logo
Осн

1. Экономическая мысль рабовладельческого и феодального обществ

Самые давние экономические мысли, зафиксированные в письменных памятниках, содержатся в законах вавилонского царя Хаммурапи (17ст. до н.э.), в художественных произведениях греческих поэтов Гомера “Илиада", “Одиссея” и Гесиода “Работы и дни” (8-7ст.до н.э.), в законах двенадцати таблиц (Рим, 4ст. до н.э.), в старинном индийском трактате “Артхашастра” (4ст. до н.э), и некоторых других.

В законах двенадцати таблиц содержались важные мысли о таких формах присвоения как пользование, владение и распоряжение. Эти понятия и в настоящий момент используются в экономической науке. В “Артхашастре” содержатся важные мысли о товарном производстве, стоимости и цене товаров. Стоимость товаров по мнению авторов“Артхашастры” определяется количеством “дней работы”. При конкуренции покупателей цена растет и может стать выше стоимости. В расходы на производство товара включается прибыль в размере 5% для туземних товаров и 10% для иностранных товаров. Государство должно регулировать цены путем создания товарных запасов, увеличивать доходы и сокращать расходы, развивать производительные силы. При такой политике подданные не будут враждебны к своим правителям.

Важные экономические мысли выражал в своих произведениях историк и философ Ксенофонт (444-355 г.г. до н.э.), который в своем произведении “Экономикос” доказывал, что сельское хозяйство является основой всех других отраслей производства, что разделение труда дает возможность улучшать качество изделий, что серебро не обесценивается при его увеличении. Платон (427-347 г.г. до н.э.) считал богатство и благотворительность несовместимыми. Идеальным государством он считал такое, которым управляют философы, охраняют воины, а земледельцы и ремесленники создают для них и для себя средства существования. Рабы являются орудиями производства.

Для того, чтобы дети не мешали управлять государством философам и воинам, они должны жить отдельно от родителей и воспитываться государством. У философов и воинов не должно быть собственности, они должны содержаться за счет труда рабов, земледельцев и ремесленников. Накопление денег должно быть запрещено. Платоновский “коммунизм” был реакционен, поскольку базировался на эксплуатации.

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) рассматривал деление людей на свободных и рабов как закон природы, то есть как природное и вечное явление. Он тоже уважал рабов орудиями производства. Аристотель различал два вида богатства: естественное богатство в форме потребительских стоимостей – экономия, и богатство в денежной форме – хрематистика. Соответственно такие же названия имели науки, которые изучали эти явления. Он выражал такое мнение: если товары обмениваются, значит, они равны, они равны, если за них дают одинаковое количество денег. Нужно было бы сказать, если на их производство потрачено одинаковое количество труда.

Определенные экономические мысли выражали такие известные римляне, как Катон Старший, Цицерон, братья Гракхи, Лукреций Кар. Их мысли отражали отношения и проблемы рабовладельческого общества.

Августин Блаженный (354-430 г.г. н.э.) выражал мысли, которые отражали эпоху раннего средневековья и зарождения феодализма. Он считал, что труд физический такой же почетный, как и умственный, что земледелие – наилучшая отрасль производства. Он осуждал торговлю и ростовщичество. Задание церкви, считал он, не освободить рабов, а сделать их хорошими.

Фома Аквинский (1225-1274) выразил важное мнение о том, что справедливая цена та, которая отвечает затратам труда.

Экономические отношения и мнения Киевской Руси нашли определенное отражение в “Русской правде” – сводке законов Киевской Руси.

Экономические мысли феодальной России 15-16 ст. нашли отражение в произведениях Ивана Пересветова и Ермолая Еразма.

Мы рассмотрели лишь важнейшие экономические мысли эпохи рабовладения и феодализма, они выражают не только представление их авторов, но и отражают производственные отношения и проблемы этих обществ. Эти мысли граничили и переплетались с философскими, этическими, историческими и другими. Не было ни одного сугубо экономического произведения или учения.

Первым систематическим экономическим учением стал меркантилизм (от итальянского mеrcante – торговец, купец), который возник в конце 15 века., – и развивался до 17 века включительно. Наиболее известны его представители Грамма, Скаруффи, Сера – итальянцы; В. Стаффорд, Г. Мен – англичане; Же. Боден, А. Монкретьен – французы.

Меркантилисты считали, что богатство – это деньги, путем обогащения (источником богатства) является торговля. Чтобы страна богатела, она должна больше продавать товаров, чем покупать. Они разрабатывали и обосновывали политику протекционизма, разрабатывали теорию денег (номиналистическую и количественную). Французский меркантилист А. Монкретьен впервые употребил понятие “политическая экономия", опубликовав “Трактат политической экономии” (1615). Меркантилизм стал первой школой политической экономии, однако он не стал наукой, поскольку не открыл ни одного экономического закона.

Политическая экономия стала наукой в трудах классиков буржуазной политэкономии.