logo search
экономический анализ

Методы прогнозирования в экономическом анализе

 

Методы прогнозирования, используемые в экономическом анализе, традиционно делятся на экспертные и статистические.

Экспертные методы прогнозирования используют практически все организации, однако больше они подходят для оценки развития нестабильного рынка, который сложно описать с помощью математических формул и зависимостей, а также для долгосрочного прогнозирования. Успешность применения экспертных методов зависит от количества и квалификации экспертов, которых удается привлечь к работе.

Если рынок относительно предсказуем и организация располагает данными о предыдущей динамике прогнозируемого показателя или же о динамике факторов, которые на него влияют, то для кратко- или среднесрочного прогнозирования целесообразно использовать статистические методы. Эти методы основаны на предположении, что в будущем анализируемый показатель будет изменяться по тем же законам, что и в прошлом.

Наиболее широкое распространение в практике прогнозирования получило построение тренда и метод цепных индексов.

Тренд представляет собой математическое уравнение, описывающее поведение прогнозируемого показателя. Наиболее распространенным примером такого уравнения является зависимость объема продаж от времени.

Метод цепных индексов целесообразно использовать при наличии в прогнозе дополнительных факторов (например, сезонные колебания). Для этого сначала рассчитываются цепные индексы продаж (отношения объема продаж каждого последующего периода к предыдущему) и находится среднее значение этого индекса для каждого периода (месяца) за несколько лет. Затем объем продаж последнего отчетного периода умножается на индекс следующего (планового). Полученное значение и есть прогноз на первый прогнозный период. Для вычисления прогноза на второй и последующие периоды действуют аналогично.

 

 

Подумайте над вопросами:

 

1. Каковы основные принципы экономического анализа?

2. Какие виды сравнений используются в эконо­мическом анализе?

3. Каковы основные характеристики детерминированных и ве­роятностных взаимосвязей?

4. Какие методы статистики применяются в экономическом анализе?

5. Какие основные экономико-математические методы используются в экономическом анализе?

6. В чём сущность метода элиминирования?

7. В чем заключаются основные задачи факторного анализа?

8. Какова характеристика основных методов факторного анализа?

9. Какова сущность метода цепных подстановок?

10. В чем заклю­чаются достоинства и недостатки метода цепных подстановок?

11. Какова сущность интегрального метода факторного анализа?

12. В чем заключаются достоинства и недостатки интегрального метода?

 

 

Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях

 Метод экономического анализа

 Методика экономического анализа

 Абсолютный и относительный показатели

 Плановые и нормативные показатели

 Вертикальный и горизонтальный анализ

 Детерминированный и стохастический факторный анализ

 Корреляционный и регрессионный анализ