Анализ емкости и доли рынка организации
Емкость рынка – показатель, характеризующий реальную возможность работы организации на конкретном рынке. Данный показатель определяется совокупным объемом продаж конкретного вида продукции в течение определенного периода времени в натуральном или стоимостном выражении и рассчитывается как отношение объема продаж конкретного вида продукции или ассортиментной группы к потенциальной емкости рынка данной продукции:
Положительная динамика данного показателя свидетельствует об укреплении рыночной позиции организации и повышении ее конкурентоспособности.
Анализ емкости рынка предполагает:
1. Определение круга потенциальных потребителей путем:
анализа потребности в данной продукции наиболее значимых оптовых потребителей;
моделирования первоначального объема продаж в наиболее типичном регионе и экстраполирования результатов на весь рынок.
2. Анализ трендов – изучение динамики и структуры реализации продукции за несколько периодов и экстраполирование тенденций прошлых периодов на будущие.
3. Выявление и анализ факторов, влияющих на динамику емкости рынка (расширение спроса, уровень платежеспособности, инфляция и т.д.).
Наибольшее практическое значение этот показатель имеет при формировании ассортиментной программы, а конкретнее – при решении вопроса о возможности и необходимости увеличения (или снижения) объема продаж определенного вида продукции, исходя из рыночной политики организации и потребностей рынка. Анализ целесообразно проводить с помощью матрицы БКГ (Бостонской консалтинговой группы), позволяющей определить, какая продукция занимает ведущее положение по ее доле на рынке и какова динамика продаж. Матрица строится на основе расчета двух показателей:
темпов роста объема продаж, которые рассчитываются как индекс физического объема продаж;
относительной доли рынка, занимаемой организацией по конкретному виду продукции.
Дополнительно для построения матрицы БКГ следует рассчитать:
средний темп роста объема продаж
Расчеты проводят как правило по формуле средней арифметической, однако для более точного расчета данного показателя может быть использована формула средневзвешенной:
, где
Тр – темпы роста (снижения) объема продаж конкретного вида продукции;
di – доля конкретного вида продукции в общем объеме продаж.
усредненный коэффициент лидерства на рынке по всем видам продукции
диаметр круга в матрице, определяемый долей продукции в общем объеме продаж
Основной недостаток рассмотренного аналитического приема заключается в том, что позиция организации на рынке оценивается только по двум критериям. Другие факторы (цена, конкурентоспособность т.д.) не учитываются.
- Содержание тем программы
- Тема 1. Экономический анализ в системе управления организацией
- Теоретический материал темы 1 Предмет и объект экономического анализа
- Виды экономического анализа
- Этапы проведения экономического анализа
- Тема 2. Методология экономического анализа.
- Теоретический материал темы 2 Принципы экономического анализа
- Виды показателей, используемых в экономическом анализе
- Методы экономического анализа
- Традиционные методы экономического анализа
- Статистические и эвристические методы в экономическом анализе
- Методы детерминированного факторного анализа
- Общая характеристика зависимостей результативных и факторных показателей
- Методы прогнозирования в экономическом анализе
- Тема 3. Анализ производства и реализации продукции
- Анализ емкости и доли рынка организации
- Система показателей объемов производства и продаж
- Анализ ассортимента продукции
- Анализ качества и конкурентоспособности продукции
- Тема 4. Анализ основных средств
- Теоретический материал темы 4 Анализ состояния основных средств
- Анализ эффективности использования основных средств
- Факторный анализ фондоотдачи
- Анализ использования производственных мощностей
- Тема 5. Анализ материальных ресурсов
- Теоретический материал темы 5 Анализ обеспеченности материальными ресурсами
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Тема 6. Анализ трудовых ресурсов
- Теоретический материал темы 6 Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами
- Анализ использования рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Анализ фонда заработной платы
- Тема 7. Анализ финансовых результатов деятельности организации
- Теоретический материал темы 7 Анализ доходов и расходов организации
- Анализ себестоимости продукции
- Анализ прибыли организации
- Анализ деловой активности организации
- Анализ рентабельности деятельности организации
- 1. Рентабельность реализованной продукции:
- 2. Рентабельность активов (имущества):
- 3. Рентабельность собственного капитала:
- 4. Рентабельность инвестиций:
- 5. Рентабельность продаж:
- Тема 8. Основы маржинального анализа
- Теоретический материал темы 8 Анализ взаимосвязи затрат и объема реализации
- Анализ маржинальной прибыли, порога рентабельности и запаса финансовой прочности
- Анализ эффекта операционного рычага
- Тема 9. Основы инвестиционного анализа
- Методы оценки эффективности капитальных вложений
- Анализ эффективности капитальных вложений
- Тема 10. Анализ имущественного потенциала организации
- Аналитический баланс
- Анализ структуры и динамики активов
- Анализ структуры и динамики пассивов
- Аналитический балансТема 11. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости организации
- Анализ ликвидности баланса
- Коэффициентный анализ ликвидности и платёжеспособности
- Коэффициентный анализ финансовой устойчивости организации
- Список рекомендуемой литературы