logo search
Экономическая теория

6. Национальное и межгосударственное регулирование внешнеэкономических связей

Национальное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется государством посредством внешнеэкономической политики, под которой понимается воздействие на развитие эко­номических отношений с другими странами. Внешнеэкономичес­кая политика предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях в целом и с отдельными странами. Для обеспечения достижения поставлен­ных целей вырабатываются соответствующие методы и средства.

Внешнеэкономическая политика государства регулирует внеш­неэкономическую деятельность во всех её формах проявления. Большинство современных государств имеет обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики, позволяющий им оказывать активное влияние на структуру, географическое на­правление собственных международных экономических связей и на внешнеэкономическую политику других государств.

Внешнеэкономическая политика любого государства неразрыв­но связана с его внутренней политикой. Поэтому ее содержание определяется конкретными общественными отношениями в дан­ной стране, уровнем развития производительных сил, задачами расширения воспроизводства, решаемыми в рамках националь­ного хозяйства.

Участие страны в мирохозяйственных связях неизбежно при­водит к изменению уровня благосостояния отдельных слоев насе­ления в любой из стран: одни выигрывают в результате сделок, (торговых, валютных, финансово-кредитных) миграции капитала и рабочей силы, другие несут известные потери. К тому же общий выигрыш от международных экономических отношений обычно неравномерно распределяется между партнерами: одни страны получают большую часть выигрыша, другие — меньшую часть. Следовательно, международные экономические отношения затра­гивают экономические интересы отдельных слоев населения и отдельных стран, интересы, которые переплетаются самым слож­ным образом и вступают в противоречие друг с другом.

Общей причиной контроля за внешнеэкономической деятель­ностью со стороны государства является то, что правительство каждой страны на первое место, как правило, ставит нацио­нальные интересы. Так, к примеру, ограничения внешней тор­говли приводят к потерям для всего мирового хозяйства, хотя граждане отдельно взятой страны могут и выиграть от введения ограничительных мер. Несмотря на то, что защита внешней тор­говли в целом иногда оправдана, ограничительные меры обычно направлены на защиту частных экономических интересов и же­лание получить некоторые преимущества в настоящем.

Это и обусловливает необходимость целенаправленного воз­действия государства на экономические отношения с другими странами. При этом государство, регулируя внешнеэкономичес­кие операции, преследует цель создания наиболее благоприят­ных условий для развития национальной экономики.

Итак, под внешнеэкономической политикой государства обыч­но понимается деятельность, направленная на развитие и регу­лирование экономических отношений с другими странами.

Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны.

Общность объективных процессов, происходящих в мировой экономике и международных экономических отношениях, та­ких, как: обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, дестабилизация валютных курсов, неравновесие платежных ба­лансов, экономическая и политическая нестабильность в стра­нах Восточной Европы порождают практически у всех стран во внешнеэкономической политике взаимодействие двух тенденций: либерализации и протекционизма.

Протекционизм — политика государства, направленная на за­щиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних рынков.

Либерализация — политика государства, направленная на от­крытие внутреннего рынка для иностранных капиталов, товаров или рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внут­реннем рынке. В связи с тем, что международная торговля исто­рически являлась первой формой международных экономичес­ких отношений, то и в экономической науке традиционно ис­пользуется термин «фритредерство» (free trade) — политика свободной торговли.

Протекционизм и либерализация отражают прежде всего ре­акцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. В своей внешнеэкономической по­литике государства используют оба инструмента регулирования, в зависимости от определенного рынка, вида товаров или услуг. Зачастую характер взаимодействия этих мер диктуется специ­фикой той или иной отрасли.

Начиная со времен А. Смита, экономическая наука выступа­ет за либерализацию внешнеэкономических отношений, однако на практике абсолютно свободной торговли никогда не было и, видимо, быть не может. Правительства всех стран вводят те или иные ограничения на пути движения международных потоков товаров и услуг.

Позиции протекционизма серьезно подорваны как практичес­ки, так и теоретически. Экономическая наука в целом отрица­тельно относится к протекционизму, однако его сторонники еще встречаются в деловых и политических кругах ряда стран. Пра­вительства многих стран, определяя внешнеторговую политику, с одной стороны, стремятся всемерно увеличить объемы экспор­та, повышая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, а с другой стороны, пытаются ограничить импорт, чтобы снизить конкурентоспособность зарубежных то­варов на внутреннем рынке.

Фактически и сегодня многовековая дилемма, что наиболее эффективно обеспечивает реализацию национальных экономи­ческих интересов во внешнеэкономической деятельности — ли­берализация или протекционизм — окончательно не решена. В истории мировой экономики были периоды, когда чаша весов склонялась то в одну сторону, то в другую, но внешнеэкономи­ческая практика, как правило, не принимала крайних экстре­мальных форм.

Теоретические положения в поддержку протекционизма или либерализации если и являются противоположностями, то обя­зательно имеющими единство и обусловливающими друг друга. Ни одно из них не может существовать без другого.

Либеральная позиция по отношению к внешнеэкономической политике доминирует в периоды равновесия, меркантилистская – в периоды кризиса международного порядка.

Доминирование той или иной теории в конкретный период

времени объясняется тем, что она лучше подходит для описания процессов, характерных для этого периода.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер. По мере расши­рения внешнеэкономических связей той или иной страны требу­ются все новые инструменты, отвечающие в наибольшей мере уровню развития производительных сил, конкретной социаль­но-экономической ситуации. Они охватывают все формы внеш­неэкономических связей. Наиболее разработанными и детализи­рованными являются методы государственного регулирования такой формы внешнеэкономических связей, как внешняя тор­говля.

Классическими инструментами регулирования внешней тор­говли являются тарифные меры, которые по характеру действия относятся к экономическим регуляторам, и нетарифные меры.

Таможенный тариф — это системы таможенных пошлин, ко­торыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны.

Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемо­го при пересечении товаром таможенной границы, который по­вышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнетор­гового оборота.

Существующая классификация таможенных тарифов содер­жит в зависимости от различных критериев такие их виды, как:

а) импортные и экспортные;

б) адвалорные, специфические и смешанные;

в) преференциальные и дискриминационные, компенсационные и антидемпинговые;

г) фискальные и протекционистские.

На национальном уровне регулирование государством между­народной торговли осуществляется посредством регулирования экспорта и импорта, однако не всякий ввоз товара в страну озна­чает импорт, а не всякий вывоз — экспорт. Так, товар может ввозиться или вывозиться из страны для переработки или пере­возиться через территорию страны транзитом. Чтобы обеспечить дифференцированный подход к таким ситуациям, мировой прак­тикой выработаны различные таможенные режимы, оговорен­ные в таможенных кодексах страны. Это режим экспорта, вы­пуска для свободного обращения, транзита, реэкспорта и реим­порта, свободной таможенной зоны и др. Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных средств. Основным тарифным средством являются таможенные пошлины.

Таможенная пошлина поднимает отечественную цену импорт­ного товара выше мировой, а отечественные производители рас­ширяют выпуск. Поэтому тариф является средством защиты рынка, позволяя отечественным фирмам производить с предель­ными издержками, превышающими мировые. С точки зрения кривой предложения, введение тарифа действует подобно субси­дии отечественному производству. С точки зрения спроса, более высокая цена побуждает потребителей сократить потребление. При этом потребители будут больше покупать у отечественных и меньше — у иностранных производителей.

Экономические последствия введения таможенного тарифа многообразны: он воздействует на производство, потребление, товарооборот и благосостояние страны, которая ввела импорт­ный тариф, и ее партнеров по торговле.

К общим принципам формирования таможенных тарифов раз­личных стран относится увеличение тарифных ставок в зависи­мости от степени обработки товара, а к особенным — повышение пошлин в ряде стран на продукцию отдельных видов производств (например, на сельскохозяйственную для защиты от конкуриру­ющих товаров).

Как правило, уровни таможенного обложения всех стран не остаются неизменными: они меняются под воздействием различ­ных мировых экономических и политических процессов. В це­лом, для развитых стран характерна тенденция к постепенному снижению таможенных пошлин. В середине 50-х годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40%; в 70-х годах — 7-10%; в конце 90-х годов в промышленно развитых странах она находилась в пределах 3— 5%, а в России — в пределах 13-16%.

Действие Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного сразу же по окончании второй мировой войны, в корне изменило ситуацию с таможенными тарифами. За прошедшие годы понизился средний уровень таможенного тарифа. Страны, заключившие ГАТТ, отказались от экспортного тарифа. Он используется сейчас только в торговой практике не­которых развивающихся стран и стран с переходной экономи­кой, включая Россию, и распространяется обычно на товары тра­диционного экспорта. В России суммы экспортного тарифа в от­дельные годы в несколько раз превышали суммы импортного тарифа, что является одним из препятствий для вступления стра­ны во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В целом значение таможенного тарифа в настоящее время снижается, так как правительства большинства стран предпочи­тают прибегать к нетарифным методам ограничения междуна­родной торговли.

Нетарифные меры регулирования внешнеэкономических свя­зей согласно принятой в ООН классификации делятся на три категории:

а) внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. Лицензирование и контингентирование импор­та, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, «добровольные ограничения экспорта», компенсацион­ные сборы, система минимальных импортных цен и т.п.;

б) меры административного характера, такие как: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные формы, требования к упаковке, маркировке и т.д.;

в) меры косвенного воздействия на внешнюю торговлю, такие как: лицензия и контингенты (квоты). Эти меры используются практически всеми странами и направлены на ограничение импорта или стимулирование экспорта.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования экспортно-импортных потоков относятся лицен­зии и контингенты (квоты). Практически все страны мира ис­пользуют эти нетарифные меры. Лицензионная система предпо­лагает, что государство через специально уполномоченное ведом­ство выдает разрешения на внешнюю торговлю определенными, включенными в списки лицензируемых по экспорту и импорту товарами.

Наряду с лицензированием внешнеторговых операций приме­няется и такое их количественное ограничение, как квоты или контингенты, что означает ограничения по стоимости или коли­честву, вводимые на экспорт и импорт определенных товаров на определенное время.

При наличии таможенного тарифа можно закупать любое ко­личество иностранных товаров, квота же ограничивает количе­ство, а иногда и стоимость разрешаемого импорта. Квоты пред­почтительнее таможенных тарифов, поскольку предоставляют правительству большую гибкость и власть при осуществлении экономической политики. Они придают импорту количествен­ную определенность, изолируя отечественных производителей от угрозы иностранной конкуренции. Иногда импортная квота об­ходится стране дороже, чем эквивалентный тариф. Это происхо­дит в том случае, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка или монопольного положения иностранных экспортеров.

Использование квоты позволяет точно ограничить объем им­порта в отличие от импортного тарифа. В то время как повыше­ние таможенных пошлин может увеличить общую сумму импорт­ных платежей, введение квоты гарантирует их сокращение.

Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены данного товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. В результате при неограниченных масштабах экспорта может воз­никнуть его дефицит на внутреннем рынке. Как правило, по мере приближения внутренних цен к мировым число квотируемых товаров сокращается.

Широкое распространение нетарифных мер регулирования международной торговли объясняется рядом причин. Во-первых, большинство нетарифных мер не регулируются международны­ми соглашениями, и их введение является прерогативой прави­тельств отдельных стран. Правительства могут свободно мани­пулировать различными видами нетарифных ограничений тор­говли, что практически невозможно в отношении таможенных тарифов, которые регулируются ВТО. Во-вторых, нетарифные меры чаще всего не приводят к немедленному повышению цены товара, а следовательно, не ложатся дополнительным налоговым бременем на потребителя. Введение же таможенного тарифа пред­полагает увеличение цены товара на сумму таможенной пошли­ны. Поэтому широкие слои населения спокойно воспринимают известие о введение нетарифных мер, и у правительства в этом плане имеется ресурс «доверия».

Процесс формирования российской системы внешнеэкономи­ческого регулирования, создания ее нормативно-правовой базы далеко не завершен. Россия, ликвидировав государственную мо­нополию внешней торговли, за годы реформ использовала меры государственного регулирования, диктовавшиеся сиюминутными потребностями, что явилось отражением общего состояния г экономики России, колебаний ее экономического и политического курса.

Интернационализация производства в условиях углубляющегося международного разделения труда приводит с институцио­нальной точки зрения к осознанию «границ» национального государства, его неспособности оказать содействие национальным производителям-экспортерам за рубежом и защитить импортозамещающие производства внутри страны.

Государства с целью снятия «непонимания» других субъектов на мировых рынках идут на определенные издержки, чтобы установить «правила игры», и заключают соответствующие соглашения как в двустороннем, так и в многостороннем порядке. Международные соглашения представляют собой совокупность неформальных норм, составляющих «правила» игры, по которым осуществляется взаимодействие между экономическими субъектами разной страновой принадлежности в той или иной сфере их деятельности. В следовании нормам заключена предпосылка рационального поведения субъектов, несмотря на то, что нормы при этом считаются заданными извне, экзогенны.

Межгосударственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется международными институтами в виде международных экономических организаций, которых насчитывается несколько десятков. Их можно условно разделить на три группы по критерию значимости решаемых задач:

а) общемирового уровня;

б) регионального уровня;

в) регулирования торговли по отдельным товарным позициям.

Первая группа международных экономических организаций общемирового уровня включает ряд самостоятельных автоном­ных международных организаций, созданных на основе межпра­вительственных соглашений и обладающих широкой междуна­родной компетенцией в области экономики и в других смежных областях. Часть организаций входит в систему ООН и именуется как «специализированные учреждения» (термин, используемый в Уставе ООН), которые связаны с ООН специальными соглаше­ниями о сотрудничестве и координации через посредство Эконо­мического и Социального Совета.

Это следующие учреждения:

  1. Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

  2. Международная ассоциация развития (MAP).

  3. Международная организация труда (МОТ).

  4. Международная финансовая корпорация (МФК).

  5. Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

  6. Международный валютный фонд (МВФ).

  7. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).

  8. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

  9. Продовольственная и сельскохозяйственная Организации Объединенных Наций (ФАО).

10. Секретариат Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Часть международных экономических организаций функцио­нирует за пределами ООН. К ним относятся:

  1. Всемирная таможенная организация (ВТО).

  2. Всемирная торговая организация (ВТО).

  3. Международная торговая палата (МТП).

Ко второй группе международных экономических организа­ций регионального уровня относятся:

  1. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

  2. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

  3. Европейский Союз (ЕС).

4. Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ).

  1. Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР).

  2. Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА).

  3. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА).

  4. Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК).

9. Центрально-европейская зона свободной торговли или центрально-европейская инициатива (ЦЕИ).

10. Экономическое сообщество западно-африканских государств (ЭКОВАС).

Третья группа международных организаций специализирует­ся на регулировании международной торговли в разрезе отдель­ных товарных позиций. Среди них наиболее известными считаются:

ОПЕК — организация стран — экспортеров нефти;

АПЕК — ассоциация стран — экспортеров железной руды;

СИПЕК — организация стран — экспортеров меди;

ЕОУС — европейская организация угля и стали;

МПТФ — международная пушно-торговая федерация;

АПК — альянс производителей какао и др.