106 место

Территория Украины отличается компактностью. Протяженность с запада на восток 1316 км, с севера на юг – 893 км.

Если вспомнить историю формирования территории Украины, то на протяжении многих десятилетий ее отдельные части входили в состав других государств (Польши, Австро-Вингрии, России и т. д.). Естественно, это оказывало влияние на специализацию регионов, уровень их экономического развития. Мы же остановимся на последних десятилетиях, когда Украина будучи в нынешних территориальных границах входила в состав СССР. В этот период ее хозяйственная специализация формировалась по принципу дополнения к другим элементам единого народнохозяйственного комплекса Советского Союза. Иными словами, СССР функционировал как единый организм, а его республики выполняли функции отдельных органов (кто-то был всесоюзной кузницей, кто-то житницей, кто-то здравницей).

В советские времена эффективность такой специализации рассматривалась с позиций системного подхода. Однако, с точки зрения Украины она не всегда была оправдана. На ее территории был создан мощный материало-, энергоемкий и экологически небезопасный комплекс (и все это при дефиците собственных энергоносителей).

Т. о., Украина играла значительную роль в создании материально-технической базы всего Советского Союза и была одной из значимых и ведущих республик. На момент выхода из состава СССР, занимая менее 3% его территории и имея менее 20% всего населения Союза, Украина производила около 20% промышленной и 25% сельскохозяйственной продукции.

Обусловленный распадом СССР разрыв связей с республиками бывшего Союза отрицательно сказался на функционировании многих предприятий, отраслей и экономики Украины в целом.

В настоящий момент Украина представляет собой относительно развитое индустриальное государство. В общем выпуске товаров и услуг доля промышленности (добывающей, обрабатывающей, производства и распределения электроэнергии, газа и воды) составляет более 50%, в то время как доля сельского хозяйства составляет около 10%, строительства – 4, транспорта – 9, оптовой и розничной торговли – 9%. В самой промышленности наибольший удельный вес занимает черная металлургия (табл. 3.2).

Таблица 3.2.

Отраслевая структура промышленного производства Украины, %

Отрасль

1990

1995

2000

2005

Вся промышленность

100

100

100

100

в том числе:

Электроэнергетика

3

11

12

12

Топливная промышленность

6

13

10

10

Металлургия, всего

черная

цветная

12

11

1

23

22

2

30

27

2

24

н.д.

н.д.

Химия и нефтехимия

6

7

6

7

Машиностроение

31

16

13

14

Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная

3

2

2

3

Производство стройматериалов

3

4

3

3

Легкая промышленность

11

3

2

1

Пищевая промышленность

19

15

17

17

Прочие отрасли

7

5

5

9

Как видно из таблицы, на момент выхода из состава СССР на базовые отрасли (металлургию, химию, топливную и энергетическую, т.е., наиболее материало-, энергоемкие и экологически опасные) приходилось менее 30%. В настоящий момент эта цифра превышает 50%, что говорит о крайне утяжеленной структуре экономики.

Кроме того, вместе с ростом удельного веса базовых отраслей повысилась энергоемкость единицы ВВП. За годы независимости она возросла почти в 2 раза, превысив критические параметры, и составляет 1,91 кг условного топлива на 1 долл. ВВП (тогда как в странах ЕС – 0,2 кг). Вот почему рост цен на энергоносители является губительным для Украины при ее уровне энергопотребления. Особенно остро это ощутимо на промышленном Востоке.

Одновременно в 2 раза снизился удельный вес ведущей наукоемкой отрасли промышленности – машиностроения – определяющей возможности расширенного воспроизводства на новой технической и технологической основе. Наряду с хронической недостачей финансовых ресурсов, это послужило одной из причин повышения физического и морального износа основных производственных фондов. В настоящее время в ведущих отраслях он составляет теперь 50-70%. Поэтому обеспечение устойчивой работы промышленности требует значительных инвестиций на реконструкцию и модернизацию производственного аппарата.

Исторически размещение производства на территории Украины осуществлялось крайне нерационально: сложилась его высокая концентрация в Донбассе и Приднепровье (что создает огромную экологическую нагрузку на территорию, которая в 7 раз превышает средние показатели по Украине) и низкая – в Западном регионе.

Трудоемкие отрасли в Украине, а также отрасли, занятые производством потребительских товаров, были развиты недостаточно. В совокупности с неравномерным размещением производства это способствовало дисбалансу в использовании трудовых ресурсов по регионам Украины. По сравнению с 1990 г. удельный вес одной из главных трудоемких отраслей – легкой промышленности – снизился в 10 раз.

Все это привело к значительным региональным диспропорциям вУкраинееи появлении в ней т. н. депрессивных территорий (территорий, утративших внутреннюю социально-экономическую безопасность уровень развития которых, есть гораздо более низким среди территорий такого типа).

Так, наиболее развитыми промышленными регионами являются Днепропетровская, Донецкая, Луганская, Харьковская области и г. Киев., на долю которых приходится более половины промышленного производства Украины. Вместе с тем, удельный вес Волынской Закарпатской, Кировоградской, Тернопольской, Херсонской, Черновицкой областей и г. Севастополь не превышает 1% от общего промышленного производства по стране.

Также отличается и конкурентоспособность регионов Украины на внешних рынках. В общем объеме экспорта удельный вес Донецкой, Днепропетровской и Запорожской областей составляет почти половину, но львиную долю в их экспорте составляет продукция горнорудной, металлургической и химической промышленности. Вместе с тем удельный вес половины регионов в общеукраинском экспорте не превышает 1%.

Существует большая разница в инвестиционной привлекательности регионов для иностранных инвестиций. Наивысший рейтинг для инвестиций имеет г. Киев (сюда уходит 1/3 часть всех иностранных инвестиций), а также Днепропетровская, Киевская, Запорожская, Донецкая и Одесская области.

Такие существенные отличия в уровне развития регионов обуславливает различную степень участия в наполнении государственного бюджета, а также различия между основными социальными показателями регионов Украины (размер среднемесячной заработной платы, уровень безработицы и занятости, уровень жизни и др.). Подобная ситуация закономерно формирует объективные региональные противоречия между индустриально более развитыми и менее развитыми регионами. А это в свою очередь создает угрозу экономической безопасности и территориальной целостности страны.

Все это, несмотря на наличие значительного природно-ресурсного потенциала, производственных мощностей и квалифицированных кадров, препятствует эффективному использованию экономического потенциала Украины и ее переходу на траекторию устойчивого развития. И хотя, в настоящее время Украина продолжает входить в число государств-лидеров по абсолютному размеру ВВП (29 место), но по размеру ВВП в расчете на одного жителя остается на низком уровне: 106 место в мире в 2004 году (для сравнения: Российская Федерация – 79 место).

Следует также отметить, что после обретения независимости и вплоть до 2000 г. имела место устойчивая тенденция падения объемов производства ВВП. И только в 2000 г. динамика с негативной сменилась на позитивную. Более того, в 2003-2004 гг. по темпам экономического роста (более 9%) Украина приблизилась к уровню Китая – самой динамично развивающейся страны в мире и существенно опередила страны ЕС и США, среднегодовые темпы роста которых составили только 2-4%. Темпы же промышленного производства в Украине достигали 15% (табл. 3.3).

Таблица 3.3.

Реальный ВВП Украины (%, к предыдущему году)

Год

1991

1995

1996

1997

1998

1999

ВВП

91

88

90

97

98

100

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

ВВП

106

109

105

109

112

102

Но политические перемены последних лет, непродуманные институциональные и хозяйственные преобразования оказали отрицательное влияние на ВВП и темпы роста объемов производства в Украине. С очень высоких (более 12%) они снизились почти до нулевых к началу 2006 г.

Действительно, сегодня реалии таковы, что Украине крайне необходимы реформы, связанные со структурной перестройкой экономики, снижением диспропорций в развитии между регионами, привлечением инвестиций, сохранением и дальнейшим развитием человеческого капитала, обеспечением рационального природопользования и др.

Поэтому на первый план должны выйти не политические амбиции, а научно обоснованные подходы к решению актуальных социально-экономических проблем Украины. Для этого требуется выявлять и учитывать закономерности развития национального хозяйства, его региональные особенности, диспропорции в уровне развития регионов, а также возможности дальнейшего эволюционного реформирования в соответствии с национальными стратегическими интересами.