logo search
Экономика инновационные подходы -

Альтернативный выбор производственных возможностей

Рис. 9. График альтернативного выбора производственных возможностей

В обществе имеются ограниченный набор ресурсов и определенный уровень технического развития. При этом за счет достижения оптимальной структуры производимых товаров создается большая товарная масса.

Современные экономические системы функционируют в условиях неопределенности. Это связано с тем, что экономические субъекты, принимая те или иные экономические решения, вынуждены оценивать будущие выгоды и затраты, произведенные в настоящем. В свою очередь, как показывает исторический опыт, проблемы будущего являются очень серьезными, в том числе и в экономическом аспекте. Одним из механизмов, позволяющим снизить степень неопределенности, выступает инновационная деятельность во всех аспектах своего проявления.

Экономическая теория еще не дала канонического определения инновационной экономики, что связано со множеством объективных и субъективных причин. В то же время можно выделить некоторые основополагающие категории, характеризующие инновационную экономику. Сюда следует отнести, помимо самих нововведений, следующие институты и принципы: 1) инновационную деятельность; 2) экономическую свободу; 3) монополию; 4) прогнозирование.

Инновационная деятельность. В условиях инновационной экономики фактором преодоления ограниченности ресурсов выступает инновационная деятельность как поиск инновационных идей, создание нововведений, реализация инновационной стратегии и тактики. В результате инновационной деятельности субъекты экономических отношений, ее применяющие, высвобождают инновационный потенциал, заложенный в экономических системах. Это, в свою очередь, позволяет получать им определенные преимущества, например, при распределении доходов. Можно также отметить и такое обстоятельство, как слабая юридическая регламентация инновационной деятельности, что, с одной стороны, выступает недостатком, а с другой - благом.

Экономическая свобода. Инновационная деятельность, как процесс, немыслима без высокой степени экономической свободы всех экономических субъектов. Экономическая свобода выступает необходимым и важным условием осуществления инновационной деятельности, являясь одновременно целью осуществления любой экономической и инновационной деятельности. В то же время без высокой степени экономической свободы немыслима и политическая, и личная свобода каждого отдельного субъекта.

Монополия. Инновационная деятельность и экономическая свобода как цель движения выступают важными предпосылками объективного процесса образования монополии, или монополистического положения. Как любое явление, монополия является носителем положительных и отрицательных свойств. Монополия в экономическом плане означает следующее: наличие на рынке одного покупателя или продавца; наличие на рынке монополистического покупателя или продавца; преобладание монополии покупателя над монополией продавца; общественные выгоды от деятельности инновационных монополистов в отличие от традиционных или «классических».

Инновационный монополист с целью недопущения конкуренции в своем экономическом сегменте поддерживает низкий уровень цен на свою продукцию и услуги. Тем самым он способствует более эффективному использованию ограниченных ресурсов в масштабах всей экономической системы. Положение инновационного монополиста объективно обусловливает необходимость нахождения оптимального соотношения между спросом и предложением.

Прогнозирование. Прогнозирование выступает важной структурной составляющей инновационной экономики, позволяющей наметить траекторию развития, функционирования и движения экономического субъекта на графике кривых производственных возможностей. В условиях инновационных монополий прогнозирование также является объективной необходимостью и обладает объективными предпосылками для собственной реализации. Кроме того, прогнозирование в стратегической и конкретной форме и планы (бизнес-планы и т.д.), как формы реализации прогнозов, выступают важным условием преодоления ограниченности ресурсов всеми экономическими субъектами. В результате осуществления прогностической и плановой деятельности экономические субъекты в состоянии выявить внутренние закономерности в экономическом движении подъемов и впадин на кривых производственных возможностей.

В этой связи не случайно отмечается, что «В.И. Вернадский за двадцать лет до того, как физики задумывались об отсутствии симметрии в микромире, писал, что пространство - время глубоко неоднородно и что явления симметрии могут в нем проявляться только в ограниченных участках». Далее, рассматривая взаимосвязь симметричного и несимметричного в социальном мире, он делает вывод, что категории «симметрия» адекватно «осознанное регулирование, планирование как части научного управления», а в категории «асимметричность» опережающее отражение переросло в научное прогнозирование, осуществляемое на основе прошлого опыта.*

* Абдеев P.O. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. С. 48-50.

Примером, характеризующим важность и эффективность прогнозирования и планирования, является реализация «атомных проектов» в СССР и США, когда буквально за 10 лет максимально отдаленная от практической жизни физическая теория материализовалась в действующем изделии. Причем все это происходило в условиях крайней ограниченности всех видов ресурсов, особенно в СССР, которые направлялись на проведение боевых операций.

Фактор времени. Время, как и любой другой фактор, обладает альтернативной стоимостью, которая "намного ниже у бедных людей, чем у тех, кто много зарабатывает"*. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что инновационные решения должны способствовать экономии времени всех без исключения экономических субъектов, а эти решения следует оценивать с позиций альтернативных стоимостей временных интервалов. Кроме того, "Фактор времени, который лежит в основе главных трудностей при решении почти любой экономической проблемы, сам по себе абсолютно постоянен: природе неведомо абсолютное деление времени на долгие и короткие периоды, они незаметно переходят друг в друга, и то, что для одной проблемы выступает как краткий период, оказывается для другой долгим"** .

* Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. 2-е изд., стереотип. М.: Дело, 1993. С 80.

** Маршалл А. Указ. соч. С.47.

Важность фактора времени в современных экономических системах обусловлена еще и тем, что, как отмечается, "первая трудность, которую нам надлежит решить, порождается фактором времени, источником многих величайших трудностей в экономической науке... Эта трудность усугубляется тем обстоятельством, что в экономической науке все последствия какой-либо причины редко выявляются одновременно, они часто обнаруживаются и после того, как сама причина уже перестала существовать".* Дело в том, что требуется некоторое время, чтобы повышение цены товара оказало полное влияние на потребление. Время требуется и для того, чтобы потребители привыкли к заменителям, могущим быть использованными вместо данного товара, а быть может, и для того, чтобы производители привыкли производить такие заменители в достаточном количестве. Может также потребоваться время для выработки привычки к новым товарам и к открытию способов их экономического использования.**

* Там же. С.174

** Там же. С.176.

Исходя из особенностей функционирования такого фактора производства, как капитал, который требует постоянного собственного возмещения, восстановления и расширения в каждый промежуток времени собственного функционирования, мы неизбежно приходим к пониманию того, что этот процесс должен возобновляться каждый раз на качественно или количественно новой основе, т.е. путем создания новых капитальных стоимостей, новых товаров производственного назначения. Последний процесс, в свою очередь, является объективной предпосылкой и основным условием функционирования инновационной экономики во всех формах ее проявления. Значение последней возрастает и продолжает возрастать с каждым конкретным промежутком времени, прожитым человеческой цивилизацией. Только в условиях инновационной экономики возможно создание материальной основы для постоянного как в настоящем, так и в будущем обеспечения процветания экономических систем. Поэтому не случайно отмечается, что "экономическая деятельность обращена в будущее. Следовательно, большая часть текущего экономического потребления является результатом прошлых усилий. Текущие производительные усилия, так сказать, производят для будущего, чтобы оплачивать прошлое нынешним потреблением. Иными словами, в развитых обществах некоторая часть текущих производительных усилий направлена на новое, или чистое, капиталообразование и текущее потребление приносится в жертву ради увеличения производства в будущее."*

* Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. М.: Прогресс, 1964. С.63-64.

С фактором времени связано и то обстоятельство, что при принятии решений имеют значение только ожидаемые предельные, а не необратимые издержки. Ожидаемые предельные издержки отражают сравнительные преимущества альтернативных решений, в то время как необратимые издержки всегда отражают лишь сравнительные преимущества прошлых решений. Однако никто не принимает решения в надежде повлиять на то, что произошло вчера.* Кроме того, «в этом законе (убывающей полезности. - авторы.), содержится скрытое условие, требующее выяснение. Оно заключается в том, что мы не учитываем, какое влияние оказывает время на какие-либо изменения в характере и вкусах самого человека... В подобных случаях наши заключения распространяются на какой-то период времени, причем к концу его человек уже не тот, каким он был вначале».**

* Хейне П. Указ. соч. С.186.

** Маршалл А. Указ. соч. С.157.

Правительство. В инновационной экономике правительство, как организация, должно выступать инновационным лидером для выполнения своих специфических функций, связанных с реализацией общественных задач, в наибольшей степени применять прогнозирование и планирование. Правительство должно создавать максимально возможные условия для реализации инновационного потенциала всех экономических субъектов в обществе. Кроме того, используя свое монопольное положение в стране, правительство обязано и должно заниматься осуществлением инновационной деятельности с целью избежания негативных последствий своего монопольного положения.

Рынки. Отмечается, что "общепризнанный взгляд состоит в том, что рынок всегда прав - рыночные цены стремятся правильно компенсировать будущие изменения, даже когда неясно, что же будут представлять собой эти изменения". В то же время можно согласиться с Дж. Соросом в том, что "рыночные цены всегда неверны в том смысле, что они отражают взгляд на будущее, основанный на предпочтениях. Но искажение работает в обоих направлениях: не только участники рыночного процесса действуют на основе своих предпочтений, но и их предпочтения влияют на ход событий. Это может создать впечатление, что рынки верно предчувствуют будущие изменения, но на самом деле не ожидания отвечают будущему ходу событий, а будущие события формируются этими ожиданиями. Восприятия участников по самой своей природе содержат ошибку, и существует двусторонняя связь - связь между ошибочными восприятиями и действительным ходом событий, - результатом которой является отсутствие соответствия между ними", и которая называется рефлексивностью.*

* Сорос Дж. Алхимия финансов. М.: Инфра-М, 1996. С.22.

Расширяя подход Дж. Сороса, можно утверждать, что различные рынки, а не только финансовые, "можно рассматривать... в качестве лаборатории для испытания гипотез." При этом "большинство участников рыночного процесса не рассматривают рынки в таком свете. Это значит, что они не знают, какие гипотезы тестируются; это также значит, что большинство гипотез, представляемых на тестирование, довольно банально",* например, таких, что "какие-то акции могут превысить средний рыночный уровень" или что существуют отрасли или продукты, которые обеспечивают высокую доходность или прибыльность.

* Там же. С.22.

Применительно к действию закона спроса отмечается, что "каждый, кто занимается операциями на рынке, где цены постоянно меняются, знает, что изменение ситуации на рынке оказывает весьма сильное влияние на участников операций. Рост цен привлекает покупателей (на фондовом рынке).* По аналогии на товарных рынках рост цен привлекает производителей, а их снижение - покупателей. Для того, чтобы "понять положение дел в реальном мире, нам нужно отвлечь свое внимание от гипотетического конечного результата и сосредоточиться на процессе изменений, которые мы можем наблюдать вокруг себя".** Поэтому требуются радикальные сдвиги в мышлении. "Понять процесс изменений значительно труднее, чем статическое состояние равновесия. Нам придется пересмотреть многие из привычных представлений о том, какого уровня понимания можно достичь, и удовлетвориться заключениями, значительно менее определенными, чем те, которые пыталась представить экономическая теория".***

* Там же. С.37.

** Там же. С.37.

*** Там же. С.39.

В этой связи отмечается, что "решения о покупках и продажах принимаются на основе ожиданий цен в будущем, а эти цены, в свою очередь, зависят от принимаемых в настоящий момент решений о покупках или продажах... цены, которые определяют производство и потребление, - не всегда цены текущего момента. Напротив, участники рыночного процесса с большей вероятностью руководствуются ценами, возможными в будущем... опираясь на цены фьючерсных рынков или на свои собственные ожидания".*

* Там же. С.36.

В то же время в современных экономических системах "если мы хотим иметь большее количество какого-либо товара, то обычно необходимо уплачивать за него и большую цену, выраженную в других товарах, которыми мы жертвуем, то есть ради каждой получаемой дополнительно единицы требуемого товара мы должны отказываться от дополнительного количества других товаров".* Здесь мы принимаем за условие оговорку обычно, но следует иметь в виду, что все чаще в последнее время не приходится платить за каждую дополнительную единицу какого-то товара и большую цену как раз в силу действия технологических факторов, которые меняются все более быстрыми темпами. И поэтому не случайно в настоящее время отмечается и такая ситуация, что один и тот же товар может выпускаться на основе различных технологических подходов и решений, в начале его внедрения на рынок используются одни технологии, а по мере его жизни на рынке появляются новые технологии, которые позволяют уже в рамках одного товара и неизменного или даже уменьшающегося количества ограниченных ресурсов выпускать дополнительное количество товаров.

* Самуэльсон П. Указ. соч. С.40.

В современных экономических системах "...единственный всеобщий закон, определяющий желание приобретения индивидуумом какого-либо товара, заключается в том, что его желание, при прочих равных условиях, сокращается с каждым увеличением предложения такого товара".* Таким образом, здесь мы можем отметить, что в своей глубинной сущности спрос на те или иные товары или услуги определяется не ценами, а предложением, а именно индивидуализированным предложением, или, кому как удобнее, - монополизированным предложением. Поэтому ценами спроса ...являются те, по которым можно продавать различные количества товара на рынке в течение данного периода и при данных условиях. Если каким-то образом изменяются условия ...требуется также изменить и цены, а это приходится делать постоянно, когда желание приобрести какой-либо товар существенно меняется в силу смены привычек, в результате удешевления на рынке конкурирующего товара или вследствие изобретения нового.** В то же время "часть спроса на наиболее дорогие...товары - это фактически спрос на средства достижения общественного престижа, а он почти не поддается насыщению".

* Маршалл А. Указ. соч. С.167.

** Там же. С.164.

В этой связи также необходимо отметить и такое обстоятельство, что "прописная истина повседневной жизни гласит, что подлинная ценность вещей для человека не измеряется той ценой, которую он за них платит, что, хотя он, например, тратит гораздо больше на чай, чем на соль, последняя представляет для него намного большую реальную ценность и что это четко обнаружилось бы, если бы его лишили соли ...нельзя признать предельную полезность товара показателем его общей полезности".*

* Там же. С.197.

Относительно спроса и предложения отмечается, что "конфигурации кривых спроса и предложения не могут считаться независимыми данными, так как обе эти категории включают в себя ожидания участников, касающиеся событий, которые, в свою очередь, обусловлены этими ожиданиями".* Поэтому и утверждается, "что именно предпочтения участников делают состояние равновесия недостижимым. Цель, к достижению которой должен вести процесс взаимного уравновешивания, включает в себя предпочтения, и предпочтения эти во время такого процесса могут сдвигаться. Когда это происходит, целью процесса является не равновесие, а некая движущаяся мишень."**

* Сорос Дж. Указ. соч. С.36.

** Там же. С.53.

Теория равновесия отвергает когнитивную функцию. "Кривые спроса и предложения, используемые в экономической теории, считаются выражением только воздействующей функции, когнитивная функция подменяется гипотезой совершенного знания. Если бы признавалось действие когнитивной функции, рынок считался бы способным изменить форму кривых спроса и предложения, а равновесие, изучаемое экономистами, не обязано было бы достигаться".*

* Там же. С.54.

В связи с теорией равновесия на конкурентных рынках отмечается, что в современных условиях практически невозможно найти более конкурентный рынок, чем фондовый. И в то же время на нем не отмечается "эмпирических свидетельств равновесия или хотя бы тенденции в динамике цен, ведущей к состоянию равновесия... Наблюдение обнаруживает постоянные изменения независимо от того, в течение какого срока оно производилось ...чрезвычайно трудно установить какое-либо твердое соответствие между изменениями цен на рынке и изменениями условий, которые их вызвали".*

* Там же. С.56.

В отношении проблемы равновесия цен также следует отметить, что очень часто "рыночные котировки играют особую роль: не просто отражают фундаментальные условия, а сами становятся частью фундаментальных условий, которые формируют эволюцию цен. Это рекурсивное взаимоотношение делает эволюцию цен неопределенной, а так называемую равновесную цену - неревалентной".* Именно в фундаментальности, а не во фрагментарности, неопределенности, инновационности предпочтений заключается вектор современного экономического развития.

* Там же. С.15.

Применительно к классическим построениям равновесия спроса и предложения не случайно отмечается, что "значение имеет именно кредит, а не денежная масса (иными словами... монетаризм является ложной идеологией) ...утверждение о том, что концепция общего равновесия не имеет отношение к реальности (иными словами классическая экономика является пустым по содержанию инструментом").* И кроме того, "в реальном, постоянно изменяющемся и всегда неопределенном мире такого (общетеоретического равновесия. - авторы.) не происходит.**

* Там же. С.29.

** Хейне П. Указ. соч. С.320.

Следует также дать определение рынка. Рынок - это институт, или механизм, благодаря которому покупатель (предъявитель спроса) встречается с продавцом (поставщиком) отдельных товаров и услуг. Может показаться на первый взгляд, что приведенное определение совпадает с классическим, которое дается, например в "Экономике" К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю. Но здесь контрагенты приводятся в единственном числе, так как в инновационной экономике движение осуществляется в направлении максимальной индивидуализации производства и потребления. Здесь речь даже скорее должна вестись не о рынках, а о контрактах или договорах. Поэтому инновационные рынки предполагают одного независимо действующего покупателя и одного продавца, заинтересованных в осуществлении взаимовыгодного обмена. В современную информационную эру, для которой характерны ситуации, когда нужды и затраты потребителей быстро распространяются по всему свету, когда они становятся чрезвычайно индивидуализированными, когда сами рынки становятся очень разнообразными по своей структуре, основное внимание следует уделять увеличению доходов, а не снижению издержек.* Поэтому не случайно одним из условий победы в конкурентной борьбе называются компьютерные технологии и умение производить индивидуализированные, в соответствии с запросами потребителей, изделия небольшими партиями, добиваясь при этом одновременно высокого качества и снижения издержек производства.**

* Хьюдж Э., Андерсон А. Дух превосходного производства: Пособие по формированию нового мышления у руководителей. Нью-Йорк: Доу-Джонс Ирвинг, 1988. Цит. по: Как добиться успеха: Практич. советы деловым людям / Под общ. ред. В.Е. Хруцкого. М.: Политиздат, 1991. 510 с.

** Шеллхарт Т. Химович С. Изменения в промышленности США на годы вперед // Уолл-стрит джорнэл. 1989, 2 мая. Цит. по.: Как добиться успеха: Практич. советы деловым людям / Под общ. ред. В.Е. Хруцкого. М.: Политиздат, 1991. 510 с.

Вследствие наличия конкуренции создаются мощные стимулы для широкого использования передовых технологий и средств производства, благодаря чему те экономические субъекты-новаторы, которые первыми начинают их применение, получают, как правило, дополнительно значительное вознаграждение. Это связано с тем, что за счет более новых технологий и средств производства обеспечивается более эффективное использование ограниченных видов ресурсов.

"Строгое значение понятия "конкуренция", очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо..." Поэтому существует "...известная самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой собственный путь, веря в собственные силы; осмотрительность и, вместе с тем, быстрота в выборе решений и суждений; привычка предвидеть будущее и определять курс действий с учетом дальних целей"*. В то же время "...свободная конкуренция, или, вернее, свобода производства и предпринимательства, получила возможность ринуться вперед, подобно исполинскому дикому чудовищу, не разбирая дороги. Злоупотребление своей новообретенной властью со стороны энергичных, но необразованных предпринимателей порождало (и порождает. - авторы.) всевозможные несчастья".**

* Маршалл А. Указ. соч. С.60.

** Там же. С.66.

Одним из фундаментальных свойств современных экономических систем является специализация экономических субъектов. При этом происходит специализация отдельных производителей на выпуске отдельных продуктов, услуг, а также их составных частей. Поэтому с этих позиций инновационная экономика выступает логическим продолжением процессов специализации.

Спрос в инновационной экономике можно изобразить в виде графика, который показывает, в какой степени может и должна возрастать индивидуализация потребительской способности товара по мере роста уровня дохода потребителя (рис. 10).

Рис. 10. График спроса в инновационной экономике: S - степень индивидуализации

потребительной стоимости товара; U - уровень дохода потребителя

Инновационная экономика позволяет экономическим системам во все большей степени повышать уровень удовлетворения безграничных человеческих потребностей как в масштабах отдельного индивида, так и в рамках всего общества, преодолевая тем самым ограничение редкости ресурсов методами экономического воздействия со стороны предложения. Если в командно-административных и классических рыночных экономических системах происходит ограничение спроса: путем нормирования в первом случае и путем манипулирования денежной массой на различных уровнях - во втором, то в инновационной экономике все большую роль играют предложение и факторы, повышающие его инновационную направленность.

Модель кругооборота в инновационной экономике. Роль инноваторов и соответственно инновационной деятельности можно видеть на модели кругооборота в инновационной экономике (рис.11). Здесь в блоке «Инноваторы» предусматриваются все контрагенты экономических взаимоотношений, складывающихся в обществе, руководствующиеся в своей деятельности принципами инновационной деятельности. Это может быть человек, предприятие, государство в лице своих органов. Целенаправленно и систематизированно получая информацию с рынка ресурсов, инноваторы предлагают нововведения, касающиеся повышения эффективности комбинации всех видов ресурсов.

Рис. 11. Модель кругооборота в инновационной экономике

Относительно «классической» модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов выдвигается ряд ограничений, среди которых особо можно выделить следующее: "Модель кругооборота (ресурсов, продуктов и дохода) не следует рассматривать как вечный двигатель. Описываемые этой моделью экономические процессы истощают человеческую энергию и поглощают материальные ресурсы. Более того, получившие широкое освещение проблемы загрязнения окружающей среды проистекают из того факта, что большая часть ресурсов, вкладываемых в процессы производства и потребления, возвращается в систему в том или ином виде отходов".*

* Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т.1. С.59.

В современных экономических системах существует проблема нахождения таких механизмов и видов деятельности, которые не приводят к истощению человеческой энергии и поглощению материальных ресурсов, а наоборот - увеличивают человеческую энергию, не поглощают материальные ресурсы и способствуют увеличению масштабов общественного богатства.