logo search
Осн

Современные отношения собственности в украине

После распада СССР и образования независимой Украины в ее экономике стали происходить существенные изменения. Современная экономика Украины характеризуется как смешанная, базирующаяся на общественной и частной собственности. Частная собственность возникает в результате приватизации имущества государственных предприятий. Приватизация – это процесс превращения государственной собственности в частную, тогда как разгосударствление – это превращение государственной собственности в негосударственную (частную или коллективную).

Для придания законности процессу разгосударствления и приватизации в 1992 году в Украине был принят Закон Украины “О приватизации имущества государственных предприятий” (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992,№24), в котором отмечено, что данный Закон не распространяется на приватизацию земельного и жилищного фонда, собственности колхозов и потребительской кооперации, а также объектов социально-культурного назначения, которые не принадлежат приватизируемым предприятиям. Политику приватизации осуществляет Фонд государственного имущества Украины.

Объектом приватизации может быть имущество предприятий, цехов, производств, участков, которые являются единым имущественным комплексом, а также незавершенное строительство.

Не подлежит приватизации имущество органов государственной власти и управления, Вооруженных Сил, Национальной гвардии, Службы безопасности Украины, Пограничных войск, правоохранительных и таможенных органов, золотой и валютный фонды, запасы государственных материальных резервов, эмиссионная и резервная (денежная) системы, производство ценных бумаг, средства правительственной связи, метеослужбы, национальные культурные и исторические памятники, недра, водные ресурсы, объекты образования и науки, которые финансируются из бюджета, предприятия по изготовлению наркотиков, оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, атомные электростанции и некоторые другие предприятия.

Субъектами приватизации могут быть граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица.

Инициатива о приватизации может поступать от Фонда государственного имущества Украины, от коллективов предприятий и от посторонних покупателей, которые подают заявление в региональное отделение Фонда государственного имущества. После принятия решения о приватизации комиссия регионального отделения Фонда государственного имущества должна представить свой, а если есть то и альтернативный план приватизации, который должен быть или отклонен, или утвержден в течение 10-ти дней.

Способы приватизации:

Законом Украины “О приватизации малых государственных предприятий (малую приватизацию)” (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 №24) предусматривалось право каждого гражданина Украины на бесплатное приобретение государственного имущества на сумму полученного приватизационного имущественного сертификата (ваучера). Стоимость такого сертификата составляла 1млн.50 тыс. руб., или приблизительно 11 грн. по ценам 2000 года. Малым считалось такое предприятие, балансовая стоимость которого в марте 1992 года не превышала 1,5 млн. руб.

В результате гиперинфляции, которая происходила в Украине в течение 1992-1995 годов, реальная стоимость ваучеров быстро падала, тогда как стоимость предприятий индексировалась с учетом инфляции, поэтому для выкупа одного малого предприятия нужно было несколько тысяч имущественных сертификатов. Граждане должны были в течение 1992-1995 годов поменять свои приватизационные сертификаты на акции какого-то предприятия, которое подлежало приватизации, по своему выбору. Акции наиболее прибыльных и перспективных предприятий были приобретены теми, кто был причастен к организации приватизации, руководителями этих предприятий и их родственниками. Много из приватизированных предприятий были искусственно доведены до банкротства, а затем за бесценок были скуплены предпринимателями, часто подставными лицами. Вследствие этого значительное количество граждан перестали быть совладельцами приватизированных предприятий.

Другие просто продали свои ваучеры за бесценок (иногда за бутылку водки). Значительное же количество тех граждан, которые приобрели на свои сертификаты акции, до сегодняшнего дня не получили ни одной копейки дивидендов на свои акции, поскольку предприятия, акции которых они приобрели хотя и не обанкротились, но и прибылей не имеют.

Следовательно, сертификатная приватизация оказалась пустышкой. Кое-кто из граждан, понимая никудышный характер такой приватизации, отказался получать ваучеры.

Процесс приватизации сопровождался большим количеством преступлений, разворовыванием государственного имущества ловкими дельцами, часто представителями власти, администрацией предприятий, чиновниками министерств и ведомств.

Законом Украины “О предприятиях в Украине” (Ведомости Верховной Рады Украини,1991, №24) предусмотрено существование в Украине частных предприятий, основанных на собственности отдельного гражданина с правом найма рабочей силы. В результате такого реформирования в Украине состоялось классовое расслоение общества. Возник класс буржуазии, которая владеет значительными размерами частной капиталистической собственности, в том числе собственности на основные средства производства. Отдельные из ее представителей распоряжаются собственностью в сотни миллионов и даже в миллиарды долларов. В то же время значительная часть населения вообще не имеет собственности на средства производства и очень малые размеры личной собственности. Это пролетарии, полупопрошайки и попрошайки. Кроме капиталистической развивается частная трудовая собственность, особенно на селе.

В связи с реформированием аграрного сектора в Украине, с ликвидацией колхозов и образованием на их базе фермерских и частно-коллективных хозяйств возникла смешанная форма собственности на землю и сложные аграрные отношения. Фермерские хозяйства базируются на аренде земельных паев прежних колхозников, много из которых сдают фермеру свой пай в аренду лишь на условии, что фермер будет нанимать его на работу в своем хозяйстве. Следовательно, прежние колхозники являются одновременно и землевладельцами, и наемными сельскохозяйственными рабочими. Если же фермерское хозяйство рассматривать как совместное хозяйство, а его работников как совладельцев и членов трудового коллектива, а не как наемных рабочих, тогда фермерское хозяйство следует рассматривать как коллективно- частное хозяйство, поскольку собственность на землю выступает не как общественная, а как частная собственность. Распределение доходов в таком хозяйстве будет осуществляться не только по труду, но и по размерам земельного пая. Правильнее будет называть такое хозяйство капиталистическим, а его работников, кроме самого фермера, наемными рабочими и одновременно мелкими землевладельцами.

Частная капиталистическая собственность в Украине существует преимущественно в акционерной форме.

Возрождение частной, в особенности капиталистической собственности, изменяет содержание и формы общественной собственности. Если в СССР государственная собственность выступала как одна из конкретных форм социалистической собственности (официально ее даже называли общенародной), то теперь она все больше превращается в капиталистическую государственную собственность. Изменяется и кооперативная форма. Если в СССР основной формой кооперативной собственности была колхозная собственность, то теперь колхозы исчезли, а фермерские хозяйства, которые возникли на их базе, вряд ли можно назвать кооперативными. В Украине существуют потребительские, дачные, гаражные, строительные и другие кооперативы. Собственность хозяйственных обществ близка по содержанию к собственности акционерных обществ и рассматривается как смешанная частно-общественная собственность. Собственность акционерных обществ закрытого типа ближе по содержанию к общественной коллективной собственности, а собственность акционерных обществ открытого типа – частная собственность, поскольку связана с эксплуатацией.

В связи с развитием рыночных отношений в Украине государственные предприятия владеют имуществом на праве хозяйственного ведения. Такая форма собственности предусмотрена Законом Украины “О собственности” (Ведомости Верховной Рады Украини,1991,№20).

В Украине существуют совместные предприятия (украинско-американские, украинско-израильские и тому подобное). Они базируются на совместной собственности.