2. Железнодорожный транспорт украины
Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям. Широко используется как во внутренних, так и в международных связях.
Его преимущества:
надежность;
регулярность, наличие возможностей перевозки грузов и пассажиров независимо от времени года и погодный условий;
малая степень воздействия на окружающую среду;
небольшая энергоёмкость перевозочных работ (потребление энергии на железнодорожном транспорте в 6 раз меньше, чем в авиации, и в 3 раза меньше, чем в автотранспорте).
Тем не менее, есть страны, которые вообще не имеют железных дорог (например, Кипр, Исландия, Лаос).
Общая же протяженность железной дороги в мире составляет 1,2 млн. км.
В настоящее время эксплуатационная длина железных дорогУкраины составляет почти 23 тыс. км. (для сравнения – в Германии и Франции - более 30 тыс. км). Из них 35% – двух- или многопутные.
Железнодорожный транспорт Украины по общей длине путей (23тыс.км.)
занимает четвертое место в мире (после США, России, Канады).
Территориальножелезнодорожный транспорт разделен на 6 железных дорог:Юго-Западную (центр – Киев), Львовскую, Южную (Харьков), Донецкую (ее протяженность - почти 3 тыс. км), Приднепровскую и Одесскую.
В состав железнодорожного транспорта входят:
· шесть железных дорог (Львовская, Приднепровская, Донецкая, Одесская, Южная и Юго-Западная), которые обслуживают все 24 области Украины и Республику Крым;
· Украинский центр по обслуживанию пассажиров;
· метрополитены - Киевский, Харьковский, строящиеся Днепропетровский и Донецкий;
· объединение “Укрзалізпром”, в состав которого входят 23 завода;
· 6 заводов подчиненных Управлению дорожного хозяйства;
· объединение “Укрпромзалізпром”;
· заводы железобетонных шпал;
· организации материально-технического снабжения;
· торгово-производственные объединения;
· объединение дорожных ресторанов;
· проектные институты;
· промышленное объединение “Трансформація”.
В составе 6 железных дорог Украины функционируют 1833 станции, из них 51 - сортировочных, 75 основных и 48 оборотных локомотивных депо, 10 пассажирских, 5 рефрижераторных и 66 грузовых вагонных депо, 44 дистанции энергоснабжения, 72 дистанции сигнализации и связи и 110 дистанций пути.
Средняя плотность железнодорожных путейв Украине –37 кмна 1 тыс. км2 (для сравнения – в Европейской части России – 15 км).Что касается Донецкого региона, то по густоте железнодорожной сети он не имеет себе равных среди других стран (кроме Бельгии). На каждую тысячу км2 в Донецкой области приходится – 61 км железных дорог. Наименьшая плотность – в Херсонской области – 16 км.
Перевезення вантажів за видами транспорту (млн. т)
-
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Транспорт
1529
1579
1558
1654
1731
1805
1873
1970
наземний
1514
1564
1541
1635
1710
1784
1850
1946
залізничний
357
370
393
445
462
450
479
514
автомобільний1
939
977
947
973
1027
1121
1167
1236
трубопровідний
218
216,4
201
217
221
213
204
196
водний
15
15
16,4
19
21
21
23
24
морський
6,3
8
8,8
9
9
8
9
9
річковий
8,3
7
7,6
10
12
13
14
15
авіаційний
0,0
0,0
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
Вантажооборот за видами транспорту (млрд. ткм)
-
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Транспорт
394,1
394,0
411,3
457,5
480,1
473,6
494,6
510,3
наземний
379,6
380,2
397,9
442,4
464,9
457,4
475,9
491,3
залізничний
172,8
177,5
193,1
225,3
234,0
224,0
240,8
262,5
автомобільний1
19,3
18,5
20,6
24,4
28,8
35,3
40,6
46,7
трубопровідний
187,5
184,2
184,2
192,7
202,1
198,1
194,5
182,1
водний
14,5
13,8
13,0
14,6
14,9
15,9
18,4
18,6
морський
8,6
10,1
8,8
9,9
9,3
9,6
12,1
12,9
річковий
5,9
3,7
4,2
4,7
5,6
6,3
6,3
5,7
авіаційний
0,0
0,0
0,4
0,5
0,3
0,3
0,3
0,4
Железные дороги – наиболее рентабельный вид транспорта для перевозок: каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции на дальние расстояния. Поэтому с его помощью в последние годы перевозится около 30% всех грузов.
Значительной проблемойразвития железнодорожного транспорта Украины является высокая степень изношенности основных фондов. Часть инфраструктурных объектов железной дороги устарела и не отвечает современным требованиям.
Если рассматривать пассажирские перевозки, то проблемы заключаются в отсутствии надлежащего сервиса, низком санитарном уровень вагонов, отсутствии развлечений на протяжении длительных поездок (видео, вагона-ресторана, детского вагона и т.п.).
Более половины железнодорожных путей в Украине смонтирована на деревянных шпалах, из которых до 15% непригодны для дальнейшего использования.
До 60% железнодорожной колеи не электрифицировано, что не дает возможности повсеместно использовать электровозную тягу, а только тепловозную.
Важной проблемой для Украины в плане интеграции железной дороги в европейскую единую железнодорожную систему является приведение ширины украинской колеи (1524 мм) к европейскому образцу (1435 мм). В настоящее время на границе с европейскими странами существуют сложные системы перевода поездов из колеи в колею, что требует содержания на западной границе страны 14 специально оборудованных станций, 11 станций по перегрузке импортных грузов и 8 пунктов перестановки на колею западного образца. Это значительно снижает эффективность работы железнодорожного транспорта и наносит ощутимый удар это по транзитным перевозкам.
Существенным недостатком является отсутствие в Украине скоростных железных дорог (для достижения скорости 200-300 км/час). И хотя имеются участки дороги, где поезда развивают скорость до 160 км/час, но средняя скорость движения нашего подвижного состава не превышает 30 км/час.
Для решения проблемна государственном уровне была разработана "Государственная программа развития железнодорожного транспорта Украины", предусматривающая совершенствование и дальнейшее развитие железнодорожных перевозок на ближайшие годы. Но без государственных инвестиций железная дорога не сможет решить всех проблем. Во всех развитых странах железные дороги находятся на государственных дотациях.
3. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ.
Автомобильный транспорт является неоспоримым лидером в пассажирских и грузовых перевозках. В последние годы более половины всех грузов и почти половина пассажировбыла перевезена с его использованием.
Перевезення вантажів автомобільним транспортом за регіонами (млн. т)
-
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Україна1
938,9
977,3
947,3
973,3
1027,4
1120,8
1167,2
1236,1
Автономна Республіка Крим
17,0
18,3
17,6
19,5
19,1
20,1
21,5
26,4
області
Вінницька
28,3
28,3
27,8
24,2
27,7
26,9
30,3
33,8
Волинська
7,6
8,0
7,9
9,9
10,8
10,3
11,6
13,2
Дніпропетровська
234,9
258,4
254,0
256,2
274,0
303,7
325,1
341,6
Донецька
125,3
129,7
145,7
137,7
147,1
170,5
182,5
193,1
Житомирська
29,3
30,9
30,8
31,0
34,1
35,0
38,2
44,7
Закарпатська
10,8
11,7
10,5
11,4
10,8
13,7
16,5
15,3
Запорізька
40,0
40,5
38,4
45,1
43,8
46,3
51,3
50,7
Івано-Франківська
13,1
12,7
9,5
9,9
9,1
10,0
10,2
11,3
Київська
36,3
32,2
35,2
35,4
40,4
33,5
32,1
49,6
Кіровоградська
16,3
18,8
15,6
15,3
20,0
25,1
28,1
28,2
Луганська
26,1
38,8
31,3
49,9
32,0
31,8
28,3
29,1
Львівська
29,6
27,3
21,4
25,1
20,9
20,3
21,8
20,6
Миколаївська
13,6
19,3
18,5
19,1
23,7
30,8
30,7
27,2
Одеська
24,9
31,0
20,8
16,4
19,7
23,0
24,7
25,5
Полтавська
95,3
90,5
87,5
85,2
95,6
108,9
115,5
122,2
Рівненська
15,5
15,7
16,7
17,4
18,5
18,4
18,9
19,6
Сумська
19,4
17,4
16,6
14,5
15,2
13,4
13,0
13,7
Тернопільська
13,0
12,7
9,9
9,4
10,1
9,5
13,0
13,4
Харківська
27,8
30,4
28,7
33,3
36,3
36,5
35,3
38,7
Херсонська
13,2
12,3
10,1
8,8
9,9
11,4
11,8
13,2
Хмельницька
25,3
24,9
21,5
24,6
27,6
24,6
23,9
26,7
Черкаська
33,9
26,1
26,5
23,5
27,9
46,7
30,0
24,4
Чернівецька
5,7
6,8
6,2
7,4
8,2
8,3
8,9
8,1
Чернігівська
13,2
13,1
13,3
12,8
14,7
15,0
14,2
14,1
міста
Київ
16,4
14,8
13,6
16,2
16,9
17,8
20,1
21,5
Севастополь
7,1
6,7
11,7
14,1
13,3
9,3
9,7
10,2
Его преимущества:
перевозка "от дверей до дверей";
значительная маневренность, мобильность и оперативность.
Но есть и недостатки:
высокая себестоимость;
частичная зависимость от погодных условий;
загрязнение окружающей среды.
Вследствие преимущественно равнинного характера рельефа Украины автомобильный транспорт развивается почти равномерно на всей ее территории, но более плотная сеть автодорог характерна для западного региона страны.Лидером по плотности являетсяЛьвовская область, где на 1 тыс.км2 приходится 382 км дорог общего пользования. Наименьшая плотность – в Херсонской области – 173 км.
Вантажооборот автомобільного транспорту за регіонами (млн. ткм)
-
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Україна1
19281,6
18457,0
20593,1
24386,8
28847,1
35244,0
40566,5
46692,4
Автономна Республіка Крим
489,2
493,5
581,8
583,1
710,8
737,4
810,0
1085,2
області
Вінницька
582,2
625,0
709,7
801,5
971,8
1034,5
1188,3
1568,9
Волинська
321,3
258,7
428,0
693,6
758,6
998,3
1253,2
1336,0
Дніпропетровська
1389,7
1485,7
1675,4
1700,5
2071,8
2180,6
2660,0
2992,2
Донецька
1301,9
1475,6
1747,2
1950,4
2019,8
2202,4
2523,0
2737,7
Житомирська
482,2
469,5
501,6
607,1
713,2
724,4
852,5
1001,6
Закарпатська
423,5
429,7
548,7
743,8
915,4
1755,5
2041,2
2253,0
Запорізька
2838,9
1468,1
1456,9
1601,3
1571,6
2912,1
2437,9
2884,0
Івано-Франківська
327,5
263,4
290,5
360,5
409,3
520,8
716,7
903,1
Київська
1103,2
1584,3
1300,5
1522,9
1799,5
2402,5
2624,3
3433,4
Кіровоградська
263,2
287,2
314,8
354,1
418,4
561,5
697,5
821,5
Луганська
887,5
883,2
1015,7
1253,9
1352,6
1697,5
1740,3
2100,5
Львівська
1748,8
1226,3
1117,1
1553,6
1837,4
1911,3
2478,6
2786,3
Миколаївська
272,8
386,1
438,1
572,0
659,0
848,3
1140,8
1168,2
Одеська
623,5
790,6
875,0
858,3
1258,4
1264,0
1476,6
1587,3
Полтавська
866,2
890,3
1105,4
1076,9
1438,0
1611,0
2021,4
2331,7
Рівненська
434,1
435,3
540,0
706,6
806,1
939,5
1227,7
1283,4
Сумська
490,2
417,4
438,6
513,3
559,5
603,0
653,7
758,1
Тернопільська
308,6
307,1
356,6
383,3
507,2
551,8
769,5
1039,2
Харківська
611,0
684,9
969,2
1230,0
1548,3
1778,6
2201,2
2570,2
Херсонська
282,9
224,7
260,3
274,9
384,4
638,6
753,9
980,8
Хмельницька
587,3
622,2
605,0
1007,7
1036,8
1248,7
1610,1
1588,4
Черкаська
661,3
504,8
575,9
648,7
797,1
1194,2
1148,4
1282,7
Чернівецька
193,6
207,2
253,4
353,6
392,7
372,6
449,3
618,5
Чернігівська
288,0
297,5
392,4
445,9
592,6
773,1
846,6
942,9
міста
Київ
1434,9
1666,8
1977,1
2443,9
3113,8
3657,8
4031,2
4301,6
Севастополь
68,1
71,9
118,2
145,4
167,0
124,0
212,6
336,0
Общая длина автомобильных дорог Украины составляет до 170 тыс. км (это почти 11% всех автодорог СНГ), в том числе с твердым покрытием – 164 тыс. км. (для сравнения – во Франции – 983 тыс. км, Италии – 815 тыс. км).
Однако приближены к европейским стандартам только менее 1,5% от общей протяженности всех автодорог Украины, а это только 2,3 тыс. км. К дорогам первой категории относятся автомагистрали Киев-Одесса и Киев-Борисполь (это скоростные дороги с 4-мя и более полосами движения и шириной проезжей части более 15 м с бетонным или асфальтобетонным покрытием).
В целом автодороги Украины не отвечают европейским стандартам по многим показателям, в частности таким как: качество покрытия, скорость передвижения, нагрузка на ось, обеспеченность современными дорожными знаками и разметкой, а также необходимым количеством пунктов технической и медицинской помощи, заправок, телефонной связи и т.д. До 30% дорог в сельской местности вообще без твердого покрытия и в период неблагоприятных природных условий непригодны для эксплуатации.
Инвестиции в строительство дорог очень малы, хотя они могут быть достаточно выгодным объектом для капиталовложений (во-первых, часть дорог можно сделать платными, и, во-вторых, вдоль дорог формируется достаточно мощная инфраструктура).
- Тема 1. Теоретические основы курса «региональная экономика» план.
- 2. Закономерности, принципы и факторы рпс.
- 1. Приближение производства к источникам сырья, топлива и потребителям;
- 3.Предпосылки размещения производительных сил.
- 2. Демографические предпосылки рпс.
- 3. Экономические предпосылки рпс:
- 3.1. Историко-экономические предпосылки.
- 3.2. Формы общественной организации производства:
- 3.3. Территориальное разделение труда.
- 4. Основные показатели экономического развития страны.
- 2. Основы региональной политики и принципы регионального управления
- 3. Механизм реализации региональной экономической политики
- 2. История возникновения и особенности развития регионов украины
- 3. Экономическое районирование украины
- 2. Характеристика природно-ресурсного потенциала украины и ее регионов
- 3. Минеральные ресурсы украины и их территориальное размещение
- Основные полезные ископаемые Украины и их месторасположение
- 4. Экологические последствия использования прп в украине. Политика ресурсосбережения и стратегия устойчивого развития
- Тема 6 «региональные аспекты размещения
- 2. Угрозы национальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией в украине
- 3. Зарубежный опыт по проведению демографической политики и ее основные направления в украине
- Тема7. «донецкая область в территориальном и
- Основные показатели, характеризующие Донецкую область в сравнении с другими странами и регионами (2004 г.)
- Основные показатели социально-экономического развития донецкой области в сравнении с украиной и соседними областями за январь-август 2008 года
- 3. Население и трудовые ресурсы региона
- 4. Современный экономический потенциал донецкой области и ее место в экономике украины.
- 5.Основные проблемы и направления развития региона
- Тема 8: «топливно-энергетический комплекс украины».
- 4. Торфяная промышленность.
- 1. Понятие топливно-энергетического баланса и топливно-энергетического комплекса страны.
- Структура топливно-энергетических балансов различных стран мира, %
- Динамика добычи важнейших энергетических ресурсов Украины
- 4. Торфяная промышленность
- Тема 9: «черная металлургия украины» План
- 2. Горнорудная промышленность украины.
- 3. Производство чёрных металлов.
- 48 Доменными печами;
- 5. Трубная промышленность.
- 6. Производство огнеупоров, флюсов и коксохимическое производство.
- 7. Современное состояние и проблемы развития черной металлургии украины.
- Тема 10: «цветная металлургия украины».
- 2. Алюминиевая промышленность украины.
- 3. Медно-никелевая промышленность.
- 4. Свинцово-цинковая промышленность.
- 5. Титановая промышленность.
- 6. Сурьмяно-ртутная промышленность.
- 7. Урановая промышленность.
- 8. Металлургия редких и редкоземельных металлов.
- 9. Металлургия благородных металлов.
- 10. Вторичная цветная металлургия.
- 11. Современные проблемы развития цветной металлургии украины.
- Тема 11: «машиностроительный комплекс украины» План
- 3. Общая характеристика, отраслевая структура и размещение машиностроительного комплекса украины
- 4. Современные проблемы развития машиностроения украины
- Тема 12: «химический комплекс украины». План
- 2. Горно-химическая промышленность украины.
- 3. Неорганическая (или основная) химия.
- 4. Химия органического синтеза
- 5. Фармацевтическая промышленность.
- 6. Проблемы и направления развития химической промышленности украины.
- Тема 13: «индустриально-строительный комплекс украины» План
- 1. Роль индустриально-строительного комплекса в экономике страны.
- 2. Добыча и производство строительных материалов в украине.
- Динамика производства основных видов строительных материалов в Украине
- 3. Строительство.
- 4. Строительное машиностроение.
- 5. Проектно-конструкторские работы и подготовка кадров.
- ЪТема 14: «транспортный комплекс украины»
- 1. Роль транспорта в экономике украины.
- 2. Железнодорожный транспорт украины
- 4. Трубопроводный транспорт
- 9. Электронный транспорт.
- Тема 15: «агропромышленный комплекс украины».
- 3. Основные реформы в аграрном секторе украины
- 4. Современное состояние апк украины и проблемы его развития
- Тема 16: «внешнеэкономическая деятельность украины».
- 2. Международная торговля украины.
- 3. Кредитование и инвестирование. Роль сэз и тпр в привлечение инвестиций в страну.
- Льготы и стимулы
- 4. Научно-техническое сотрудничество.
- 5. Совместное предпринимательство.
- 6. Туризм.
- 7. Направления развития вэд украины.