3.1 Ключевая идеология
Базовые положениядля разработки ключевой идеологии предполагают, что устойчивое социально-экономическое развитие Владимирской области реализуемо в условиях сохранения баланса между экономическим и историческим развитием региона, ростом социального благополучия населения и сохранением и умножением имеющихся ресурсов. Кроме этого, реализация выбранного стратегического сценария региона обеспечивается внутренними ресурсами и определяется на основании особенностей экономико-географического положения Владимирской области в составе России. Также важным условием устойчивого социально-экономического развития Владимирской области является баланс государственных, региональных и местных интересов, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны бизнес структур и общественных организаций.
Таким образом, ключевая идеология базируется на определении глобальной роли региона в составе страны, а также тех целей, которых следует достичь Владимирской области в период до 2027 года. На основе проведенной работы были выделены направления экономического развития, которые должны быть положены в основу ключевой идеологии региона, а именно:
- промышленный комплекс;
- исследовательский и инновационный сектор экономики;
- агропромышленный комплекс;
- транспортная и инженерная инфраструктура;
- рекреационно-туристическая сфера.
На основании данных направлений, которые должны стать «точками роста» экономики региона, и на основе особенностей геостратегического положения региона в центре европейской части России в зоне непосредственного влияния московской агломерации, следует определить роль Владимирской области как «Научно-промышленная и рекреационная область «Центр-Столица».
Определение значения Владимирской области, в составе России, предполагает формулирование глобальной цели развития региона - повышение уровня жизни населения, до уровня наиболее развитых регионов ЦФО, на основе реализации его географического, промышленного, научного и рекреационного потенциала.
Отталкиваясь от общей цели, следует определить последовательность стратегических целей региона, на весь период действия Стратегии, а также задачи, которые из них проистекают. Последовательность целей опирается на идею создания нового направления развития региона, определяющего его уникальность в составе России на базе развития старых, исторически сложившихся направлений экономики, а также на основе решении блока социальных проблем Владимирской области, с учетом стратегий развития соседних территорий. Таким образом, на сочетании «инновационного» и «традиционного» подхода, предполагается реализация общей цели регионального развития - повышение уровня благосостояния жителей Владимирской области.
Последовательность или взаимосвязь системы целей, предполагает обеспечение конкурентоспособности экономики, на основе реализации значительного промышленного, научного, рекреационного и транспортно-логистического потенциала региона; обеспечение сбалансированного экономического развития Владимирской области; создание условий для повышения естественного прироста населения, улучшения здоровья населения, ликвидации миграции в соседние регионы и повышение уровня доходов населения.
Задачи «инновационной» системы целейсостоят из конкретных подзадач:
- создание мощного инновационного и научно-исследовательского комплекса, нацеленного на разработку и внедрение в промышленное производство перспективных видов инновационной продукции двойного назначения, способного обеспечить значительные конкурентные преимущества Владимирской области на внутреннем и мировом рынках;
- формирование новых направлений промышленного производства, на базе существующих промышленных и научных ресурсов: производство оптического волокна, новых видов полимеров, лекарственных препаратов, альтернативных видов топлива;
- развитие межрегионального взаимодействия, на базе создания совместных производств по производству комплектующих для автомобильной промышленности, конечной продукции в рамках оборонного заказа, электронного и оптического оборудования;
- развитие существующей сети автомобильных и железных дорог, а также инфраструктуры, для обеспечения полноценного обслуживания транзитных потоков;
- повышение доходов бюджета, достаточных для полного финансирования социальных программ развития и стимулирования привлечения инвестиций в экономику области.
Задачи «традиционной» системы целейсостоят из конкретных подзадач:
- формирование благоприятных условий для модернизации промышленности региона и, создание современной конкурентоспособной продукции, по направлениям: производство машин и оборудования, транспортное машиностроение и производство специальной техники, производство строительных материалов (цемент, стекло), производство металлических изделий (кабельная продукция), химическое производство (полимеры), деревообрабатывающая промышленность (мебель), пищевая промышленность;
- создание условий для сбалансированного развития АПК (животноводство, зерноводство, овощеводство), нацеленного на производство высококачественных продуктов питания, для реализации на территории ЦФО и московской агломерации;
- создание условий для реализации значительного туристического и рекреационного потенциала, на базе развития туристической инфраструктуры;
- развитие потребительского рынка и стимулирование развития сферы услуг;
- модернизация инженерной инфраструктуры - перевооружение основных фондов в газораспределении, тепло- и электроснабжении.
Задачи социальной системы целей определяются через две группы задач, названных выше:
- повышение доходов населения;
- стимулирование создания новых высокооплачиваемых рабочих мест;
- создание условий для ликвидации маятниковой миграции в соседние регионы;
- создание современной системы образования, ориентированной на перспективные направления экономического развития (промышленность, наука, туризм) - развитие кадрового потенциала региона;
- обеспечение населения достойным уровнем социальной поддержки;
- повышение доступности и качества системы здравоохранения, нацеленное на повышение продолжительности жизни, а также создание системы защиты материнства и детства;
- улучшение жилищных условий, в том числе и в сельских территориях.
Кроме описанных задач и системы целей, выделяются общие цели,относящиеся в равной степени к «инновационной» и «традиционной» группе задач, а именно:
- дальнейшее развитие законодательной базы по привлечению инвестиций в различные сферы экономической деятельности и, совершенствование организационных механизмов по созданию прозрачных схем работы с потенциальными инвесторами;
- совершенствование налогово-бюджетного законодательства на региональном и муниципальном уровне;
- стимулирование развития инвестиционной инфраструктуры, создание условий для стратегического партнерства власти, бизнеса и общества (ЧГП).
- Разработка концепции стратегии
- Введение
- I. Определение места и роли региона в составе России, механизмы продвижения инвестиций
- 1. Рейтинг основных проблем региона
- 1.1 Определение исходных показателей
- 1.2 Анализ полученных результатов
- 1.3 Ранжирование основных проблем региона
- 1.4 Цели и задачи стратегического развития Владимирской области, вытекающие из рейтингового анализа
- 2. Важнейшие внешние и внутренние факторы влияния на экономику региона
- 2.1 Внешние факторы
- 2.1.1 Макрофакторы
- Товарная структура экспорта Российской Федерации, в %2
- 2.1.2 Мезофакторы
- 2.1.3 Микрофакторы
- 2.2 Важнейшие внутренние факторы
- 2.2.1 Промышленный фактор
- 2.2.2 Научно-технический фактор
- 2.2.3 Строительный фактор
- 2.2.4 Рекреационный фактор
- 2.2.5 Сельскохозяйственный фактор
- 2.2.6 Социальный фактор
- 3. Механизмы продвижения инвестиций
- 3.1 Инвестиционная деятельность региона
- 3.2 Предложения по продвижению инвестиций
- 3.3 Ключевые факторы повышения инвестиционной привлекательности
- 3.4 Совершенствование инвестиционного законодательства
- 3.5 Формирование системы прямого инвестиционного маркетинга
- 3.6 Развитие бизнес-инфраструктуры
- 3.7 Реконструкция жилищно-коммунального хозяйства
- 3.8 Кадровое обеспечение приоритетных инвестиционных проектов
- 3.9 Критерии отбора инвестиционных приоритетов
- 3.10 Критерии определения перспективных видов экономической деятельности для привлечения прямых инвестиций
- 3.11 Определение целевых инвесторов и маркетинговая программа
- 4. Значение экономики региона в экономике России
- 4.1 Постановка задачи
- 4.2 Основные виды деятельности, по которым регион занимает сильные позиции в стране
- 4.3 Основные мировые и общероссийские тенденции, определяющие направления экономического развития региона
- 4.4 Отрасли экономики, определяющие значение экономики региона в экономике страны до 2027 года
- 4.5 Расчетные показатели по видам деятельности
- II. Формулирование стратегических альтернатив и определение критериев оценки для стратегического выбора
- 1. Стратегические альтернативы
- 1.1 Инерционный сценарий
- 1.1.1 Стратегическое позиционирование
- 1.1.1.1 Промышленность
- 1.1.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.1.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.1.1.4 Туризм и рекреация
- 1.1.1.5 Человеческий капитал
- 1.1.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.1.3 Последовательность действий
- 1.1.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.1.3.2 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.1.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.1.4 Потребности в ресурсах
- 1.1.5 Риски
- 1.2 Агломерационный сценарий
- 1.2.1 Стратегическое позиционирование
- 1.2.1.1 Промышленность
- 1.2.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.2.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.2.1.4 Туризм и рекреация
- 1.2.1.5 Человеческий капитал
- 1.2.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.2.3 Последовательность действий
- 1.2.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.2.3.3 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.2.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.2.4 Потребности в ресурсах
- 1.2.5 Риски
- 1.3 Комплексный инновационный сценарий
- 1.3.1 Стратегическое позиционирование
- 1.3.1.1 Промышленность
- 1.3.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.3.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.3.1.4 Туризм и рекреация
- 1.3.1.5 Человеческий капитал
- 1.3.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.3.3 Последовательность действий
- 1.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.3.2 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.3.4 Потребности в ресурсах
- 1.3.5 Риски
- 2. Критерии оценки для стратегического выбора
- 2.1 Соответствие стратегическим целям
- 2.1.1 Соответствие федеральным целям
- 2.1.2 Соответствие корпоративным целям и целям регионов-соседей
- 2.1.3 Соответствие областным целям
- 2.2 Выбор сценария
- 3. Стратегическое видение и миссия
- 3.1 Ключевая идеология
- 3.2 Целевые ориентиры
- Целевые ориентиры в экономике и социальной сфере на период до 2027 года
- 3.3 Базовые стратегии
- 4. Стратегические цели в экономике и социальной сфере
- 4.1 Конкурентоспособная экономика и кластеры развития
- 4.2 Расширение рынков сбыта продукции и услуг
- 4.3 Бюджетная самодостаточность региона
- III. Среднесрочный стратегический план
- 1. Цель и задачи Среднесрочного стратегического плана
- 2. Этапы и сроки Среднесрочного стратегического плана
- 3. Мероприятия Среднесрочного стратегического плана
- 3.1 Промышленность
- 3.2 Логистика, грузоперевозки, складирование
- 3.3 Сельское хозяйство
- 3.4 Туризм и рекреация
- 3.5 Строительство (промышленность строительных материалов)
- 3.6 Научно-технический комплекс
- 3.7 Малое предпринимательство
- 3.8 Инвестиционное развитие
- 3.9 Территориальное и градостроительное развитие
- 3.10 Улучшение экологической обстановки
- 3.11 Демографическое развитие
- 3.12 Развитие кадрового потенциала
- 3.13 Здравоохранение
- 3.14 Развитие системы социальной защиты и социального обслуживания
- 3.15 Образование
- 3.16 Культура
- 3.17 Развитие физической культуры и спорта
- 3.18 Обеспеченность жильем (строительство жилья)
- 3.19 Инженерная инфраструктура
- 3.20 Энергетика, энергосбережение
- 3.21 Теплоэнергетика
- 3.22 Газификация
- 3.23 Водоснабжение и водоотведение
- 3.24 Транспортная инфраструктура
- 3.25 Повышение эффективности использования государственного имущества
- Приложение I