1.2 Анализ полученных результатов
Рассмотрение результатов анализа, полученных в результате обработки имеющейся информации, показывает, что значения индексов для Владимирской области, в сравнении с другими индексами по области, в том числе характеризующим эффективность экономики в целом, ближе к низким или ниже средних таким как: «Налоги на душу населения», «Производительность труда, на 1 занятого в экономике», «Оборот малого бизнеса на душу населения», «Доля малого бизнеса в общей численности занятых региона», «Инвестиции на душу населения», «Доля инвестиций в ВРП», «Доля налогов в ВРП», «Доля производства электроэнергии в общем объеме», «Среднедушевой доход», «Ввод жилья на душу населения»
При этом показатель, в среднем, высоких значений индексов по показателям «Доля инвестиций в ВРП», «Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП», «Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 1000 жителей», «Доля инновационной продукции», свидетельствует о недоиспользовании потенциала экономики, возможности увеличения добавленной стоимости производств и развития наукоемких производств во Владимирской области. Такая совокупная возможность не прослеживается в большинстве регионов выборки. Однако необходимо учитывать, что по показателю «объем инвестиций в основной капитал», Владимирская область уступает показателям некоторых регионов.
По показателям, характеризующим жизненный уровень, и по демографическим показателям, таким как: «Коэффициенты смертности населения в трудоспособном возрасте», «Площадь жилищ на душу населения», «Среднедушевой объем коммунальных услуг», Владимирская область занимает позиции выше среднего. Однако по показателям группы, таким как «Ввод жилья на душу населения», «Прожиточный минимум», «Общие коэффициенты рождаемости», область сохраняет среднее положение.
Высокий и относительно высокий индексы показывают показатели «ВРП на душу населения», «Густота автомобильных дорог», «Доля малого бизнеса в общем обороте региона», «Доля инновационной продукции», «Численность студентов средних специальных учебных заведений на 10 000 тыс. жителей». «Доля услуг в ВРП», «Число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек».
Таким образом, можно сказать, что основными проблемами Владимирской области, являются:
1. По категории «Качество жизни»:
- низкий уровень среднедушевых доходов населения
- низкая налоговая обеспеченность населения.
2. По категории «Экономика»:
- низкая производительность труда;
- недостаток инвестиций;
- низкий уровень услуг малого бизнеса на душу населения.
На основе полученных данных определим возможные «точки роста»и конкурентные преимущества Владимирской области
1. В первую очередь, потенциальная точка роста, имеющая, некоторые ограничения по потенциалу, но эффективная по временным характеристикам - активизация промышленного производства.При этом важнейшей характеристикой этой «точки» является инновационность, что означает развитие инновационного промышленного производства. Владимирская область позиционируется как промышленный регион, поэтому приход инвестиций в модернизацию и новое производство в промышленности являются очевидным вариантом развития событий. Наличие инновационных лидеров, наряду с наличием профессиональных специалистов, подготовка которых осуществляется в средних специальных учебных заведениях области, может обеспечить конкурентные преимущества в производстве специализированной высокотехнологичной продукции. Данный аспект тем более актуален, что во Владимирской области наблюдается высокая доля инновационной и научно-исследовательской активности.
2. Другим конкурентным преимуществом является высокая густота сети автомобильных дорог, равно как и выгодное географическое положение Владимирской области, на основных транспортных магистралях, соединяющих центр страны с его восточной периферией (Урал, Сибирь), обеспечивающих области развитие внешнеэкономических связей и доступность рынков сбыта.
3. Потенциальным преимуществом Владимирской области является развитие малого бизнеса. С одной стороны, значение индекса «Оборот малых предприятий на душу населения» и «Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых региона» несколько ниже среднего. С другой стороны, значение индекса «Доля оборота малых предприятий в общем обороте региона» выше среднего по выборке. Это говорит о возможном недоиспользовании потенциала крупного и среднего бизнеса области. В то же время, низкие характеристики положения малого бизнеса свидетельствуют о наличии существенного потенциала роста. Развитие малого бизнеса является низкозатратным, особенно в части инвестиций и зависит, в основном, от институциональных мероприятий, уровня развития рыночной инфраструктуры, а также общей деловой активности и инвестиционной привлекательности региона.
4. Отраслевая структура ВРП практически совпадает со средней структурой валового продукта по стране. Показатель, по которому область отстает – «торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг» (9,5 против среднего 14,6), говорит о возможности развития данной сферы в области.
5. Одним из важных факторов влияния на экономику Владимирской области является степень износа основных фондов обрабатывающих производств, со значением индекса «средний». Данный фактор является общим для старопромышленных регионов и его устранение является объективным развитием. На первый план выходит задача реализации стратегии развития промышленности, ориентированной на технологические инновации, разработки новых продуктовых платформ, использование человеческого потенциала в новом качестве. Если Владимирская область первой сумеет реализовать выбранную стратегию, несомненно, получит конкурентные преимущества не только в данной сфере производства, но и в межрегиональной конкуренции за привлечение все новых и новых инвестиционных ресурсов. В свою очередь, поскольку реализация данной задачи характеризуется весьма высокой капиталоемкостью, первоочередным является обеспечение высокой инвестиционной привлекательности территории.
Отметим, что максимальная степень износа основных фондов в области наблюдается в секторе добычи полезных ископаемых, уступая в этом параметре только Воронежской и Ярославской областям. Производство в обрабатывающих отраслях Владимирской области в последние годы росло, причем индекс производства в 2006 году составил 105,3%, что несущественно ниже среднего значения, как по выборке (107,6 %), так и по стране в целом (105,7 %).
При анализе данных выборки, в категории «обрабатывающие производства», заметна роль производства неметаллических минеральных продуктов – значение этого показателя во Владимирской области (10,4%) вдвое больше чем в среднем по рассматриваемой выборке (5,9 %) и более чем в два раза выше среднего по стране в целом (4,8 %). Несомненная «точка роста».
Наиболее заметно место Владимирской области в производстве электрооборудования и оптического оборудования – 21,7% против 5,1% в среднем для РФ и 7,9 % для регионов выборки. Точка роста № 1.
- Разработка концепции стратегии
- Введение
- I. Определение места и роли региона в составе России, механизмы продвижения инвестиций
- 1. Рейтинг основных проблем региона
- 1.1 Определение исходных показателей
- 1.2 Анализ полученных результатов
- 1.3 Ранжирование основных проблем региона
- 1.4 Цели и задачи стратегического развития Владимирской области, вытекающие из рейтингового анализа
- 2. Важнейшие внешние и внутренние факторы влияния на экономику региона
- 2.1 Внешние факторы
- 2.1.1 Макрофакторы
- Товарная структура экспорта Российской Федерации, в %2
- 2.1.2 Мезофакторы
- 2.1.3 Микрофакторы
- 2.2 Важнейшие внутренние факторы
- 2.2.1 Промышленный фактор
- 2.2.2 Научно-технический фактор
- 2.2.3 Строительный фактор
- 2.2.4 Рекреационный фактор
- 2.2.5 Сельскохозяйственный фактор
- 2.2.6 Социальный фактор
- 3. Механизмы продвижения инвестиций
- 3.1 Инвестиционная деятельность региона
- 3.2 Предложения по продвижению инвестиций
- 3.3 Ключевые факторы повышения инвестиционной привлекательности
- 3.4 Совершенствование инвестиционного законодательства
- 3.5 Формирование системы прямого инвестиционного маркетинга
- 3.6 Развитие бизнес-инфраструктуры
- 3.7 Реконструкция жилищно-коммунального хозяйства
- 3.8 Кадровое обеспечение приоритетных инвестиционных проектов
- 3.9 Критерии отбора инвестиционных приоритетов
- 3.10 Критерии определения перспективных видов экономической деятельности для привлечения прямых инвестиций
- 3.11 Определение целевых инвесторов и маркетинговая программа
- 4. Значение экономики региона в экономике России
- 4.1 Постановка задачи
- 4.2 Основные виды деятельности, по которым регион занимает сильные позиции в стране
- 4.3 Основные мировые и общероссийские тенденции, определяющие направления экономического развития региона
- 4.4 Отрасли экономики, определяющие значение экономики региона в экономике страны до 2027 года
- 4.5 Расчетные показатели по видам деятельности
- II. Формулирование стратегических альтернатив и определение критериев оценки для стратегического выбора
- 1. Стратегические альтернативы
- 1.1 Инерционный сценарий
- 1.1.1 Стратегическое позиционирование
- 1.1.1.1 Промышленность
- 1.1.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.1.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.1.1.4 Туризм и рекреация
- 1.1.1.5 Человеческий капитал
- 1.1.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.1.3 Последовательность действий
- 1.1.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.1.3.2 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.1.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.1.4 Потребности в ресурсах
- 1.1.5 Риски
- 1.2 Агломерационный сценарий
- 1.2.1 Стратегическое позиционирование
- 1.2.1.1 Промышленность
- 1.2.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.2.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.2.1.4 Туризм и рекреация
- 1.2.1.5 Человеческий капитал
- 1.2.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.2.3 Последовательность действий
- 1.2.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.2.3.3 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.2.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.2.4 Потребности в ресурсах
- 1.2.5 Риски
- 1.3 Комплексный инновационный сценарий
- 1.3.1 Стратегическое позиционирование
- 1.3.1.1 Промышленность
- 1.3.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.3.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.3.1.4 Туризм и рекреация
- 1.3.1.5 Человеческий капитал
- 1.3.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.3.3 Последовательность действий
- 1.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.3.2 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.3.4 Потребности в ресурсах
- 1.3.5 Риски
- 2. Критерии оценки для стратегического выбора
- 2.1 Соответствие стратегическим целям
- 2.1.1 Соответствие федеральным целям
- 2.1.2 Соответствие корпоративным целям и целям регионов-соседей
- 2.1.3 Соответствие областным целям
- 2.2 Выбор сценария
- 3. Стратегическое видение и миссия
- 3.1 Ключевая идеология
- 3.2 Целевые ориентиры
- Целевые ориентиры в экономике и социальной сфере на период до 2027 года
- 3.3 Базовые стратегии
- 4. Стратегические цели в экономике и социальной сфере
- 4.1 Конкурентоспособная экономика и кластеры развития
- 4.2 Расширение рынков сбыта продукции и услуг
- 4.3 Бюджетная самодостаточность региона
- III. Среднесрочный стратегический план
- 1. Цель и задачи Среднесрочного стратегического плана
- 2. Этапы и сроки Среднесрочного стратегического плана
- 3. Мероприятия Среднесрочного стратегического плана
- 3.1 Промышленность
- 3.2 Логистика, грузоперевозки, складирование
- 3.3 Сельское хозяйство
- 3.4 Туризм и рекреация
- 3.5 Строительство (промышленность строительных материалов)
- 3.6 Научно-технический комплекс
- 3.7 Малое предпринимательство
- 3.8 Инвестиционное развитие
- 3.9 Территориальное и градостроительное развитие
- 3.10 Улучшение экологической обстановки
- 3.11 Демографическое развитие
- 3.12 Развитие кадрового потенциала
- 3.13 Здравоохранение
- 3.14 Развитие системы социальной защиты и социального обслуживания
- 3.15 Образование
- 3.16 Культура
- 3.17 Развитие физической культуры и спорта
- 3.18 Обеспеченность жильем (строительство жилья)
- 3.19 Инженерная инфраструктура
- 3.20 Энергетика, энергосбережение
- 3.21 Теплоэнергетика
- 3.22 Газификация
- 3.23 Водоснабжение и водоотведение
- 3.24 Транспортная инфраструктура
- 3.25 Повышение эффективности использования государственного имущества
- Приложение I