Товарная структура экспорта Российской Федерации, в %2
| 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Экспорт - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье | 1,8 | 1,6 | 1,9 | 2,6 | 2,5 | 1,8 | 1,9 | 1,8 |
минеральные продукты | 42,5 | 53,8 | 54,7 | 55,2 | 57,3 | 57,8 | 64,6 | 65,7 |
продукция химической промышленности, каучук | 10 | 7,2 | 7,5 | 6,9 | 6,9 | 6,6 | 6 | 5,6 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
продукция лесной и целлюлозно-бумажной промышленности | 5,6 | 4,3 | 4,4 | 4,6 | 4,2 | 3,9 | 3,4 | 3,2 |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 1,5 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,4 | 0,3 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них | 26,7 | 21,7 | 18,8 | 18,7 | 17,8 | 20,2 | 16,9 | 16,4 |
машины, оборудование и транспортные средства | 10,2 | 8,8 | 10,5 | 9,5 | 9 | 7,8 | 5,6 | 5,8 |
прочие | 1,3 | 1,5 | 1,2 | 1,4 | 1,4 | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
Подавляющая часть экспорта РФ приходится на минеральные продукты, из которых большинство – топливно-энергетические продукты, при этом их доля в последние годы постоянно растет.
Владимирская область не обладает существенными топливно-энергетическими ресурсами на территории, и в структуре экономики области, деятельность по «добыче полезных ископаемых» занимает незначительную часть – 0,7% от всего объема промышленного сектора экономики, тогда как обрабатывающие производства занимают 87,8%.
Таким образом, доля Владимирской области в экспорте сырья невелика, товарная структура внешней торговли области представлена, в основном, продукцией обрабатывающих производств и не меняется в течение продолжительного периода времени, поскольку представлена продукцией ОПК.
Следовательно это имеет только положительные последствия: вступление России в ВТО, с одной стороны, не приведет к значительному снижению экспорта продукции производителей Владимирской области, поскольку ВТО стимулирует, в основном, торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией. С другой стороны основу регионального экспорта Владимирской области составляет продукция ОПК, которая не регулируется нормами ВТО. Но это не отвечает на вопрос о причине недостаточной конкурентоспособности продукции, производимой в регионе.
В настоящее время основными потребителями продукции, произведенной во Владимирской области, среди государств участников СНГ являются: Белоруссия, Украина и Казахстан. Со странами дальнего зарубежья Владимирская область имеет минимальные торговые связи, выпускаемая на ее территории продукция, за исключением нескольких предприятий, не востребована на широких рынках. Это может говорить как о ориентированности производства на внутренние рынки, так и о недостаточной поддержке производителей на внешних рынках.
Экономическая самодостаточность региона, которая определяется отсутствием монопроизводств и региональной специализации, позволяет с минимальными затратами развивать достаточно широкий спектр производств и услуг, быстро реагировать в дальнейшем на изменение экономической конъюнктуры. Прямое влияние макрофакторов на социально-экономическое положение Владимирской области незначительно, но развитие промышленности, в т.ч. наукоемкого машиностроения, позволит Владимирской области увеличить экспорт своей продукции уже в 2018-2027 гг. в разы.
После вступления России в ВТО, произойдет усиление влияния макрофакторов на регион. Снятие барьеров и ограничений по свободному перемещению товаров со стороны других стран усилит негативные последствия глобальной товарной конкуренции. Это может привести к сокращению действующих производств, в тех видах экономической деятельности, которые обеспечивают выпуск продукции высокой степени переработки и которые по специфике своей деятельности вынуждены выдерживать конкуренцию со стороны стран СНГ и ЕС – в первую очередь имеются в виду такие отрасли как: машиностроение, металлообработки, производства продуктов питания.
- Разработка концепции стратегии
- Введение
- I. Определение места и роли региона в составе России, механизмы продвижения инвестиций
- 1. Рейтинг основных проблем региона
- 1.1 Определение исходных показателей
- 1.2 Анализ полученных результатов
- 1.3 Ранжирование основных проблем региона
- 1.4 Цели и задачи стратегического развития Владимирской области, вытекающие из рейтингового анализа
- 2. Важнейшие внешние и внутренние факторы влияния на экономику региона
- 2.1 Внешние факторы
- 2.1.1 Макрофакторы
- Товарная структура экспорта Российской Федерации, в %2
- 2.1.2 Мезофакторы
- 2.1.3 Микрофакторы
- 2.2 Важнейшие внутренние факторы
- 2.2.1 Промышленный фактор
- 2.2.2 Научно-технический фактор
- 2.2.3 Строительный фактор
- 2.2.4 Рекреационный фактор
- 2.2.5 Сельскохозяйственный фактор
- 2.2.6 Социальный фактор
- 3. Механизмы продвижения инвестиций
- 3.1 Инвестиционная деятельность региона
- 3.2 Предложения по продвижению инвестиций
- 3.3 Ключевые факторы повышения инвестиционной привлекательности
- 3.4 Совершенствование инвестиционного законодательства
- 3.5 Формирование системы прямого инвестиционного маркетинга
- 3.6 Развитие бизнес-инфраструктуры
- 3.7 Реконструкция жилищно-коммунального хозяйства
- 3.8 Кадровое обеспечение приоритетных инвестиционных проектов
- 3.9 Критерии отбора инвестиционных приоритетов
- 3.10 Критерии определения перспективных видов экономической деятельности для привлечения прямых инвестиций
- 3.11 Определение целевых инвесторов и маркетинговая программа
- 4. Значение экономики региона в экономике России
- 4.1 Постановка задачи
- 4.2 Основные виды деятельности, по которым регион занимает сильные позиции в стране
- 4.3 Основные мировые и общероссийские тенденции, определяющие направления экономического развития региона
- 4.4 Отрасли экономики, определяющие значение экономики региона в экономике страны до 2027 года
- 4.5 Расчетные показатели по видам деятельности
- II. Формулирование стратегических альтернатив и определение критериев оценки для стратегического выбора
- 1. Стратегические альтернативы
- 1.1 Инерционный сценарий
- 1.1.1 Стратегическое позиционирование
- 1.1.1.1 Промышленность
- 1.1.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.1.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.1.1.4 Туризм и рекреация
- 1.1.1.5 Человеческий капитал
- 1.1.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.1.3 Последовательность действий
- 1.1.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.1.3.2 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.1.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.1.4 Потребности в ресурсах
- 1.1.5 Риски
- 1.2 Агломерационный сценарий
- 1.2.1 Стратегическое позиционирование
- 1.2.1.1 Промышленность
- 1.2.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.2.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.2.1.4 Туризм и рекреация
- 1.2.1.5 Человеческий капитал
- 1.2.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.2.3 Последовательность действий
- 1.2.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.2.3.3 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.2.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.2.4 Потребности в ресурсах
- 1.2.5 Риски
- 1.3 Комплексный инновационный сценарий
- 1.3.1 Стратегическое позиционирование
- 1.3.1.1 Промышленность
- 1.3.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.3.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.3.1.4 Туризм и рекреация
- 1.3.1.5 Человеческий капитал
- 1.3.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.3.3 Последовательность действий
- 1.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.3.2 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.3.4 Потребности в ресурсах
- 1.3.5 Риски
- 2. Критерии оценки для стратегического выбора
- 2.1 Соответствие стратегическим целям
- 2.1.1 Соответствие федеральным целям
- 2.1.2 Соответствие корпоративным целям и целям регионов-соседей
- 2.1.3 Соответствие областным целям
- 2.2 Выбор сценария
- 3. Стратегическое видение и миссия
- 3.1 Ключевая идеология
- 3.2 Целевые ориентиры
- Целевые ориентиры в экономике и социальной сфере на период до 2027 года
- 3.3 Базовые стратегии
- 4. Стратегические цели в экономике и социальной сфере
- 4.1 Конкурентоспособная экономика и кластеры развития
- 4.2 Расширение рынков сбыта продукции и услуг
- 4.3 Бюджетная самодостаточность региона
- III. Среднесрочный стратегический план
- 1. Цель и задачи Среднесрочного стратегического плана
- 2. Этапы и сроки Среднесрочного стратегического плана
- 3. Мероприятия Среднесрочного стратегического плана
- 3.1 Промышленность
- 3.2 Логистика, грузоперевозки, складирование
- 3.3 Сельское хозяйство
- 3.4 Туризм и рекреация
- 3.5 Строительство (промышленность строительных материалов)
- 3.6 Научно-технический комплекс
- 3.7 Малое предпринимательство
- 3.8 Инвестиционное развитие
- 3.9 Территориальное и градостроительное развитие
- 3.10 Улучшение экологической обстановки
- 3.11 Демографическое развитие
- 3.12 Развитие кадрового потенциала
- 3.13 Здравоохранение
- 3.14 Развитие системы социальной защиты и социального обслуживания
- 3.15 Образование
- 3.16 Культура
- 3.17 Развитие физической культуры и спорта
- 3.18 Обеспеченность жильем (строительство жилья)
- 3.19 Инженерная инфраструктура
- 3.20 Энергетика, энергосбережение
- 3.21 Теплоэнергетика
- 3.22 Газификация
- 3.23 Водоснабжение и водоотведение
- 3.24 Транспортная инфраструктура
- 3.25 Повышение эффективности использования государственного имущества
- Приложение I