logo
2011 - P

7. Современное состояние и проблемы развития черной металлургии украины.

С конца 90-х годов после периода спада предприятия черной металлургии начали наращивать объемы производства (табл. 9.1).

Таблица 9.1.

Показатели работы черной металлургии Украины, млн. т.

Добыто и произведено

1990

1995

2000

2005

2007

Железная руда

105

51

56

63 (2004)

78

Марганцевая руда

7

3,2

2,7

2,3 (2004)

н.д.

Чугун

45

18

26

32

36

Сталь

53

22

32

28

29

Прокат

39

17

23

23

25

Трубы стальные

7

1,6

1,7

2,4

2,8

Во многом "оживление" украинской металлургии обеспечил вступивший в силу в 1999 г. Закон "О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса Украины". Участникам эксперимента была реструктурирована задолженность и предоставлен ряд льгот по уплате налогов и сборов.

Благодаря этим мерам были проведены ряд работ по капитальному ремонты печей и обновлены технологии на некоторых метпредприятиях Украины, что позитивно сказалось на объемах и качестве продукции. Следует отметить, что в 2003 г. темпы роста в отрасли были одни из наиболее высоких в украинской экономике (около 14%).

В последние годы на украинского производителя приходится около 6% общего объема мировой торговли металлопродукцией. На экспорт идет около 80% произведенной продукции. Основными ее потребителями являются Ближний Восток, страны Юго-Восточной Азии, страны СНГ, ЕС и Турция.

Тем не менее, существует ряд негативных моментов, отрицательно сказывающихся на работе отрасли и состоянии экономике Украины в целом.

В период спада в экономике Украины (90-е годы) имело место снижение потребностей в металле. Отрасль была вынуждена переориентироваться на экспорт. Но такая экспортная ориентациясоздает угрозу для стабильной работы отрасли при неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Так, благоприятная ситуация на рынке металлопродукции в 2003-2004 г.г. позволила отечественным производителям получить высокие прибыли и, соответственно, обеспечила значительные поступления в бюджет Украины. Но кризис в отрасли в конце 2008 г. во многом связанный с экспансией на мировом рынке китайских металлокомпаний – обратная сторона медали этого явления.

Особое значение приобретает также проблема возмещения НДС экспортерам. Известные трудности с полным и своевременным бюджетным возмещением налога мешают нормальному функционированию предприятий и приводят к удорожанию украинского экспорта.

В последние годы сильно обострилась проблема обеспечения сырьем черной металлургии– прежде всего кокса и металлолома.

С 2003 г. в результате принятия Закона Украины "О вывозной пошлине на отходы и лом цветных металлов" резко возросли масштабы вывоза металлолома. С 1 января 2003 г. экспортная цена лома повысилась на 10%, что сделало его вывоз рентабельным. В последние годы нехватка лома для внутреннего потребления стала очень ощутима. Но меры не принимаются, т. к. только в 2004 г. за экспорт металлолома государство получило поступления в бюджет в сумме около 370 млн. грн. (это 40% поступлений по статье "Вывозная пошлина").

Так же ощущается явный дефицит кокса на внутреннем рынке Украины в результате его экспорта.

Одной из главных особенностей отечественной металлургии является высокая энергоемкость производства (в 1,5 раза выше, чем в развитых странах) из-за использования устаревших технологий.

В Украине так же имеет место техническое отставание отрасли.Коэффициент износа оборудования в черной металлургии составляет 70% (в США этот показатель на уровне 20%). С превышением установленных сроков эксплуатации работает 80% доменных и мартеновских печей, 90% прокатных станов, 20% конверторов. Из-за этого отрасль характеризуется повышенной трудоемкостью и 2/3 производственного персонала металлургических заводов Украины приходится на вспомогательные цеха.

Такое техническое и технологическое отставание отрицательно влияет на качество и конкурентоспособность украинской продукции на мировом рынке. Около половина выпускаемой стали в Украине составляет сталь рядовых марок с низкими параметрами качества. Вот почему только 70% украинского экспорта может быть сертифицировано в соответствии с международными стандартами. По этим же причинам (невозможность выпускать на имеющемся оборудовании некоторые марки высококачественных сталей и проката, а также высокие цены на отечественную металлопродукцию) в Украине в последние годы увеличился импорт металлопродукции из других стран.

Вопросом первостепенного значения является так же негативное влияние черной металлургии на окружающую среду: на ее долю приходится почти половина всех выбросов промышленности (в т.ч.: 25% – пыли, 50% – серы) и 25% потребления воды. Ярким примером загрязняющего воздействия является город Мариуполь с 2 металлургическими комбинатами на своей территории, который создает 45% всех токсичных отходов Донецкой области.

И эта проблема опять связана с энергосбережением. Экономия (т. е. уменьшение сжигания) топлива на предприятиях означает соответствующее (до 50%) сокращение выбросов токсичных газов. Т. о., экономия ресурсов вследствие обновления технологий позволяет решать двуединую задачу: удешевление продукции и уменьшение вредных выбросов. Экономия же сырья достигается путем увеличения удельного веса металлолома в составе шихты и максимально возможная утилизация отходов.

Что касается утилизации, шлаки и шламы составляют до 80% отходов выплавки чугуна и стали. Но и они являются источником сырья для металлургии, т. к. из них можно дополнительно извлекать металл, а также изготавливать цемент, кирпич, щебень, пемзу, пески, удобрения и т. д. Поэтому важной задачей является прекращение их вывоза в отвалы. Но в настоящее же время перерабатывают только 60% от их общего количества.

Таким образом, дальнейшее развитие металлургии Украины должно идти в следующих направлениях:

В частности, добыча и запасы подходящих марок донецких углей достаточны для того, чтобы внедрить на предприятиях Донецкого региона технология вдувания ПУТ и снизить расход кокса на 30-40%.

Т. е., стратегия дальнейшего развития отрасли должна быть ориентирована на использование местной сырьевой базы и большей ориентации на внутренний рынок.