7. Современное состояние и проблемы развития черной металлургии украины.
С конца 90-х годов после периода спада предприятия черной металлургии начали наращивать объемы производства (табл. 9.1).
Таблица 9.1.
Показатели работы черной металлургии Украины, млн. т.
Добыто и произведено | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2007 |
Железная руда | 105 | 51 | 56 | 63 (2004) | 78 |
Марганцевая руда | 7 | 3,2 | 2,7 | 2,3 (2004) | н.д. |
Чугун | 45 | 18 | 26 | 32 | 36 |
Сталь | 53 | 22 | 32 | 28 | 29 |
Прокат | 39 | 17 | 23 | 23 | 25 |
Трубы стальные | 7 | 1,6 | 1,7 | 2,4 | 2,8 |
Во многом "оживление" украинской металлургии обеспечил вступивший в силу в 1999 г. Закон "О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса Украины". Участникам эксперимента была реструктурирована задолженность и предоставлен ряд льгот по уплате налогов и сборов.
Благодаря этим мерам были проведены ряд работ по капитальному ремонты печей и обновлены технологии на некоторых метпредприятиях Украины, что позитивно сказалось на объемах и качестве продукции. Следует отметить, что в 2003 г. темпы роста в отрасли были одни из наиболее высоких в украинской экономике (около 14%).
В последние годы на украинского производителя приходится около 6% общего объема мировой торговли металлопродукцией. На экспорт идет около 80% произведенной продукции. Основными ее потребителями являются Ближний Восток, страны Юго-Восточной Азии, страны СНГ, ЕС и Турция.
Тем не менее, существует ряд негативных моментов, отрицательно сказывающихся на работе отрасли и состоянии экономике Украины в целом.
В период спада в экономике Украины (90-е годы) имело место снижение потребностей в металле. Отрасль была вынуждена переориентироваться на экспорт. Но такая экспортная ориентациясоздает угрозу для стабильной работы отрасли при неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Так, благоприятная ситуация на рынке металлопродукции в 2003-2004 г.г. позволила отечественным производителям получить высокие прибыли и, соответственно, обеспечила значительные поступления в бюджет Украины. Но кризис в отрасли в конце 2008 г. во многом связанный с экспансией на мировом рынке китайских металлокомпаний – обратная сторона медали этого явления.
Особое значение приобретает также проблема возмещения НДС экспортерам. Известные трудности с полным и своевременным бюджетным возмещением налога мешают нормальному функционированию предприятий и приводят к удорожанию украинского экспорта.
В последние годы сильно обострилась проблема обеспечения сырьем черной металлургии– прежде всего кокса и металлолома.
С 2003 г. в результате принятия Закона Украины "О вывозной пошлине на отходы и лом цветных металлов" резко возросли масштабы вывоза металлолома. С 1 января 2003 г. экспортная цена лома повысилась на 10%, что сделало его вывоз рентабельным. В последние годы нехватка лома для внутреннего потребления стала очень ощутима. Но меры не принимаются, т. к. только в 2004 г. за экспорт металлолома государство получило поступления в бюджет в сумме около 370 млн. грн. (это 40% поступлений по статье "Вывозная пошлина").
Так же ощущается явный дефицит кокса на внутреннем рынке Украины в результате его экспорта.
Одной из главных особенностей отечественной металлургии является высокая энергоемкость производства (в 1,5 раза выше, чем в развитых странах) из-за использования устаревших технологий.
В Украине так же имеет место техническое отставание отрасли.Коэффициент износа оборудования в черной металлургии составляет 70% (в США этот показатель на уровне 20%). С превышением установленных сроков эксплуатации работает 80% доменных и мартеновских печей, 90% прокатных станов, 20% конверторов. Из-за этого отрасль характеризуется повышенной трудоемкостью и 2/3 производственного персонала металлургических заводов Украины приходится на вспомогательные цеха.
Такое техническое и технологическое отставание отрицательно влияет на качество и конкурентоспособность украинской продукции на мировом рынке. Около половина выпускаемой стали в Украине составляет сталь рядовых марок с низкими параметрами качества. Вот почему только 70% украинского экспорта может быть сертифицировано в соответствии с международными стандартами. По этим же причинам (невозможность выпускать на имеющемся оборудовании некоторые марки высококачественных сталей и проката, а также высокие цены на отечественную металлопродукцию) в Украине в последние годы увеличился импорт металлопродукции из других стран.
Вопросом первостепенного значения является так же негативное влияние черной металлургии на окружающую среду: на ее долю приходится почти половина всех выбросов промышленности (в т.ч.: 25% – пыли, 50% – серы) и 25% потребления воды. Ярким примером загрязняющего воздействия является город Мариуполь с 2 металлургическими комбинатами на своей территории, который создает 45% всех токсичных отходов Донецкой области.
И эта проблема опять связана с энергосбережением. Экономия (т. е. уменьшение сжигания) топлива на предприятиях означает соответствующее (до 50%) сокращение выбросов токсичных газов. Т. о., экономия ресурсов вследствие обновления технологий позволяет решать двуединую задачу: удешевление продукции и уменьшение вредных выбросов. Экономия же сырья достигается путем увеличения удельного веса металлолома в составе шихты и максимально возможная утилизация отходов.
Что касается утилизации, шлаки и шламы составляют до 80% отходов выплавки чугуна и стали. Но и они являются источником сырья для металлургии, т. к. из них можно дополнительно извлекать металл, а также изготавливать цемент, кирпич, щебень, пемзу, пески, удобрения и т. д. Поэтому важной задачей является прекращение их вывоза в отвалы. Но в настоящее же время перерабатывают только 60% от их общего количества.
Таким образом, дальнейшее развитие металлургии Украины должно идти в следующих направлениях:
бездоменное производство стали (методом прямого восстановления железа в электропечах);
строительство "мини-заводов" на основе, опять же, электросталеплавильных печей;
совмещения разливки с прокаткой и получении таким образом заготовок, требующих минимальной доработки до готовой продукции;
заготовка лома прежде всего для нужд отечественной индустрии;
улучшение сбора отходов черных металлов;
переход на альтернативные природному газу виды топлива.
В частности, добыча и запасы подходящих марок донецких углей достаточны для того, чтобы внедрить на предприятиях Донецкого региона технология вдувания ПУТ и снизить расход кокса на 30-40%.
Т. е., стратегия дальнейшего развития отрасли должна быть ориентирована на использование местной сырьевой базы и большей ориентации на внутренний рынок.
- Тема 1. Теоретические основы курса «региональная экономика» план.
- 2. Закономерности, принципы и факторы рпс.
- 1. Приближение производства к источникам сырья, топлива и потребителям;
- 3.Предпосылки размещения производительных сил.
- 2. Демографические предпосылки рпс.
- 3. Экономические предпосылки рпс:
- 3.1. Историко-экономические предпосылки.
- 3.2. Формы общественной организации производства:
- 3.3. Территориальное разделение труда.
- 4. Основные показатели экономического развития страны.
- 2. Основы региональной политики и принципы регионального управления
- 3. Механизм реализации региональной экономической политики
- 2. История возникновения и особенности развития регионов украины
- 3. Экономическое районирование украины
- 2. Характеристика природно-ресурсного потенциала украины и ее регионов
- 3. Минеральные ресурсы украины и их территориальное размещение
- Основные полезные ископаемые Украины и их месторасположение
- 4. Экологические последствия использования прп в украине. Политика ресурсосбережения и стратегия устойчивого развития
- Тема 6 «региональные аспекты размещения
- 2. Угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией в украине
- 3. Зарубежный опыт по проведению демографической политики и ее основные направления в украине
- Тема7. «донецкая область в территориальном и
- Основные показатели, характеризующие Донецкую область в сравнении с другими странами и регионами (2004 г.)
- Основные показатели социально-экономического развития донецкой области в сравнении с украиной и соседними областями за январь-август 2008 года
- 3. Население и трудовые ресурсы региона
- 4. Современный экономический потенциал донецкой области и ее место в экономике украины.
- 5.Основные проблемы и направления развития региона
- Тема 8: «топливно-энергетический комплекс украины».
- 4. Торфяная промышленность.
- 1. Понятие топливно-энергетического баланса и топливно-энергетического комплекса страны.
- Структура топливно-энергетических балансов различных стран мира, %
- Динамика добычи важнейших энергетических ресурсов Украины
- 4. Торфяная промышленность
- Тема 9: «черная металлургия украины» План
- 2. Горнорудная промышленность украины.
- 3. Производство чёрных металлов.
- 48 Доменными печами;
- 5. Трубная промышленность.
- 6. Производство огнеупоров, флюсов и коксохимическое производство.
- 7. Современное состояние и проблемы развития черной металлургии украины.
- Тема 10: «цветная металлургия украины».
- 2. Алюминиевая промышленность украины.
- 3. Медно-никелевая промышленность.
- 4. Свинцово-цинковая промышленность.
- 5. Титановая промышленность.
- 6. Сурьмяно-ртутная промышленность.
- 7. Урановая промышленность.
- 8. Металлургия редких и редкоземельных металлов.
- 9. Металлургия благородных металлов.
- 10. Вторичная цветная металлургия.
- 11. Современные проблемы развития цветной металлургии украины.
- Тема 11: «машиностроительный комплекс украины» План
- 3. Общая характеристика, отраслевая структура и размещение машиностроительного комплекса украины
- 4. Современные проблемы развития машиностроения украины
- Тема 12: «химический комплекс украины». План
- 2. Горно-химическая промышленность украины.
- 3. Неорганическая (или основная) химия.
- 4. Химия органического синтеза
- 5. Фармацевтическая промышленность.
- 6. Проблемы и направления развития химической промышленности украины.
- Тема 13: «индустриально-строительный комплекс украины» План
- 1. Роль индустриально-строительного комплекса в экономике страны.
- 2. Добыча и производство строительных материалов в украине.
- Динамика производства основных видов строительных материалов в Украине
- 3. Строительство.
- 4. Строительное машиностроение.
- 5. Проектно-конструкторские работы и подготовка кадров.
- ЪТема 14: «транспортный комплекс украины»
- 1. Роль транспорта в экономике украины.
- 2. Железнодорожный транспорт украины
- 4. Трубопроводный транспорт
- 9. Электронный транспорт.
- Тема 15: «агропромышленный комплекс украины».
- 3. Основные реформы в аграрном секторе украины
- 4. Современное состояние апк украины и проблемы его развития
- Тема 16: «внешнеэкономическая деятельность украины».
- 2. Международная торговля украины.
- 3. Кредитование и инвестирование. Роль сэз и тпр в привлечение инвестиций в страну.
- Льготы и стимулы
- 4. Научно-техническое сотрудничество.
- 5. Совместное предпринимательство.
- 6. Туризм.
- 7. Направления развития вэд украины.