3.1 Инвестиционная деятельность региона
Успешность реализации выбранной стратегической альтернативы заключается в возможности привлечения максимального объема инвестиций во все виды экономической деятельности региона.
В целях унификации законодательства Владимирской области, в сфере инвестиционной деятельности и создания благоприятного инвестиционного климата, в 2002 г. был принят Закон Владимирской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области». Закон от 02.09.2002г. №90-03, вступил в силу с января 2003 года.
Администрацией Владимирской области, в последние годы, достигнуты значительные успехи по восстановлению основных сфер экономики региона и выходу из кризиса, в промышленности и сельском хозяйстве. Об этом можно судить по показателям роста иностранных инвестиций (2006 год – 20 место в РФ и 3 место в ЦФО (!)), уверенному росту промышленного производства (2005 – 27 место в РФ и 6 место в ЦФО), высокому уровню инновационной активности (7 место по РФ).
Поэтому главной задачей администрации Владимирской области является укрепление существующих положительных тенденций, и дальнейшая поддержка наиболее перспективных отраслей экономики региона. В силу ограниченности бюджетных ресурсов, необходимо дальнейшее привлечение инвестиций, развитие принципов частно-государственного партнерства, принципов менеджмента качества управления, постепенный переход от стратегии межрегиональной конкуренции с федеральным центром и соседними регионами, на основе создания налоговых льгот, к «качественной конкуренции» и взаимовыгодному сотрудничеству, что позволит повысить качество работы с инвесторами, снизит сроки согласования, обеспечит прозрачность схем реализации проектов.
Динамика структуры инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) по источникам финансирования Владимирской области, показывает, что на протяжении 2003-2005 гг. собственные средства предприятий преобладали над привлеченными средствами. В 2006 году удельный вес привлеченных инвестиций превышал собственные, что свидетельствует о повышении инвестиционной активности в области, повышении инвестиционного рейтинга и снижении инвестиционного риска.
Согласно классификации, принятой в рейтинговом агентстве «Эксперт РА», Владимирская область относится к типу 3В1 – «пониженный потенциал при умеренном риске». Эта квалификационная группа уже несколько лет присваивается региону. По инвестиционному потенциалу Владимирская область занимала в 2005-2006 гг. 43-е место среди регионов России, а по инвестиционному риску 72-е место в 2005-2006 году, среди регионов России, за счет увеличения политического и экономического рисков.
Динамика среднедушевого объема инвестиций в период с 2000 по 2006 годы, показывает, что Владимирская область существенно отстает по данному показателю от среднероссийского уровня и уровня ЦФО, занимая в ЦФО: 15 место в 2000- 2001 г.г., 14 место в 2002 году, 16 место в 2003-2006 г.г. и по России: 61 место в 2001 г., 55 место в 2002 г., 64 место в 2003г., 71 место в 2004г., 70 место в 2005-2006 г.г. Это позволяет сделать вывод о существовании недостатков в инвестиционной политике Владимирской области, а также о низком уровне включения области в зоны аутсорсинга и процессинга федерального центра.
Иностранные инвестициииграют значительную роль в общем объеме инвестиционных вложений, поступающих во Владимирскую область. С 2000 года наблюдается их постоянный рост. Так, в 2006 году объем иностранных вложений в область составил 336,1 млн. долларов США, что позволило ей занять 3 место в округе, после Москвы и Московской области, по объему иностранных инвестиций.
В настоящее время идут переговоры по предоставлению производственных площадок для крупных мировых корпораций, таких как: «Самсунг» и «Электролюкс»;
- завершается строительство базового завода бытовой техники «Беко-электроник»;
- запланировано строительство гипермаркета «Глобус» с общим объемом инвестиций 40 млн. евро;
- предприятия Владимирской области обеспечивают поставку стекольных изделий в российских и европейских торговых центрах фирмы ИКЕА.
- в сфере текстильной промышленности идет работа по предложениям от японских предпринимателей.
Задача стратегического развития региона – удержать достигнутые позиции, и, одновременно, вывести наиболее успешные сферы экономической деятельности на лидирующие позиции округа. Сохранение достигнутых показателей, в перспективе, позволит создать благоприятную почву для реализации перспективных инвестиционных проектов, а увеличение доходной части бюджета, позволит, одновременно, увеличивать расходы на значимые социальные программы.
В свою очередь, инвестиционная привлекательность области напрямую зависит от эффективности позиционирования ее конкурентных преимуществ в системе детерминант, определяющих конкурентоспособность региона в целом:
• факторные условия;
• поддерживающие отрасли;
• условия спроса;
• стратегии и объемы операций ключевых игроков рынка.
Вместе с тем, регион обладает значительными возможностями, в том числе:
- возможности использования природного сырья;
- возможность использования преимуществ географического положения (для развития транспорта, логистики таможенной обработки грузов);
- наличие перспективных площадок (для создания промышленных производств и предприятий сельского хозяйства).
Бюджетные ограничения связаны, прежде всего, с недостаточностью налогооблагаемой базы и низкой эффективностью деятельности предприятий машиностроения, АПК, имеющих высокую кредиторскую задолженность и задолженность по бюджетным платежам. Только благодаря этому факту, кредитный рейтинг региона остается низким.
Реализация в ближайшие годы приоритетных комплексных инвестиционных проектов в машиностроении, транспорте, энергетике, АПК, промышленности, позволит значительно расширить налогооблагаемую базу и в 1,5-2 раза увеличить налоговые поступления.
Согласно прогнозу развития Владимирской области до 2010 года, бюджетные расходы на душу населения возрастут с 16,1 до 25,0 тыс. руб., а объем инвестиций на душу населения с 13,6 до 25,0 тыс. руб.
Основным организационным ограничением может являться низкая эффективность управления инвестиционным процессом. При наличии реалистичной стратегии развития, у Администрации области появляется новая возможность репозиционирования конкурентных преимуществ и корректировки организационной системы управления, с учетом новых и перспективных реалий.
Особое значение в этих условиях имеет процесс выстраивания отношений с бизнес-сообществом, на принципах партнерства, что потребует подписания соответствующих договоров, соглашений о намерениях, деклараций с представителями ключевых хозяйствующих субъектов.
- Разработка концепции стратегии
- Введение
- I. Определение места и роли региона в составе России, механизмы продвижения инвестиций
- 1. Рейтинг основных проблем региона
- 1.1 Определение исходных показателей
- 1.2 Анализ полученных результатов
- 1.3 Ранжирование основных проблем региона
- 1.4 Цели и задачи стратегического развития Владимирской области, вытекающие из рейтингового анализа
- 2. Важнейшие внешние и внутренние факторы влияния на экономику региона
- 2.1 Внешние факторы
- 2.1.1 Макрофакторы
- Товарная структура экспорта Российской Федерации, в %2
- 2.1.2 Мезофакторы
- 2.1.3 Микрофакторы
- 2.2 Важнейшие внутренние факторы
- 2.2.1 Промышленный фактор
- 2.2.2 Научно-технический фактор
- 2.2.3 Строительный фактор
- 2.2.4 Рекреационный фактор
- 2.2.5 Сельскохозяйственный фактор
- 2.2.6 Социальный фактор
- 3. Механизмы продвижения инвестиций
- 3.1 Инвестиционная деятельность региона
- 3.2 Предложения по продвижению инвестиций
- 3.3 Ключевые факторы повышения инвестиционной привлекательности
- 3.4 Совершенствование инвестиционного законодательства
- 3.5 Формирование системы прямого инвестиционного маркетинга
- 3.6 Развитие бизнес-инфраструктуры
- 3.7 Реконструкция жилищно-коммунального хозяйства
- 3.8 Кадровое обеспечение приоритетных инвестиционных проектов
- 3.9 Критерии отбора инвестиционных приоритетов
- 3.10 Критерии определения перспективных видов экономической деятельности для привлечения прямых инвестиций
- 3.11 Определение целевых инвесторов и маркетинговая программа
- 4. Значение экономики региона в экономике России
- 4.1 Постановка задачи
- 4.2 Основные виды деятельности, по которым регион занимает сильные позиции в стране
- 4.3 Основные мировые и общероссийские тенденции, определяющие направления экономического развития региона
- 4.4 Отрасли экономики, определяющие значение экономики региона в экономике страны до 2027 года
- 4.5 Расчетные показатели по видам деятельности
- II. Формулирование стратегических альтернатив и определение критериев оценки для стратегического выбора
- 1. Стратегические альтернативы
- 1.1 Инерционный сценарий
- 1.1.1 Стратегическое позиционирование
- 1.1.1.1 Промышленность
- 1.1.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.1.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.1.1.4 Туризм и рекреация
- 1.1.1.5 Человеческий капитал
- 1.1.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.1.3 Последовательность действий
- 1.1.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.1.3.2 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.1.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.1.4 Потребности в ресурсах
- 1.1.5 Риски
- 1.2 Агломерационный сценарий
- 1.2.1 Стратегическое позиционирование
- 1.2.1.1 Промышленность
- 1.2.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.2.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.2.1.4 Туризм и рекреация
- 1.2.1.5 Человеческий капитал
- 1.2.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.2.3 Последовательность действий
- 1.2.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.2.3.3 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.2.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.2.4 Потребности в ресурсах
- 1.2.5 Риски
- 1.3 Комплексный инновационный сценарий
- 1.3.1 Стратегическое позиционирование
- 1.3.1.1 Промышленность
- 1.3.1.2 Агропромышленный комплекс
- 1.3.1.3 Инженерная инфраструктура
- 1.3.1.4 Туризм и рекреация
- 1.3.1.5 Человеческий капитал
- 1.3.2 Устойчивые конкурентные преимущества
- 1.3.3 Последовательность действий
- 1.3.1 Первый этап (2008-2014 годы)
- 1.3.2 Второй этап (2015-2021 годы)
- 1.3.3 Третий этап (после 2022 года)
- 1.3.4 Потребности в ресурсах
- 1.3.5 Риски
- 2. Критерии оценки для стратегического выбора
- 2.1 Соответствие стратегическим целям
- 2.1.1 Соответствие федеральным целям
- 2.1.2 Соответствие корпоративным целям и целям регионов-соседей
- 2.1.3 Соответствие областным целям
- 2.2 Выбор сценария
- 3. Стратегическое видение и миссия
- 3.1 Ключевая идеология
- 3.2 Целевые ориентиры
- Целевые ориентиры в экономике и социальной сфере на период до 2027 года
- 3.3 Базовые стратегии
- 4. Стратегические цели в экономике и социальной сфере
- 4.1 Конкурентоспособная экономика и кластеры развития
- 4.2 Расширение рынков сбыта продукции и услуг
- 4.3 Бюджетная самодостаточность региона
- III. Среднесрочный стратегический план
- 1. Цель и задачи Среднесрочного стратегического плана
- 2. Этапы и сроки Среднесрочного стратегического плана
- 3. Мероприятия Среднесрочного стратегического плана
- 3.1 Промышленность
- 3.2 Логистика, грузоперевозки, складирование
- 3.3 Сельское хозяйство
- 3.4 Туризм и рекреация
- 3.5 Строительство (промышленность строительных материалов)
- 3.6 Научно-технический комплекс
- 3.7 Малое предпринимательство
- 3.8 Инвестиционное развитие
- 3.9 Территориальное и градостроительное развитие
- 3.10 Улучшение экологической обстановки
- 3.11 Демографическое развитие
- 3.12 Развитие кадрового потенциала
- 3.13 Здравоохранение
- 3.14 Развитие системы социальной защиты и социального обслуживания
- 3.15 Образование
- 3.16 Культура
- 3.17 Развитие физической культуры и спорта
- 3.18 Обеспеченность жильем (строительство жилья)
- 3.19 Инженерная инфраструктура
- 3.20 Энергетика, энергосбережение
- 3.21 Теплоэнергетика
- 3.22 Газификация
- 3.23 Водоснабжение и водоотведение
- 3.24 Транспортная инфраструктура
- 3.25 Повышение эффективности использования государственного имущества
- Приложение I