Виды показателей, используемых в экономическом анализе
Показатели, используемые в экономическом анализе – совокупность дискретной аналитической информации, представленной в цифровой форме.
Каждый показатель имеет определенное числовое выражение, характеризующее конкретное измерение объекта или процесса и отражающее в цифровой форме их количественные параметры и экономическую сущность. При этом каждый объект или хозяйственный процесс обычно определяются комплексом взаимосвязанных показателей.
В экономической теории выделяют следующие группы показателей, используемых в экономическом анализе:
количественные и качественные. К количественным показателям относят показатели, отражающие количественную характеристику объекта или процесса – объем выручки, объем выполненных работ, величина основных средств, их доля в общем объеме активов и др. К качественным показателям относят показатели, отражающие существенную определенность объекта или процесса – доходность, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др. Количественные и качественные показатели тесно взаимосвязаны и применяются в комплексе, что обеспечивает всестороннюю и глубокую оценку достигнутых результатов;
абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в стоимостных и натуральных измерителях (рублях, тоннах, килограммах, метрах, литрах, штуках, часах и т.п.); относительные – в процентах и индексах;
обязательные – утверждаемые централизованно различными вышестоящими органами и неофициальные – разрабатываемые самой организацией;
обобщающие (интегральные) и частные;
плановые – расчетные показатели, используемые при составлении различного рода планов и бюджетов;
нормативные – утверждаемые (директивные, индикативные) показатели, имеющие расчетное или эмпирически определяемое числовое выражение.
При проведении экономического анализа целесообразно использовать всю совокупность этих показателей, что позволяет обеспечить глубину и всесторонность исследования хозяйственных процессов и явлений.
Кроме того, изучение каждого показателя во взаимосвязи с другими позволяет выявить факторы, влияющие на их изменение, определить доминирующие из них и количественно измерить зависимость между каждым фактором и результатным показателем, а также между самими факторами.
- Содержание тем программы
- Тема 1. Экономический анализ в системе управления организацией
- Теоретический материал темы 1 Предмет и объект экономического анализа
- Виды экономического анализа
- Этапы проведения экономического анализа
- Тема 2. Методология экономического анализа.
- Теоретический материал темы 2 Принципы экономического анализа
- Виды показателей, используемых в экономическом анализе
- Методы экономического анализа
- Традиционные методы экономического анализа
- Статистические и эвристические методы в экономическом анализе
- Методы детерминированного факторного анализа
- Общая характеристика зависимостей результативных и факторных показателей
- Методы прогнозирования в экономическом анализе
- Тема 3. Анализ производства и реализации продукции
- Анализ емкости и доли рынка организации
- Система показателей объемов производства и продаж
- Анализ ассортимента продукции
- Анализ качества и конкурентоспособности продукции
- Тема 4. Анализ основных средств
- Теоретический материал темы 4 Анализ состояния основных средств
- Анализ эффективности использования основных средств
- Факторный анализ фондоотдачи
- Анализ использования производственных мощностей
- Тема 5. Анализ материальных ресурсов
- Теоретический материал темы 5 Анализ обеспеченности материальными ресурсами
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Тема 6. Анализ трудовых ресурсов
- Теоретический материал темы 6 Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами
- Анализ использования рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Анализ фонда заработной платы
- Тема 7. Анализ финансовых результатов деятельности организации
- Теоретический материал темы 7 Анализ доходов и расходов организации
- Анализ себестоимости продукции
- Анализ прибыли организации
- Анализ деловой активности организации
- Анализ рентабельности деятельности организации
- 1. Рентабельность реализованной продукции:
- 2. Рентабельность активов (имущества):
- 3. Рентабельность собственного капитала:
- 4. Рентабельность инвестиций:
- 5. Рентабельность продаж:
- Тема 8. Основы маржинального анализа
- Теоретический материал темы 8 Анализ взаимосвязи затрат и объема реализации
- Анализ маржинальной прибыли, порога рентабельности и запаса финансовой прочности
- Анализ эффекта операционного рычага
- Тема 9. Основы инвестиционного анализа
- Методы оценки эффективности капитальных вложений
- Анализ эффективности капитальных вложений
- Тема 10. Анализ имущественного потенциала организации
- Аналитический баланс
- Анализ структуры и динамики активов
- Анализ структуры и динамики пассивов
- Аналитический балансТема 11. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости организации
- Анализ ликвидности баланса
- Коэффициентный анализ ликвидности и платёжеспособности
- Коэффициентный анализ финансовой устойчивости организации
- Список рекомендуемой литературы